- Краткое содержание рассказа «Стакан»
- Обстоятельства и участники конфликта
- Развитие конфликта из-за разбитого стакана
- Судебное разбирательство и его последствия
- Образы героев и сатира Зощенко
- Смысл и проблематика рассказа
- Коротко о главных персонажах
- Рассказчик
- Марья Васильевна Блохина
- Петр Антонович Блохин
- Краткий вывод
Краткое содержание рассказа «Стакан»
Рассказчик, приглашенный на поминки по маляру Блохину, случайно разбивает стакан. Этот незначительный инцидент вызывает бурную реакцию вдовы и ее деверя, которые подают на героя в суд.
Обстоятельства и участники конфликта
Действие рассказа Михаила Зощенко «Стакан» разворачивается в Москве, в небогатой среде. Главный герой – простой работяга, от чьего лица ведется повествование. Он приглашен на поминки по маляру Ивану Антоновичу Блохину, к которому питал добрые чувства⁚ «Иван Антонович Блохин довольно, говорю, добродушно ко мне относился и даже бесплатно потолок побелил».
Помимо рассказчика, в поминках участвуют⁚ вдова покойного, Марья Васильевна Блохина, «средних лет дамочка», устроившая поминки с весьма скромным угощением; гости, в основном родственники, среди которых выделяется деверь покойного, Петр Антонович Блохин, «ядовитый такой мужчина со стоячими кверху усиками», любящий поесть с комфортом, даже арбуз он «отрезает перочинным ножом и кушает».
Конфликт возникает из-за пустяка⁚ рассказчик неаккуратно отодвигает пустой стакан из-под чая и разбивает его о стоящую рядом сахарницу. Вдова, заметив трещину, начинает причитать о нанесенном ущербе. Деверь, подхватывает ее негодование, обвиняя гостя в неуважении к хозяйке дома и памяти покойного.
Развитие конфликта из-за разбитого стакана
Незначительный инцидент с треснувшим стаканом становится катализатором для бурного выяснения отношений. Вдова Марья Васильевна, изначально попытавшаяся сгладить ситуацию, под влиянием деверя разыгрывает настоящее представление. Она обвиняет рассказчика в умышленной порче имущества, предрекая, что за разбитым стаканом последуют и другие «потери»⁚ крантик у самовара, салфетка… Ее претензии выглядят абсурдно на фоне скромного угощения – чая с сахаром.
Деверь Петр Антонович, подкрепившись арбузом, с жаром вступает в перепалку, упирая на неуважение гостя к вдове и памяти покойного. Он грозит расправой⁚ «Таким, говорит, гостям прямо морды надо арбузом разбивать».
Рассказчик, оскорбленный нападками и обвинениями, отвечает вдовой и деверю в том же духе. Он не стесняется в выражениях, критикуя качество предложенного угощения⁚ «чай у вас шваброй пахнет». В итоге между героями разгорается настоящая ссора, перерастающая в взаимные оскорбления и угрозы.
Этот эпизод ярко иллюстрирует абсурдность ситуации⁚ из-за пустякового инцидента возникает конфликт, в котором проявляются мелочность, скандальность, лицемерие, характерные для обывательской среды.
Судебное разбирательство и его последствия
Разразившийся на поминках скандал не заканчивается простым выяснением отношений. Вдова Блохина, подстрекаемая деверём, решает добиться наказания для обидчика в судебном порядке. Она подает на рассказчика в суд, требуя возмещения ущерба — двух гривен за разбитый стакан.
Судебное разбирательство по столь незначительному делу выглядит комично и подчеркивает абсурдность ситуации. Нарсудья, уставший от подобных мелочных тяжб, советует рассказчику просто заплатить и забыть об этом недоразумении.
Однако герой, уязвлённый несправедливыми обвинениями и принципиальностью Блохиной, отказывается платить, желая получить назад «виновника торжества» — разбитый стакан. В итоге он выплачивает деньги, но получает от дворника вдовы уже безнадёжно испорченный, треснувший в нескольких местах стакан.
Судебное разбирательство не приносит морального удовлетворения ни одной из сторон. Рассказчик, хоть и пытается шутить над ситуацией, остаётся обиженным и разочарованным в человеческой мелочности. Вдова же, добившись своего, так и не получает ни моральной компенсации, ни уважения со стороны рассказчика, который в отместку грозится и дальше «таскать их по судам».
Образы героев и сатира Зощенко
В рассказе «Стакан» Зощенко создаёт яркие сатирические образы, типичные для его творчества. Главный герой, рассказчик, — простой человек, не лишённый самоиронии, но при этом вспыльчивый и склонный к преувеличениям. Он легко оказывается втянутым в абсурдный конфликт, сам того не желая.
Образ вдовы Блохиной – собирательный портрет мелочной, жадной и лицемерной обывательницы. Она скорбит о покойном муже, но устраивает скромные поминки, а незначительный ущерб в виде треснувшего стакана воспринимает как личное оскорбление и повод для вымогательства.
Деверь Петр Антонович – ещё один колоритный персонаж. Это самодовольный и чванливый обыватель, готовый на любой конфликт, лишь бы показать своё превосходство. Он с аппетитом уплетает арбуз, одновременно разглагольствуя о морали и наказывая рассказчика за неуважение к памяти покойного брата.
Зощенко мастерски использует язык, гротеск, гиперболу, чтобы высмеять мелочность, лицемерие, бюрократизм, царящие в повседневной жизни. Разбитый стакан становится символом абсурдности и бессмысленности конфликта, в котором герои теряют всякое чувство меры и здравого смысла.
Смысл и проблематика рассказа
Рассказ «Стакан», несмотря на свою кажущуюся простоту и комичность, поднимает важные социальные и нравственные проблемы; Зощенко высмеивает мещанство, мелочность, лицемерие, которые проникают во все сферы жизни, отравляя отношения между людьми.
Случай с разбитым стаканом становится метафорой абсурдных конфликтов, возникающих из-за пустяков. Герои, вместо того чтобы с юмором отнестись к ситуации, раздувают ее до масштабов трагедии, демонстрируя свою мелочность, склочность и жадность.
Зощенко также критикует бюрократизм и формализм судебной системы, которая не способна отличить настоящее преступление от мелкого бытового недоразумения. Суд превращается в фарс, где важнее соблюсти формальности, чем разобраться в сути дела.
Рассказ заставляет задуматься о том, как важно сохранять человечность, чувство юмора и здравый смысл в любых жизненных ситуациях. Зощенко призывает читателя к самоиронии, к умению смотреть на себя со стороны и не превращать мелочи жизни в предмет серьёзных раздоров.
Коротко о главных персонажах
Рассказчик
Простой работяга, от лица которого ведется повествование. Он — человек, близкий к народу, со своими достоинствами и недостатками. Обладает чувством юмора, способен посмеяться над собой, вспоминает о покойном маляре с теплотой, так как тот «довольно, говорю, добродушно ко мне относился и даже бесплатно потолок побелил». В то же время он вспыльчив, несдержан на язык, что и приводит к конфликту с вдовой и ее деверьем.
Рассказчик становится жертвой абсурдной ситуации, но в то же время и сам способствует ее развитию. Он мог бы извиниться за разбитый стакан, но вместо этого вступает в бессмысленную перепалку. Его упрямство и желание доказать свою правоту толкают его на еще большие глупости, вплоть до судебного разбирательства.
Образ рассказчика — это образ «маленького человека», который пытается отстоять свою достоинство в мире, где царят мелочность и формализм.
Марья Васильевна Блохина
Вдова покойного маляра, «средних лет дамочка». Ее образ — яркий пример мещанского лицемерия и мелочности; Она устраивает поминки по мужу, скорбя о нем на словах, но на деле ее больше волнует собственное благополучие. Скромное угощение для гостей и бурная реакция на разбитый стакан выдают ее скупость и желание выжать максимальную выгоду из любой ситуации.
Блохина легко поддается влиянию своего деверя, который подстрекает ее к судебному преследованию рассказчика. Она становится заложницей собственной мелочности, превращая незначительный инцидент в предмет принципиального спора.
Петр Антонович Блохин
Деверь покойного маляра, «ядовитый такой мужчина со стоячими кверху усиками». Это самодовольный и чванливый бюрократ, который любит поучать других, не замечая собственных недостатков. Он с аппетитом поедает арбуз, параллельно критикуя рассказчика за неуважение к памяти покойного брата.
Петр Антонович , типичный представитель мещанской среды, для которого важны лишь внешние приличия и собственный комфорт. Он не способен на сочувствие и понимание, его интересует лишь собственная значимость и возможность почувствовать себя выше других.
Краткий вывод
Рассказ Михаила Зощенко «Стакан» – сатирическое произведение, высмеивающее пороки обывательского общества начала XX века. На примере тривиального бытового конфликта автор раскрывает глубинный кризис человеческих отношений, где царят мелочность, лицемерие, формализм, а здравый смысл и добродушие уступают место скупости, эгоизму и желанию выглядеть в лучшем свете, не смотря ни на что;
Разбитый стакан становится символом абсурдности ситуации, в которую оказываются втянуты герои. Незначительный инцидент перерастает в настоящую трагедию, потому что каждый из участников конфликта зациклен на собственных интересах, не желая идти на уступки и проявлять снисходительность.
Зощенко мастерски использует разговорную речь, гротеск, гиперболу, создавая яркие и запоминающиеся образы. Рассказчик, вдова Блохина, ее деверь — типичные представители своего времени, со своими слабостями и пороками. Автор не жалеет красок, чтобы высмеять их мелочность, лицемерие, неумение жить в гармонии с собой и окружающими.
Несмотря на юмористическую форму повествования, рассказ заставляет задуматься о серьёзных вещах⁚ о том, как важно сохранять человечность, доброту, чувство юмора в любых жизненных ситуациях. «Стакан» , это не просто сатира на обывательщину, но и своеобразный призыв к читателю — быть терпимее, добрее, мудрее.
Рассказ заставляет задуматься о том, как часто мы сами раздуваем из мухи слона.
Очень жизненный рассказ! Уверен, многие узнают в героях своих знакомых или даже родственников.
Классический Зощенко! Вроде бы бытовая ситуация, даже смешная, но как точно подмечено мещанство, мелочность и склочность.
Интересно, как автор высмеивает жадность и лицемерие вдовы и ее деверя. Из-за копеечного стакана раздули целую трагедию!
Грустно, что и спустя почти сто лет после написания рассказа, такие ситуации все еще встречаются в жизни.
Блестящая сатира на мещанский быт и нравы. Зощенко — мастер коротких, но очень емких рассказов.
Несмотря на комичность ситуации, в рассказе чувствуется и грусть автора о человеческих слабостях.
Замечательный сатирический рассказ! Язык Зощенко неподражаем — простой, точный, с отличным чувством юмора.