- Краткое содержание рассказа А․П․ Чехова «Размазня»
- Знакомство с героями и завязка сюжета
- Расчет с гувернанткой⁚ проявление «размазни»
- Неожиданная реакция хозяина и объяснение поступка
- Урок жизни для Юлии Васильевны
- Смысл названия и главная мысль рассказа
- Коротко о главных персонажах
- Рассказчик (хозяин дома)
- Юлия Васильевна (гувернантка)
- Краткий вывод
Краткое содержание рассказа А․П․ Чехова «Размазня»
Рассказчик, хозяин дома, рассчитываясь с гувернанткой Юлией Васильевной, умышленно придирается к ней и значительно занижает сумму оплаты․ Робкая девушка не возражает и принимает несправедливую плату․
Знакомство с героями и завязка сюжета
Повествование в рассказе ведётся от лица безымянного хозяина дома, человека властного и уверенного в себе․ Он приглашает в свой кабинет гувернантку своих детей, Юлию Васильевну, для того, чтобы рассчитаться с ней за работу; Уже с первых строк читатель знакомится с образом робкой и застенчивой девушки․ Автор подчёркивает, что она проработала у хозяина уже два месяца, но ни разу не решилась попросить о полагающейся ей плате․
Завязка сюжета происходит в момент, когда хозяин начинает расчет․ Вместо того, чтобы просто отдать заработанные деньги, он начинает целую «игру» с гувернанткой․ Используя свое положение и властный тон, он намеренно занижает сумму, вычитая деньги по надуманным предлогам․
Расчет с гувернанткой⁚ проявление «размазни»
Рассказчик начинает расчет с того, что объявляет сумму, значительно меньшую, чем та, на которую рассчитывала Юлия Васильевна․ Он ссылается на то, что гувернантка якобы брала у его жены деньги в долг, не упоминает о выходных днях, вычитает плату за сломанный мальчиком стул․
Юлия Васильевна, тихая и забитая девушка, не находит в себе сил возразить․ Она неуверенно пытается напомнить о выходных, оправдывается, что стул сломал Коля, но её слабые протесты тонут в потоке слов хозяина․ Он продолжает «урезать» заработок, а несчастная гувернантка молча соглашается с каждым его словом, демонстрируя свое безволие и неспособность постоять за себя․
Именно в этой сцене ярко проявляется смысл названия рассказа – «размазня»․ Юлия Васильевна, не умеющая отстоять свои права, становится воплощением безволия и покорности․
Неожиданная реакция хозяина и объяснение поступка
Получив согласие Юлии Васильевны с несправедливо заниженной суммой, хозяин неожиданно меняет свое поведение․ Он резко бросает деньги на стол, называет гувернантку «размазней», «тряпкой» и обвиняет её в том, что она позволяет себя обирать․
Оказывается, все это время он разыгрывал спектакль, желая преподать Юлии Васильевне жестокий, но поучительный урок․ Он объясняет ошеломленной девушке, что в жизни нужно уметь постоять за себя, отстаивать свои права, иначе ею всегда будут пользоваться․
Хозяин возмущен безволием и покорностью гувернантки, которые он воспринимает как потакание несправедливости․ Он считает, что люди сами виноваты в том, что становятся жертвами обмана, поскольку не пытаются противостоять этому․
Урок жизни для Юлии Васильевны
Слова хозяина, жестокие и прямолинейные, производят на Юлию Васильевну сильное впечатление․ Она потрясена не столько самим обманом, сколько тем, как легко дала себя обидеть․ Слова хозяина заставляют её задуматься о собственной пассивности и неумении отстаивать свои интересы․
Унизительная ситуация, в которую попала Юлия Васильевна, становится для неё своеобразным жизненным уроком․ Хотя методы хозяина выглядят довольно спорными, его слова содержат в себе долю правды⁚ человек должен уметь защищать себя и свои права․
Неизвестно, изменится ли в итоге поведение Юлии Васильевны, но полученный опыт, вероятно, заставит её пересмотреть свое отношение к себе и окружающим․ Возможно, в будущем она станет более решительной и научится говорить «нет» тем, кто пытается её обидеть․
Смысл названия и главная мысль рассказа
Название рассказа «Размазня» является ключевым для понимания его смысла․ Чехов намеренно использует это резкое и пренебрежительное слово, чтобы обратить внимание читателя на проблему безволия и пассивности․ Юлия Васильевна, соглашаясь на несправедливые условия, становится символом людей, которые не способны отстоять себя в этом мире․
Главная мысль рассказа заключается в том, что человек должен быть личностью, иметь собственное достоинство и не позволять другим себя унижать․ Чехов призывает к активной жизненной позиции, к борьбе за свои права и интересы․ Он высмеивает пассивность и безволие, показывая, к каким печальным последствиям они могут привести․
Однако рассказ не дает однозначного ответа на вопрос, как именно нужно бороться с несправедливостью․ Методы хозяина, выбравшего такой жестокий способ «обучения» гувернантки, вызывают сомнения в их этичности․ Чехов словно приглашает читателя к размышлению о том, как найти баланс между смирением и агрессией, как отстаивать свои права, не превращаясь в тирана․
Коротко о главных персонажах
В рассказе «Размазня» Антон Павлович Чехов создает яркие и запоминающиеся образы, несмотря на лаконичность произведения․ Главными действующими лицами являются сам рассказчик, от лица которого ведется повествование, и молодая гувернантка Юлия Васильевна․
Рассказчик (хозяин дома)
Это человек образованный, принадлежащий к привилегированному сословию․ Он властен, уверен в себе, привык занимать доминирующее положение․ Его характер отличается прямолинейностью, он не стесняется в выражениях и не боится обидеть собеседника․
С одной стороны, он вызывает негативные эмоции, так как несправедливо обижает слабую и беззащитную девушку․ С другой стороны, его можно рассматривать и как своеобразного «учителя», который жестоким способом пытается преподать Юлии Васильевне важный жизненный урок․
Юлия Васильевна (гувернантка)
Это антипод рассказчика․ Это тихая, робкая, забитая девушка, которая не может постоять за себя․ Она соглашается с унизительными условиями не потому, что не понимает несправедливость ситуации, а потому, что боится возразить, показать свою волю․
Юлия Васильевна вызывает у читателя чувство жалости и сострадания․ Она становится жертвой собственной пассивности и безволия, а также жертвой жестокого «урока», который преподает ей хозяин․
Краткий вывод
Рассказ А․П․ Чехова «Размазня» – это небольшое, но емкое произведение, которое заставляет задуматься о важных жизненных вопросах․ Автор, используя сатирические приемы, высмеивает безволие и пассивность, показывая их разрушительное влияние на человека․
Юлия Васильевна, центральный женский образ, становится символом людей, которые не умеют отстаивать свои интересы, позволяя другим себя использовать․ Её трагедия заключается не только в том, что её обижают, но и в том, что она сама позволяет этому происходить․
Однако Чехов не просто критикует пассивность, он также ставит вопрос о том, как найти правильный способ борьбы за справедливость․ Методы хозяина, который пытается «научить» гувернантку с помощью жестокого урока, выглядят довольно спорными․
Таким образом, рассказ «Размазня» оставляет после себя множество вопросов и заставляет задуматься о том, как найти баланс между смирением и агрессией, как отстаивать свои права, не превращаясь в тирана․ Это произведение актуально и в наши дни, так как проблема безволия и неумения отстаивать себя по-прежнему остается актуальной․
Блестящий язык Чехова, его умение несколькими штрихами создать яркий образ — все это делает рассказ «Размазня» настоящим шедевром.
Несмотря на краткость, рассказ очень емкий. Сразу вспоминаются ситуации, когда сам сталкиваешься с подобной несправедливостью. И как же часто не хватает смелости, чтобы ответить, как герой рассказа!
Классический рассказ Чехова, в котором так точно подмечены человеческие слабости! «Размазня» — это ведь не только Юлия Васильевна, но и сам хозяин, который самоутверждается за счет беззащитной девушки.
Актуальный и по сей день рассказ. Сколько раз сталкиваешься с подобным хамством и «размазней» в нашей жизни! Чехов, как всегда, на высоте!
Интересно, что Чехов не дает оценок своим героям. Он просто показывает ситуацию, а читатель сам делает выводы. И это делает рассказ еще более сильным.
Жалко Юлию Васильевну, но ведь и сам хозяин вызывает неприятные чувства. Он словно питается ее слабостью, наслаждается своим мнимым превосходством.