Краткое содержание рассказа «Размазня» А.П. Чехова
Рассказ о том, как хозяин, рассчитываясь с гувернанткой, намеренно занижает сумму оплаты. Он ожидает протеста с ее стороны, но, получая покорное согласие, сам возмущается и пытается вразумить девушку.
Сюжет рассказа
В рассказе «Размазня» Антона Павловича Чехова повествуется о довольно необычной ситуации, произошедшей между хозяином дома и молодой гувернанткой Юлией Васильевной при расчете за ее работу.
Хозяин, будучи человеком решительным и уверенным в себе, решает преподать робкой и безропотной девушке жизненный урок. Он начинает намеренно занижать сумму, причитающуюся ей за два месяца работы, вычитая деньги за выходные, праздники, болезнь воспитанника и даже за испорченные вещи, в чем он бездоказательно обвиняет гувернантку.
Юлия Васильевна, поражая своей покорностью, молча соглашается с каждым вычетом, что приводит хозяина в бешенство. Он не ожидал такой пассивности и не может понять, как можно быть настолько безвольной, чтобы позволять себя обманывать.
В итоге, видя полное отсутствие сопротивления со стороны девушки, хозяин отдает ей всю сумму, изначально обещанную за работу. Он понимает, что его план провалился, и Юлия Васильевна так и не осознала важность отстаивания своих прав; В финальной сцене он с досадой восклицает⁚ «Да разве можно быть такою размазней?»
Главные герои
В рассказе Антона Павловича Чехова «Размазня» два главных героя, представляющих собой два совершенно противоположных типа личности⁚
- Хозяин дома (рассказчик). Это мужчина средних лет, представитель обеспеченного сословия, уверенный в себе, решительный, возможно, даже несколько резкий. Он привык занимать доминирующую позицию, не терпит возражений и считает себя вправе вершить судьбы других, пусть даже и из лучших побуждений.
- Юлия Васильевна. Молодая, застенчивая, бедная девушка, работающая гувернанткой. Она крайне не уверена в себе, боязлива, не умеет отстаивать свои интересы и покорно принимает любые удары судьбы. Ее образ — классический пример «маленького человека», который терпит унижения из-за своего бессловесного положения в обществе.
Конфликт между этими двумя героями и становится основой сюжета, раскрывая важные социальные и психологические проблемы того времени.
Смысл названия рассказа
Название рассказа Антона Павловича Чехова «Размазня» является ключевым для понимания смысла произведения и характеристики главной героини, Юлии Васильевны.
Слово «размазня» в русском языке имеет резко негативную окраску и обозначает бесхарактерного, безвольного человека, не способного постоять за себя. Именно такой предстает перед нами молодая гувернантка, которая безропотно принимает несправедливые обвинения и урезание зарплаты со стороны хозяина.
Однако Чехов, мастер психологизма, заставляет задуматься, является ли Юлия Васильевна «размазней» по своей природе, или же это вынужденная модель поведения, продиктованная ее социальным статусом, бедностью и зависимым положением. Ведь в те времена многие люди, подобные ей, не имели возможности открыто высказывать свое мнение и отстаивать свои права, опасаясь последствий.
Таким образом, название рассказа приобретает двойной смысл, заставляя задуматься не только о личной ответственности человека за свою судьбу, но и о жестоких реалиях того времени, которые порождали подобную безропотность и покорность.
Тема маленького человека в рассказе
Рассказ «Размазня» ярко иллюстрирует одну из центральных тем творчества Антона Павловича Чехова — тему «маленького человека», которая нашла свое отражение в образе кроткой гувернантки Юлии Васильевны.
Юлия Васильевна — типичный представитель униженных и оскорбленных, чьи права попираются из-за ее социального статуса и материальной зависимости от хозяев. Она не имеет голоса, не может противостоять несправедливости, молча принимая унизительное обращение и обман.
Чехов мастерски передает внутреннее состояние своей героини⁚ ее страх, растерянность, неумение отстоять себя. Он показывает, как социальные условия ломают человека, превращая его в покорную жертву.
Однако автор не просто констатирует факт существования «маленьких людей», он призывает задуматься о том, что делает их такими, какова роль общества в их унижении и может ли человек противостоять несправедливости, находясь на дне социальной иерархии.
Художественные особенности
В рассказе «Размазня» Антон Павлович Чехов мастерски использует целый ряд художественных приемов, которые делают произведение емким по содержанию и заставляют задуматься над поднятыми проблемами⁚
- Лаконичность и простота языка. Чехов славится своим умением в нескольких фразах передать суть происходящего, создать яркие и запоминающиеся образы.
- Диалог как основа повествования. Практически все произведение построено на диалоге между двумя главными героями, что позволяет читателю самому оценить их характеры и позиции.
- Психологизм. Чехов тонко передает эмоциональное состояние героев, их мысли и переживания. Особое внимание уделено образу Юлии Васильевны, чьи страх, растерянность и беспомощность автор передает с поразительной точностью.
- Социальная острота. Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, рассказ затрагивает важные социальные проблемы⁚ бесправие «маленького человека», несправедливость и произвол власть имущих.
- Открытый финал. Чехов не дает однозначных ответов на вопросы, поднятые в рассказе. Финал произведения остается открытым, заставляя читателя задуматься о судьбе героев и сделать собственные выводы.
Все эти художественные особенности делают рассказ «Размазня» ярким примером чеховского таланта и актуальным произведением, которое не теряет своей значимости и в наши дни.
Коротко о главных персонажах
В рассказе «Размазня» Антон Павлович Чехов знакомит нас с двумя центральными персонажами, противопоставленными друг другу не только по социальному статусу, но и по своим личностным качествам⁚
Хозяин дома (рассказчик)
- Социальное положение⁚ Представитель привилегированного сословия, скорее всего, помещик или состоятельный горожанин. Он привык к комфорту, распоряжается деньгами и судьбами людей, находящихся от него в зависимом положении.
- Характер⁚ Властный, самоуверенный, решительный. Он не привык, чтобы ему перечили, и склонен действовать, руководствуясь собственными представлениями о справедливости, даже если они не совпадают с общепринятыми нормами.
- Мотивация⁚ Хозяин, несмотря на свою жестокость в расчете с гувернанткой, руководствуется желанием преподать ей жизненный урок, показать, что нужно уметь постоять за себя. Однако его методы выглядят довольно сомнительными и говорят скорее о его собственной властности и неумении поставить себя на место другого человека.
Юлия Васильевна
- Социальное положение⁚ Молодая, бедная девушка, вынужденная заниматься репетиторством, чтобы заработать себе на жизнь. Она принадлежит к той категории людей, которые лишены прав и вынуждены смиряться с любыми условиями, предлагаемыми им «сильными мира сего».
- Характер⁚ Робкая, забитая, бессловесная. Она боится противоречить хозяину, даже когда он откровенно ее обманывает. Ее поведение объясняется не только врожденной кротостью, но и страхом потерять работу, которая является для нее единственным источником существования;
- Трагедия образа⁚ Юлия Васильевна — типичный представитель «маленького человека» в литературе, чья жизнь сломана из-за социальной несправедливости и собственной неспособности бороться за свои права. Она вызывает у читателя чувство жалости и сострадания, заставляя задуматся о том, что общество часто само порождает подобных «размазней», лишая их возможности жить достойно.
Противопоставление этих двух персонажей позволяет Чехову глубже раскрыть тему социального неравенства и ее влияния на человеческие судьбы.
Краткий вывод
Рассказ Антона Павловича Чехова «Размазня» — это яркая зарисовка нравов конца XIX века, обличающая социальное неравенство и его пагубное влияние на человеческие судьбы.
В центре сюжета — конфликт между хозяином дома, представителем привилегированного класса, и молодой гувернанткой Юлией Васильевной, типичной представительницей обездоленных слоев населения.
Чехов мастерски показывает, как социальная несправедливость калечит людей, превращая одних в самоуверенных тиранов, а других — в бессловесных жертв.
Автор не дает однозначных ответов на вопросы о том, кто виноват в сложившейся ситуации и как ее изменить. Однако сам факт описания этой проблемы в столь яркой и запоминающейся форме заставляет читателя задуматься о нравственных аспектах жизни общества и ответственности каждого человека за свои поступки.
Рассказ «Размазня», несмотря на свою лаконичность, поражает глубиной поднятых проблем и актуальностью, не утратившей своей значимости и в наши дни. Он напоминает о том, что борьба за справедливость и защита прав униженных и оскорбленных , это задача, которая стоит перед каждым из нас.
Грустный рассказ, но, к сожалению, очень реалистичный. Сколько таких «размазней» вокруг нас, которые боятся постоять за себя.
Классический Чехов! В этом коротком рассказе он так точно и ярко показал характеры, что диву даешься. И ведь сразу понятно, что «размазня» — это не только про деньги, а про всю жизнь.
Читала этот рассказ еще в школе, но и сейчас он не потерял своей актуальности. Очень жизненно и поучительно, особенно для молодежи.
Всегда поражался мастерству Чехова! «Размазня» — это же целая пьеса в нескольких страницах. И ведь как актуально и сегодня!
Интересно, как бы сложилась судьба Юлии Васильевны, если бы она все-таки возразила хозяину? Заставляет задуматься…
Блестящий рассказ! Чехов — мастер короткой формы. В нескольких страницах — целая история, заставляющая задуматься о многом.
Хозяин, конечно, хотел как лучше, но его метод воспитания вызывает сомнения. Впрочем, это же Чехов, у него всегда неоднозначные герои.