Краткое содержание рассказа Чехова «Размазня»
Рассказчик, от лица которого ведется повествование, решает проучить свою гувернантку, Юлию Васильевну. При расчете он намеренно занижает сумму жалования, ссылаясь на выдуманные провинности. Юлия Васильевна робко пытается возразить, но в итоге принимает несправедливую плату.
Завязка сюжета
Рассказ начинается с того, что безымянный герой, от лица которого ведется повествование, решает рассчитаться с гувернанткой своих детей, Юлией Васильевной. Он приглашает ее в кабинет и начинает разговор, предвкушая, как проучит скромную девушку.
Герой — человек властный, любящий чувствовать свое превосходство. Он уверен в том, что Юлия Васильевна, будучи тихой и забитой, не посмеет возразить ему и проглотит любую, даже самую несправедливую выходку. Мужчина решает воспользоваться ситуацией и преподать гувернантке «жестокий урок», чтобы показать ей ее жалкое положение.
Юлия Васильевна — молодая, бедно одетая девушка, робкая и неуверенная в себе. Она нуждается в работе и боится лишиться места. Эта зависимость делает ее легкой добычей для разного рода манипуляторов.
Автор намеренно не дает героям имен, представляя типичных представителей своего времени⁚ жестокого хозяина-эксплуататора и безропотную служанку, вынужденную терпеть унижения.
Уже в самом начале читателю становится ясен конфликт произведения — противостояние сильного и слабого, властного и зависимого. Автор мастерски передает атмосферу напряжения и предвкушения конфликта, который вот-вот разразится.
Развитие действия и кульминация
Рассказчик начинает расчет, преднамеренно занижая сумму, полагающуюся Юлии Васильевне. Он с ехидством перечисляет надуманные «грехи» гувернантки⁚ якобы пропущенные дни работы, разбитая чашка, испорченный костюм ребенка. С каждой фразой его голос звучит все более уверенно и издевательски.
Юлия Васильевна робко пытается возразить, напомнить о договоренностях, но ее аргументы звучат неуверенно и сбивчиво. Она чувствует себя униженной и оскорбленной, но страх потерять работу парализует ее волю. Девушка позволяет себя обсчитывать, принимая несправедливость как неизбежность.
Наблюдая за реакцией гувернантки, рассказчик испытывает злорадное удовлетворение. Он наслаждается своей властью над безответной девушкой, демонстративно унижая ее достоинство. Он доводит ситуацию до абсурда, предлагая Юлии Васильевне ничтожную сумму за два месяца работы.
Кульминацией рассказа становится момент, когда Юлия Васильевна, дрожащим голосом благодарит хозяина и берёт деньги. В этот момент читатель ощущает всю глубину ее бесправия и унижения. Кажется, что еще немного, и девушка просто сломается под гнетом несправедливости.
Развязка и реакция героев
Неожиданно для Юлии Васильевны, рассказчик резко меняет свое поведение. Он вскакивает, словно ужаленный, и с гневом обвиняет гувернантку в безропотности и трусости. Он говорит, что специально обсчитал ее, чтобы пробудить в ней чувство собственного достоинства.
Рассказчик вываливает на стол все деньги, причитающиеся Юлии Васильевне, и умоляет ее взять их. Он призывает девушку быть сильнее, не позволять себя в обиду и всегда отстаивать свои права.
Реакция Юлии Васильевны на этот внезапный поворот событий остается неоднозначной. Она молча берет деньги и так же молча уходит. Ее лицо непроницаемо, невозможно понять, какие чувства она испытывает⁚ обиду, унижение, растерянность или, может быть, даже благодарность?
Рассказчик же, оставшись один, чувствует себя неловко и раздраженно. Его «жестокий урок» не принес ему ожидаемого удовлетворения. Напротив, он оставил после себя тяжелый осадок и горькое послевкусие.
Финал рассказа остается открытым. Автор не дает однозначного ответа на вопрос, достиг ли рассказчик своей цели и смог ли он хоть как-то повлиять на судьбу Юлии Васильевны.
Анализ произведения «Размазня»
Тема и проблематика рассказа
В рассказе «Размазня» Чехов с присущей ему проницательностью поднимает ряд важных социальных и нравственных проблем, актуальных и по сей день.
Одной из центральных тем произведения является тема социального неравенства и несправедливости. Чехов показывает, как власть и деньги дают одним людям возможность безнаказанно унижать других, более слабых и зависимых.
Другой важной проблемой, затронутой в рассказе, является проблема маленького человека. Юлия Васильевна , типичный представитель этого чеховского типа. Она бедна, бесправна и вынуждена терпеть унижения ради куска хлеба.
Не менее актуальна и проблема нравственного выбора. Рассказчик, пытаясь проучить гувернантку, сам переходит грань дозволенного. Его поступок — это пример того, как легко человек может превратиться в тирана, имея хоть каплю власти.
Также Чехов затрагивает проблему равнодушия и безразличия общества к чужой боли. Никто не заступается за Юлию Васильевну, никто не пытается остановить рассказчика. Все происходит так, словно это в порядке вещей.
Рассказ «Размазня» — это не просто бытовая зарисовка, а глубокое философское размышление о природе человека и общества, о добре и зле, о справедливости и несправедливости.
Образы героев и их характеры
В центре повествования два ярких и противоречивых образа, воплощающих в себе типичные черты своего времени.
Рассказчик — человек образованный, обеспеченный, но внутренне глубоко порочный. Он наслаждается своим превосходством над гувернанткой, упивается властью, которую ему дают деньги. Он жесток и беспринципен, способен на унижение слабого ради собственного удовольствия.
Вместе с тем, Чехов наделяет своего героя и некоторыми положительными качествами. В конце рассказа он испытывает угрызения совести, понимая, что перешел грань. Его гнев направлен не только на Юлию Васильевну, но и на себя самого.
Юлия Васильевна — типичный представитель чеховской «размазни». Это молодая, бедная девушка, лишенная всякой защиты и поддержки. Она робкая, неуверенная в себе, боится отстоять свои права.
Однако, несмотря на внешнюю слабость, в ней чувствуется внутренняя сила и достоинство. Она не пытается оправдываться или унижаться перед рассказчиком, принимая его унижения с молчаливым достоинством.
Противопоставляя двух героев, Чехов показывает не столько индивидуальные, сколько социальные пороки общества. Он заставляет читателя задуматься о природе власти, о том, как легко человек может превратиться в тирана, и о том, как важно сохранять человечность и сострадание в любой ситуации.
Коротко о главных персонажах
Рассказчик
Кто он⁚ Безымянный герой, от лица которого ведется повествование. Вероятно, человек состоятельный, раз может позволить себе нанимать гувернантку для детей.
Характер⁚
- Властный⁚ Любит подчеркивать свое превосходство, особенно над теми, кого считает ниже себя по статусу.
- Жестокий⁚ Получает удовольствие, унижая и манипулируя Юлией Васильевной.
- Хитрый⁚ Тщательно продумывает свой план, чтобы максимально унизить гувернантку.
- Способный на раскаяние⁚ В конце концов его охватывает чувство вины, и он пытается загладить свою вину.
Значение образа⁚ Рассказчик — это типичный представитель эксплуататорского класса, который привык распоряжаться чужими жизнями. Чехов показывает, как легко власть развращает человека, делая его черствым и бездушным.
Юлия Васильевна
Кто она⁚ Молодая девушка, работающая гувернанткой в доме рассказчика.
- Робкая⁚ Боится возражать и отстаивать свои права, особенно перед начальством.
- Забитая⁚ Привыкла к унижениям и несправедливости, поэтому молча сносит выходки рассказчика.
- Бессловная⁚ Её молчание, не знак согласия, а скорее признак безысходности и страха.
- Не лишена гордости⁚ Несмотря на свою покорность, в ней чувствуется внутренняя сила и достоинство.
Значение образа⁚ Юлия Васильевна — воплощение «маленького человека», беззащитного перед произволом сильных мира сего. Она вызывает у читателя сочувствие и сострадание, заставляя задуматься о несправедливости социального устройства.
Краткий выво
Рассказ Чехова «Размазня» — это не просто история о том, как один человек обманул другого. Это глубокое и многогранное произведение, которое заставляет задуматься о важных социальных и нравственных проблемах.
- Власть развращает⁚ Человек, обладающий властью, даже незначительной, легко может стать тираном, особенно если сталкивается с безропотностью и покорностью.
- Необходимо бороться за свои права⁚ Молчаливое согласие с несправедливостью — это путь к еще большему унижению и бесправию. Важно уметь отстаивать свое достоинство, даже если это сложно и страшно.
- Проблема «маленького человека»⁚ Чехов вновь обращается к образу маленького человека, униженного и оскорбленного несправедливым общественным устройством.
- Открытый финал⁚ Финал рассказа остается открытым, заставляя читателя задуматься о судьбе героев и сделать собственные выводы. Сможет ли Юлия Васильевна изменить свою жизнь? Измениться ли сам рассказчик после своего жестокого «эксперимента»?
Несмотря на то, что рассказ был написан более ста лет назад, он не теряет своей актуальности и в наши дни. Проблемы социального неравенства, несправедливости, унижения человеческого достоинства по-прежнему остаются острыми.
Сила чеховского слова⁚
С помощью своего лаконичного, но точного языка, Чехов мастерски передает атмосферу времени, характеры героев, их мысли и чувства. Рассказ «Размазня» , это яркий пример того, как с помощью художественного слова можно говорить о сложных социальных и нравственных проблемах.
Очень жалко Юлию Васильевну! Она же видит, что ее обижают, но ничего не может сделать. Страшно представить, как много было таких «размазей» в то время.
Рассказ вызывает бурю эмоций: гнев, жалость, презрение. Чехов мастерски играет на нервах читателя, заставляя его сопереживать героям.
Блестящий язык Чехова! Каждое слово выверено, каждая фраза бьет точно в цель. И при этом рассказ читается на одном дыхании.
Актуальная история и в наши дни, к сожалению. Люди, которые пользуются своим положением, чтобы унижать слабых, встречаются и сейчас.
Интересно, что Чехов не дает оценок своим героям. Он просто показывает ситуацию такой, какая она есть, и читатель сам делает выводы. И от этого рассказ становится еще более пронзительным.
Классический Чехов! В коротком рассказе раскрывается целая драма социального неравенства. «Размазня» — это не только Юлия Васильевна, но и сам рассказчик, который упивается своей властью над бедной девушкой.