Размазня: анализ рассказа Чехова

Размазня: анализ рассказа Чехова Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа «Размазня» для пересказа

Рассказчик, нанявший гувернантку, решает с ней рассчитаться․ Пользуясь ее застенчивостью и нерешительностью, он начинает безбожно ее обсчитывать, вычитая из жалованья несуществующие штрафы․ Юлия Васильевна робко принимает деньги, чем вызывает гнев рассказчика;

Выплата жалованья

Рассказчик, от лица которого ведется повествование, приглашает к себе в кабинет гувернантку Юлию Васильевну для расчета․ Девушка проработала у него уже два месяца, обучая детей, но ни разу не заговаривала о деньгах․ Это, по мнению хозяина, странно, ведь все вокруг только и думают о деньгах․

С высокомерием человека, привыкшего считать себя умнее других, он решает проучить застенчивую девушку, преподать ей урок․ Ему непонятно, как можно быть такой робкой и кроткой, как будто не знаешь себе цену․ Ведь это же так просто – потребовать то, что тебе причитается!​

Расчет превращается в фарс⁚ хозяин начинает высчитывать из оговоренной суммы несуществующие прогулы и испорченные вещи; Он с азартом выдумывает все новые и новые штрафы, наблюдая за реакцией Юлии Васильевны․

Обман и покорность

Юлия Васильевна слушает нелепые придирки хозяина, краснея и смущаясь․ Она не решается возразить, поправить его, сказать, что ни в чем не виновата․ Девушка соглашается с каждым упреком, тихо оправдываясь и сбиваясь․

В итоге из оговоренной суммы в пятнадцать рублей остается жалкая часть – всего один рубль․ С готовностью соглашаясь и на это, Юлия Васильевна благодарит хозяина, чем вызывает в нем еще больший гнев․

Рассказчик ошеломлен таким поворотом событий․ Он ожидал увидеть слезы, протест, возмущение – но никак не покорное согласие․ Юлия Васильевна, получив свои гроши, уходит, оставляя его в недоумении и раздражении․

Урок жизни

Рассказчик, оставшись один, не может прийти в себя․ Неужели она действительно не понимает, что ее обманули?​ Неужели так боится возразить, постоять за себя?​ Он зовет кухарку и отдает ей те самые пятнадцать рублей, которые должен был получить Юлия Васильевна, прося передать деньги девушке․

Он потрясен поведением гувернантки․ С одной стороны, он презирает ее за слабохарактерность, за неспособность защитить себя․ С другой стороны, он чувствует укол совести, понимая, что сам спровоцировал эту ситуацию․

В финале рассказа звучит риторический вопрос, обращенный к читателю⁚ «Скажите на милость, как после этого прикажете не обсчитывать подобных господ?​» В этой фразе – вся суть чеховской сатиры, высмеивающей как беспринципность сильных мира сего, так и покорность тех, кто позволяет себя унижать․

Размазня ─ кто она?​

Кто же такая размазня в рассказе Чехова?​ На первый взгляд, это, конечно, Юлия Васильевна․ Робкая, забитая, не умеющая постоять за себя, она становится легкой добычей для хозяина, который пользуется ее слабостью․

Но Чехов был бы не Чеховым, если бы все было так просто․ Ведь именно Юлия Васильевна своей покорностью вызвала угрызения совести у обманувшего ее человека․ Он сам почувствовал себя неловко, испытал стыд за свой поступок․

Получается, что «размазня» ⎯ это не только жертва, но и своеобразный обличитель, зеркало, в котором отражается безнравственность и цинизм общества․ И именно эта «размазня», не желая того, заставляет нас задуматься о важных вещах⁚ о чести, о достоинстве, о праве на уважение, независимо от социального положения․

Смысл названия и главная мысль

Название рассказа «Размазня» сразу же задает тон всему повествованию․ Оно звучит уничижительно, презрительно, подчеркивая отношение хозяина к гувернантке․ Однако по мере развития сюжета становится понятно, что это слово приобретает и другой, более глубокий смысл․

Чехов, мастерски используя прием иронии, заставляет задуматься⁚ а кто же истинная «размазня» в этой истории? Неужели робкая, забитая девушка, не способная постоять за себя? Или же это сам хозяин, который, чувствуя свое превосходство, позволяет себе унижать слабого, пользуясь своим положением?

Главная мысль рассказа заключается в том, что человеческое достоинство не измеряется ни деньгами, ни социальным статусом․ Чехов призывает нас задуматься о том, как часто мы сами, подобно герою рассказа, проходим мимо несправедливости, не желая ввязываться, боясь испортить отношения․ Писатель напоминает о том, как важно оставаться человеком в любой ситуации, не терять сочувствия и сострадания, уметь постоять не только за себя, но и за тех, кто слабее․

Коротко о главных персонажах

В рассказе «Размазня» всего два главных действующих лица, противопоставленных друг другу․ Их характеры обрисованы Чеховым немногими штрихами, но ярко и точно․

Рассказчик

Это человек состоятельный, привыкший к тому, что его слово ⎯ закон․ Он считает себя умным, проницательным, ироничным․ В своем превосходстве над другими он не сомневается․ Гувернантка для него ⎯ всего лишь прислуга, «мелкая сошка», которую он может обидеть, не боясь последствий․

Однако за внешней самоуверенностью скрывается душевная черствость и равнодушие․ Он не понимает, как можно быть таким бесхребетным и не уметь постоять за себя․ Но именно эта черта характера Юлии Васильевны и заставляет его в конце концов почувствовать стыд за свой поступок․

Юлия Васильевна

Молодая гувернантка ⎯ антипод своего хозяина․ Это тихая, забитая девушка, боящаяся даже голоса поднять․ Она нуждается в работе, поэтому терпит любые придирки и оскорбления․ В ее поведении нет и тени протеста, она согласна на все, лишь бы не лишиться места․

В глазах рассказчика она ⎯ «размазня», человек без гордости и достоинства․ Однако именно ее покорность и кротость становятся своеобразным укором его цинизму и жестокости․ Ведь даже такая «размазня» способна вызвать угрызения совести у того, кто ее обидел․

Краткий вывод

Рассказ А․П․ Чехова «Размазня» – это яркий пример чеховской сатиры, направленной на высмеивание общественных пороков․ Автор мастерски изображает столкновение двух миров⁚ мира сильных и самоуверенных, привыкших брать от жизни все, и мира слабых и беззащитных, вынужденных смиряться с несправедливостью․

Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, рассказ поднимает глубокие нравственные проблемы⁚ человеческое достоинство, совесть, сострадание․ Чехов показывает, как легко переступить грань между уверенностью в себе и высокомерием, между практичностью и жестокостью․

Финал рассказа оставляет тяжелое послевкусие․ Хозяин, казалось бы, «проучивший» «размазню»-гувернантку, сам становится заложником своей жестокости․ Его мучает совесть, он испытывает стыд за свой поступок․ И это означает, что даже в самом черством и равнодушном сердце еще теплится искра человечности․

Рассказ актуален и сегодня, ведь проблема социального неравенства и несправедливости нигде не исчезла․ «Размазни» существуют не только в литературе, но и в реальной жизни, и от нас зависит, будем ли мы подобны равнодушному хозяину или же сможем проявить сочувствие и понимание․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Иван

    Классический пример человеческой подлости и малодушия. Рассказчик вызывает отвращение своим поведением.

  2. Ольга Петровна

    Какой мерзкий тип этот рассказчик! Неужели он не понимает, как унижает бедную девушку? Ведь она наверняка нуждается в этих деньгах!

  3. Антон

    Рассказ оставляет тяжелый осадок. Хочется верить, что в жизни добро и справедливость все же восторжествуют.

  4. Елена Сергеевна

    Сердце кровью обливается за Юлию Васильевну. Как можно быть такой беззащитной перед наглостью и хамством?

  5. Сергей Николаевич

    Подобные рассказы заставляют задуматься о природе человека, о том, на что он способен ради собственной выгоды.

  6. Дмитрий

    Интересно, что чувствовал рассказчик в конце? Осознал ли он всю низость своего поступка?

  7. Александра

    Ужасно несправедливо! Хочется верить, что Юлия Васильевна найдет более достойное место и не столкнется больше с таким унижением.

  8. Марина

    Страшно представить, сколько еще таких Юлий Васильевн страдают от подобного отношения!