Краткое содержание размышления у парадного подъезда
В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов изображает контраст между роскошью богатого дома и нищетой крестьян, пришедших к вельможе за помощью. Автор обличает безразличие сильных мира сего к страданиям народа, вопрошая, когда же он пробудится от многовекового сна.
История создания стихотворения
Стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» – это яркий отклик на реальное событие, свидетелем которого стал сам поэт. В 1858 году, наблюдая из окна своей квартиры на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге, Некрасов стал свидетелем вопиющей социальной несправедливости. Группа крестьян-просителей, измученных нуждой и отчаявшихся найти справедливость, пришла к дому министра государственных имуществ М.Н. Муравьева.
Они надеялись на милость и понимание важного чиновника, верили, что он выслушает их беды и поможет. Но их надеждам не суждено было сбыться. Холодный прием, оказанный им у парадного подъезда, стал горьким символом равнодушия власти к простому народу.
Вместо участия и помощи крестьяне встретили лишь черствость и презрение. Городовой и дворники, охранявшие покой важного вельможи, грубо прогнали просителей, даже не дав им возможности приблизиться к дверям. Эта сцена глубоко потрясла Некрасова, пробудив в его душе гнев и боль.
По воспоминаниям А.Я. Панаевой, близкой подруги поэта, Некрасов, не в силах сдержать эмоций, отошел от окна, нервно сжимая губы. Вскоре он прочел ей только что написанное стихотворение «Размышления у парадного подъезда», в котором отразился весь ужас увиденного, вся горечь и несправедливость, царившие в тогдашней России.
Контраст между роскошью и нищетой
В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов мастерски использует прием антитезы, чтобы подчеркнуть глубокую пропасть, разделяющую мир богатства и мир нищеты. С первых строк произведения перед читателем разворачивается картина роскоши и довольства⁚ «Вот парадный подъезд. По торжественным дням, / Одержимый холопским недугом, / Целый город с каким-то испугом / Подъезжает к заветным дверям…».
Торжественные эпитеты «парадный», «заветные» рисуют образ недоступного, почти священного места, куда стремятся попасть представители высшего света. Их «холопский недуг», это жажда почестей, стремление к власти, свойственное тем, кто уже и так обладает всем.
На этом фоне особенно ярко и трагично выглядит картина народного горя. Убогие, голодные крестьяне, пришедшие издалека в надежде найти помощь и защиту, противопоставлены сытым и равнодушным обитателям роскошных палат. «А в будние дни убогие лица / Просителей здесь толпятся с утра…», — пишет Некрасов, и эти строки наполнены горечью и состраданием.
Контраст подчеркивается и описанием внешнего вида героев. С одной стороны, лощеные франты, одетые по последней моде, с другой — измученные дорогой крестьяне⁚ «…кровь на ногах, под лаптями мозоли, / И крестом перетянута грудь…».
Этот контраст между роскошью и нищетой, яркостью и убогостью, счастьем и горем проходит через все стихотворение, заставляя читателя задуматься о несправедливости общественного устройства.
Образ народа в стихотворении
В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов создает собирательный образ русского народа, страдающего от нищеты, бесправия и равнодушия властей. Крестьяне показаны как люди терпеливые, привыкшие к лишениям и несправедливости.
Они приходят к «парадному подъезду» не с требованиями, а с робкой надеждой на милость⁚ «... ждут, / Покуда светлый лик иль грозный взор / Из-за узорных этих рам возникнет...». Их мольбы полны покорности и смирения⁚ «Барин! Смилуйся, дай нам передохнуть...», — обращаются они к швейцару, словно забывая, что пришли искать справедливости у вельможи.
Некрасов подчеркивает трагизм положения народа, используя яркие, запоминающиеся образы. «Кровь на ногах, под лаптями мозоли, / И крестом перетянута грудь…» — эти строки говорят о тяжелом труде и лишениях, выпавших на долю крестьян.
Однако, несмотря на покорность, в народе теплится искорка надежды на лучшую долю. Некрасов верит в могучую силу русского народа, в его способность пробудиться от многовекового сна. Не случайно стихотворение завершается вопросом, обращенным к Волге, символу России⁚ «Ты проснешься, исполненный сил, / Иль, судеб повинуясь закону, / Всё, что есть в тебе лучшего, тывил, / Схороня на дне, как в могилу?..». В этом вопросе — и боль за страдания народа, и вера в его грядущее пробуждение.
Главная мысль и проблематика
Главная мысль стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» заключается в обличительном изображении пропасти между народом и властью, равнодушия сильных мира сего к страданиям простых людей. Автор с горечью показывает, что роскошь и богатство одних зиждутся на бесправии и нищете других.
Стихотворение поднимает целый комплекс острых социальных и нравственных проблем. Одна из ключевых тем — бесправное положение русского крестьянства, вынужденного терпеть нужду и унижения. Некрасов показывает, что мольбы крестьян остаются без ответа, а их надежды на справедливость разбиваются о стену равнодушия.
Другая важная проблема — нравственное падение правящего класса. В образе «владельца роскошных палат» автор обличает бездушие, эгоизм и равнодушие к судьбе собственного народа. Вельможа, погруженный в роскошь и безделье, олицетворяет собой нравственную деградацию правящей элиты.
Некрасов ставит перед читателем и философские вопросы о смысле жизни, о предназначении человека, о судьбе России. Он вопрошает, сможет ли народ вырваться из тисков бесправия, пробудится ли ото сна равнодушия. В этих вопросах — боль за свою страну, за ее настоящее и будущее.
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» — это не просто крик души поэта, это страстное обличение социальной несправедливости, призыв к пробуждению совести и борьбе за лучшую долю.
Коротко о главных персонажах
В стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда» можно выделить две ключевые группы персонажей, олицетворяющие собой разные социальные слои и нравственные устои России того времени.
«Владелец роскошных палат»
Этот персонаж, хотя и не назван по имени, является ключевым в системе образов стихотворения. Он олицетворяет собой власть имущих, богатую элиту, которая остается глуха к страданиям народа.
Мы не видим его лица, не слышим его голоса, но уже по описанию его дома, его распорядка дня, можно судить о его характере. Он проводит время в праздности и роскоши, отгородившись от мира за «узорными рамами» своего дворца.
Некрасов подчеркивает равнодушие вельможи к чужой боли, его безразличие к судьбе простых людей⁚ «Что тебе эта скорбь вопиющая, / Что тебе этот бедный народ?..». В образе «владельца роскошных палат» автор обличает такие пороки как эгоизм, бесчувственность, пренебрежение к простому человеку.
Крестьяне-просители
Эта группа персонажей является собирательным образом русского крестьянства – обездоленного, бесправного, но сохранившего веру в справедливость.
Некрасов рисует их портрет с помощью ярких, запоминающихся деталей⁚ «Кровь на ногах, под лаптями мозоли, / И крестом перетянута грудь…». Эти строки говорят о тяжелом труде, лишениях, выпавших на их долю.
Крестьяне приходят к «парадному подъезду» с надеждой на помощь и защиту, но встречают лишь равнодушие и презрение. Их мольбы остаются без ответа, а вера в справедливость рушится.
Несмотря на покорность, в их образах чувствуется внутренняя сила, готовность терпеть лишения ради лучшего будущего. Некрасов верит, что наступит день, когда эта сила пробудится, и народ сбросит с себя оковы бесправия.
Лирический герой
В стихотворении присутствует и образ лирического героя — человека чуткого, неравнодушного к чужой беде. Он становится свидетелем сцены у парадного подъезда и остро переживает несправедливость, с которой столкнулись крестьяне.
Его голос звучит взволнованно и гневно, когда он обращается к «владельцу роскошных палат», обличая его равнодушие. В его словах — боль за судьбу народа, за настоящее и будущее России.
Лирический герой выражает мысли и чувства самого автора, его гражданскую позицию, его веру в то, что перемены к лучшему неизбежны.
Краткий вывод
Стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда», это не просто описание случайной сцены из столичной жизни, это глубокое размышление о социальных и нравственных проблемах России того времени. Произведение поражает своей эмоциональной силой, актуальностью поднятых проблем, мастерством художественного воплощения.
Некрасов с беспощадной прямотой показывает пропасть, разделяющую народ и власть, обличает равнодушие и бесчувственность правящего класса. Контраст между роскошью «парадного подъезда» и нищетой крестьян-просителей, антитеза между образами «владельца роскошных палат» и простых людей создают впечатляющую картину социального неравенства.
Стихотворение пронизано болью за судьбу русского народа, верой в его силы, в его способность к пробуждению. Не случайно финальный вопрос автор обращает к Волге — символу России, символу мощи и величия русского народа. Этот вопрос звучит как призыв к борьбе за справедливость, как надежда на лучшее будущее.
«Размышления у парадного подъезда» — это произведение, которое не оставляет читателя равнодушным. Оно заставляет задуматься о важных нравственных ценностях, о ответственности каждого за судьбу своей страны.
Сила стихотворения — в его правдивости, в глубине идеи, в мастерстве художественного воплощения. Некрасов создает яркие, запоминающиеся образы, использует разнообразные художественные средства, чтобы донести до читателя свой главный посыл⁚ нельзя мириться с несправедливостью, нельзя оставаться равнодушным к страданиям народа.
«Размышления у парадного подъезда», это не просто литературное произведение, это призыв к действию, к борьбе за справедливость, за лучшее будущее.
Сильное стихотворение, до сих пор актуально. Некрасов гениально показал пропасть между народом и властью.
Некрасов — настоящий народный поэт. Его стихи — это крик души, который невозможно игнорировать.
Контраст между роскошью и нищетой описан очень ярко и пронзительно. Читаешь и мурашки по коже.
Стихотворение заставляет задуматься о несправедливости мира и о том, как важно бороться за правду.
Очень впечатлила история создания стихотворения. Настоящее искусство рождается из боли и сострадания.