Краткое содержание рассказа «Репетитор» А.П. Чехова
В рассказе «Репетитор» Антон Павлович Чехов описывает один день из жизни гимназиста Егора Зиберова, который вынужден подрабатывать репетитором, чтобы оплачивать свое обучение. Егор готовит к поступлению во второй класс гимназии Петю Удодова, сына отставного губернского секретаря. Во время урока, на котором присутствует отец Пети, Егор сталкивается с неожиданной трудностью⁚ он не может решить арифметическую задачу, с которой легко справляется ученик с помощью своего отца.
Егор Зиберов и его ученик
Семнадцатилетний Егор Зиберов, гимназист седьмого класса, вынужден подрабатывать репетиторством, чтобы оплачивать свое обучение. Одним из его подопечных является двенадцатилетний Петя Удодов, мальчик из обеспеченной семьи, готовящийся к поступлению во второй класс гимназии. Егор занимается с Петей каждый день по два часа, за что получает от его отца, отставного губернского секретаря, шесть рублей в месяц.
Уже с первых строк рассказа Чехов знакомит нас с главными героями и обозначает социальное неравенство между ними. Егор – юноша из небогатой семьи, для которого образование – не просто возможность получить знания, но и тяжкий труд, требующий материальных затрат. Петя же происходит из состоятельной семьи, и учеба для него – необходимость, навязанная родителями, нежели личное стремление к знаниям.
Отношения между Егором и Петей сложно назвать дружескими. Егор, несмотря на свой юный возраст, ощущает себя наставником, ответственным за успехи своего подопечного. Он строг и требователен к Пете, который, в свою очередь, видит в репетиторе скорее досадную помеху своим детским забавам. Он не проявляет никакого интереса к учебе, не старается выполнять задания, чем вызывает раздражение у Егора.
Конфликт между ними усугубляется еще и тем, что Егор, по сути, является ровесником своего ученика по развитию. Он еще сам ребенок, которому приходится играть роль взрослого, ответственного и требовательного учителя. Эта ситуация выглядит комично и одновременно трагично, поскольку обнажает недостатки системы образования того времени.
Неожиданная трудность на уроке
Занятие проходит в привычном русле⁚ Егор мучается с нерадивым Петей, пытаясь вбить в него азы латыни. Атмосфера накалена, Егор раздражен, Петя скучает. Неожиданно в комнату входит отец Пети, отставной губернский секретарь Удодов, и ситуация становится еще более напряженной.
Урок продолжается уже в присутствии Удодова-старшего, который, желая продемонстрировать свою эрудицию и строгость, начинает вмешиваться в учебный процесс. Он поучает сына, рассуждает о важности образования, чем еще больше раздражает Егора, вынужденного терпеть высокомерие и снисходительность взрослого.
Кульминацией становится арифметическая задача, которую Егор предлагает решить Пете. Задача, казалось бы, несложная, однако Егор неожиданно для себя понимает, что не знает, как ее решить. Он пытается найти правильный ход мыслей, но тщетно. Его охватывает смущение, которое усиливается ехидными улыбками Пети и его отца.
Эта ситуация становится переломной в рассказе. Она обнажает не только пробелы в знаниях юного репетитора, но и порочность самой системы образования, где ученики зачастую вынуждены зарабатывать на жизнь, не успевая получить должного образования.
Стыд и унижение репетитора
Неспособность решить простую арифметическую задачу становится для Егора настоящим ударом. Он краснеет, бледнеет, судорожно пытается найти правильный ответ, но все его попытки тщетны. Петя и его отец, наблюдая за мучениями юноши, не скрывают своего злорадства. Удодов-старший, чувствуя свое превосходство, берет в руки счеты и с легкостью решает задачу, еще больше унижая Егора.
Чувство стыда и собственной неполноценности захлестывает молодого репетитора. Он понимает, что в глазах своих учеников он выглядит жалким и ничтожным. Его старания, его амбиции, его стремление получить образование ⎻ все это обесценивается в один миг. Он – гимназист, который должен учить других, сам оказывается в роли неуча, неспособного справиться с элементарной задачей.
В этот момент Чехов мастерски передает внутреннее состояние своего героя⁚ его смятение, отчаяние, желание провалиться сквозь землю. Егор чувствует себя пойманным в ловушку, из которой нет выхода. Он вынужден продолжать урок, превозмогая себя, скрывая свою униженность под маской равнодушия.
Эпизод с задачей становится ключевым в понимании всей глубины конфликта, описанного Чеховым. Он показывает, насколько хрупким и уязвимым может быть человек, оказавшийся в заложниках у обстоятельств, и как легко можно разрушить его достоинство и веру в себя.
Развязка
Урок, казавшийся Егору вечностью, наконец-то заканчивается. Измученный и подавленный, он собирается уходить. Но его ожидает еще одно унижение⁚ ему нужно напомнить Удодову-старшему об оплате за уроки, которую тот задерживает уже полгода.
Стыд и досада охватывают Егора. Он чувствует себя просителем, вынужденным вымаливать то, что ему принадлежит по праву. Однако Удодов-старший, словно не замечая состояния юноши, отделывается общими фразами, обещая рассчитаться позже.
Егор уходит, не получив денег и не веривший в обещания Удодова. Он чувствует себя разбитым и опустошенным. Его мечты о лучшей жизни, его надежды на образование кажутся ему теперь наивными и несбыточными.
Финал рассказа оставляет тяжелое впечатление. Чехов не дает читателю никаких иллюзий относительно будущего своего героя. Он показывает, что в мире, где господствуют деньги и социальное неравенство, такие, как Егор, обречены на жизнь, полную лишений и унижений.
Развязка рассказа — это не просто завершение одного дня из жизни гимназиста-репетитора. Это горький приговор обществу, в котором человеческие достоинство и знания не ценятся так высоко, как деньги и положение в обществе.
Смысл и проблематика рассказа
Рассказ «Репетитор», несмотря на свой небольшой объем, поднимает целый комплекс важных социальных и нравственных проблем, актуальных и по сей день. Чехов с присущей ему наблюдательностью и мастерством художественного обобщения рисует картину неравенства, царящего в обществе, где материальное благополучие ценится выше знаний и человеческих качеств.
Одной из центральных тем рассказа является проблема образования. Чехов показывает, что система образования того времени далека от совершенства. Она не только не способна дать качественные знания, но и калечит души молодых людей, вынуждая их бороться за существование в условиях социального неравенства.
Не менее важной темой является проблема нравственного выбора. Герои рассказа, оказавшись в сложной жизненной ситуации, делают свой выбор, руководствуясь своими представлениями о жизни. Егор, стремясь вырваться из нищеты, вынужден мириться с унижениями и преодолевать собственную гордость. Удодов-старший, напротив, использует свое положение и материальное превосходство, чтобы самоутвердиться за счет более слабого.
Рассказ «Репетитор» — это не просто история об одном неудачном уроке. Это глубокое философское размышление о смысле жизни, о месте человека в обществе, о роли образования и нравственных ценностей в жизни человека. Чехов не дает готовых ответов на поднятые им вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними, осознать их важность и актуальность.
Коротко о главных персонажах
Егор Зиберов
Семнадцатилетний гимназист, вынужденный подрабатывать репетитором, чтобы оплачивать своё обучение. Он происходит из небогатой семьи, и эта деталь играет ключевую роль в понимании его характера. Егор чувствителен, раним и очень самолюбив, однако жизненные обстоятельства заставляют его подавлять эти чувства, скрываясь под маской строгого и требовательного учителя.
Он искренне верит в важность образования, видит в нём возможность выбиться в люди, добиться лучшей жизни. Однако столкновение с реальностью оказывается для него слишком жестоким. Неспособность решить задачу на глазах у ученика и его отца становится для него настоящим позором, подрывающим его веру в себя и свои силы.
В конце рассказа мы видим Егора сломленным и подавленным. Он унижен, разочарован и, кажется, уже не верит в то, что образование способно изменить его жизнь к лучшему. Образ Егора Зиберова , это образ человека, которого жизнь ставит перед непростым выбором, и он вынужден смириться со своей судьбой, потому что у него нет сил бороться с несправедливостью окружающего мира.
Петя Удодов
Двенадцатилетний мальчик из обеспеченной семьи, готовящийся к поступлению во второй класс гимназии. Он является полной противоположностью своему репетитору. Петя разбалован, ленив и безответственен. Он не проявляет никакого интереса к учёбе, воспринимая её как досадную обязанность.
Его отношение к Егору проникнуто снисходительностью и даже пренебрежением. Он не видит в нём наставника, не уважает его знания и опыт. Наоборот, он получает злорадное удовольствие от того, что его репетитор оказался в неловкой ситуации, не сумев решить задачу.
Образ Пети Удодова — это образ типичного представителя «золотой молодёжи», которому чужды проблемы и переживания людей из другого, менее обеспеченного сословия. Он вырастает в уверенности, что ему всё доступно благодаря положению и деньгам его родителей, и не задумывается о том, что в жизни есть место для сострадания, уважения и справедливости.
Отставной губернский секретарь Удодов
Отец Пети, человек властный, самодовольный и недалёкий. Он стремится во всём подчеркнуть своё превосходство над другими, особенно над теми, кого он считает ниже себя по социальному статусу. Его отношение к Егору проникнуто высокомерием и пренебрежением.
Он видит в нём прислугу, человека низшего сорта, которого можно не стесняясь унижать и оскорблять. Он постоянно вмешивается в учебный процесс, пытаясь блеснуть своими знаниями, которые на самом деле весьма поверхностны. Эпизод с решением задачи наглядно демонстрирует его истинную сущность — человека мелкого, тщеславного и жестокого.
Образ отставного губернского секретаря Удодова — это образ типичного представителя бюрократии, порождения несправедливого социального устройства, где власть и деньги дают право унижать и эксплуатировать тех, кто слабее.
Краткий вывод
Рассказ «Репетитор» Антона Павловича Чехова, написанный в 1884 году, поражает своей актуальностью и сегодня. Несмотря на свою камерность и лаконичность, он затрагивает важнейшие социальные и нравственные проблемы, которые волнуют человечество на протяжении многих веков.
История юного гимназиста Егора Зиберова, вынужденного зарабатывать на жизнь репетиторством, — это история о несправедливости социального устройства, где бедность становится препятствием на пути к знаниям и достойной жизни. Чехов мастерски передает атмосферу безысходности и унижения, в которой оказываются люди, лишённые материальных благ и вынужденные бороться за каждый грош.
Однако «Репетитор» — это не только социальный памфлет. Это еще и глубокое психологическое исследование человеческих отношений, где на первый план выходят такие пороки, как тщеславие, высокомерие, равнодушие и жестокость. Образы Пети Удодова и его отца — отрицательных персонажей рассказа , вызывают у читателя не столько гнев, сколько жалость и презрение. Они — заложники своего положения, своего воспитания, своей неспособности видеть и понимать тех, кто находится за пределами их узкого мирка.
Финал рассказа оставляет чувство горечи и безысходности. Егор Зиберов, униженный и разбитый, уходит из дома Удодовых, не получив ни денег, ни морального удовлетворения. Он понимает, что в мире, где господствуют деньги и социальное неравенство, ему нет места. И это понимание становится для него самым страшным уроком, который ему пришлось выучить в своей жизни.
«Репетитор» — это рассказ-предупреждение, рассказ-призыв к совести и справедливости. Чехов заставляет нас задуматься о том, какое место мы занимаем в этом мире, какие ценности для нас являются главными, и готовы ли мы бороться за то, чтобы сделать его хоть немного лучше и справедливее.
Тяжелая и грустная история, которая заставляет задуматься о несправедливости жизни.
Трагедия Егора Зиберова очень актуальна и в наше время. Сколько талантливых ребят вынуждены жертвовать своими мечтами из-за нехватки средств!
Очень точно подмечены характеры героев и их социальные роли.
Отношения между Егором и Петей — это столкновение двух миров, двух разных взглядов на жизнь. Очень точно подмечено!
Замечательно передан конфликт между учеником и учителем, который выходит за рамки простого непонимания.
Жду продолжения разбора! Интересно узнать, как дальше будут развиваться события.
Интересный анализ! Чехов мастерски показывает классовое неравенство даже в такой, казалось бы, обыденной ситуации.
Чехов гениально передает атмосферу обыденности, которая постепенно перерастает в драму.