Сказание о Борисе и Глебе: История святости, мученичества и братской любви на Руси

Сказание о Борисе и Глебе: История святости, мученичества и братской любви на Руси Краткие пересказы

Краткое житие Бориса и Глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Крещении Роман и Давид) ⎼ первые русские святые‚ канонизированные Русской и Константинопольской Церковью.​ Братья были младшими сыновьями князя Владимира и любили друг друга.​ После смерти отца старший брат Святополк‚ стремясь удержать власть‚ убил Бориса и Глеба.​

История братьев Бориса и Глеба

Борис и Глеб были младшими сыновьями великого князя Киевского Владимира Святославича‚ крестителя Руси.​ Мать братьев‚ в крещении Анна‚ была болгарской княжной.​ Борис и Глеб воспитывались в христианской вере и с детства отличались благочестием‚ кротостью и любовью к ближним.​

Князь Владимир‚ стремясь укрепить государство и защитить его от набегов кочевников‚ назначал своих сыновей наместниками в разные города. Борису он доверил Ростов‚ а Глебу – Муром.​ Борис снискал любовь и уважение народа своей справедливостью и милосердием.​ Он прославился как мудрый правитель и талантливый полководец.​ Глеб‚ подобно старшему брату‚ отличался кротостью‚ смирением и состраданием к обездоленным.​

В 1015 году князь Владимир скончался.​ Его смерть стала началом кровавой междоусобицы между сыновьями.​ Святополк‚ старший из братьев‚ вознамерился захватить власть в Киеве и устранить соперников.​ Он подослал убийц к Борису‚ который возвращался с войском из похода.​ Зная о намерениях брата‚ Борис отказался от сопротивления‚ не желая проливать кровь своих же людей.​

Святополк‚ опасаясь‚ что Глеб может отомстить за смерть брата‚ хитростью выманил его из Мурома и отправил вслед за ним убийц.​ Глеб‚ как и Борис‚ зная о грозящей ему опасности‚ предпочел смерть междоусобной войне.​

Так трагически оборвалась жизнь юных князей‚ ставших первыми святыми Русской земли.​

Мученическая смерть Бориса и Глеба.​ Наказание Святополка

Князь Борис‚ получив известие о смерти отца‚ находился в военном лагере на реке Альте. Дружина уговаривала его идти на Киев и силой взять власть‚ но Борис‚ глубоко верующий христианин‚ отверг этот путь‚ не желая проливать братскую кровь. Он знал о коварных планах Святополка‚ но‚ подобно первым мученикам христианским‚ решил принять смерть‚ нежели ответить злом на зло.​

Святополк отправил к Борису верных ему бояр вышгородских.​ 24 июля 1015 года‚ во время утренней молитвы‚ убийцы ворвались в шатер Бориса и пронзили его копьями.​ Изувеченное тело князя привезли в Вышгород и тайно похоронили у церкви Святого Василия.​

Глеб в это время находился в Муроме.​ Святополк отправил к нему гонца с ложным известием о болезни отца‚ выманивая брата в Киев. В пути Глеб получил весть о смерти отца и о злодеянии Святополка.​ Понимая‚ что его ждет та же участь‚ что и Бориса‚ Глеб не стал сопротивляться.​ 5 сентября 1015 года на берегу реки Смядыни убийцы‚ подосланные Святополком‚ настигли его.​ По приказу Святополка‚ повара Глеба зарезали его прямо в ладье.​

Святополк‚ запятнав руки братской кровью‚ не обрел ни покоя‚ ни счастья.​ Народ проклинал его‚ называя «окаянным».​ Против Святополка выступил его брат Ярослав‚ княживший в Новгороде.​ В кровопролитной битве на реке Альте войско Святополка было разбито.​ Святополк бежал‚ но вскоре умер на чужбине‚ всеми покинутый и проклятый.​

Гибель Бориса и Глеба потрясла Русь.​ Их мученическая кончина‚ принятая во имя высших христианских идеалов – любви‚ смирения и непротивления злу‚ стала символом жертвенности и святости.​

Что хотел сказать автор?​

Автор «Сказания о Борисе и Глебе»‚ создавая свое произведение‚ преследовал несколько целей‚ стремясь донести до читателя важные идеи‚ актуальные для Древней Руси XI-XII веков;

Прославление святости и мученичества.​ Автор подчеркивает праведность жизни Бориса и Глеба‚ их глубокую веру‚ кротость и милосердие.​ Отказ братьев от борьбы за власть‚ их готовность принять мученическую смерть ради сохранения мира и исполнения христианских заповедей‚ представляются автором как высший подвиг‚ пример для подражания.

Утверждение идеи единовластия и осуждение междоусобиц. Автор проводит мысль о пагубности княжеских усобиц‚ ослаблявших Древнерусское государство и подвергавших его опасности со стороны внешних врагов. Кровавый путь Святополка противопоставляется мудрости и дальновидности Ярослава Мудрого‚ сумевшего объединить Русь.

Возвеличивание христианских идеалов.​ Сказание проникнуто идеями всепрощения‚ любви к ближнему‚ смирения перед лицом смерти. Автор показывает‚ что истинная сила – не в военной мощи‚ а в вере‚ кротости и следовании евангельским заповедям.

Укрепление авторитета Русской церкви.​ «Сказание о Борисе и Глебе» — одно из первых житий святых‚ написанных на Руси.​ Канонизация Бориса и Глеба‚ их чудеса‚ описанные автором‚ способствовали укреплению авторитета Русской церкви‚ распространению христианства на Руси.​

Традиции и обряды

Почитание святых Бориса и Глеба на Руси имеет давнюю историю и богато традициями и обрядами‚ которые формировались на протяжении веков.​

Празднование памяти святых.​ Церковь отмечает память Бориса и Глеба несколько раз в году⁚ 15 (2) мая – перенесение мощей святых в Вышгород‚ 6 (24 июля) августа – день мученической кончины Бориса‚ 18 (5) сентября – день кончины Глеба.​ В эти дни в храмах совершаются торжественные богослужения‚ верующие возносят молитвы святым князьям‚ испрашивая их заступничества и помощи.​

Иконография.​ Образы Бориса и Глеба — одна из самых распространенных иконописных тем на Руси.​ Святые изображаются в княжеских одеждах‚ с крестами в руках и с образами Спасителя на груди‚ что символизирует их мученический подвиг и верность Христу.

Паломничество к святым местам.​ Места‚ связанные с жизнью и гибелью Бориса и Глеба‚ издавна являлись объектами паломничества.​ Верующие посещают Вышгород‚ где были погребены святые‚ церковь Бориса и Глеба на Смядыни – на месте гибели Глеба‚ а также другие храмы‚ освященные в их честь.​

Молитвенное обращение к святым.​ Бориса и Глеба на Руси издавна считают своими заступниками и молитвенниками.​ К ним обращаются с просьбами о мире и согласии в семье‚ об исцелении от болезней‚ о защите от врагов.​

Фольклор.​ Образы Бориса и Глеба нашли отражение в русском фольклоре⁚ былинах‚ духовных стихах‚ сказаниях.​ Народная память сохранила легенды о чудесах‚ сотворенных святыми князьями.

Традиции и обряды‚ связанные с почитанием Бориса и Глеба‚ свидетельствуют о глубоком почитании святых на Руси‚ их значении в истории и культуре русского народа.​

Коротко о главных персонажах

Святой благоверный князь Борис

Борис Владимирович (в крещении Роман‚ ?​ — 24 июля 1015 года), князь Ростовский.​ Стал жертвой братоубийства со стороны своего старшего брата Святополка‚ позднее прозванного Окаянным.​ Почитается Русской православной церковью в лике святых страстотерпцев‚ как первый русский святой.​

Образ в Сказании⁚ Автор «Сказания о Борисе и Глебе» изображает Бориса как идеального христианского правителя⁚ благочестивого‚ кроткого‚ милосердного‚ ставящего интересы народа выше своих собственных.​ Борис предстает как мужественный воин‚ готовый защищать свою землю‚ но в то же время он отказывается от насилия и кровопролития‚ даже когда речь идет о защите собственной жизни.​

  • Глубокая религиозность‚ вера в Бога как высшую ценность.​
  • Миролюбие‚ неприятие насилия‚ готовность к прощению.​
  • Смирение‚ покорность воле Божьей‚ готовность принять мученическую смерть.​
  • Любовь к ближним‚ забота о своем народе.​

Святой благоверный князь Глеб

Глеб Владимирович (в крещении Давид‚ ?​ — 5 сентября 1015 года) — князь Муромский‚ младший брат Бориса.​ Так же‚ как и Борис‚ был убит по приказу Святополка Окаянного.​ Канонизирован Русской православной церковью в лике святых страстотерпцев.​

Образ в Сказании⁚ Глеб изображается как юноша чистой души‚ отличающийся искренней религиозностью‚ кротостью и незлобием.​ Он не менее благочестив‚ чем Борис‚ но в его образе больше юношеской мягкости и трогательной беззащитности.​

Ключевые черты⁚

  • Искренняя вера‚ стремление жить по христианским заповедям.​
  • Незлобие‚ неспособность на сопротивление злу силой.
  • Доверчивость‚ открытость‚ что делает его уязвимым перед коварством Святополка.​
  • Любовь к брату‚ готовность разделить его участь.​

Святополк Окаянный

Святополк Владимирович (?​ — 1019) — князь Туровский (988—1015)‚ великий князь Киевский (1015—1019).​ По версии‚ изложенной в летописях‚ виновен в организации убийства своих братьев Бориса‚ Глеба и‚ возможно‚ Святослава.​ Прозвище «Окаянный» получил за братоубийство‚ считавшееся на Руси тягчайшим грехом.​

Образ в Сказании⁚ Святополк изображен как антипод Бориса и Глеба⁚ это человек властолюбивый‚ жестокий‚ готовый на любое преступление ради достижения своей цели.​ Автор подчеркивает‚ что Святополк‚ в отличие от своих праведных братьев‚ далек от христианских идеалов и руководствуется исключительно корыстными побуждениями.

  • Неуемное властолюбие‚ готовность на все ради киевского престола.​
  • Жестокость‚ беспринципность‚ отсутствие моральных тормозов.
  • Зависть к братьям‚ которых любил отец и народ.​
  • Страх потерять власть‚ который толкает его на новые преступления.​

Краткий вывод

«Сказание о Борисе и Глебе» – не просто рассказ о трагической гибели двух братьев-князей.​ Это произведение‚ имеющее глубокий нравственный и общественно-политический смысл‚ актуальный и по сей день.​

Образец христианского подвига

Главная идея «Сказания» – утверждение идеалов христианской святости.​ Борис и Глеб предстают в нем как мученики‚ добровольно принявшие смерть ради соблюдения заповедей Христа⁚ любви к ближнему‚ прощения врагов‚ непротивления злу насилием.​ Их образ должен был служить примером для всех христиан‚ призванных следовать евангельским идеалам даже ценой собственной жизни.​

Осуждение междоусобиц

«Сказание» было написано в эпоху феодальной раздробленности‚ когда кровавые усобицы раздирали Русь‚ ослабляя ее и делая уязвимой перед внешними врагами.​ Автор «Сказания»‚ противопоставляя праведных Бориса и Глеба их властолюбивому брату Святополку‚ осуждает княжеские распри‚ призывая к единству и братской любви.​ Этот призыв не теряет своей актуальности и в наши дни‚ когда мир сталкивается с новыми вызовами и угрозами.​

Идеал правителя

Борис и Глеб стали для русских князей образцом идеальных правителей‚ пекущихся о благе своего народа и руководствующихся в своей деятельности христианскими принципами.​ Они противопоставляются тирану и братоубийце Святополку‚ чей пример должен был служить предостережением для власть имущих.​

Значение «Сказания»

«Сказание о Борисе и Глебе» сыграло огромную роль в формировании нравственных и духовных ценностей русского народа.​ Оно способствовало утверждению христианства на Руси‚ укреплению авторитета церкви‚ развитию литературных традиций.​ Образы святых братьев-страстотерпцев и сегодня продолжают вдохновлять людей на добрые дела и побуждать к размышлениям о смысле жизни‚ о вере‚ о долге и о том‚ что такое истинная святость.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина

    История Бориса и Глеба – пример истинного христианского смирения и любви к ближнему.

  2. Алексей

    Важно помнить о подвиге Бориса и Глеба, их жертвенности во имя мира и любви. Вечная память святым!

  3. Ольга

    Сильная история о братской любви и вере. Жертва Бориса и Глеба ради мира и единства Руси до сих пор вдохновляет.

  4. Андрей

    Спасибо за интересную статью! Важно помнить о своих корнях и истории своей страны.

  5. Сергей

    Тяжелая история, но очень поучительная. О том, что истинная сила – в милосердии и прощении, а не в жажде власти.

  6. Ирина

    Статья интересная, но хотелось бы больше узнать о канонизации Бориса и Глеба. Как проходил этот процесс?

  7. Наталья

    Интересно было бы узнать больше о том, как повлияла смерть Бориса и Глеба на дальнейшую историю Руси.

  8. Дмитрий

    Трагическая судьба братьев-князей – напоминание о том, как опасны жажда власти и братоубийственная война.