- Краткое житие Бориса и Глеба
- История братьев Бориса и Глеба
- Мученическая смерть Бориса и Глеба. Наказание Святополка
- Что хотел сказать автор?
- Традиции и обряды
- Коротко о главных персонажах
- Святой благоверный князь Борис
- Святой благоверный князь Глеб
- Святополк Окаянный
- Краткий вывод
- Образец христианского подвига
- Осуждение междоусобиц
- Идеал правителя
- Значение «Сказания»
Краткое житие Бориса и Глеба
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Крещении Роман и Давид) ⎼ первые русские святые‚ канонизированные Русской и Константинопольской Церковью. Братья были младшими сыновьями князя Владимира и любили друг друга. После смерти отца старший брат Святополк‚ стремясь удержать власть‚ убил Бориса и Глеба.
История братьев Бориса и Глеба
Борис и Глеб были младшими сыновьями великого князя Киевского Владимира Святославича‚ крестителя Руси. Мать братьев‚ в крещении Анна‚ была болгарской княжной. Борис и Глеб воспитывались в христианской вере и с детства отличались благочестием‚ кротостью и любовью к ближним.
Князь Владимир‚ стремясь укрепить государство и защитить его от набегов кочевников‚ назначал своих сыновей наместниками в разные города. Борису он доверил Ростов‚ а Глебу – Муром. Борис снискал любовь и уважение народа своей справедливостью и милосердием. Он прославился как мудрый правитель и талантливый полководец. Глеб‚ подобно старшему брату‚ отличался кротостью‚ смирением и состраданием к обездоленным.
В 1015 году князь Владимир скончался. Его смерть стала началом кровавой междоусобицы между сыновьями. Святополк‚ старший из братьев‚ вознамерился захватить власть в Киеве и устранить соперников. Он подослал убийц к Борису‚ который возвращался с войском из похода. Зная о намерениях брата‚ Борис отказался от сопротивления‚ не желая проливать кровь своих же людей.
Святополк‚ опасаясь‚ что Глеб может отомстить за смерть брата‚ хитростью выманил его из Мурома и отправил вслед за ним убийц. Глеб‚ как и Борис‚ зная о грозящей ему опасности‚ предпочел смерть междоусобной войне.
Так трагически оборвалась жизнь юных князей‚ ставших первыми святыми Русской земли.
Мученическая смерть Бориса и Глеба. Наказание Святополка
Князь Борис‚ получив известие о смерти отца‚ находился в военном лагере на реке Альте. Дружина уговаривала его идти на Киев и силой взять власть‚ но Борис‚ глубоко верующий христианин‚ отверг этот путь‚ не желая проливать братскую кровь. Он знал о коварных планах Святополка‚ но‚ подобно первым мученикам христианским‚ решил принять смерть‚ нежели ответить злом на зло.
Святополк отправил к Борису верных ему бояр вышгородских. 24 июля 1015 года‚ во время утренней молитвы‚ убийцы ворвались в шатер Бориса и пронзили его копьями. Изувеченное тело князя привезли в Вышгород и тайно похоронили у церкви Святого Василия.
Глеб в это время находился в Муроме. Святополк отправил к нему гонца с ложным известием о болезни отца‚ выманивая брата в Киев. В пути Глеб получил весть о смерти отца и о злодеянии Святополка. Понимая‚ что его ждет та же участь‚ что и Бориса‚ Глеб не стал сопротивляться. 5 сентября 1015 года на берегу реки Смядыни убийцы‚ подосланные Святополком‚ настигли его. По приказу Святополка‚ повара Глеба зарезали его прямо в ладье.
Святополк‚ запятнав руки братской кровью‚ не обрел ни покоя‚ ни счастья. Народ проклинал его‚ называя «окаянным». Против Святополка выступил его брат Ярослав‚ княживший в Новгороде. В кровопролитной битве на реке Альте войско Святополка было разбито. Святополк бежал‚ но вскоре умер на чужбине‚ всеми покинутый и проклятый.
Гибель Бориса и Глеба потрясла Русь. Их мученическая кончина‚ принятая во имя высших христианских идеалов – любви‚ смирения и непротивления злу‚ стала символом жертвенности и святости.
Что хотел сказать автор?
Автор «Сказания о Борисе и Глебе»‚ создавая свое произведение‚ преследовал несколько целей‚ стремясь донести до читателя важные идеи‚ актуальные для Древней Руси XI-XII веков;
Прославление святости и мученичества. Автор подчеркивает праведность жизни Бориса и Глеба‚ их глубокую веру‚ кротость и милосердие. Отказ братьев от борьбы за власть‚ их готовность принять мученическую смерть ради сохранения мира и исполнения христианских заповедей‚ представляются автором как высший подвиг‚ пример для подражания.
Утверждение идеи единовластия и осуждение междоусобиц. Автор проводит мысль о пагубности княжеских усобиц‚ ослаблявших Древнерусское государство и подвергавших его опасности со стороны внешних врагов. Кровавый путь Святополка противопоставляется мудрости и дальновидности Ярослава Мудрого‚ сумевшего объединить Русь.
Возвеличивание христианских идеалов. Сказание проникнуто идеями всепрощения‚ любви к ближнему‚ смирения перед лицом смерти. Автор показывает‚ что истинная сила – не в военной мощи‚ а в вере‚ кротости и следовании евангельским заповедям.
Укрепление авторитета Русской церкви. «Сказание о Борисе и Глебе» — одно из первых житий святых‚ написанных на Руси. Канонизация Бориса и Глеба‚ их чудеса‚ описанные автором‚ способствовали укреплению авторитета Русской церкви‚ распространению христианства на Руси.
Традиции и обряды
Почитание святых Бориса и Глеба на Руси имеет давнюю историю и богато традициями и обрядами‚ которые формировались на протяжении веков.
Празднование памяти святых. Церковь отмечает память Бориса и Глеба несколько раз в году⁚ 15 (2) мая – перенесение мощей святых в Вышгород‚ 6 (24 июля) августа – день мученической кончины Бориса‚ 18 (5) сентября – день кончины Глеба. В эти дни в храмах совершаются торжественные богослужения‚ верующие возносят молитвы святым князьям‚ испрашивая их заступничества и помощи.
Иконография. Образы Бориса и Глеба — одна из самых распространенных иконописных тем на Руси. Святые изображаются в княжеских одеждах‚ с крестами в руках и с образами Спасителя на груди‚ что символизирует их мученический подвиг и верность Христу.
Паломничество к святым местам. Места‚ связанные с жизнью и гибелью Бориса и Глеба‚ издавна являлись объектами паломничества. Верующие посещают Вышгород‚ где были погребены святые‚ церковь Бориса и Глеба на Смядыни – на месте гибели Глеба‚ а также другие храмы‚ освященные в их честь.
Молитвенное обращение к святым. Бориса и Глеба на Руси издавна считают своими заступниками и молитвенниками. К ним обращаются с просьбами о мире и согласии в семье‚ об исцелении от болезней‚ о защите от врагов.
Фольклор. Образы Бориса и Глеба нашли отражение в русском фольклоре⁚ былинах‚ духовных стихах‚ сказаниях. Народная память сохранила легенды о чудесах‚ сотворенных святыми князьями.
Традиции и обряды‚ связанные с почитанием Бориса и Глеба‚ свидетельствуют о глубоком почитании святых на Руси‚ их значении в истории и культуре русского народа.
Коротко о главных персонажах
Святой благоверный князь Борис
Борис Владимирович (в крещении Роман‚ ? — 24 июля 1015 года), князь Ростовский. Стал жертвой братоубийства со стороны своего старшего брата Святополка‚ позднее прозванного Окаянным. Почитается Русской православной церковью в лике святых страстотерпцев‚ как первый русский святой.
Образ в Сказании⁚ Автор «Сказания о Борисе и Глебе» изображает Бориса как идеального христианского правителя⁚ благочестивого‚ кроткого‚ милосердного‚ ставящего интересы народа выше своих собственных. Борис предстает как мужественный воин‚ готовый защищать свою землю‚ но в то же время он отказывается от насилия и кровопролития‚ даже когда речь идет о защите собственной жизни.
- Глубокая религиозность‚ вера в Бога как высшую ценность.
- Миролюбие‚ неприятие насилия‚ готовность к прощению.
- Смирение‚ покорность воле Божьей‚ готовность принять мученическую смерть.
- Любовь к ближним‚ забота о своем народе.
Святой благоверный князь Глеб
Глеб Владимирович (в крещении Давид‚ ? — 5 сентября 1015 года) — князь Муромский‚ младший брат Бориса. Так же‚ как и Борис‚ был убит по приказу Святополка Окаянного. Канонизирован Русской православной церковью в лике святых страстотерпцев.
Образ в Сказании⁚ Глеб изображается как юноша чистой души‚ отличающийся искренней религиозностью‚ кротостью и незлобием. Он не менее благочестив‚ чем Борис‚ но в его образе больше юношеской мягкости и трогательной беззащитности.
Ключевые черты⁚
- Искренняя вера‚ стремление жить по христианским заповедям.
- Незлобие‚ неспособность на сопротивление злу силой.
- Доверчивость‚ открытость‚ что делает его уязвимым перед коварством Святополка.
- Любовь к брату‚ готовность разделить его участь.
Святополк Окаянный
Святополк Владимирович (? — 1019) — князь Туровский (988—1015)‚ великий князь Киевский (1015—1019). По версии‚ изложенной в летописях‚ виновен в организации убийства своих братьев Бориса‚ Глеба и‚ возможно‚ Святослава. Прозвище «Окаянный» получил за братоубийство‚ считавшееся на Руси тягчайшим грехом.
Образ в Сказании⁚ Святополк изображен как антипод Бориса и Глеба⁚ это человек властолюбивый‚ жестокий‚ готовый на любое преступление ради достижения своей цели. Автор подчеркивает‚ что Святополк‚ в отличие от своих праведных братьев‚ далек от христианских идеалов и руководствуется исключительно корыстными побуждениями.
- Неуемное властолюбие‚ готовность на все ради киевского престола.
- Жестокость‚ беспринципность‚ отсутствие моральных тормозов.
- Зависть к братьям‚ которых любил отец и народ.
- Страх потерять власть‚ который толкает его на новые преступления.
Краткий вывод
«Сказание о Борисе и Глебе» – не просто рассказ о трагической гибели двух братьев-князей. Это произведение‚ имеющее глубокий нравственный и общественно-политический смысл‚ актуальный и по сей день.
Образец христианского подвига
Главная идея «Сказания» – утверждение идеалов христианской святости. Борис и Глеб предстают в нем как мученики‚ добровольно принявшие смерть ради соблюдения заповедей Христа⁚ любви к ближнему‚ прощения врагов‚ непротивления злу насилием. Их образ должен был служить примером для всех христиан‚ призванных следовать евангельским идеалам даже ценой собственной жизни.
Осуждение междоусобиц
«Сказание» было написано в эпоху феодальной раздробленности‚ когда кровавые усобицы раздирали Русь‚ ослабляя ее и делая уязвимой перед внешними врагами. Автор «Сказания»‚ противопоставляя праведных Бориса и Глеба их властолюбивому брату Святополку‚ осуждает княжеские распри‚ призывая к единству и братской любви. Этот призыв не теряет своей актуальности и в наши дни‚ когда мир сталкивается с новыми вызовами и угрозами.
Идеал правителя
Борис и Глеб стали для русских князей образцом идеальных правителей‚ пекущихся о благе своего народа и руководствующихся в своей деятельности христианскими принципами. Они противопоставляются тирану и братоубийце Святополку‚ чей пример должен был служить предостережением для власть имущих.
Значение «Сказания»
«Сказание о Борисе и Глебе» сыграло огромную роль в формировании нравственных и духовных ценностей русского народа. Оно способствовало утверждению христианства на Руси‚ укреплению авторитета церкви‚ развитию литературных традиций. Образы святых братьев-страстотерпцев и сегодня продолжают вдохновлять людей на добрые дела и побуждать к размышлениям о смысле жизни‚ о вере‚ о долге и о том‚ что такое истинная святость.
История Бориса и Глеба – пример истинного христианского смирения и любви к ближнему.
Важно помнить о подвиге Бориса и Глеба, их жертвенности во имя мира и любви. Вечная память святым!
Сильная история о братской любви и вере. Жертва Бориса и Глеба ради мира и единства Руси до сих пор вдохновляет.
Спасибо за интересную статью! Важно помнить о своих корнях и истории своей страны.
Тяжелая история, но очень поучительная. О том, что истинная сила – в милосердии и прощении, а не в жажде власти.
Статья интересная, но хотелось бы больше узнать о канонизации Бориса и Глеба. Как проходил этот процесс?
Интересно было бы узнать больше о том, как повлияла смерть Бориса и Глеба на дальнейшую историю Руси.
Трагическая судьба братьев-князей – напоминание о том, как опасны жажда власти и братоубийственная война.