Сказание о Кише: Жадность и упущенные возможности в сказах Бажова

Сказание о Кише: Жадность и упущенные возможности в сказах Бажова Краткие пересказы

Краткий пересказ сказки «Сказание о Кише»

Старый рудокоп рассказывал о Кише ⎼ работнике, который нашёл жилу с золотом, но не сказал никому, побоявшись, что его заставят работать на этом месте.​ После смерти Киша месторождение золота так и не смогли найти.​

Вступление

Уральские сказы Павла Петровича Бажова – это удивительный сплав народных преданий, легенд и авторского вымысла.​ В них оживают древние силы природы, мудрые и капризные, добрые и суровые, тесно переплетаясь с жизнью и бытом простых рабочих людей – искусных мастеров, храбрых горняков, талантливых камнерезов.​

Одним из таких самобытных творений является «Сказание о Кише» – история о жадности, страхе и потерянных возможностях.​ Сказ этот отличается от других произведений Бажова отсутствием ярких волшебных персонажей, вроде Хозяйки Медной горы или Огневушки-Поскакушки.​ Здесь на первый план выходит не взаимодействие человека с мистическими силами, а противостояние человека с самим собой, со своими слабостями и пороками.​

«Сказание о Кише» – это притча, назидательная история, которая веками передавалась из уст в уста, обрастая новыми подробностями и подробностями.​ Бажов мастерски передаёт атмосферу народного сказа, используя колоритный язык, насыщенный просторечными выражениями, диалогами, создавая ощущение живого рассказа у костра, где слушатели затаив дыхание ловят каждое слово рассказчика.​

В этом сказе Бажов обращается к вечной теме – противоборству добра и зла, щедрости и жадности, открытости и замкнутости. Он показывает, как губительна для человека власть страха и алчности, как важно сохранить чистоту души и не поддаваться искушению.​

О писателе Павле Петровиче Бажове

Павел Петрович Бажов (1879-1950) – выдающийся русский и советский писатель٫ фольклорист٫ публицист٫ чье имя неразрывно связано с Уралом٫ его богатой историей٫ самобытной культурой и удивительным фольклором;

Родился будущий сказитель в семье потомственных горнозаводских рабочих на Урале, в заводском поселке Сысертский Завод.​ Отец, мастер на золотых приисках, привил сыну любовь к родному краю, его сказаниям и преданиям, которые он впитывал с детских лет.​

Бажов получил духовное образование, но его всегда влекла литературная деятельность.​ Он работал учителем, журналистом, много ездил по Уралу, собирая фольклорный материал – сказы, легенды, былины, которые ложились в основу его будущих произведений.​

Всемирную известность Бажову принесли «Уральские сказы» – цикл произведений, основанных на преданиях горнорабочих Урала. В этих сказах переплелись реальность и вымысел, бытовые зарисовки и волшебные истории, а главными героями стали простые труженики, наделенные недюжинной силой, смекалкой и добрым сердцем.​

Бажов сумел не только собрать и обработать уникальный фольклорный материал, но и создать на его основе собственный, неповторимый мир, наполненный яркими образами, сочным языком и глубоким философским смыслом.

Уральские сказы

Уральские сказы ⎻ самобытный и неповторимый жанр народного творчества, тесно связанный с историей и культурой Уральского региона.​ Это не просто сказки в традиционном понимании, а своеобразные предания, в которых переплетаются реальность и фантастика, бытовые зарисовки и волшебные мотивы.​

В основе уральских сказов лежат рассказы о тяжелом труде горняков, камнерезов, металлургов, об их жизни и быте, обычаях и верованиях.​ Часто в сказах фигурируют реальные исторические персонажи – прославленные мастера, владельцы заводов, знаменитые рудознатцы.​

Однако, мир уральского сказа не ограничивается только бытовой стороной жизни.​ В нем находят место и волшебные силы, охраняющие природные богатства⁚ Хозяйка Медной горы, охранительница драгоценных камней, Великий Полоз, хранитель золотых кладов, Огневушка-Поскакушка, указывающая путь к сокровищам.​

Уральские сказы отличаються своеобразным языком, в котором переплетаются просторечия, диалектизмы, профессионализмы горняков и мастеров.​ В них много юмора, поэтических описаний природы Урала, глубоких философских размышлений о жизни и смерти, добре и зле.

Сказки Бажова

Павел Петрович Бажов, вдохновленный богатством и красотой уральского фольклора, создал уникальный в своем роде цикл произведений – «Уральские сказы».​ Бажов не просто записал услышанные им легенды и предания, а переработал их, придав им литературную отточенность, сохранив при этом самобытность и колорит народной речи.​

В сказках Бажова оживает мир горных работников, с их тяжелым трудом, верой в чудеса и справедливость.​ Герои Бажова – простые люди, но с непростыми судьбами, сильные духом, умелые мастера, хранящие секреты своего ремесла; Они живут в гармонии с природой, уважают ее силы и верят в существование духов-покровителей.​

Одним из ключевых образов в сказках Бажова является образ Хозяйки Медной горы – хранительницы горных богатств, воплощения силы и красоты уральской природы.​ Она может быть и благосклонной к людям, и суровой, наказывая за жадность, гордыню, неуважение к ее владениям.

Сказки Бажова – это не только увлекательные истории, но и своеобразная энциклопедия жизни и быта уральского народа, его верований, обычаев, нравственных ценностей. Они учат доброте, справедливости, любви к труду и родной земле.

«Сказание о Кише», как и многие другие произведения Бажова, – это не просто увлекательная история, а глубокое философское размышление о человеческой природе, о вечных ценностях, о взаимодействии человека и природы.​

Бажов показывает, как жадность и страх могут погубить человека, лишить его не только материальных благ, но и душевного покоя, уважения окружающих, а главное – возможности честно трудиться и наслаждаться результатами своего труда.​

Киш, обнаружив богатство, не смог распорядиться им мудро.​ Он не захотел делиться с другими, боясь, что его обманут или заставят работать на казну.​ В итоге он лишился и золота, и душевного спокойствия, а после смерти стал символом бессмысленной жадности.​

«Сказание о Кише» напоминает нам о том, что истинное богатство – это не только материальные блага, но и честность, трудолюбие, щедрость души.​ Только тогда человек может жить в гармонии с собой и окружающим миром, оставляя после себя добрую память.​

Коротко о главных персонажах

В «Сказании о Кише», как и во многих других сказах Бажова, на первый план выходит не столько индивидуальность героя, сколько его символический образ, отражающий те или иные качества, присущие многим людям.

Киш

Главный герой сказа, рудокоп, случайно обнаруживший богатую жилу золота.​ Киш не является однозначно отрицательным персонажем.​ Он трудолюбив, знает свое дело, но его губит страх и жадность.​ Он боится, что его обманут, отобрав найденное золото, что ему придется работать на казну, не видя от этого никакой пользы.​

Киш становится заложником своих страхов, он не может никому рассказать о своей находке, даже после смерти его душа не находит покоя, скитаясь по свету и охраняя спрятанное золото.​ Образ Киша – это предостережение от разрушительной силы жадности, которая может погубить даже самого трудолюбивого и умелого человека.​

Остальные рудокопы

Это скорее коллективный образ, представляющий собой простых работяг, которые честно зарабатывают свой хлеб.​ Они живут бедно, но дружно, помогая друг другу в трудную минуту.​ Рудокопы являются своеобразным противовесом Кишу – они не богаты, но их совесть чиста, они не знают, что такое алчность и зависть.

В контексте сказа они выступают как носители народной мудрости, которая гласит, что честность и добросовестный труд ценнее любых богатств.​

Рассказчик

Голос рассказчика в «Сказании о Кише» играет особую роль.​ Он выступает не просто как повествователь, а как хранитель народной памяти, передающий мудрость предков следующим поколениям.​ Рассказчик не дает однозначных оценок поступкам героев, он предоставляет слушателям самим сделать выводы.

Его речь проста и непритязательна, но в то же время наполнена глубоким смыслом и житейской мудростью.​ Именно благодаря рассказчику история о Кише превращается из простой бывальщины в поучительную притчу.​

Краткий вывод

«Сказание о Кише» – это лаконичная, но ёмкая по смыслу история, которая, несмотря на свою незамысловатость, поднимает важные нравственные вопросы⁚ о природе жадности, о цене богатства, о настоящих ценностях в жизни.​

Бажов, используя форму народного сказа, показывает, что богатство, добытое нечестным путем, не приносит счастья, а лишь разрушает человека изнутри.​ Киш, ослепленный жаждой наживы, становится рабом своего золота, теряя покой, радость жизни, друзей. Он сам превращается в пленника своего богатства, обрекая себя на вечные скитания после смерти.​

Сказ учит нас, что истинное богатство – это не золото и драгоценные камни, а честные руки, доброе сердце и чистая совесть.​ Бажов подчеркивает, что только тот, кто живет в ладу с собой и окружающим миром, кто трудится на благо себя и других, может быть по-настоящему счастлив и свободен.​

История Киша – это предостережение для всех нас, напоминание о том, что важно уметь ценить то, что у нас есть, делиться с близкими, не поддаваться искушению легкой наживы и помнить, что душевная чистота и честность – дороже любых сокровищ.​

«Сказание о Кише» – это не просто сказка, а мудрый урок жизни, актуальный во все времена.​ Ведь и сегодня, в мире, где так много соблазнов и где так легко поддаться жажде наживы, важно помнить о вечных ценностях – доброте, честности, трудолюбии.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга

    Согласна, что «Сказание о Кише» — это скорее притча, чем сказка в традиционном понимании. Важно, что Бажов не дает однозначных оценок поступкам Киша, оставляя читателя задуматься над мотивами его поведения.

  2. Евгений

    Мне всегда нравилось, как Бажов использует язык в своих сказах. Он такой живой, образный, сразу погружаешься в атмосферу уральских легенд.

  3. Дмитрий

    Спасибо за интересный рассказ о самом сказе и о Бажове! Захотелось перечитать «Сказание о Кише», а также познакомиться с другими его произведениями.

  4. Тимофей

    Интересный анализ! Действительно, «Сказание о Кише» выделяется среди сказов Бажова своей реалистичностью и отсутствием фантастических существ. Бажов мастерски показывает, как внутренние демоны человека могут быть страшнее любых внешних врагов.

  5. Светлана

    Тема противостояния добра и зла, жадности и щедрости актуальна во все времена. Бажов в своих сказах умело доносит до читателя важные нравственные уроки.