Краткий пересказ «Смерть Ермака» Рылеева
Дума Рылеева повествует о трагической гибели Ермака Тимофеевича, покорителя Сибири. Ночью, во время бури, хан Кучум, опасаясь открытого сражения, тайно нападает на спящий отряд казаков. Застигнутые врасплох, богатыри гибнут в неравном бою. Проснувшись от шума, Ермак бросается в бой, но, видя гибель товарищей, пытается спастись вплавь. Однако тяжёлые доспехи ─ дар царя ─ тянут его на дно.
Обстановка перед трагедией
Рылеев с первых строк погружает читателя в атмосферу надвигающейся трагедии. Природа словно предчувствует скорую гибель героя, вторя ей своей неистовой яростью. Над Иртышом бушует страшная буря⁚ «Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии летали, Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали...». Разбушевавшаяся стихия символизирует не только внешние силы, противостоящие казакам, но и внутреннее смятение, предчувствие беды;
На фоне этого буйства стихии безмятежно спят утомленные боем казаки. Они «беспечно спали близ дубравы», не подозревая о грозящей им опасности. Лишь Ермак, объятый тревогой, не может сомкнуть глаз⁚ «Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой, На диком бреге Иртыша Сидел Ермак, объятый думой...». В его душе борются противоречивые чувства⁚ радость победы и тревожное предчувствие беды.
Ермак обращается к своим спящим товарищам, словно желая разделить с ними бремя ответственности, тяжесть грядущих испытаний. Он уверен в их мужестве, силе, преданности общему делу⁚ «Вам нужен отдых; сладкий сон И в бурю храбрых успокоит; В мечтах напомнит славу он И силы ратников удвоит». Однако, несмотря на непоколебимую веру в своих соратников, Ермак не может избавиться от гнетущего предчувствия⁚ «Кто жизни не щадил своей В разбоях, злато добывая, Тот думать будет ли о ней, За Русь святую погибая?».
Таким образом, Рылеев создает яркий контраст между безмятежным сном казаков и бушующей стихией, предвещающей трагедию. Этот контраст усиливает драматизм ситуации, подчеркивает трагизм судьбы героя, его одиночество перед лицом роковой неизбежности. Читатель уже с первых строк понимает, что спокойствие обманчиво, скоро разразится буря, которая унесет жизни славных казаков.
Нападение Кучума и гибель дружины
Воспользовавшись ненастьем и ночной темнотой, хан Кучум, «страшась вступить с героем в бой», решается на вероломное нападение. Он «к шатрам, как тать презренный, прокрался тайною тропой», окружив спящих казаков. Внезапность нападения лишает храбрых воинов возможности сопротивляться⁚ «Мечи сверкнули в их руках И окровавилась долина, И пала грозная в боях, Не обнажив мечей, дружина...».
Рылеев подчеркивает коварство и трусость Кучума, противопоставляя его прямодушию и отваге Ермака. Хан не смеет вступить в открытый бой, предпочитая тайное нападение на спящих воинов. В этом противопоставлении раскрывается не только различие характеров героев, но и двух миров, двух культур⁚ кочевой, основанной на набегах и грабежах, и земледельческой, несущей идею мира и созидания.
Гибель дружины происходит стремительно, как удар молнии. Рылеев не описывает подробности боя, фокусируясь на его трагическом итоге. Кровавая сцена убийства противопоставляется безмятежному сну казаков в предыдущих строфах, усиливая впечатление внезапности и неотвратимости трагедии.
Смерть застает казаков врасплох, лишая их возможности достойно встретить врага. Это еще более усиливает горечь потерь, подчеркивая несправедливость происходящего. Однако даже перед лицом смерти казаки сохраняют свое достоинство, гибнут героически, защищая завоеванные земли.
Попытка Ермака спастись и его гибель
Проснувшись от шума битвы и увидев гибель своих товарищей, Ермак оказывается в ситуации трагического выбора. «Душа отвагою полна», он готов принять бой и погибнуть в сражении, но понимает, что одиночество перед лицом многократно превосходящего противника делает сопротивление бессмысленным. Ермак принимает единственно возможное в данной ситуации решение — спасаться бегством, чтобы сохранить жизнь и продолжить борьбу в будущем.
Он бросается в бушующие волны Иртыша, пытаясь доплыть до уцелевших челнов⁚ «Иртыш волнуется сильней — Ермак все силы напрягает И мощною рукой своей Валы седые рассекает...». В этом эпизоде особенно ярко проявляется сила духа и физическая мощь Ермака. Он не сдаеться перед лицом смерти, а продолжает бороться с ней до последнего, бросая вызов как человеческой вероломности, так и разбушевавшейся стихии.
Однако судьба уготовила герою трагический финал. Тяжелые доспехи ─ «дар царя» — становятся причиной гибели Ермака⁚ «Лишивши сил богатыря Бороться с ярою волною, Тяжелый панцирь ─ дар царя ─ Стал гибели его виною». Этот символический момент подчеркивает, что Ермак погибает не от руки врага, а от бремени власти, символом которой выступают царские доспехи.
Гибель Ермака становится кульминацией думы, ее трагическим аппогеем. Герой уходит из жизни в расцвете сил, полный энергии и планов на будущее. Его смерть оставляет чувство горечи и несправедливости, но в то же время вызывает восхищение его мужеством, стойкостью и безграничной любовью к Родине.
Символизм гибели Ермака
Гибель Ермака в думе Рылеева ─ это не просто смерть исторического персонажа, а многогранный символ, несущий в себе глубокий философский смысл.
Во-первых, смерть Ермака от тяжёлых царских доспехов символизирует двойственность положения героя, служащего одновременно и царю, и своему народу. Доспехи, призванные защищать, становятся причиной его гибели, воплощая идею о том, что бремя власти может стать губительным для того, кто ее несет.
Во-вторых, образ бушующей стихии, на фоне которой разворачивается трагедия, символизирует не только внешние силы, противостоящие герою, но и внутреннее смятение, хаос, царящие в душе Ермака перед лицом смерти. Стихия безразлична к человеческим страстям, она символизирует вечный круговорот жизни и смерти, перед которым все равны.
В-третьих, гибель Ермака не означает поражения его дела. Несмотря на трагический финал, подвиг Ермака, покорителя Сибири, остается жить в памяти потомков. Его смерть становится символом жертвы во имя великой цели, во имя Родины.
Рылеев показывает, что история творится не только на поле брани, но и в душах людей. Гибель Ермака ─ это не только физическая смерть, но и символическое рождение героя в памяти народа. Его образ вдохновляет на подвиги, напоминая о важности верности, мужества и самопожертвования ради высокой цели.
Значение подвига Ермака
Несмотря на трагический финал, подвиг Ермака, воспеваемый Рылеевым, имеет огромное значение не только в контексте исторических событий, но и как пример беззаветного служения Родине, образец мужества и силы духа.
Ермак предстает в думе не просто как удачливый завоеватель, но как человек, глубоко преданный своему делу, осознающий важность своей миссии. Он понимает, что его поход — это не просто поиск личной славы или богатства, а служение Родине, расширение ее границ, приобщение новых земель и народов к русской культуре.
Рылеев подчеркивает, что Ермак и его дружина совершили подвиг не только перед государством, но и перед историей. Они проложили путь в Сибирь, открыли новые земли для развития России. Их поход стал началом освоения огромного региона, обогатившего страну не только территориально, но и культурно.
Гибель Ермака не умаляет значения его подвига, а напротив, придает ему особый героический оттенок. Ермак становится символом самопожертвования во имя Родины, его образ служит примером для подражания, вдохновляя на подвиги во имя высоких идеалов.
Таким образом, дума Рылеева — это не просто повествование о гибели исторического персонажа, а гимн героизму, патриотизму, силе духа. Образ Ермака становится символом несгибаемой воли, готовности к самопожертвованию ради высокой цели, во имя Родины.
Коротко о главных персонажах
В центре думы Рылеева «Смерть Ермака» , два противопоставленных образа, воплощающих в себе разные мировоззрения, моральные ценности, жизненные установки.
Ермак Тимофеевич
Главный герой думы, казачий атаман, покоритель Сибири. Рылеев изображает Ермака как идеал русского богатыря, наделенного не только физической силой и отвагой, но и высокими нравственными качествами.
- Мужество и отвага⁚ Ермак — бесстрашный воин, готовый сражаться с врагом до последнего вздоха. Он не знает страха перед смертью, готов пожертвовать собой ради своих товарищей, ради Родины.
- Патриотизм и любовь к Родине⁚ Ермак глубоко предан своей земле, своему народу. Он видит смысл своей жизни в служении Родине, в ее защите и преумножении.
- Благородство и великодушие⁚ Ермак , не жестокий завоеватель, а человек широкой души, способный на сострадание и милосердие. Он с горечью переживает гибель своих товарищей, винит себя в их смерти.
- Трагизм образа⁚ Ермак ─ трагический герой, обретенный на гибель. Он погибает не от руки врага, а в результате случая, ста жертвой рока.
Образ Ермака воплощает в себе лучшие черты русского национального характера⁚ силу, мужество, патриотизм, готовность к самопожертвованию.
Хан Кучум
Антагонист Ермака, правитель Сибирского ханства. Рылеев изображает его как антипод главного героя, как воплощение вероломства, трусости, жестокости.
- Коварство и вероломство⁚ Кучум не смеет вступить в открытый бой с Ермаком, предпочитая тайное нападение на спящих казаков.
- Трусость и подлость⁚ Кучум боится Ермака, видит в нем угрозу своей власти. Он способен на убийство из-за угла, на нападение на беззащитных.
- Жестокость и бесчестие⁚ Кучум не знает пощады к побежденным, он упивается видом крови, он торжествует над телами убитых.
Образ хана Кучума воплощает в себе все низменные черты человека⁚ трусость, вероломство, жестокость. Он является антиподом Ермака, подчеркивая его благородство, мужество, великодушие.
Противопоставление Ермака и Кучума — это не просто противопоставление двух исторических персонажей, а столкновение двух миров, двух культур, двух моральных систем.
Краткий вывод
Дума Кондратия Федоровича Рылеева «Смерть Ермака» — это не просто повествование о трагической гибели легендарного казачьего атамана, покорителя Сибири. Это произведение, проникнутое глубоким патриотизмом, воспевающее мужество, силу духа, верность долгу.
Рылеев создает яркий и трагический образ Ермака, наделяя его чертами идеального героя, способного на самопожертвование ради высокой цели. В то же время автор не идеализирует своего героя, показывая его человеческие чувства — горечь потерь, сомнения, страх смерти.
Противопоставление Ермака и хана Кучума приобретает в думе символическое значение. Это столкновение двух миров, двух систем ценностей⁚ мира света, добра, справедливости, который воплощает Ермак, и мира тьмы, лжи, предательства, представленного образом Кучума.
Трагическая гибель Ермака не умаляет значения его подвига. Напротив, она придает ему особый героический оттенок, превращая атамана в символ самопожертвования во имя Родины, во имя великой цели.
Дума Рылеева написана ярким, эмоциональным языком, изобилует художественными образами и символами, которые делают произведение живым и запоминающимся.
“Смерть Ермака”, это не только памятник прошлому, но и произведение, актуальное и в наши дни. Оно напоминает о важности таких понятий, как патриотизм, долг, честь, мужество, готовность отстаивать свои идеалы до конца.
Спасибо за глубокий анализ! Стало понятнее значение образов и символов в думе Рылеева.
Очень хороший разбор! Особенно впечатлило описание внутреннего состояния Ермака.
Мне понравилось, как автор раскрыл образ Ермака — тревожного, но в то же время уверенного в своих товарищах.
Замечательный анализ! Автор помог мне лучше понять смысл произведения и его историческое значение.
Очень интересный анализ! Автор верно подметил контраст между спокойствием казаков и бушующей природой. Это создает ощущение тревоги и предчувствия беды.
Прекрасное описание думы! Автор точно передал атмосферу произведения и главную мысль.