Вступление
В своей поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов обращается к эпохе правления Ивана Грозного. Поэт повествует о столкновении чести и бесправия, любви и долга.
Пир у царя Ивана Грозного и тоска Кирибеевича
Поэма начинается с описания богатого пира, устроенного в белокаменном Кремле самим царем Иваном Грозным. За столом, ломящимся от яств и напитков, собрались знатные гости, верные опричники. Царь в хорошем расположении духа, он веселится, потчует гостей, слушает песни и былины.
Однако не все разделяют всеобщее веселье. Среди опричников царя выделяется молодой и удалой Кирибеевич. Он славен своей силой, удалью и верностью государю. Но в этот вечер душа его омрачена печалью. На вопрос царя о причине грусти Кирибеевич признается, что его сердце томится от безответной любви. Он рассказывает царю о красавице, пленившей его сердце, – Алене Дмитревне, жене молодого купца Калашникова.
Иван Грозный, выслушав признание своего любимого опричника, решает помочь ему. Не задумываясь о чувствах молодой женщины и ее мужа, царь дарит Кирибеевичу богатое ожерелье и перстень – подарки, призванные покорить сердце любой красавицы. Он уверен, что ни одна женщина не сможет устоять перед таким щедрым даром и вниманием первого человека на Руси.
Эта сцена пира в царских палатах сразу же погружает читателя в атмосферу произвола и деспотизма, царящую на Руси. Лермонтов показывает, что слово царя – закон, а его воля не знает границ. Даже любовь становится инструментом в руках самодержца, который не задумываясь распоряжается чужими судьбами. Контраст между весельем пира и тоской Кирибеевича, предчувствующего недоброе, создает атмосферу напряженности и предвещает трагическую развязку.
Бесчестье Алёны Дмитревны и гнев купца Калашникова
Вечером Алёна Дмитревна, верная и любящая жена, с тревогой ожидает возвращения мужа. Она рассказывает ему о случившемся – о том, как опричник Кирибеевич преследовал ее, осыпал страстными речами и, пытаясь склонить к измене, бросил к ногам дорогие подарки – царский перстень и ожерелье. Для Алены Дмитревны, хранительницы домашнего очага, верной жены и матери, такое поведение опричника – страшный позор, оскорбляющий ее честь и доброе имя семьи.
Услышав рассказ жены, Степан Парамонович Калашников приходит в ярость. Он видит, что Алёна Дмитревна глубоко страдает, что нанесенное ей оскорбление – не просто дерзкая выходка, а настоящее преступление, которое не может остаться безнаказанным. Калашников понимает, что его соперник – не простой человек, а царский любимец, опричник, наделенный властью и силой. Он знает, что открыто выступить против Кирибеевича – значит навлечь на себя гнев царя и верную гибель.
Но Калашников – не из тех, кто готов смириться с бесчестьем. Он решает защитить свою честь и достоинство семьи, бросив вызов обидчику. Зная, что прямое обвинение Кирибеевича в глазах царя будет равносильно преступлению, Калашников выбирает другой путь – он вызывает опричника на кулачный бой, традиционное для того времени состязание силы и удали.
Кулачный бой и расплата
На следующее утро на Москве-реке, как и всегда по праздничным дням, собирается народ. Звонкий голос царского глашатая созывает всех желающих на кулачный бой. Среди зрителей – сам царь Иван Васильевич со свитой и опричниками. Атмосфера накалена до предела, все чувствуют, что предстоит не просто бой, а нечто большее.
Первым на лед выходит Кирибеевич, полный сил и самоуверенности. Его не пугает грозный вид соперника, он уверен в своей победе. Но Калашников выходит на бой не ради забавы или славы. Он защищает честь своей семьи, оскорбленную опричником. В его душе кипит гнев и решимость отомстить за нанесенное ему и его близким горе.
Бой оказывается коротким и жестоким. Могучий удар Калашникова сражает Кирибеевича наповал. Толпа ахает, пораженная исходом поединка. Царь же, разгневанный смертью своего любимца, требует объяснений.
Калашников, не испытывая страха перед царским гневом, открывает Ивану Грозному истинную причину своего поступка. Он рассказывает о бесчестии, которое навлек на его семью опричник Кирибеевич, о позоре, смыть который можно только кровью.
Смерть Калашникова и значение его поступка
Исповедь Калашникова потрясает царя. Иван Грозный, привыкший к лести и раболепию, поражен смелостью и прямотой купца, который посмел открыто выступить против царского любимца и бросить вызов самому самодержцу. Царь понимает правоту Калашникова, его боль и отчаяние. Он не может оправдать поступок Кирибеевича, но и простить смерть своего верного опричника ему не позволяет гордость и государственный долг.
Иван Грозный оказывается перед сложным выбором. С одной стороны – закон, который он обязан блюсти как царь, закон, требующий наказания за убийство, пусть даже и совершенное в честном бою. С другой стороны – правда, которую открыл ему Калашников, правда о чести и бесчестии, о верности и предательстве.
В итоге царь принимает решение, продиктованное скорее чувством вины и уважением к смелости Калашникова, чем стремлением восстановить справедливость. Он приговаривает купца к смерти, но приказывает позаботиться о его семье, обеспечив вдове и детям достойное существование.
Казнь Калашникова – это не просто расплата за преступление, это трагическая жертва во имя идеи. Купец сознательно идет на смерть, защищая не только честь своей семьи, но и высшие нравственные ценности – верность, достоинство, справедливость. Его поступок – это вызов деспотизму и произволу, торжество нравственного закона над властью и силой.
Коротко о главных персонажах
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов создал яркие и запоминающиеся образы, воплотившие в себе важнейшие нравственные и социальные идеи своего времени.
Степан Парамонович Калашников
Главный герой поэмы – молодой купец, воплощающий в себе лучшие черты русского национального характера⁚ силу, смелость, чувство собственного достоинства, верность семье и традициям. Он предан своему делу, пользуется уважением в народе, счастлив в семейной жизни.
Калашников – человек глубоких чувств и твердых нравственных принципов. Для него честь семьи – не пустой звук, а высшая ценность, ради которой он готов пожертвовать жизнью. Он не боится ни царского гнева, ни смерти, потому что руководствуется в своих поступках голосом совести и чувством справедливости.
Кирибеевич
Молодой опричник, царский любимец, воплощает в себе трагическое противоречие между личным чувством и системой, частью которой он является. Кирибеевич отважен, решителен, страстен в своей любви к Алене Дмитревне. Однако он слепо предан царю, не мыслит своей жизни вне опричнины, вне той атмосферы вседозволенности и произвола, которая ее окружает.
В своем стремлении добиться любви Алены Дмитревны Кирибеевич переходит границы дозволенного, оскорбляет ее честь и достоинство. Он становится жертвой собственной страсти и той системы, которая порождает безнаказанность и произвол.
Царь Иван Грозный
Образ царя Ивана Грозного в поэме Лермонтова далек от однозначной оценки. С одной стороны, это властный и жестокий правитель, привыкший к беспрекословному подчинению, не терпящий возражений и не признающий чужой воли. Он способен на жестокость и произвол, что ярко проявляется в сцене казни Калашникова.
С другой стороны, Лермонтов показывает Ивана Грозного как человека не лишенного чувства справедливости. Он способен понять мотивы поступка Калашникова, оценить его смелость и прямоту. В финале поэмы царь выглядит скорее трагической фигурой, чем однозначным злодеем. Он осознает трагизм ситуации, но не в силах изменить уже ничего.
Краткий вывод
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – это не просто историческая поэма, но и глубокое философское размышление о вечных человеческих ценностях⁚ чести, долге, справедливости, любви. Лермонтов создает яркую картину эпохи Ивана Грозного, с ее противоречиями, жестокостью, но и с неистребимой верой в силу правды и справедливости.
В основе конфликта поэмы лежит столкновение двух миров, двух систем ценностей⁚ мира народной морали, воплощенной в образе купца Калашникова, и мира деспотической власти, представленной царем Иваном Грозным и опричниной. Калашников – это человек чести, готовый отстаивать свои принципы до конца, даже ценой собственной жизни. Он не боится противостоять ни царю, ни судьбе, потому что руководствуется высшим законом – законом совести.
Кирибеевич, напротив, олицетворяет собой трагическую подчиненность человека системе. Он становится жертвой собственной страсти и того произвола, который царит в опричном мире. Его гибель – это не только расплата за содеянное, но и свидетельство бесчеловечности и жестокости этой системы.
Трагический финал поэмы, казнь Калашникова, не означает поражения его идей. Напротив, гибель героя приобретает символическое значение. Калашников становится символом нравственной победы над деспотизмом, утверждением силы духа и верности своим идеалам.
Поэма Лермонтова актуальна и в наши дни, потому что поднимает вечные вопросы о смысле жизни, о чести и достоинстве, о противостоянии личности и власти. Она учит нас быть верными своим принципам, отстаивать справедливость, не бояться противостоять злу и насилию.
Автор очень точно подметил атмосферу деспотизма и произвола, царившую в эпоху Ивана Грозного. Сразу видно, что Лермонтов глубоко изучил исторический контекст.
Прекрасный разбор! Автор доступным языком передает суть произведения, выделяя ключевые моменты.
Тема чести и бесправия, любви и долга актуальна и в наши дни. Лермонтов создал произведение, которое заставляет задуматься о вечных ценностях.
Интересный анализ! Особенно понравилась мысль о том, что любовь в поэме становится инструментом в руках царя. Это многое говорит о характере Ивана Грозного.
Жду продолжения анализа! Очень интересно, как автор раскроет образы Кирибеевича и Калашникова, их противостояние.
Сильный акцент на контрасте между весельем пира и предчувствием трагедии. Лермонтов мастерски владеет словом, создавая такую напряженную атмосферу.