Столкновение чести и бесправия: анализ «Песни про царя Ивана Васильевича…» Лермонтова

Столкновение чести и бесправия: анализ "Песни про царя Ивана Васильевича..." Лермонтова Краткие пересказы

Вступление

В своей поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов обращается к эпохе правления Ивана Грозного.​ Поэт повествует о столкновении чести и бесправия, любви и долга.

Пир у царя Ивана Грозного и тоска Кирибеевича

Поэма начинается с описания богатого пира, устроенного в белокаменном Кремле самим царем Иваном Грозным.​ За столом, ломящимся от яств и напитков, собрались знатные гости, верные опричники. Царь в хорошем расположении духа, он веселится, потчует гостей, слушает песни и былины.

Однако не все разделяют всеобщее веселье.​ Среди опричников царя выделяется молодой и удалой Кирибеевич.​ Он славен своей силой, удалью и верностью государю.​ Но в этот вечер душа его омрачена печалью. На вопрос царя о причине грусти Кирибеевич признается, что его сердце томится от безответной любви.​ Он рассказывает царю о красавице, пленившей его сердце, – Алене Дмитревне, жене молодого купца Калашникова.​

Иван Грозный, выслушав признание своего любимого опричника, решает помочь ему. Не задумываясь о чувствах молодой женщины и ее мужа, царь дарит Кирибеевичу богатое ожерелье и перстень – подарки, призванные покорить сердце любой красавицы.​ Он уверен, что ни одна женщина не сможет устоять перед таким щедрым даром и вниманием первого человека на Руси.​

Эта сцена пира в царских палатах сразу же погружает читателя в атмосферу произвола и деспотизма, царящую на Руси. Лермонтов показывает, что слово царя – закон, а его воля не знает границ.​ Даже любовь становится инструментом в руках самодержца, который не задумываясь распоряжается чужими судьбами. Контраст между весельем пира и тоской Кирибеевича, предчувствующего недоброе, создает атмосферу напряженности и предвещает трагическую развязку.​

Бесчестье Алёны Дмитревны и гнев купца Калашникова

Вечером Алёна Дмитревна, верная и любящая жена, с тревогой ожидает возвращения мужа.​ Она рассказывает ему о случившемся – о том, как опричник Кирибеевич преследовал ее, осыпал страстными речами и, пытаясь склонить к измене, бросил к ногам дорогие подарки – царский перстень и ожерелье.​ Для Алены Дмитревны, хранительницы домашнего очага, верной жены и матери, такое поведение опричника – страшный позор, оскорбляющий ее честь и доброе имя семьи.​

Услышав рассказ жены, Степан Парамонович Калашников приходит в ярость. Он видит, что Алёна Дмитревна глубоко страдает, что нанесенное ей оскорбление – не просто дерзкая выходка, а настоящее преступление, которое не может остаться безнаказанным.​ Калашников понимает, что его соперник – не простой человек, а царский любимец, опричник, наделенный властью и силой.​ Он знает, что открыто выступить против Кирибеевича – значит навлечь на себя гнев царя и верную гибель.​

Но Калашников – не из тех, кто готов смириться с бесчестьем.​ Он решает защитить свою честь и достоинство семьи, бросив вызов обидчику. Зная, что прямое обвинение Кирибеевича в глазах царя будет равносильно преступлению, Калашников выбирает другой путь – он вызывает опричника на кулачный бой, традиционное для того времени состязание силы и удали.​

Кулачный бой и расплата

На следующее утро на Москве-реке, как и всегда по праздничным дням, собирается народ.​ Звонкий голос царского глашатая созывает всех желающих на кулачный бой.​ Среди зрителей – сам царь Иван Васильевич со свитой и опричниками.​ Атмосфера накалена до предела, все чувствуют, что предстоит не просто бой, а нечто большее.​

Первым на лед выходит Кирибеевич, полный сил и самоуверенности.​ Его не пугает грозный вид соперника, он уверен в своей победе.​ Но Калашников выходит на бой не ради забавы или славы.​ Он защищает честь своей семьи, оскорбленную опричником.​ В его душе кипит гнев и решимость отомстить за нанесенное ему и его близким горе.​

Бой оказывается коротким и жестоким.​ Могучий удар Калашникова сражает Кирибеевича наповал. Толпа ахает, пораженная исходом поединка.​ Царь же, разгневанный смертью своего любимца, требует объяснений.​

Калашников, не испытывая страха перед царским гневом, открывает Ивану Грозному истинную причину своего поступка. Он рассказывает о бесчестии, которое навлек на его семью опричник Кирибеевич, о позоре, смыть который можно только кровью.​

Смерть Калашникова и значение его поступка

Исповедь Калашникова потрясает царя.​ Иван Грозный, привыкший к лести и раболепию, поражен смелостью и прямотой купца, который посмел открыто выступить против царского любимца и бросить вызов самому самодержцу.​ Царь понимает правоту Калашникова, его боль и отчаяние.​ Он не может оправдать поступок Кирибеевича, но и простить смерть своего верного опричника ему не позволяет гордость и государственный долг.​

Иван Грозный оказывается перед сложным выбором. С одной стороны – закон, который он обязан блюсти как царь, закон, требующий наказания за убийство, пусть даже и совершенное в честном бою.​ С другой стороны – правда, которую открыл ему Калашников, правда о чести и бесчестии, о верности и предательстве.​

В итоге царь принимает решение, продиктованное скорее чувством вины и уважением к смелости Калашникова, чем стремлением восстановить справедливость.​ Он приговаривает купца к смерти, но приказывает позаботиться о его семье, обеспечив вдове и детям достойное существование.​

Казнь Калашникова – это не просто расплата за преступление, это трагическая жертва во имя идеи.​ Купец сознательно идет на смерть, защищая не только честь своей семьи, но и высшие нравственные ценности – верность, достоинство, справедливость.​ Его поступок – это вызов деспотизму и произволу, торжество нравственного закона над властью и силой.​

Коротко о главных персонажах

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов создал яркие и запоминающиеся образы, воплотившие в себе важнейшие нравственные и социальные идеи своего времени.

Степан Парамонович Калашников

Главный герой поэмы – молодой купец, воплощающий в себе лучшие черты русского национального характера⁚ силу, смелость, чувство собственного достоинства, верность семье и традициям.​ Он предан своему делу, пользуется уважением в народе, счастлив в семейной жизни.​

Калашников – человек глубоких чувств и твердых нравственных принципов. Для него честь семьи – не пустой звук, а высшая ценность, ради которой он готов пожертвовать жизнью.​ Он не боится ни царского гнева, ни смерти, потому что руководствуется в своих поступках голосом совести и чувством справедливости.​

Кирибеевич

Молодой опричник, царский любимец, воплощает в себе трагическое противоречие между личным чувством и системой, частью которой он является.​ Кирибеевич отважен, решителен, страстен в своей любви к Алене Дмитревне. Однако он слепо предан царю, не мыслит своей жизни вне опричнины, вне той атмосферы вседозволенности и произвола, которая ее окружает.​

В своем стремлении добиться любви Алены Дмитревны Кирибеевич переходит границы дозволенного, оскорбляет ее честь и достоинство.​ Он становится жертвой собственной страсти и той системы, которая порождает безнаказанность и произвол.​

Царь Иван Грозный

Образ царя Ивана Грозного в поэме Лермонтова далек от однозначной оценки.​ С одной стороны, это властный и жестокий правитель, привыкший к беспрекословному подчинению, не терпящий возражений и не признающий чужой воли. Он способен на жестокость и произвол, что ярко проявляется в сцене казни Калашникова.​

С другой стороны, Лермонтов показывает Ивана Грозного как человека не лишенного чувства справедливости.​ Он способен понять мотивы поступка Калашникова, оценить его смелость и прямоту.​ В финале поэмы царь выглядит скорее трагической фигурой, чем однозначным злодеем.​ Он осознает трагизм ситуации, но не в силах изменить уже ничего.​

Краткий вывод

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – это не просто историческая поэма, но и глубокое философское размышление о вечных человеческих ценностях⁚ чести, долге, справедливости, любви. Лермонтов создает яркую картину эпохи Ивана Грозного, с ее противоречиями, жестокостью, но и с неистребимой верой в силу правды и справедливости.​

В основе конфликта поэмы лежит столкновение двух миров, двух систем ценностей⁚ мира народной морали, воплощенной в образе купца Калашникова, и мира деспотической власти, представленной царем Иваном Грозным и опричниной.​ Калашников – это человек чести, готовый отстаивать свои принципы до конца, даже ценой собственной жизни.​ Он не боится противостоять ни царю, ни судьбе, потому что руководствуется высшим законом – законом совести.​

Кирибеевич, напротив, олицетворяет собой трагическую подчиненность человека системе. Он становится жертвой собственной страсти и того произвола, который царит в опричном мире.​ Его гибель – это не только расплата за содеянное, но и свидетельство бесчеловечности и жестокости этой системы.​

Трагический финал поэмы, казнь Калашникова, не означает поражения его идей. Напротив, гибель героя приобретает символическое значение.​ Калашников становится символом нравственной победы над деспотизмом, утверждением силы духа и верности своим идеалам.

Поэма Лермонтова актуальна и в наши дни, потому что поднимает вечные вопросы о смысле жизни, о чести и достоинстве, о противостоянии личности и власти.​ Она учит нас быть верными своим принципам, отстаивать справедливость, не бояться противостоять злу и насилию.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина Смирнова

    Автор очень точно подметил атмосферу деспотизма и произвола, царившую в эпоху Ивана Грозного. Сразу видно, что Лермонтов глубоко изучил исторический контекст.

  2. Сергей Попов

    Прекрасный разбор! Автор доступным языком передает суть произведения, выделяя ключевые моменты.

  3. Анна Соколова

    Тема чести и бесправия, любви и долга актуальна и в наши дни. Лермонтов создал произведение, которое заставляет задуматься о вечных ценностях.

  4. Дмитрий Петров

    Интересный анализ! Особенно понравилась мысль о том, что любовь в поэме становится инструментом в руках царя. Это многое говорит о характере Ивана Грозного.

  5. Алексей Кузнецов

    Жду продолжения анализа! Очень интересно, как автор раскроет образы Кирибеевича и Калашникова, их противостояние.

  6. Ольга Иванова

    Сильный акцент на контрасте между весельем пира и предчувствием трагедии. Лермонтов мастерски владеет словом, создавая такую напряженную атмосферу.