В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» перед нами разворачивается столкновение двух миров⁚ старого, представленного московским дворянством, и нового, воплощенного в образе Александра Андреевича Чацкого.
Основная часть
Сюжет комедии закручивается вокруг возвращения молодого, пылкого Александра Чацкого в Москву после трёхлетнего отсутствия. Он полон новых идей, впечатлений от путешествий и жаждет любви Софьи Фамусовой, дочери Павла Афанасьевича Фамусова, богатого московского барина, в доме которого Чацкий провёл юность.
Однако Москва, некогда казавшаяся Чацкому полной светлых надежд, встречает его холодным равнодушием. Софья, некогда питавшая к нему нежные чувства, кажется равнодушной, а общество, в котором вращается Фамусов, поражает Чацкого своей косностью, чинопочитанием и преклонением перед всем иностранным.
Чацкий, не сдерживая себя, бросает вызов этому миру. Он критикует устаревшие порядки, высмеивает невежество и лицемерие, царящие в фамусовской Москве. Его пламенные речи, полные ума и сарказма, вызывают лишь раздражение и страх у представителей «века минувшего».
Особую неприязнь Чацкий вызывает у Фамусова, который видит в нём угрозу своему укладу жизни и планам на выгодное замужество дочери. Ситуация усугубляется тем, что Софья действительно влюблена, но не в Чацкого, а в Молчалина, секретаря своего отца – человека скрытного, расчётливого и лицемерного, идеально вписывающегося в общество фамусовской Москвы.
Не замечая любви Софьи к Молчалину, Чацкий не может понять причину её холодности. Он ищет объяснения в интригах, клевете, но не может поверить, что Софья предпочла ему человека пустого и ничтожного.
Кульминацией пьесы становится бал в доме Фамусова. В атмосфере всеобщего веселья и лицемерия Чацкий продолжает свои обличительные речи, не замечая, как постепенно становится объектом насмешек и пересудов. Слух о его сумасшествии, пущенный Софьей в отместку за нелестные отзывы о Молчалине, распространяется с невероятной быстротой и принимается московским обществом как неопровержимый факт.
Чацкий, потрясённый открывшейся ему правдой о чувствах Софьи и лицемерии окружающих, не желает больше оставаться в этом мире, где царит ложь, невежество и чинопочитание. Он покидает Москву, унося с собой горечь разочарования и неразделённой любви.
Главные герои и их краткая характеристика
Александр Андреевич Чацкий – молодой дворянин, умный, образованный, прогрессивно мыслящий. Он полон благородных стремлений, критически относится к обществу, в котором живет, и не боится высказывать свое мнение. Чацкий – пламенный идеалист, верящий в любовь, дружбу и возможность изменить мир к лучшему. Однако его пылкость и прямота оборачиваются против него, делая его изгоем в фамусовской Москве.
Софья Павловна Фамусова – молодая девушка, дочь Павла Афанасьевича Фамусова. Она получила типичное для своего круга воспитание, любит читать французские романы и мечтает о романтической любви. Софья умна и хитра, но в то же время наивна и подвержена иллюзиям. Её выбор в пользу Молчалина свидетельствует о её неготовности к настоящим чувствам и непонимании идей Чацкого.
Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, молодой человек «низкого» происхождения, стремящийся сделать карьеру. Он лицемерен, расчётлив и умеет угождать сильным мира сего. Молчалин – антипод Чацкого, воплощение всего того, что ненавидит главный герой.
Павел Афанасьевич Фамусов – богатый московский барин, отец Софьи. Он типичный представитель «века минувшего» – консервативен, чванлив, помешан на чинах и деньгах. Фамусов боится всего нового, что может нарушить привычный уклад его жизни. Он мечтает выдать Софью замуж за богатого и знатного человека, который соответствовал бы его представлениям о «достойном» женихе.
Эти герои – не просто действующие лица комедии, а яркие представители своего времени. В их противостоянии Грибоедов показал конфликт поколений, столкновение старого и нового, неизбежность перемен в обществе.
Краткое содержание по действиям
Действие первое. Раннее утро в доме Фамусова. Софья Фамусова в обществе служанки Лизы тайком встречает рассвет с Молчалиным. Неожиданный приезд Чацкого нарушает их свидание. Софья растеряна, Молчалин смущён, а Чацкий, не замечая этого, полон радости от встречи с Софьей и воспоминаний о прошлом. Он не скрывает своих чувств, но Софья холодна и сдержанна.
Действие второе. Фамусов, обеспокоенный будущим дочери, расспрашивает Софью о Чацком. В разговоре с Чацким он даёт понять, что не считает его подходящей партией для Софьи, и намекает на необходимость службы. Чацкий же критикует нравы московского общества, вызывая раздражение Фамусова.
Действие третье. В доме Фамусова собирается московское общество на бал. Чацкий становится объектом всеобщего внимания, но его попытки завязать разговор о важном оборачиваются неудачей. Он критикует бездумное преклонение перед всем иностранным, чинопочитание, невежество, чем вызывает лишь насмешки и пересуды. Софья, обиженная его словами о Молчалине, пускает слух о сумасшествии Чацкого.
Действие четвёртое. Слух о безумии Чацкого распространяется с невероятной быстротой. Гости бала, не пытаясь разобраться в ситуации, охотно подхватывают и распространяют эту сплетню. Чацкий, чувствуя себя чужим на этом празднике жизни, произносит обличительную речь, обращённую ко всему фамусовскому обществу, и покидает дом Фамусова.
Действие пятое. Ночь. Чацкий, потрясённый лицемерием окружающих и разочарованный в Софье, готовится покинуть Москву. Случайно он становится свидетелем разговора Молчалина с Лизой, из которого узнаёт о истинных чувствах Софьи к Молчалину и его расчётливой игре. Разочарованный и оскорблённый, Чацкий навсегда покидает Москву, унося с собой горечь неразделённой любви и непонимания.
«Горе от ума» – это не просто комедия, это острое, злободневное произведение, отразившее реалии России начала XIX века. Грибоедов мастерски показал столкновение двух эпох, двух мировоззрений⁚ старого, косного, цепляющегося за отжившие порядки, и нового, прогрессивного, стремящегося к переменам.
Чацкий, с его умом, образованностью, свободолюбием, оказывается чужим в мире фамусовых и молчалиных. Его трагедия – это трагедия человека, опередившего своё время, не понятого и отвергнутого обществом, к которому он принадлежит.
Финал комедии остаётся открытым. Чацкий покидает Москву, но остаётся ли надежда на то, что его идеи найдут отклик в сердцах людей? Изменится ли когда-нибудь фамусовская Москва? Эти вопросы Грибоедов оставляет без ответа, предлагая зрителю самому задуматься над ними.
Сила «Горя от ума» – в его непреходящей актуальности. Проблемы, поднятые Грибоедовым – чинопочитание, карьеризм, невежество, преклонение перед иностранным, – не потеряли своей остроты и в наши дни.
Комедия Грибоедова – это не только зеркало, отразившее российскую действительность XIX века, но и наказ потомкам, призыв к борьбе за свои идеалы, за право быть услышанным, за право на собственное мнение. И пусть путь Чацкого тернист и полон разочарований, его пример вдохновляет на борьбу за лучшее будущее, за мир, где ум и честность будут цениться выше чина и богатства.
Коротко о главных персонажах
Александр Андреевич Чацкий – центральный мужской персонаж комедии, вокруг которого разворачивается основной конфликт. Это молодой дворянин, рано осиротевший и воспитывавшийся в доме Фамусова, друга покойного отца. Образованный, умный, остроумный, он критически мыслит и не боится высказывать свое мнение. Чацкий, патриот, ратующий за развитие отечественной культуры и науки, противник пустого подражания всему иностранному.
Вернувшись в Москву после трехлетнего отсутствия, Чацкий полон надежд на счастье с Софьей, к которой испытывает искренние чувства. Однако реальность оборачивается для него жестоким разочарованием. Москва встречает его холодным равнодушием. Софья, некогда питавшая к нему нежные чувства, кажется чужой и далекой. Фамусовское общество, с его косностью, чинопочитанием и лицемерием, вызывает у Чацкого лишь презрение и гнев.
Он бросает вызов этому миру, не боясь открыто критиковать его пороки. Его пламенные монологи – это гимн свободе, разуму, просвещению. Однако общество не готово принять его идеи. Чацкий становится неудобным, опасным, его объявляют сумасшедшим. Трагедия Чацкого – это трагедия человека, опередившего свое время, не понятого и отвергнутого обществом, к которому он принадлежит.
Софья Павловна Фамусова – главная героиня комедии, семнадцатилетняя девушка, дочь Павла Афанасьевича Фамусова. Она умна, образована, обладает живым умом и независимым характером. Софья романтична и мечтательна, жаждет любви и ищет ее в книгах.
Ее избранник – Молчалин, секретарь ее отца, – человек скрытный, лицемерный, стремящийся угодить всем и каждому ради достижения своих корыстных целей. Выбор Софьи в пользу Молчалина объясняется не только ее неопытностью и наивностью, но и влиянием среды, в которой она выросла.
Софья не разделяет идеалов Чацкого, его пламенные речи кажутся ей чуждыми и непонятными. Она не готова к настоящей любви, предпочитая ей иллюзорный мир романтических грез.
Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, молодой человек «низкого» происхождения, типичный представитель «века нынешнего», стремящийся сделать карьеру любой ценой; Он лицемерен, расчётлив, умеет угождать сильным мира сего, скрывая свою истинную сущность под маской скромности и услужливости.
Молчалин – антипод Чацкого, воплощение всего того, что ненавидит главный герой. Он не обладает ни умом, ни талантами, его единственное оружие – умение приспосабливаться, угождать, льстить.
Молчалин – циник, отрицающий любовь, дружбу, благородство. Его цель – достичь высокого положения в обществе, используя для этого любые средства.
Павел Афанасьевич Фамусов – богатый московский барин, отец Софьи, вдовец. Он, типичный представитель «века минувшего», консерватор, приверженец старых порядков.
Фамусов чванлив, невежественен, помешан на чинах и деньгах. Он боится всего нового, что может нарушить привычный уклад его жизни.
Главная забота Фамусова – выгодно выдать дочь замуж. Он мечтает о зяте, который был бы «и в чинах, и богат», не обращая внимания на чувства Софьи.
Фамусов – яркий представитель фамусовской Москвы, мира, где царят невежество, лицемерие и чинопочитание.
Эти герои – не просто действующие лица комедии, а яркие, запоминающиеся образы, олицетворяющие собой основные идеи и конфликты произведения.
Краткий вывод
«Горе от ума» – вершинное произведение Александра Сергеевича Грибоедова, комедия, которая вот уже почти два столетия не сходит с театральных подмостков и не теряет своей актуальности. В чем же секрет такой долговечности?
Прежде всего, Грибоедову удалось создать удивительно яркую и точную картину русской жизни начала XIX века. Он показал Москву с ее нравами, обычаями, предрассудками. Перед нами проходит галерея запоминающихся персонажей⁚ чиновники-бюрократы, помещики-крепостники, светские львы и львицы, молодые люди, стремящиеся сделать карьеру.
В центре комедии – конфликт между Александром Чацким, молодым человеком прогрессивных взглядов, и фамусовским обществом, цепляющимся за старые порядки. Чацкий – это голос разума, просвещения, свободы. Он критикует невежество, чинопочитание, лицемерие, царящие в Москве. Но его пламенные речи не находят отклика в сердцах окружающих. Чацкий оказывается чужим на этом празднике жизни, его объявляют сумасшедшим.
Трагедия Чацкого – это трагедия человека, опередившего свое время. Но в то же время это и оптимистическая трагедия. Чацкий одинок, но он не сломлен. Он уходит из фамусовского мира, сохранив свое достоинство и веру в лучшее будущее.
Комедия «Горе от ума» – это не просто зеркало, отразившее российскую действительность XIX века. Это произведение, которое заставляет задуматься о вечных проблемах⁚ о смысле жизни, о долге, о чести, о любви.
Грибоедов создал комедию, которая стала энциклопедией русской жизни, афоризмы из которой давно стали крылатыми фразами. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Счастливые часов не наблюдают», «А судьи кто?», – эти и многие другие цитаты из «Горя от ума» прочно вошли в наш язык и используются нами в самых разных ситуациях.
Сила «Горя от ума» – в его непреходящей актуальности. Проблемы, поднятые Грибоедовым, – чинопочитание, карьеризм, невежество, преклонение перед иностранным, – не потеряли своей остроты и в наши дни.
«Горе от ума» – это не только памятник русской литературы, но и живое, злободневное произведение, которое и сегодня заставляет нас смеяться и плакать, думать и спорить.
Язык Грибоедова — это нечто! Афористичность, меткость, сатира — всё это делает комедию актуальной и по сей день.
Прекрасное описание столкновения двух эпох! Чацкий, безусловно, трагический герой, но его пламенные речи и идеалы не могут оставить равнодушным.
Блестящая комедия! Читается на одном дыхании, несмотря на то, что написана почти два века назад.
Любовная линия в комедии не менее интересна, чем общественная сатира. Софья, Молчалин, Чацкий — каждый по-своему ищет любовь, но находит ли?
Интересно, как автор подчеркивает лицемерие фамусовского общества. За внешним лоском и радушием скрывается пустота и бездуховность.
Трагедия Чацкого заставляет задуматься о том, как часто передовые идеи встречают сопротивление в обществе.