Рассказ А.П. Чехова «Экзамен»
В рассказе «Экзамен» Чехов изображает почтового приемщика Фендрикова‚ который готовится к экзамену. Главная проблема в том‚ что экзаменатор ー преподаватель‚ которого Фендриков однажды заставил ждать в очереди.
Краткое содержание рассказа
Рассказ «Экзамен» Антона Павловича Чехова повествует о почтовом приемщике по фамилии Фендриков‚ который готовится к важному экзамену на чин. Он нервничает и переживает‚ так как от результатов экзамена зависит его дальнейшая карьера. Однако‚ его тревога усиливается‚ когда он узнает‚ что экзаменатором будет преподаватель‚ с которым у него произошел неприятный инцидент.
Некоторое время назад Фендриков‚ выполняя свои должностные обязанности‚ не сделал исключения для преподавателя и заставил его стоять в общей очереди на почте. Этот случай сильно задел самолюбие преподавателя‚ и он затаил обиду на Фендрикова.
Теперь Фендриков оказывается в затруднительном положении. Он понимает‚ что преподаватель может использовать свое положение экзаменатора‚ чтобы отомстить ему за прошлую обиду. Страх перед экзаменом и возможной местью превращают Фендрикова из уверенного в себе человека в нервного и растерянного.
Чехов мастерски передает психологическое состояние героя‚ его внутреннюю борьбу и тревогу. Финал рассказа остается открытым‚ оставляя читателя в размышлении о том‚ как сложится судьба Фендрикова и сможет ли он преодолеть свой страх и успешно сдать экзамен.
Жанр и направление
Жанр произведения «Экзамен» – рассказ‚ один из наиболее характерных для творчества А.П. Чехова. В рамках небольшого по объему произведения автор фокусируется на одном эпизоде из жизни героя‚ передавая его внутренние переживания и создавая атмосферу напряжения и ожидания.
Направление‚ в котором работает Чехов‚ – реализм. Это направление отличает стремление к достоверному изображению действительности‚ вниманием к деталям‚ социальной психологии и быту. «Экзамен» полностью отвечает этим принципам. Чехов правдиво описывает быт и нравы российской провинции‚ социальную иерархию‚ где чин играет огромную роль.
Важную роль в рассказе играет психологизм. Чехов мастерски передает внутреннее состояние Фендрикова‚ его страх‚ неуверенность‚ борьбу с самим собой. Автор не дает оценок поступкам героя‚ оставляя читателю возможность самому сделать выводы.
«Экзамен» – яркий пример чеховского реализма‚ где за‚ казалось бы‚ рядовой ситуацией скрываются глубинные проблемы человеческого существования⁚ страх перед будущим‚ социальное неравенство‚ влияние прошлого на настоящее.
Главные герои
Фендриков – мелкий почтовый служащий‚ главный герой рассказа. Он готовится к экзамену на чин‚ от которого зависит его дальнейшая карьера. Чехов изображает его как человека робкого‚ неуверенного в себе‚ склонного преувеличивать значение обстоятельств. Фендриков боится экзамена‚ боится не справиться‚ боится экзаменатора‚ который имеет на него зуб. Эта боязнь парализует его волю‚ мешает трезво оценить ситуацию.
Преподаватель – второй главный герой рассказа‚ хотя он появляется только в мыслях Фендрикова. Это человек властный‚ самолюбивый‚ обидчивый. Он запомнил Фендрикова‚ который не сделал ему исключения на почте‚ и теперь имеет возможность отомстить. Образ преподавателя символизирует систему чинопочитания‚ где власть имущие могут безнаказанно вершить судьбы маленьких людей.
Несмотря на то‚ что в рассказе всего два главных героя‚ Чехову удается создать яркие‚ психологически достоверные образы. Он не дает однозначных оценок своим персонажам‚ позволяя читателю самому сделать выводы.
Темы и проблемы
В рассказе «Экзамен» Антон Павлович Чехов затрагивает ряд важных социальных и психологических тем‚ актуальных для России конца XIX века.
Страх и неуверенность в себе. Центральной темой произведения является парализующий страх Фендрикова перед экзаменом и‚ в особенности‚ перед экзаменатором. Этот страх мешает ему рационально мыслить‚ лишает веры в свои силы. Чехов показывает‚ как страх перед властью и системой может разрушать человека изнутри.
Социальное неравенство. В рассказе явно прослеживается пропасть между «маленьким человеком» Фендриковым и «важным лицом» преподавателем. Эта пропасть проявляется не только в их социальном статусе‚ но и в их психологии‚ в их отношении к жизни.
Чинопочитание. Рассказ обличает атмосферу чинопочитания‚ которая царила в российском обществе. Фендриков боится не столько самого экзамена‚ сколько мести обиженного чиновника. Эта боязнь власти и статуса была характерной чертой того времени.
Проблема совести. В рассказе поднимается и нравственная проблема⁚ как поступить Фендрикову? С одной стороны‚ он испытывает страх перед экзаменатором. С другой стороны‚ он понимает‚ что должен быть честным и принципиальным.
Смысл и идея произведения
Рассказ «Экзамен» Антона Павловича Чехова‚ несмотря на свою краткость и простоту сюжета‚ несет в себе глубокий философский смысл. Автор приглашает читателя задуматься над важными экзистенциальными вопросами⁚ природой страха‚ ролью обстоятельств в жизни человека‚ проблемой выбора и ответственности за свои поступки.
Чехов показывает‚ как страх‚ порожденный системой чинопочитания и социальным неравенством‚ способен парализовать волю человека‚ лишить его уверенности в себе и возможности рационально мыслить. Фендриков оказывается заложником собственных страхов‚ не в силах противостоять давлению обстоятельств.
Открытый финал рассказа не дает однозначного ответа на вопрос о том‚ как сложится судьба Фендрикова. Сможет ли он преодолеть страх и достойно сдать экзамен‚ или же станет жертвой собственной неуверенности и произвола власть имущих?
Чехов не дает готовых рецептов и не навязывает своей точки зрения. Он побуждает читателя самостоятельно поразмышлять над проблемами‚ поднятыми в рассказе‚ и сделать собственные выводы.
Коротко о главных персонажах
Фендриков ⎻ мелкий почтовый служащий‚ стремящийся к продвижению по службе. Его образ типичен для чеховской прозы ー это «маленький человек»‚ задавленный обстоятельствами‚ неуверенный в себе‚ испытывающий постоянный страх перед жизнью.
Фендриков мечтает сдать экзамен на чин и тем самым хоть немного улучшить свое материальное положение и социальный статус. Однако он не отличается ни блестящими способностями‚ ни твердостью характера. Он готовится к экзамену с тягостным чувством страха‚ предчувствуя неудачи.
Встреча с преподавателем‚ которого он когда-то случайно обидел‚ приводит Фендрикова в состояние паники. Он убеждает себя‚ что экзаменатор обязательно воспользуется своим положением‚ чтобы отомстить ему. Этот страх парализует его волю‚ мешает сосредоточиться на подготовке.
Преподаватель ー второй главный герой рассказа‚ хотя он присутствует только в мыслях Фендрикова. Это типичный представитель властной верхушки‚ привыкший к чинопочитанию и не терпящий неуважения к себе. Он запомнил случай на почте и готов воспользоваться своей властью‚ чтобы проучить провинившегося.
Образ преподавателя является символом жестокой и несправедливой системы‚ в которой «маленький человек» бессилен перед произволом чиновника. Он вселяет в Фендрикова ужас‚ подчеркивая его собственную ничтожность и зависимость.
Противопоставление этих двух героев раскрывает одну из главных тем рассказа ⎻ тему социального неравенства и бесправия «маленького человека» в условиях существующей системы.
Краткий вывод
Рассказ А.П. Чехова «Экзамен» ー это яркий пример чеховского минимализма‚ где за кажущейся простотой сюжета скрывается глубокий психологизм и острая социальная проблематика.
Автор мастерски передает атмосферу страха и безысходности‚ царившую в российском обществе конца XIX века. Он показывает‚ как система чинопочитания и социального неравенства калечит судьбы людей‚ порождая страх‚ подозрительность и враждебность.
Главный герой рассказа‚ Фендриков‚ является типичным представителем «маленького человека»‚ задавленного обстоятельствами и не способного противостоять давлению системы. Его страх перед экзаменом и экзаменатором символизирует страх перед жизнью‚ перед будущим‚ перед неизвестностью.
Чехов не дает готовых ответов на вопросы‚ поднятые в рассказе. Он лишь обозначает проблемы‚ заставляя читателя задуматься над ними и самостоятельно искать решения. В этом и заключается величие чеховского таланта ー в умении ставить важные вопросы и не навязывать своих ответов.
Невероятно актуальная и по сей день тема.
Заставляет задуматься о том, как наши поступки могут отразиться на нас в будущем.
Очень жизненная ситуация, кто не испытывал подобный страх перед экзаменом?
Мастерство Чехова в описании психологии героев просто поражает!
Чехов — гений короткого рассказа!
Кратко, емко, но так много смысла!
Классический Чехов! В маленьком рассказе — целая гамма эмоций и переживаний.
Очень реалистично показана атмосфера ожидания и тревоги перед экзаменом.
Интересно, сдал ли в итоге Фендриков экзамен? Чехов оставляет нас в размышлении…