Трагедия маленького человека в повести Гоголя Шинель

Трагедия маленького человека в повести Гоголя Шинель Краткие пересказы

В повести «Шинель», Н.​В.​ Гоголь изображает жизнь простого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина в Петербурге.​ Произведение входит в цикл «Петербургские повести» и считается одним из ключевых в русской литературе XIX века, поднимая тему «маленького человека».​

Жизнь и мечта Акакия Акакиевича

Акакий Акакиевич Башмачкин ⎼ мелкий чиновник, переписывающий бумаги в одном из петербургских департаментов.​ Его жизнь сера и однообразна, лишена ярких красок и событий.​ Он довольствуется малым, не стремится к карьерному росту или богатству, находя утешение в своей кропотливой работе.

Внешность Акакия Акакиевича столь же неприметна, как и его жизнь.​ Низенький, рыжеватый, с лысиной на лбу и морщинами на щеках, он словно растворяется в толпе, не привлекая к себе внимания.​ Коллеги видят в нем объект для насмешек, но он кротко сносит их издевки, не в силах дать отпор.

Однажды суровая петербургская зима беспощадно напоминает Акакию Акакиевичу о ветхости его старой шинели.​ Она прохудилась настолько, что не спасает от пронизывающего холода.​ Мысль о новой шинели становится для Башмачкина навязчивой идеей, мечтой, заполняющей его серую жизнь.​

Для Акакия Акакиевича, живущего на скромное жалование, новая шинель ⎯ непозволительная роскошь. Чтобы накопить нужную сумму, он отказывает себе во всем, еще больше урезая свои и без того скудные расходы.​ Каждый сэкономленный грош приближает его к заветной цели.​

Наконец, после долгих месяцев лишений, мечта сбывается ⎯ Акакий Акакиевич заказывает новую шинель у знакомого портного. Он с трепетом относится к каждой детали, тщательно выбирает ткань и подкладку.​ Ожидание новой шинели превращается для него в праздник.​

Новая шинель и её утрата

Долгожданный день настает ⎼ портной приносит готовую шинель.​ Для Акакия Акакиевича это настоящий праздник, день преображения.​ В новой шинели он чувствует себя увереннее, значительнее.​ Даже шаг его становится тверже, а движения , плавнее.​

Коллеги по департаменту замечают перемену в Башмачкине.​ Они рассматривают обновку, осыпают Акакия Акакиевича комплиментами, чего раньше никогда не случалось.​ Один из чиновников приглашает его отметить приобретение.​ Вечер проходит непривычно весело⁚ Акакий Акакиевич разговорчив, даже позволяет себе бокал шампанского.​

Поздно вечером, возвращаясь домой после праздничного ужина, Акакий Акакиевич становится жертвой грабителей.​ Они нападают на него в темном переулке, срывают новую шинель, оставляя его в одной изношенной жилетке на ледяном ветру.​

Утрата шинели становится для Акакия Акакиевича настоящей катастрофой.​ Вместе с шинелью он словно теряет смысл жизни, вновь превращаясь в забитое, никчемное существо.​ Он пытается найти помощь у частного пристава, но встречает лишь равнодушие и бюрократическую волокиту.

На службе над ним снова насмехаються, сочувствие коллег не приносит утешения.​ Кто-то советует Акакию Акакиевичу обратиться к «значительному лицу», новому генералу, который славится своей строгостью и властностью.

Смерть Башмачкина и месть призрака

Собрав последние силы, Акакий Акакиевич отправляется на прием к «значительному лицу».​ Он надеется на сочувствие и помощь, но генерал оказываеться холодным и высокомерным человеком.​ Он не желает вникать в проблемы мелкого чиновника, обрушиваясь на Башмачкина с гневом и упреками.​

Разбитый и униженный, Акакий Акакиевич возвращается домой. В тот же вечер он слегает с сильной простудой.​ В бреду он бредит утраченной шинелью, взывая то к совести грабителей, то к милости «значительного лица».​

Через несколько дней Акакий Акакиевич умирает. Его смерть проходит незамеченной для коллег и знакомых.​ Лишь на четвертый день в департаменте узнают, что тихого чиновника Башмачкина больше нет.

Вскоре по Петербургу распространяются слухи о призраке, который по ночам срывает с прохожих шинели.​ Говорят, что это душа умершего чиновника не находит себе покоя, жаждя отомстить за причиненное зло.

Однажды ночью призрак встречает «значительное лицо».​ Генерал, некогда грозный и неприступный, в ужасе узнает в нем несчастного Башмачкина.​ Он отдает призраку свою шинель, а заодно и всякое высокомерие.​

С тех пор призрак перестает появляться на улицах Петербурга.​ А «значительное лицо», пережив встречу с призраком Башмачкина, становится более внимательным и чутким к людям, особенно к низшим чиновникам.​

Образ Петербурга в повести «Шинель»

Петербург в «Шинели» Гоголя – не просто место действия, а самостоятельный персонаж, мрачный и бездушный, усиливающий трагедию маленького человека.​ Город контрастов⁚ величественные проспекты и убогие задворки, блеск аристократических салонов и бедность чиновничьих квартир.​

Город показан глазами Акакия Акакиевича — для него Петербург враждебен и чужд. Зловещий мороз, пронизывающий до костей, темные переулки, где подстерегают грабители, , все это символы равнодушия и жестокости большого города к маленькому человеку.​

Гоголь подчеркивает безликость и механистичность петербургской жизни.​ Чиновники, словно винтики в огромной машине, потерявшие свою индивидуальность и душевную теплоту. Они живут по строгим правилам и инструкциям, равнодушные к чужим бедам.​

Контраст между великолепием Петербурга и трагедией маленького человека создает атмосферу безысходности и обреченности.​ Город словно подавляет Акакия Акакиевича, лишая его воли и стремлений.​

Петербург в «Шинели» — это символ несправедливого общества, где человеческая жизнь ничего не стоит.​ Город, где мечты разбиваются о стену равнодушия, а маленький человек обречен на страдания и забвение.​

Образ Петербурга в «Шинели» стал одним из самых ярких и запоминающихся в русской литературе, а тема «петербургского текста» получила развитие в творчестве многих писателей XIX-XX веков.​

Коротко о главных персонажах

  • Акакий Акакиевич Башмачкин

    Мелкий титулярный советник, главный герой повести.​ Неприметный и забитый человек, все существование которого сосредоточено вокруг переписывания бумаг. Он беден, нелюдим, не имеет друзей и каких-либо интересов вне своей службы.​ Новая шинель становится для него смыслом жизни, и ее утрата приводит к трагическому финалу.​

  • «Значительное лицо»

    Новый генерал, к которому Акакий Акакиевич обращается за помощью в поисках шинели.​ Важный и властный чиновник, привыкший к чинопочитанию и не замечающий проблем маленьких людей. Встреча с призраком Башмачкина заставляет его переосмыслить свое поведение и стать более человечным.​

  • Григорий Петрович

    Портной, который шьет Акакию Акакиевичу новую шинель. Мастер своего дела, но при этом простой и недалекий человек, любящий выпить.​ Он сочувствует Башмачкину, но не может ему помочь.​

Помимо главных героев, в повести фигурируют и другие персонажи⁚ коллеги Акакия Акакиевича по департаменту, частный пристав, слуга «значительного лица». Все они — типичные представители петербургского общества, где царят равнодушие, бюрократизм и преклонение перед чинами.​

Гоголь мастерски создает яркие и запоминающиеся образы, которые становятся символами своего времени. В «Шинели» нет случайных персонажей, каждый из них играет важную роль в раскрытии главной темы , трагедии маленького человека в большом и бездушном городе.​

Краткий вывод

Повесть «Шинель» Николая Васильевича Гоголя ⎼ это история о маленьком человеке, раздавленном бездушной машиной бюрократии и равнодушием окружающего мира.​ Акакий Акакиевич Башмачкин, скромный и незаметный чиновник, живет скучной, однообразной жизнью, находя утешение в своей работе.​ Мечта о новой шинели, на которую он долго и упорно копит, становится для него символом лучшей жизни.​

Однако судьба жестоко обрывает его мечту⁚ новую шинель крадут.​ Потеря для Башмачкина становится невосполнимой, он не в силах пережить утрату и умирает, забытый и никому не нужный.

Гоголь мастерски изображает трагедию маленького человека, противопоставляя его бездушному миру чиновников и равнодушию общества.​ Петербург в повести становится символом холодного и враждебного мира, где нет места для простых человеческих чувств;

В «Шинели» затрагиваются важные социальные и нравственные проблемы⁚ несправедливость социального устройства, равнодушие к чужой беде, бесчеловечность бюрократической системы.​ Повесть заставляет задуматься о том, как важно оставаться человеком в любой ситуации и не проходить мимо чужой боли.​

«Шинель» — это не просто история об украденной шинели, это рассказ о сломанной судьбе, о том, как легко растоптать человека, не обладающего властью и деньгами.​ Это произведение, которое не теряет своей актуальности и в наши дни, заставляя нас быть внимательнее друг к другу и бороться с несправедливостью в мире.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей

    Произведение заставляет задуматься о том, как часто мы не замечаем людей, подобных Акакию Акакиевичу, в нашей повседневной жизни.

  2. Ольга

    Потрясающе точное описание жизни «маленького человека» в большом городе. Гоголь гениально передает чувство одиночества и беззащитности Акакия Акакиевича.

  3. Ирина

    Перечитывая «Шинель» всегда поражаешься мастерству Гоголя. Язык произведения, его атмосфера — всё это создает неповторимый эффект.

  4. Михаил

    Тема «маленького человека» актуальна и по сей день. «Шинель» — это не просто повесть, а зеркало, в котором каждый может увидеть себя.

  5. Дмитрий

    История Акакия Акакиевича трогает до глубины души. Насколько сильна может быть мечта простого человека, и как трагична её потеря.

  6. Екатерина

    Образ новой шинели как символа надежды и преображения — очень сильный художественный прием. Вместе с Акакием Акакиевичем мы переживаем радость от обладания ею и горечь утраты.