В повести «Шинель», Н.В. Гоголь изображает жизнь простого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина в Петербурге. Произведение входит в цикл «Петербургские повести» и считается одним из ключевых в русской литературе XIX века, поднимая тему «маленького человека».
Жизнь и мечта Акакия Акакиевича
Акакий Акакиевич Башмачкин ⎼ мелкий чиновник, переписывающий бумаги в одном из петербургских департаментов. Его жизнь сера и однообразна, лишена ярких красок и событий. Он довольствуется малым, не стремится к карьерному росту или богатству, находя утешение в своей кропотливой работе.
Внешность Акакия Акакиевича столь же неприметна, как и его жизнь. Низенький, рыжеватый, с лысиной на лбу и морщинами на щеках, он словно растворяется в толпе, не привлекая к себе внимания. Коллеги видят в нем объект для насмешек, но он кротко сносит их издевки, не в силах дать отпор.
Однажды суровая петербургская зима беспощадно напоминает Акакию Акакиевичу о ветхости его старой шинели. Она прохудилась настолько, что не спасает от пронизывающего холода. Мысль о новой шинели становится для Башмачкина навязчивой идеей, мечтой, заполняющей его серую жизнь.
Для Акакия Акакиевича, живущего на скромное жалование, новая шинель ⎯ непозволительная роскошь. Чтобы накопить нужную сумму, он отказывает себе во всем, еще больше урезая свои и без того скудные расходы. Каждый сэкономленный грош приближает его к заветной цели.
Наконец, после долгих месяцев лишений, мечта сбывается ⎯ Акакий Акакиевич заказывает новую шинель у знакомого портного. Он с трепетом относится к каждой детали, тщательно выбирает ткань и подкладку. Ожидание новой шинели превращается для него в праздник.
Новая шинель и её утрата
Долгожданный день настает ⎼ портной приносит готовую шинель. Для Акакия Акакиевича это настоящий праздник, день преображения. В новой шинели он чувствует себя увереннее, значительнее. Даже шаг его становится тверже, а движения , плавнее.
Коллеги по департаменту замечают перемену в Башмачкине. Они рассматривают обновку, осыпают Акакия Акакиевича комплиментами, чего раньше никогда не случалось. Один из чиновников приглашает его отметить приобретение. Вечер проходит непривычно весело⁚ Акакий Акакиевич разговорчив, даже позволяет себе бокал шампанского.
Поздно вечером, возвращаясь домой после праздничного ужина, Акакий Акакиевич становится жертвой грабителей. Они нападают на него в темном переулке, срывают новую шинель, оставляя его в одной изношенной жилетке на ледяном ветру.
Утрата шинели становится для Акакия Акакиевича настоящей катастрофой. Вместе с шинелью он словно теряет смысл жизни, вновь превращаясь в забитое, никчемное существо. Он пытается найти помощь у частного пристава, но встречает лишь равнодушие и бюрократическую волокиту.
На службе над ним снова насмехаються, сочувствие коллег не приносит утешения. Кто-то советует Акакию Акакиевичу обратиться к «значительному лицу», новому генералу, который славится своей строгостью и властностью.
Смерть Башмачкина и месть призрака
Собрав последние силы, Акакий Акакиевич отправляется на прием к «значительному лицу». Он надеется на сочувствие и помощь, но генерал оказываеться холодным и высокомерным человеком. Он не желает вникать в проблемы мелкого чиновника, обрушиваясь на Башмачкина с гневом и упреками.
Разбитый и униженный, Акакий Акакиевич возвращается домой. В тот же вечер он слегает с сильной простудой. В бреду он бредит утраченной шинелью, взывая то к совести грабителей, то к милости «значительного лица».
Через несколько дней Акакий Акакиевич умирает. Его смерть проходит незамеченной для коллег и знакомых. Лишь на четвертый день в департаменте узнают, что тихого чиновника Башмачкина больше нет.
Вскоре по Петербургу распространяются слухи о призраке, который по ночам срывает с прохожих шинели. Говорят, что это душа умершего чиновника не находит себе покоя, жаждя отомстить за причиненное зло.
Однажды ночью призрак встречает «значительное лицо». Генерал, некогда грозный и неприступный, в ужасе узнает в нем несчастного Башмачкина. Он отдает призраку свою шинель, а заодно и всякое высокомерие.
С тех пор призрак перестает появляться на улицах Петербурга. А «значительное лицо», пережив встречу с призраком Башмачкина, становится более внимательным и чутким к людям, особенно к низшим чиновникам.
Образ Петербурга в повести «Шинель»
Петербург в «Шинели» Гоголя – не просто место действия, а самостоятельный персонаж, мрачный и бездушный, усиливающий трагедию маленького человека. Город контрастов⁚ величественные проспекты и убогие задворки, блеск аристократических салонов и бедность чиновничьих квартир.
Город показан глазами Акакия Акакиевича — для него Петербург враждебен и чужд. Зловещий мороз, пронизывающий до костей, темные переулки, где подстерегают грабители, , все это символы равнодушия и жестокости большого города к маленькому человеку.
Гоголь подчеркивает безликость и механистичность петербургской жизни. Чиновники, словно винтики в огромной машине, потерявшие свою индивидуальность и душевную теплоту. Они живут по строгим правилам и инструкциям, равнодушные к чужим бедам.
Контраст между великолепием Петербурга и трагедией маленького человека создает атмосферу безысходности и обреченности. Город словно подавляет Акакия Акакиевича, лишая его воли и стремлений.
Петербург в «Шинели» — это символ несправедливого общества, где человеческая жизнь ничего не стоит. Город, где мечты разбиваются о стену равнодушия, а маленький человек обречен на страдания и забвение.
Образ Петербурга в «Шинели» стал одним из самых ярких и запоминающихся в русской литературе, а тема «петербургского текста» получила развитие в творчестве многих писателей XIX-XX веков.
Коротко о главных персонажах
Акакий Акакиевич Башмачкин
Мелкий титулярный советник, главный герой повести. Неприметный и забитый человек, все существование которого сосредоточено вокруг переписывания бумаг. Он беден, нелюдим, не имеет друзей и каких-либо интересов вне своей службы. Новая шинель становится для него смыслом жизни, и ее утрата приводит к трагическому финалу.
«Значительное лицо»
Новый генерал, к которому Акакий Акакиевич обращается за помощью в поисках шинели. Важный и властный чиновник, привыкший к чинопочитанию и не замечающий проблем маленьких людей. Встреча с призраком Башмачкина заставляет его переосмыслить свое поведение и стать более человечным.
Григорий Петрович
Портной, который шьет Акакию Акакиевичу новую шинель. Мастер своего дела, но при этом простой и недалекий человек, любящий выпить. Он сочувствует Башмачкину, но не может ему помочь.
Помимо главных героев, в повести фигурируют и другие персонажи⁚ коллеги Акакия Акакиевича по департаменту, частный пристав, слуга «значительного лица». Все они — типичные представители петербургского общества, где царят равнодушие, бюрократизм и преклонение перед чинами.
Гоголь мастерски создает яркие и запоминающиеся образы, которые становятся символами своего времени. В «Шинели» нет случайных персонажей, каждый из них играет важную роль в раскрытии главной темы , трагедии маленького человека в большом и бездушном городе.
Краткий вывод
Повесть «Шинель» Николая Васильевича Гоголя ⎼ это история о маленьком человеке, раздавленном бездушной машиной бюрократии и равнодушием окружающего мира. Акакий Акакиевич Башмачкин, скромный и незаметный чиновник, живет скучной, однообразной жизнью, находя утешение в своей работе. Мечта о новой шинели, на которую он долго и упорно копит, становится для него символом лучшей жизни.
Однако судьба жестоко обрывает его мечту⁚ новую шинель крадут. Потеря для Башмачкина становится невосполнимой, он не в силах пережить утрату и умирает, забытый и никому не нужный.
Гоголь мастерски изображает трагедию маленького человека, противопоставляя его бездушному миру чиновников и равнодушию общества. Петербург в повести становится символом холодного и враждебного мира, где нет места для простых человеческих чувств;
В «Шинели» затрагиваются важные социальные и нравственные проблемы⁚ несправедливость социального устройства, равнодушие к чужой беде, бесчеловечность бюрократической системы. Повесть заставляет задуматься о том, как важно оставаться человеком в любой ситуации и не проходить мимо чужой боли.
«Шинель» — это не просто история об украденной шинели, это рассказ о сломанной судьбе, о том, как легко растоптать человека, не обладающего властью и деньгами. Это произведение, которое не теряет своей актуальности и в наши дни, заставляя нас быть внимательнее друг к другу и бороться с несправедливостью в мире.
Произведение заставляет задуматься о том, как часто мы не замечаем людей, подобных Акакию Акакиевичу, в нашей повседневной жизни.
Потрясающе точное описание жизни «маленького человека» в большом городе. Гоголь гениально передает чувство одиночества и беззащитности Акакия Акакиевича.
Перечитывая «Шинель» всегда поражаешься мастерству Гоголя. Язык произведения, его атмосфера — всё это создает неповторимый эффект.
Тема «маленького человека» актуальна и по сей день. «Шинель» — это не просто повесть, а зеркало, в котором каждый может увидеть себя.
История Акакия Акакиевича трогает до глубины души. Насколько сильна может быть мечта простого человека, и как трагична её потеря.
Образ новой шинели как символа надежды и преображения — очень сильный художественный прием. Вместе с Акакием Акакиевичем мы переживаем радость от обладания ею и горечь утраты.