Станционный смотритель⁚ Краткий пересказ
Повесть повествует о трагической судьбе станционного смотрителя Самсона Вырина и его дочери Дуни. Дуня сбегает с молодым гусаром Минским‚ оставив отца в горе. Самсон‚ пытаясь вернуть дочь‚ отправляется в Петербург‚ но Минский отказывает ему. Убитый горем‚ Вырин возвращается домой и спивается. Дуня‚ став богатой дамой‚ приезжает на могилу отца‚ но слишком поздно.
Вступление
Вступление к повести «Станционный смотритель» Александра Сергеевича Пушкина погружает читателя в мир дорожной России XIX века. Рассказчик‚ от лица которого ведется повествование‚ делится своими размышлениями о нелегкой доле станционных смотрителей. Он отмечает‚ что эти люди‚ часто сталкивающиеся с грубостью и презрением проезжающих‚ на самом деле являются заложниками своей службы‚ вынужденные терпеть лишения и унижения ради куска хлеба.
Рассказчик с сочувствием описывает типичный образ станционного смотрителя⁚ бедный‚ замученный заботами‚ он всегда готов прийти на помощь путнику‚ предоставить ему кров и теплую пищу‚ невзирая на непогоду и усталость. Однако вместо благодарности смотрители нередко получают лишь упреки и ругань‚ становясь объектом для вымещения злости и раздражения уставших от дороги путешественников.
Автор подчеркивает контраст между важностью и ответственностью работы станционных смотрителей‚ обеспечивающих бесперебойное функционирование почтовой связи‚ и их незавидным положением в социальной иерархии того времени. Эти «маленькие люди»‚ лишенные всякой власти и влияния‚ вынуждены были молча сносить несправедливость и произвол со стороны тех‚ кто стоял выше их по социальному статусу.
Вступление к «Станционному смотрителю» задает тон всему произведению‚ предваряя историю о трагической судьбе одного из таких «маленьких людей» ー Самсона Вырина‚ чья жизнь будет безжалостно разрушена равнодушием и эгоизмом окружающих.
Знакомство с Самсоном Выриным и Дуней
Однажды‚ в ходе своих странствий‚ рассказчик знакомится с одним из станционных смотрителей – Самсоном Выриным. Это был уже немолодой мужчина лет пятидесяти‚ вдовец‚ сохранивший‚ однако‚ бодрость духа и свежесть лица. Вся его жизнь была сосредоточена на дочери Дуне – миловидной и бойкой девушке четырнадцати лет.
Дом Выриных‚ хоть и небогатый‚ дышал чистотой и уютом. Дуня‚ полная жизни и энергии‚ поражала своей приветливостью. Она ловко управлялась с самоваром‚ угощая путников чаем‚ и умело поддерживала беседу. Рассказчик был очарован красотой и живостью Дуни‚ и даже позволил себе легкомысленный жест – попросил у нее поцелуй на прощание‚ который девочка‚ к его удивлению‚ не стесняясь‚ подарила.
Этот короткий эпизод ярко рисует картину скромного‚ но полного тепла быта станционного смотрителя и его дочери. Дуня предстает перед нами образцом простоты‚ доброты и естественности‚ не испорченной городской жизнью. Она – лучик света в сером и однообразном мире дорожных станций.
Однако уже в этой идиллической картине сквозит намек на хрупкость счастья Вырина. Дуня‚ при всей своей скромности‚ обладает яркой внешностью и обаянием‚ что неизбежно привлекает внимание проезжающих мужчин. И это не может не вызывать тревогу за ее судьбу.
История Дуни и Минского
Проходит несколько лет‚ и рассказчик вновь оказывается на знакомой станции. Но вместо прежнего уюта и тепла его встречает запустение и гнетущая тишина. Самсон Вырин‚ постаревший и опустившийся‚ с трудом узнает гостя. На вопрос о Дуне старик отвечает уклончиво‚ и только после долгих расспросов‚ с горечью повествует о постигшем его несчастье.
Однажды на станцию прибыл молодой лихой гусар – ротмистр Минский. Пленившись красотой Дуни‚ он решил задержаться под предлогом внезапной болезни. Вырин‚ тронутый участием девушки к мнимому больному‚ не заподозрил неладного. Но когда Минский‚ якобы окрепнув‚ предложил подвезти Дуню до церкви‚ а вернулся один‚ сердце отца сжалось от дурного предчувствия. Вскоре выяснилось‚ что Дуня‚ поддавшись чарам гусара‚ бежала с ним в Петербург.
Эта весть стала для Вырина страшным ударом. Он не мог смириться с потерей дочери‚ ставшей для него смыслом жизни. Выпросив отпуск‚ он пешком отправляется в столицу на поиски Дуни. Найдя Минского‚ Вырин умоляет его вернуть дочь‚ но получает отказ. Гусар‚ хотя и признает свою вину‚ утверждает‚ что Дуня полюбила его и счастлива. Он пытается откупиться от отца‚ предлагая ему деньги‚ но лишь разжигает в нем гнев и оскорбляет его достоинство.
Отчаявшийся и разбитый‚ Вырин возвращается домой. История любви Дуни и Минского предстает трагедией неравного противостояния⁚ с одной стороны – простота‚ чистота и беззащитность Дуни‚ с другой – блеск‚ напор и безнравственность Минского. Этот конфликт отражает глубокие социальные противоречия того времени‚ где судьба простой девушки могла легко сломаться под натиском сильных мира сего.
Трагическая судьба Самсона Вырина
Возвращение Самсона Вырина на станцию ознаменовало начало его конца. Предательство дочери‚ которую он любил больше жизни‚ подкосило его. Он замкнулся в себе‚ перестал следить за собой‚ и станция‚ некогда образцовая‚ пришла в упадок.
Рассказчик‚ встретив Вырина через некоторое время после бегства Дуни‚ был потрясен произошедшей с ним переменой. От прежнего бодрого и хозяйственного мужчины не осталось и следа. Горечь и отчаяние сломили его‚ толкнув на путь саморазрушения. Он начал пить‚ надеясь заглушить душевную боль‚ но лишь усугублял свое положение.
Вырин‚ лишенный единственной радости в жизни‚ превратился в тень самого себя. Он потерял интерес к работе‚ к окружающему миру‚ живя лишь воспоминаниями о прошлом счастье. Трагизм его судьбы усугубляется тем‚ что он остался совершенно один‚ брошенный и забытый всеми‚ включая собственную дочь.
История Самсона Вырина – это история маленького человека‚ разбитого жестокостью и несправедливостью мира. Он стал жертвой не только собственной дочери‚ но и социального устройства‚ где люди его круга были бесправны и беззащитны перед произволом сильных мира сего.
Смерть Вырина становится закономерным итогам его трагической судьбы. Он умирает в одиночестве и забвении‚ так и не дождавшись от Дуни известий и не получив прощения. Его смерть – это обвинительный приговор обществу‚ остающемуся равнодушным к страданиям маленького человека.
Позднее раскаяние Дуни
Спустя годы рассказчик вновь проезжает через станцию‚ где когда-то жил Самсон Вырин. Станции больше нет‚ а в домике смотрителя поселился пивовар с семьей. От него рассказчик узнает о смерти Вырина и о том‚ что на его могиле летом плакала какая-то барыня с тремя детьми.
Эта встреча пробуждает в рассказчике предчувствие и он расспрашивает подробности. Выясняется‚ что несколько лет назад на станцию приезжала богато одетая молодая женщина‚ расспрашивала о Вырине и‚ узнав о его смерти‚ просила провести на могилу. Там она долго плакала‚ а потом щедро вознаградила проводившего ее мальчика-сына пивовара;
Хотя автор прямо не говорит‚ что этой женщиной была Дуня‚ читателю становится понятно‚ что она все-таки вспомнила о брошенном отце и приехала попросить у него прощения. Однако ее раскаяние опоздало. Она нашла лишь могилу‚ ставшую символом ее вины и невозможности что-либо исправить.
Позднее раскаяние Дуни – это один из ключевых мотивов повести. Автор не дает оценки ее поступку‚ оставляя читателя наедине с этой моральной дилеммой. С одной стороны‚ Дуня совершила тяжелый грех‚ предав отцовскую любовь. С другой стороны‚ ее позднее раскаяние свидетельствует о том‚ что в глубине души она все же сохранила чувство совести и способность к состраданию.
Финал повести оставляет чувство горечи и надежды одновременно. Горечи – от того‚ что несправедливость и трагедия уже произошли и ничего нельзя изменить. Надежды – от того‚ что даже в самом зачерствевшем сердце может проснуться совесть и покаяние.
Коротко о главных персонажах
Самсон Вырин
Самсон Вырин ー главный герой повести‚ станционный смотритель‚ чья жизнь становится отражением трагической судьбы «маленького человека» в большом и равнодушном мире. Это мужчина средних лет‚ вдовец‚ всецело посвятивший себя воспитанию любимой дочери Дуни. Он добродушен‚ отзывчив и гостеприимен‚ всегда готов помочь путникам‚ несмотря на их часто пренебрежительное отношение к его работе.
Вырин живет скромно‚ но достойно‚ находя утешение в общении с дочерью. Он гордится ее красотой и добротой‚ видя в ней смысл своей жизни. Однако бегство Дуни с Минским разбивает его сердце. Он не может смириться с ее выбором‚ видя в нем предательство и удар по его отцовским чувствам.
Попытка вернуть дочь заканчивается для Вырина крахом. Он возвращается на станцию разбитым и потерянным‚ начиная искать забвения в алкоголе. Смерть становится для него избавлением от душевной боли и одиночества. Трагическая судьба Вырина заставляет задуматься о том‚ как легко может быть разрушена жизнь простого человека под гнетом обстоятельств и равнодушия окружающих.
Дуня (Авдотья Самсоновна Вырина)
Дуня ー дочь станционного смотрителя‚ молодая и привлекательная девушка‚ ставшая невольным виновником трагедии. Она миловидна‚ приветлива и добра‚ пользуется успехом у проезжающих мужчин. Дуня любит своего отца‚ заботится о нем‚ но ее жизнь на уединенной станции однообразна и скучна.
Появление Минского меняет все. Молодой‚ статный гусар‚ он представляет собой полную противоположность тем людям‚ которых Дуня привыкла видеть. Он окружает ее вниманием‚ говорит комплименты‚ обещая красивую жизнь. Дуня‚ неопытная и доверчивая‚ поддается его чарам‚ не задумываясь о последствиях.
Ее бегство с Минским – это не только поступок влюбленной девушки‚ но и своего рода протест против убожества и бесперспективности жизни на станции. Однако Дуня не лишена совести. Став богатой дамой‚ она не забывает об отце‚ но ее раскаяние оказывается запоздалым. Образ Дуни – это образ трагически заблудшей души‚ которая‚ совершив ошибку‚ вынуждена расплачиваться за нее всю жизнь.
Ротмистр Минский
Ротмистр Минский ー молодой‚ богатый и самоуверенный гусар‚ сыгравший роковую роль в судьбе Вырина и Дуни. Он предстает перед нами как типичный представитель своего круга⁚ галантный‚ обаятельный‚ но в то же время легкомысленный и безответственный.
Встреча с Дуней пробуждает в нем чувства‚ которые‚ однако‚ не отличаются глубиной и серьезностью. Он увлечен ее красотой‚ но не готов ради нее жертвовать своим положением и привычным образом жизни.
Минский не злодей‚ он способен на сострадание и даже раскаяние‚ что видно в сцене его объяснения с Выриным. Однако он не готов отказаться от своих желаний и привычек‚ чтобы исправить совершенную ошибку. В итоге он выбирает путь наименьшего сопротивления‚ оставив Вырина наедине с горем‚ а Дуню ౼ с тяжестью содеянного.
Краткий вывод
«Станционный смотритель» Александра Пушкина ー это не просто история о несчастной любви и предательстве. Это глубокое размышление о трагической судьбе «маленького человека» в бездушном и несправедливом мире.
В лице Самсона Вырина автор рисует собирательный образ простого‚ честного‚ трудолюбивого человека‚ чья жизнь безжалостно рушится под гнетом обстоятельств и равнодушия окружающих. Вырин не обладает ни богатством‚ ни положением в обществе‚ его единственным богатством была любовь к дочери. Именно эта любовь‚ преданная и растоптанная‚ становится причиной его гибели.
Образ Дуни сложен и противоречив. С одной стороны‚ она предстает как жертва обстоятельств‚ девушка‚ поддавшаяся соблазнам и мечтам о лучшей жизни. С другой стороны‚ ее поступок оборачивается жестокостью по отношению к любящему отцу. Позднее раскаяние Дуни‚ хоть и говорит о сохранившихся в ней нравственных началах‚ уже не в силах исправить содеянное.
Минский же олицетворяет собой бездушие и эгоизм высшего света. Он не способен на глубокие чувства‚ его поступки продиктованы минутными желаниями и не обременяют его совесть. Минский легко разрушает жизнь Вырина‚ не задумываясь о последствиях.
Повесть оставляет после себя чувство горечи и безысходности. Автор не дает ответов на вопросы о справедливости и вине‚ заставляя читателя самостоятельно размышлять о сложности человеческих отношений и нравственных ценностях.
«Станционный смотритель» ౼ это произведение‚ актуальное и по сей день. Оно напоминает нам о том‚ что важно быть внимательными к окружающим‚ ценить человеческую жизнь и помнить‚ что даже самая маленькая несправедливость может привести к большой трагедии.
Вступление сразу цепляет внимание описанием тяжелой жизни станционных смотрителей. Сразу понимаешь, о чем будет повествование и какие темы затронет автор.
Какая трогательная и печальная история! Бедный Самсон Вырин, ставший жертвой обстоятельств и собственной доброты. Пушкин мастерски передает трагедию «маленького человека» в огромном и равнодушном мире.
Трагедия Вырина — это трагедия многих отцов, чьи дети выбирают другой путь. История оставляет горькое послевкусие и заставляет задуматься о вечных ценностях.
Образ Дуни вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, ее можно понять — она хотела вырваться из нищеты. С другой стороны, поступок по отношению к отцу ужасен.
Эта повесть — напоминание о том, что нужно ценить близких и не забывать о тех, кто всегда рядом, несмотря ни на что.
Интересно, как Пушкин противопоставляет образ забитого и униженного смотрителя и важность его работы для общества. Ведь без этих людей не было бы связи между городами и людьми.
Язык Пушкина прекрасен! Каждое слово, каждая фраза пропитаны глубоким смыслом и эмоциями. Читается на одном дыхании.