- Краткое содержание «Ревизора» по действиям
- Действие 1⁚ Слухи и паника
- Действие 2⁚ Знакомство с мнимым ревизором
- Действие 3⁚ Взятки и ухаживания
- Действие 4⁚ Триумф Хлестакова
- Действие 5⁚ Разоблачение и немая сцена
- Коротко о главных персонажах
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий
- Иван Александрович Хлестаков
- Анна Андреевна, жена городничего
- Марья Антоновна, дочь городничего
- Осип, слуга Хлестакова
- Другие персонажи⁚
- Краткий вывод
Краткое содержание «Ревизора» по действиям
Действие 1⁚ Слухи и паника
Действие разворачивается в доме городничего, куда он в спешном порядке собирает чиновников. Он в панике⁚ получено письмо от друга, сообщающее о скором приезде инкогнито ревизора из Петербурга. Городничий описывает приехавшего ревизора как молодого человека, незаметного, но проницательного. Новость повергает чиновников в ужас.
Городничий отчитывает чиновников за нерадивость и взяточничество⁚ судья Ляпкин-Тяпкин не разбирает дел, смотритель богоугодных заведений Земляника развел антисанитарию и воровство в больнице, попечитель учебных заведений Хлопов держит некомпетентных учителей.
Появляются помещики Бобчинский и Добчинский, которые рассказывают о молодом человеке подозрительного поведения, остановившемся в местной гостинице. Они уверены, что это и есть ревизор, который уже две недели живет в городе и «все про всех подмечает».
Всеобщая паника усиливается, городничий приказывает навести хоть какой-то порядок в городе и отправляется наряжаться, чтобы ехать знакомиться с «ревизором».
Действие 2⁚ Знакомство с мнимым ревизором
Действие перемещается в гостиницу, где в номере коротает время мелкий столичный чиновник Иван Александрович Хлестаков, промотавший все деньги в дороге. Он голоден и зовет слугу Осипа.
В это время в гостиницу прибывают перепуганные Бобчинский и Добчинский с поручением доставить незнакомца к городничему. Хлестаков, понимая, что его приняли за важную персону, сначала отказывается, но потом соглашается.
Городничий в сопровождении чиновников приезжает в гостиницу, где принимает Хлестакова за строгого и важного ревизора. Он заискивает перед ним, предлагает лучшую комнату в своем доме и приглашает отобедать. Хлестаков, поначалу недоумевая, быстро ориентируется в ситуации и принимает правила игры.
Во время обеда в доме городничего Хлестаков, подвыпив, рассказывает небылицы о своей столичной жизни, выдавая себя за влиятельного чиновника, друга министров и знаменитого писателя. Наивные чиновники с готовностью верят всем его россказням, встречая каждую фразу с почтительным трепетом.
Городничий, опасаясь разоблачения, предлагает Хлестакову взятку, которую тот принимает, считая, что ему дают взаймы. Действие завершается всеобщим раболепием перед мнимым ревизором.
Действие 3⁚ Взятки и ухаживания
На следующее утро Хлестакова, одного за другим, посещают чиновники, чтобы лично засвидетельствовать свое почтение и преподнести «займы». Каждый старается произвести впечатление на мнимого ревизора и скрыть от него свои прегрешения.
Первым является судья Ляпкин-Тяпкин, который пытается задобрить Хлестакова рассказами о своей преданности службе и предлагает взятку, замаскированную под «взятие взаймы». Хлестаков с легкостью принимает деньги.
За судьей следуют смотритель богоугодных заведений Земляника, попечитель учебных заведений Хлопов, почтмейстер Шпекин, каждый со своими подношениями и попытками скрыть недостатки в своей работе. Хлестаков, окрыленный неожиданным богатством и вниманием, продолжает играть роль важной персоны, обещая чиновникам свое покровительство.
Анна Андреевна, жена городничего, и ее дочь Марья Антоновна, заинтригованные приездом столичного гостя, также стремятся произвести на него впечатление. Хлестаков, пользуясь случаем, ухаживает за обеими дамами, осыпая их комплиментами и недвусмысленными намеками.
В финале действия Хлестаков, опьяненный успехом и шампанским, делает предложение Марье Антоновне, чем приводит в восторг городничего и его жену. Тем временем Осип, слуга Хлестакова, понимая ненадежность ситуации, уговаривает барина поскорее уехать из города.
Действие 4⁚ Триумф Хлестакова
Хлестаков, воодушевленный успехом у городничего и других чиновников, решает продолжить свою игру. Он принимает подношения от купцов, которые жалуются на вымогательства городничего, и обещает им помочь. Хлестаков чувствует себя всемогущим, он купается во внимании и лести.
К Хлестакову является делегация от мещан с жалобой на городничего. Хлестаков, желая предстать перед ними справедливым и беспристрастным, выслушивает их просьбы и обещает разобраться в ситуации.
Тем временем, слухи о «высоком звании» Хлестакова распространяются по всему городу. К нему стекаются просители с различными просьбами и ходатайствами. Хлестаков, не разбираясь в ситуации, раздает всем обещания, наслаждаясь своей властью и значимостью.
В конце действия Хлестаков, получив от Осипа предупреждение о возможном разоблачении, решает скрыться из города. Он пишет письмо своему другу Тряпичкину, в котором описывает все свои приключения и высмеивает доверчивость и глупость городничего и чиновников.
Хлестаков уезжает, оставляя городничего и его свиту в радостном предвкушении скорого возвышения благодаря знакомству с «важным чиновником». Никто из них даже не подозревает о скором разоблачении и настоящей причине внезапного отъезда Хлестакова.
Действие 5⁚ Разоблачение и немая сцена
Городничий, возгордившись мнимым покровительством Хлестакова, начинает вести себя еще более высокомерно и самоуверенно. Он мечтает о переезде в Петербург, о карьере генерала и о том, как он будет покорять столичное общество.
В разгар празднования помолвки Марьи Антоновны и Хлестакова, появляется почтмейстер с письмом, которое он по неосторожности вскрыл. В письме Хлестаков описывает все свои приключения в городе, высмеивает доверчивость чиновников и называет городничего «глупой как сивый мерин».
Чтение письма производит эффект разорвавшейся бомбы. Городничий и чиновники в ужасе понимают, что они стали жертвами собственной глупости и тщеславия. Все их старания угодить «ревизору» оборачиваются против них.
В кульминации действия в дом городничего приезжает жандарм с сообщением о прибытии настоящего ревизора. Эта новость окончательно добивает городничего и чиновников. Пьеса заканчивается знаменитой «немой сценой», в которой персонажи застывают в оцепенении, не в силах произнести ни слова.
Финал пьесы оставляет у зрителя двоякое чувство. С одной стороны, он испытывает удовлетворение от того, что пороки и глупость чиновников наказаны. С другой стороны, он понимает, что система, в которой такие ситуации возможны, остается неизменной.
Коротко о главных персонажах
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий
Главное действующее лицо комедии. Это хитрый, властный и продажный чиновник, который привык управлять городом железной рукой. Он боится ревизий, так как знает о своих грехах, и готов на все, чтобы скрыть их от проверяющих. Городничий глуп и тщеславен, легко поддается лести и обману. Образ городничего является сатирическим изображением типичного российского чиновника того времени.
Иван Александрович Хлестаков
Молодой столичный чиновник, случайно оказавшийся в провинциальном городе. Хлестаков , пустой и легкомысленный человек, любитель покрасоваться и приврать. Он не планировал выдавать себя за ревизора, но, попав в благоприятные обстоятельства, с удовольствием принимает почести и подношения от перепуганных чиновников. Хлестаков не злой и не расчетливый обманщик, он скорее наивный и инфантильный человек, который не привык думать о последствиях своих поступков.
Анна Андреевна, жена городничего
Провинциальная кокетка, мечтающая о столичной жизни. Она также тщеславна, как и ее муж, и также легко поддается лести Хлестакова. Анна Андреевна ревнива и властна, стремится контролировать все и вся. Ее образ является сатирой на провинциальных дам, стремящихся подражать столичной моде и манерам.
Марья Антоновна, дочь городничего
Молодая и наивная девушка, мечтающая о любви. Она легко верится на удочку Хлестакова, который осыпает ее комплиментами и делает вид, что влюблен. Марья Антоновна — типичный образ провинциальной барышни, живущей в мире романтических грез и иллюзий.
Осип, слуга Хлестакова
Простой и здравомыслящий человек, который видит Хлестакова насквозь. Он пытается предостеречь своего барина от опрометчивых поступков и уговаривает его поскорее уехать из города. Осип является носителем народной мудрости и трезвого взгляда на жизнь.
Другие персонажи⁚
- Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья⁚ Взяточник и пьяница, который не разбирает дел, а только собирает взятки.
- Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений⁚ Халатность и воровство — вот главные принципы его работы.
- Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ⁚ Невежественный и трусливый человек, который боится всего на свете.
- Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер⁚ Любопытный и болтливый человек, который не может удержать язык за зубами.
- Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский, городские помещики⁚ сплетники, которые первыми принимают Хлестакова за ревизора.
Все персонажи комедии «Ревизор» яркие и запоминающиеся. Они являются типичными представителями своего времени и социального слоя. Гоголь мастерски высмеивает их пороки и недостатки, заставляя зрителя задуматься о важных социальных проблемах.
Краткий вывод
Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя — это острое сатирическое произведение, разоблачающее пороки и злоупотребления чиновничьего аппарата Российской империи первой половины XIX века.
Сюжет пьесы, хоть и комический по своей сути, поднимает серьезные вопросы о коррупции, взяточничестве, чинопочитании, равнодушии к нуждам народа, которые были характерны для того времени. Гоголь мастерски высмеивает эти пороки, создавая галерею ярких и запоминающихся персонажей, каждый из которых олицетворяет собой тот или иной тип чиновника.
Главный герой комедии, Иван Александрович Хлестаков, является собирательным образом мелкого столичного чиновника, пустого и тщеславного, но при этом не лишенного обаяния. Он случайно попадает в водоворот событий, которые принимают неожиданный поворот благодаря трусости и глупости городничего и других представителей власти.
Городничий, движимый страхом перед ревизией, готов на все, чтобы скрыть свои прегрешения и угодить мнимому ревизору. Он осыпает Хлестакова почестями, дает взятки, предлагает руку своей дочери, не подозревая о том, что стал жертвой собственной глупости.
Финал комедии, знаменитая «немая сцена», оставляет у зрителя ощущение гротеска и абсурда. Пороки наказаны, но система, порождающая их, остается неизменной.
«Ревизор» — это не просто комедия, это зеркало, в котором отразилась вся неприглядная суть российской действительности того времени. Пьеса актуальна и по сей день, так как пороки, которые она высмеивает, не исчезли из нашей жизни.
Произведение Гоголя заставляет задуматься о том, как важно бороться с коррупцией, беззаконием, равнодушием и стремиться к созданию более справедливого общества.
«Ревизор» — это не просто классика литературы, это произведение, которое не теряет своей актуальности и заставляет зрителя задуматься о важных жизненных ценностях.