Триумф ‘ревизора’ и разоблачение

Триумф 'ревизора' и разоблачение Краткие пересказы

Краткое содержание «Ревизора» по действиям

Действие 1⁚ Слухи и паника

Действие разворачивается в доме городничего, куда он в спешном порядке собирает чиновников. Он в панике⁚ получено письмо от друга, сообщающее о скором приезде инкогнито ревизора из Петербурга.​ Городничий описывает приехавшего ревизора как молодого человека, незаметного, но проницательного.​ Новость повергает чиновников в ужас.

Городничий отчитывает чиновников за нерадивость и взяточничество⁚ судья Ляпкин-Тяпкин не разбирает дел, смотритель богоугодных заведений Земляника развел антисанитарию и воровство в больнице, попечитель учебных заведений Хлопов держит некомпетентных учителей.

Появляются помещики Бобчинский и Добчинский, которые рассказывают о молодом человеке подозрительного поведения, остановившемся в местной гостинице. Они уверены, что это и есть ревизор, который уже две недели живет в городе и «все про всех подмечает».​

Всеобщая паника усиливается, городничий приказывает навести хоть какой-то порядок в городе и отправляется наряжаться, чтобы ехать знакомиться с «ревизором».​

Действие 2⁚ Знакомство с мнимым ревизором

Действие перемещается в гостиницу, где в номере коротает время мелкий столичный чиновник Иван Александрович Хлестаков, промотавший все деньги в дороге.​ Он голоден и зовет слугу Осипа.​

В это время в гостиницу прибывают перепуганные Бобчинский и Добчинский с поручением доставить незнакомца к городничему.​ Хлестаков, понимая, что его приняли за важную персону, сначала отказывается, но потом соглашается.

Городничий в сопровождении чиновников приезжает в гостиницу, где принимает Хлестакова за строгого и важного ревизора.​ Он заискивает перед ним, предлагает лучшую комнату в своем доме и приглашает отобедать.​ Хлестаков, поначалу недоумевая, быстро ориентируется в ситуации и принимает правила игры.​

Во время обеда в доме городничего Хлестаков, подвыпив, рассказывает небылицы о своей столичной жизни, выдавая себя за влиятельного чиновника, друга министров и знаменитого писателя.​ Наивные чиновники с готовностью верят всем его россказням, встречая каждую фразу с почтительным трепетом.​

Городничий, опасаясь разоблачения, предлагает Хлестакову взятку, которую тот принимает, считая, что ему дают взаймы. Действие завершается всеобщим раболепием перед мнимым ревизором.​

Действие 3⁚ Взятки и ухаживания

На следующее утро Хлестакова, одного за другим, посещают чиновники, чтобы лично засвидетельствовать свое почтение и преподнести «займы».​ Каждый старается произвести впечатление на мнимого ревизора и скрыть от него свои прегрешения.

Первым является судья Ляпкин-Тяпкин, который пытается задобрить Хлестакова рассказами о своей преданности службе и предлагает взятку, замаскированную под «взятие взаймы».​ Хлестаков с легкостью принимает деньги.​

За судьей следуют смотритель богоугодных заведений Земляника, попечитель учебных заведений Хлопов, почтмейстер Шпекин, каждый со своими подношениями и попытками скрыть недостатки в своей работе.​ Хлестаков, окрыленный неожиданным богатством и вниманием, продолжает играть роль важной персоны, обещая чиновникам свое покровительство.​

Анна Андреевна, жена городничего, и ее дочь Марья Антоновна, заинтригованные приездом столичного гостя, также стремятся произвести на него впечатление.​ Хлестаков, пользуясь случаем, ухаживает за обеими дамами, осыпая их комплиментами и недвусмысленными намеками.​

В финале действия Хлестаков, опьяненный успехом и шампанским, делает предложение Марье Антоновне, чем приводит в восторг городничего и его жену.​ Тем временем Осип, слуга Хлестакова, понимая ненадежность ситуации, уговаривает барина поскорее уехать из города.​

Действие 4⁚ Триумф Хлестакова

Хлестаков, воодушевленный успехом у городничего и других чиновников, решает продолжить свою игру.​ Он принимает подношения от купцов, которые жалуются на вымогательства городничего, и обещает им помочь.​ Хлестаков чувствует себя всемогущим, он купается во внимании и лести.​

К Хлестакову является делегация от мещан с жалобой на городничего.​ Хлестаков, желая предстать перед ними справедливым и беспристрастным, выслушивает их просьбы и обещает разобраться в ситуации.​

Тем временем, слухи о «высоком звании» Хлестакова распространяются по всему городу.​ К нему стекаются просители с различными просьбами и ходатайствами.​ Хлестаков, не разбираясь в ситуации, раздает всем обещания, наслаждаясь своей властью и значимостью.​

В конце действия Хлестаков, получив от Осипа предупреждение о возможном разоблачении, решает скрыться из города.​ Он пишет письмо своему другу Тряпичкину, в котором описывает все свои приключения и высмеивает доверчивость и глупость городничего и чиновников.​

Хлестаков уезжает, оставляя городничего и его свиту в радостном предвкушении скорого возвышения благодаря знакомству с «важным чиновником».​ Никто из них даже не подозревает о скором разоблачении и настоящей причине внезапного отъезда Хлестакова.

Действие 5⁚ Разоблачение и немая сцена

Городничий, возгордившись мнимым покровительством Хлестакова, начинает вести себя еще более высокомерно и самоуверенно.​ Он мечтает о переезде в Петербург, о карьере генерала и о том, как он будет покорять столичное общество.​

В разгар празднования помолвки Марьи Антоновны и Хлестакова, появляется почтмейстер с письмом, которое он по неосторожности вскрыл.​ В письме Хлестаков описывает все свои приключения в городе, высмеивает доверчивость чиновников и называет городничего «глупой как сивый мерин».​

Чтение письма производит эффект разорвавшейся бомбы.​ Городничий и чиновники в ужасе понимают, что они стали жертвами собственной глупости и тщеславия.​ Все их старания угодить «ревизору» оборачиваются против них.​

В кульминации действия в дом городничего приезжает жандарм с сообщением о прибытии настоящего ревизора.​ Эта новость окончательно добивает городничего и чиновников.​ Пьеса заканчивается знаменитой «немой сценой», в которой персонажи застывают в оцепенении, не в силах произнести ни слова.​

Финал пьесы оставляет у зрителя двоякое чувство.​ С одной стороны, он испытывает удовлетворение от того, что пороки и глупость чиновников наказаны.​ С другой стороны, он понимает, что система, в которой такие ситуации возможны, остается неизменной.​

Коротко о главных персонажах

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий

Главное действующее лицо комедии.​ Это хитрый, властный и продажный чиновник, который привык управлять городом железной рукой.​ Он боится ревизий, так как знает о своих грехах, и готов на все, чтобы скрыть их от проверяющих.​ Городничий глуп и тщеславен, легко поддается лести и обману.​ Образ городничего является сатирическим изображением типичного российского чиновника того времени.

Иван Александрович Хлестаков

Молодой столичный чиновник, случайно оказавшийся в провинциальном городе.​ Хлестаков , пустой и легкомысленный человек, любитель покрасоваться и приврать. Он не планировал выдавать себя за ревизора, но, попав в благоприятные обстоятельства, с удовольствием принимает почести и подношения от перепуганных чиновников.​ Хлестаков не злой и не расчетливый обманщик, он скорее наивный и инфантильный человек, который не привык думать о последствиях своих поступков.

Анна Андреевна, жена городничего

Провинциальная кокетка, мечтающая о столичной жизни.​ Она также тщеславна, как и ее муж, и также легко поддается лести Хлестакова.​ Анна Андреевна ревнива и властна, стремится контролировать все и вся.​ Ее образ является сатирой на провинциальных дам, стремящихся подражать столичной моде и манерам.​

Марья Антоновна, дочь городничего

Молодая и наивная девушка, мечтающая о любви. Она легко верится на удочку Хлестакова, который осыпает ее комплиментами и делает вид, что влюблен.​ Марья Антоновна — типичный образ провинциальной барышни, живущей в мире романтических грез и иллюзий.​

Осип, слуга Хлестакова

Простой и здравомыслящий человек, который видит Хлестакова насквозь.​ Он пытается предостеречь своего барина от опрометчивых поступков и уговаривает его поскорее уехать из города.​ Осип является носителем народной мудрости и трезвого взгляда на жизнь.​

Другие персонажи⁚

  • Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья⁚ Взяточник и пьяница, который не разбирает дел, а только собирает взятки.
  • Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений⁚ Халатность и воровство — вот главные принципы его работы.​
  • Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ⁚ Невежественный и трусливый человек, который боится всего на свете.​
  • Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер⁚ Любопытный и болтливый человек, который не может удержать язык за зубами.​
  • Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский, городские помещики⁚ сплетники, которые первыми принимают Хлестакова за ревизора.​

Все персонажи комедии «Ревизор» яркие и запоминающиеся.​ Они являются типичными представителями своего времени и социального слоя. Гоголь мастерски высмеивает их пороки и недостатки, заставляя зрителя задуматься о важных социальных проблемах.​

Краткий вывод

Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя — это острое сатирическое произведение, разоблачающее пороки и злоупотребления чиновничьего аппарата Российской империи первой половины XIX века.

Сюжет пьесы, хоть и комический по своей сути, поднимает серьезные вопросы о коррупции, взяточничестве, чинопочитании, равнодушии к нуждам народа, которые были характерны для того времени.​ Гоголь мастерски высмеивает эти пороки, создавая галерею ярких и запоминающихся персонажей, каждый из которых олицетворяет собой тот или иной тип чиновника.​

Главный герой комедии, Иван Александрович Хлестаков, является собирательным образом мелкого столичного чиновника, пустого и тщеславного, но при этом не лишенного обаяния.​ Он случайно попадает в водоворот событий, которые принимают неожиданный поворот благодаря трусости и глупости городничего и других представителей власти.​

Городничий, движимый страхом перед ревизией, готов на все, чтобы скрыть свои прегрешения и угодить мнимому ревизору.​ Он осыпает Хлестакова почестями, дает взятки, предлагает руку своей дочери, не подозревая о том, что стал жертвой собственной глупости.​

Финал комедии, знаменитая «немая сцена», оставляет у зрителя ощущение гротеска и абсурда.​ Пороки наказаны, но система, порождающая их, остается неизменной.​

«Ревизор» — это не просто комедия, это зеркало, в котором отразилась вся неприглядная суть российской действительности того времени.​ Пьеса актуальна и по сей день, так как пороки, которые она высмеивает, не исчезли из нашей жизни.​

Произведение Гоголя заставляет задуматься о том, как важно бороться с коррупцией, беззаконием, равнодушием и стремиться к созданию более справедливого общества.​

«Ревизор» — это не просто классика литературы, это произведение, которое не теряет своей актуальности и заставляет зрителя задуматься о важных жизненных ценностях.

Оцените статью
Добавить комментарий