В поисках счастливого: Путешествие по страницам поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В поисках счастливого: Путешествие по страницам поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Краткие пересказы

Краткое содержание поэмы Н.​А.​ Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма Н.​А.​ Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» повествует о путешествии семерых крестьян – Романа, Демьяна, Луки, братьев Губиных (Ивана и Митродора), Пахома и Прова, – отправившихся на поиски ответа на вопрос⁚ «Кому живется весело, вольготно на Руси?».​

Встречая на своем пути представителей разных сословий – крестьян, попов, купцов, помещиков, – странники выслушивают их истории, сталкиваются с нищетой, горем и несправедливостью.​

Вступление

Поэма «Кому на Руси жить хорошо», одна из вершин творчества Н.​А.​ Некрасова, начинается с завязки, полной простонародного юмора.​ Семь мужиков, «архангельские временнообязанные», встретившись на столбовой дороге, заводят спор о том, «кому живётся весело, вольготно на Руси».​ Каждый из них уверен, что жизнь других сословий легче и радостнее⁚ один считает счастливыми помещиков, другой – попов, третий – купцов, четвертый – бояр, пятый – министров царских.​

Спор настолько затягивает мужиков, что они не замечают, как проходит время и сгущаются сумерки.​ Внезапно появляется птенчик пеночки, выпавший из гнезда.​ Мужики решают помочь птенцу и возвращают его матери.​ В награду за доброе дело пеночка приносит мужикам скатерть-самобранку⁚

«Ну, братцы, вам же лучше⁚
Ходите по всему свету,
А ества ищите!​»

Получив такой подарок, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут того, «кому живётся весело, вольготно на Руси».​ Так начинается их долгое и полное приключений путешествие.​

Семь странников и их поиски

Семь мужиков, вооружившись скатертью-самобранкой и полные решимости найти счастливого человека на Руси, отправляются в путь. Каждый из них – собирательный образ русского крестьянства⁚ Роман – рассудительный и спокойный, Демьян – грамотный и любознательный, Лука – простой и доверчивый, братья Губины – работящие и неунывающие, Пахом – мудрый старик, Пров – весельчак и балагур.​

Их путь лежит через поля, леса и деревни.​ Они встречают самых разных людей⁚ крестьян, изнемогающих от непосильного труда и нищеты; попов, пекущихся больше о собственном благополучии, чем о душах паствы; купцов, наживающихся на чужом горе; помещиков, тоскующих по крепостному праву.

Странники выслушивают истории о горькой доле русского народа, о несправедливости и произволе властей, о тяжёлой женской доле.​ Они становятся свидетелями народных гуляний, ярмарок, свадеб, похорон, проникаясь бытом и духовным миром простого народа.​

Однако, несмотря на все тяготы крестьянской жизни, странники не теряют надежды найти счастье.​ Они продолжают свой путь, веря, что рано или поздно обязательно встретят человека, который скажет⁚ «Я живу на Руси весело, вольготно!​»

Встречи и рассказы

Путешествие семерых мужиков превращается в своеобразное странствие по пореформенной Руси.​ Каждая их встреча оборачивается жизненным рассказом, отражающим разные грани народной действительности.

В главе «Поп» читатель знакомится с историями священнослужителей, которые далеки от идеалов христианской любви и сострадания.​ Глава «Сельская ярмонка» показывает убожество и безрадостность жизни крестьян, вынужденных продавать последнее, чтобы выжить.

Особенно пронзительной становится встреча странников с Матрёной Тимофеевной Корчагиной – крестьянкой, которая рассказывает о своей нелёгкой женской доле, полной лишений, горя и несправедливости.

В главе «Пир на весь мир» Некрасов изображает широкую картину народной жизни с её праздниками и буднями, радостями и печалями.​ Странники становятся свидетелями народного гуляния, где звучат песни, пляски, шутки и прибаутки, но в то же время слышны и голоса отчаяния, боли, протеста.​

Все эти встречи и рассказы постепенно приближают странников к ответу на главный вопрос⁚ кому живётся хорошо на Руси?​

Образ Матрены Тимофеевны

Одной из самых ярких и запоминающихся героинь поэмы являеться Матрена Тимофеевна Корчагина ⎯ крестьянка, олицетворяющая собой собирательный образ русской женщины.​ Её история, рассказанная в главе «Бабья доля», поражает своей пронзительностью и трагизмом.​

Матрена Тимофеевна прошла через все испытания, которые выпадали на долю женщины в крестьянской России⁚ тяжелый труд, унижения, потерю близких, произвол властей.​ Но, несмотря на все невзгоды, она сохранила в себе душевную красоту, силу духа, любовь к жизни.​

Матрена Тимофеевна рассказывает странникам о своей нелегкой судьбе⁚ о несчастливом замужестве, о смерти первенца, о том, как она вымаливала мужа из рекрутов, как спасала деревню от пожара.​ Её история – это обвинительный акт существующему строю, который обрекал женщину на страдания и лишения.​

Образ Матрены Тимофеевны является одним из ключевых в поэме.​ Он показывает, что даже в самых тяжелых условиях русская женщина сохраняла в себе лучшие человеческие качества⁚ силу духа, любовь, сострадание, веру в лучшее.​

Финал поэмы и ответ на вопрос

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» осталась незавершенной. Некрасов не успел дать однозначного ответа на вопрос, который поставил перед читателем.​ Однако, финал произведения наполнен глубоким смыслом и символизмом.​

Странники, пройдя долгий путь и увидев жизнь разных сословий, так и не нашли того, кто мог бы сказать⁚ «Я живу на Руси весело, вольготно!​» Они встретили много горя, несправедливости, страданий.​

Однако, финальная сцена поэмы вселяет надежду.​ На народном гулянии странники слышат песню Гриши Добросклонова – молодого семинариста, который посвятил свою жизнь борьбе за счастье народа.​

В его песнях звучит вера в светлое будущее России, в то, что наступит время, когда на Руси будет жить хорошо всем⁚ и крестьянам, и рабочим, и интеллигенции.​

Таким образом, Некрасов не дает готового ответа на вопрос о счастье. Он показывает, что путь к нему лежит через борьбу, через страдания, через осознание несправедливости существующего строя.​

Коротко о главных персонажах

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создает целую галерею образов, представляющих разные слои русского общества.​ Среди них есть как главные герои, так и второстепенные, но каждый из них вносит свой вклад в раскрытие идеи произведения.​

Семь странников⁚

  • Роман – мужик рассудительный, склонный к размышлениям.
  • Демьян – грамотный мужик, бывший солдат, стремящийся к знаниям.​
  • Лука – простодушный и доверчивый мужик.​
  • Иван и Митродор Губины – братья, работящие и неунывающие крестьяне.​
  • Пахом – старик, мудрый и опытный, хранитель народной мудрости.​
  • Пров – весельчак и балагур, склонный к шуткам даже в трудных ситуациях.​

Эти семеро мужиков являются главными героями поэмы.​ Они отправляются в путешествие по Руси в поисках счастливого человека, и их встречи с представителями разных сословий помогают раскрыть картину народной жизни во всем ее многообразии.

Другие значимые персонажи⁚

  • Матрена Тимофеевна Корчагина – крестьянка, воплощение трагической женской доли.​ Ее история поражает своей пронзительностью и силой духа.​
  • Гриша Добросклонов – молодой семинарист, народный заступник.​ Его песни наполнены верой в светлое будущее России, в то, что наступит время, когда на Руси будет жить хорошо всем.​
  • Ермила Гирин – честный и справедливый староста, пользующийся уважением народа;
  • Яким Нагой – крестьянин, сохранивший в себе любовь к прекрасному даже в условиях тяжелой жизни.​

Помимо этих персонажей, в поэме действует множество других героев⁚ крестьяне, помещики, попы, купцы, чиновники.​ Каждый из них являеться ярким представителем своего сословия и помогает раскрыть многогранность русской жизни во второй половине XIX века.​

Краткий вывод

Поэма-эпопея Н.​А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это масштабное полотно, отражающее жизнь пореформенной России во всей ее сложности и противоречивости.​ Отправляясь на поиски счастливого человека, семеро мужиков проходят через череду встреч и испытаний, которые позволяют им (и читателю) глубже понять реалии того времени.​

Автор не дает однозначного ответа на вопрос, вынесенный в заглавие поэмы.​ Счастье, каким его видят простые мужики, оказывается понятием сложным и многогранным.​ Для одних оно заключается в материальном достатке, для других — в справедливости, для третьих, в духовной свободе.

Некрасов показывает, что после отмены крепостного права жизнь народа не стала счастливой.​ Крестьяне по-прежнему страдают от нищеты, произвола властей, отсутствия образования.​

Однако, финал поэмы не является безнадежным.​ Образ Гриши Добросклонова, молодого борца за народное счастье, вселяет веру в лучшее будущее.​ Его песни символизируют пробуждение народного самосознания, готовность бороться за свои права и свободу.​

Таким образом, «Кому на Руси жить хорошо» — это не только социально-обличительная поэма, но и произведение, наполненное любовью к русскому народу, верой в его силы и стремление к лучшей жизни.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Анна Михайлова

    Спасибо за краткий пересказ! Помогло освежить память перед экзаменом.

  2. Иван Петров

    Кратко и по делу. Помогло вспомнить содержание произведения.

  3. Ольга Васильева

    Хорошо передана атмосфера поэмы. Чувствуется народный дух.

  4. Сергей Иванов

    Некрасов — гений! Его произведения всегда актуальны.

  5. Дмитрий Кузнецов

    Интересно было бы узнать больше о каждом из мужиков и их приключениях.

  6. Екатерина Смирнова

    Очень интересное изложение сюжета поэмы! Сразу захотелось перечитать.