Краткое содержание первой главы «Мастер и Маргарита»
В жаркий весенний день на Патриарших прудах встречаются двое советских литераторов⁚ Михаил Берлиоз ⎼ председатель МАССОЛИТа, и поэт Иван Бездомный. Внезапно к ним присоединяется странный иностранец, который представляется профессором черной магии Воландом.
Встреча на Патриарших
В знойный московский день, у Патриарших прудов, разворачивается первая сцена романа, знакомящая нас с Михаилом Александровичем Берлиозом, председателем правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и поэтом Иваном Николаевичем Поныревым, пишущим под псевдонимом «Бездомный». Они вели непринужденную беседу о поэме Бездомного, посвященной Иисусу Христу. Берлиоз, как человек рациональный и атеистически настроенный, критикует изображение Иисуса как реально существовавшей личности. Он убежден, что никаких доказательств существования Христа нет, и призывает Бездомного к более материалистичному взгляду на историю.
Внезапно в их поле зрения попадает странный иностранец, одетый в непривычную для Москвы одежду. Иностранец, представившийся как Воланд, оказывается весьма осведомленным в вопросах религии и философии. Он вступает в разговор с литераторами, предлагая свою интерпретацию событий, описанных в Евангелии. Воланд утверждает, что Иисус действительно существовал, и более того, он сам был свидетелем его бесед с Понтием Пилатом.
Этот неожиданный поворот ошеломляет Берлиоза и Бездомного. Скептически настроенные литераторы пытаются поймать незнакомца на противоречиях, но Воланд с легкостью парирует все их аргументы. Он с поразительной точностью предсказывает скорую и трагическую смерть Берлиоза, чем повергает литераторов в еще больший ужас.
Эта встреча у Патриарших прудов становится началом череды мистических и необъяснимых событий, которые навсегда изменят жизни всех участников. Атмосфера таинственности и мистики, пронизывающая первую главу, задает тон всему роману, заставляя читателя с первых страниц погрузиться в мир фантасмагории и загадок.
Пророчество Воланда
В ходе необычной беседы у Патриарших прудов Воланд, загадочный иностранец, демонстрирует свою осведомленность не только в вопросах религии, но и в судьбах людей. Берлиоз, пытаясь оспорить утверждение Воланда о реальности Иисуса, заявляет, что его вечер расписан, и он твердо знает, что с ним сегодня произойдет. На это Воланд загадочно улыбается и произносит свое роковое пророчество.
Он утверждает, что Берлиозу не стоит быть столь уверенным в завтрашнем дне, ведь жизнь – дама капризная, и сегодня вечером с ним случиться нечто неожиданное и трагическое. Воланд подробно описывает, как Берлиоз будет обезглавлен трамваем, предсказывая даже некоторые детали, которые покажутся Берлиозу абсурдными;
Михаил Александрович, воспитанный на атеистических принципах, воспринимает слова Воланда как бред сумасшедшего. Он пытается рационально объяснить предсказание, но странное беспокойство закрадывается в его душу. Несмотря на скептицизм, предсказание Воланда производит на Берлиоза неизгладимое впечатление и запускает цепь событий, ведущих к его гибели.
Пророчество Воланда становится поворотным моментом в первой главе, маркируя вторжение потусторонних сил в размеренную жизнь советских литераторов. Этот эпизод подчеркивает неспособность человека контролировать свою судьбу и предвещает череду роковых событий, которые вскоре потрясут Москву.
Спор о существовании Иисуса
Встреча Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного с загадочным иностранцем Воландом у Патриарших прудов быстро перерастает в оживленный спор о существовании Иисуса Христа. Берлиоз, убежденный атеист, отстаивает материалистическую точку зрения, отрицая возможность существования божественных сущностей. Он утверждает, что Иисус – всего лишь миф, созданный людьми, и никаких исторических доказательств его существования нет.
Воланд, напротив, заявляет, что лично присутствовал при аресте и допросе Иисуса Понтием Пилатом. Он описывает детали событий, о которых не могло быть известно постороннему, чем повергает литераторов в замешательство. Бездомный, автор поэмы об Иисусе, пытается защитить свою интерпретацию событий, но Воланд с легкостью опровергает его аргументы.
Спор о существовании Иисуса становится не просто столкновением разных точек зрения, но и противостоянием веры и безверия, мистики и рационализма; Воланд, мастерски жонглируя фактами и доводами, ставит под сомнение устоявшиеся убеждения Берлиоза и Бездомного, заставляя их усомниться в собственной картине мира.
Этот спор является ключевым моментом первой главы, определяющим дальнейшее развитие сюжета. Он не только знакомит читателя с основными персонажами и их мировоззрением, но и задает философский вектор всему роману, в котором вопросы веры, выбора и ответственности человека перед высшими силами занимают центральное место.
Гибель Берлиоза
Слова Воланда о скорой гибели Берлиоза, казавшиеся изначально абсурдными, обретают пугающую реальность в финале первой главы. Покинув компанию загадочного иностранца, Берлиоз и Бездомный продолжают свой путь по улице, обсуждая странную встречу. Берлиоз, несмотря на свой скептицизм, не может отделаться от предчувствия беды, и предсказание Воланда не выходит у него из головы.
Внезапно, переходя трамвайные пути, Берлиоз поскальзывается на разлитом подсолнечном масле и падает прямо под колеса приближающегося трамвая. Водитель не успевает затормозить, и трамвай перерезает голову Берлиоза. Смерть наступает мгновенно, превращая жизнерадостного и полного планов председателя МАССОЛИТа в бездыханное тело.
Свидетелем этой страшной сцены становится ошеломленный Бездомный. Он не может поверить своим глазам, ведь пророчество Воланда сбылось с пугающей точностью. В считанные минуты привычный мир рушится, и реальность смешивается с мистикой. Гибель Берлиоза знаменует собой начало череды необъяснимых и трагических событий, которые захватят Москву с появлением Воланда и его свиты.
Этот эпизод, завершающий первую главу, оставляет гнетущее впечатление и заставляет читателя задуматься о силе предсказаний, хрупкости человеческой жизни и неотвратимости судьбы. Смерть Берлиоза становится катализатором для развития дальнейших событий, открывая врата в мир мистики и фантасмагории, где реальность не подчиняется привычным законам.
Погоня за странной компанией
Гибель Берлиоза повергает Бездомного в шоковое состояние, но он всё же вспоминает о Воланде и его пророчестве. Решив, что столкнулся с опасными преступниками, возможно, иностранными шпионами, загипнотизировавшими Берлиоза, Бездомный бросается в погоню за странной компанией.
Он преследует Воланда и его спутников по улицам Москвы, пытаясь привлечь внимание прохожих и милиционера, но безуспешно. Странное поведение преследуемых, их внезапные исчезновения и появления, нелепые ситуации, в которые попадает сам Бездомный, ⏤ всё это создает ощущение абсурда и ирреальности происходящего.
Во время этой безумной погони Бездомный теряет свои вещи, получает удар по голове от неизвестного, пытается искупаться в фонтане и в итоге оказывается в ресторане Грибоедова, где пытается рассказать о случившемся, но ему никто не верит. В глазах окружающих он выглядит как сумасшедший.
Погоня Бездомного за Воландом и его свитой становится метафорой столкновения с непостижимым и иррациональным. Бездомный, стремясь найти логическое объяснение происходящему, оказывается в ловушке собственного разума, неспособный принять мистическую природу событий. Эта погоня предвещает дальнейшие злоключения Бездомного, который окажется втянутым в водоворот мистических событий, разрушающих привычную картину мира.
Коротко о главных персонажах
В первой главе «Мастера и Маргариты» Булгаков знакомит нас с ключевыми персонажами, чьи судьбы переплетутся в захватывающем водовороте мистических событий. Каждый из них воплощает определенные идеи и ценности, контрастно выделяясь на фоне советской действительности.
Михаил Александрович Берлиоз
Председатель правления МАССОЛИТа, уверенный в себе литератор, убежденный атеист, приверженец материалистического мировоззрения. Берлиоз – яркий представитель советской интеллигенции, отрицающей все мистическое и сверхъестественное. Он самоуверен, категоричен в суждениях и считает себя хозяином собственной судьбы. Однако трагическая гибель, предсказанная Воландом, разрушает его иллюзии, демонстрируя неспособность человека противостоять силам, находящимся за пределами его понимания.
Иван Николаевич Бездомный
Поэт, пишущий под псевдонимом «Бездомный», молодой и впечатлительный, склонный к экзальтации. В отличие от прагматичного Берлиоза, Бездомный обладает живым воображением и искренне верит в то, о чем пишет. Встреча с Воландом и смерть Берлиоза производят на него неизгладимое впечатление, заставляя усомниться в собственных убеждениях. Бездомный становится невольным участником мистических событий, которые изменят его жизнь и приведут к духовному перерождению.
Воланд
Загадочный иностранец, представившийся профессором черной магии. С первых строк появления он окружен аурой таинственности и могущества. Воланд демонстрирует нечеловеческие способности⁚ знание прошлого и будущего, умение материализовывать предметы, контролировать события. Он – воплощение потусторонних сил, вторгшихся в мир советской Москвы, чтобы восстановить справедливость и наказать пороки. Воланд – сложный и противоречивый персонаж, в котором переплетаются черты искусителя и судьи, демона и философа.
Эти три персонажа, столь разные по своему характеру и мировоззрению, оказываются связаны невидимыми нитями судьбы. Их встреча у Патриарших прудов становится отправной точкой для развития захватывающего сюжета, полного мистики, гротеска и философских размышлений.
Краткий вывод
Первая глава «Мастера и Маргариты», озаглавленная Булгаковым «Никогда не разговаривайте с неизвестными», служит своеобразной экспозицией к грандиозному мистическому полотно, развертывающемуся на фоне советской Москвы 30-х годов. Встреча литераторов Берлиоза и Бездомного с загадочным Воландом знаменует вторжение потусторонних сил в привычный мир, ломая устоявшиеся устои и предвещая цепь необъяснимых событий;
Глава знакомит читателя с ключевыми персонажами романа, их характерами, взглядами и судьбами, которые тесно переплетутся в дальнейшем повествовании. Контраст между рациональным Берлиозом, стремящимся все объяснить с точки зрения здравого смысла, и мистическим Воландом, воплощающим иррациональное начало, создает атмосферу нарастающего напряжения и ожидания чего-то необыкновенного.
Спор о существовании Иисуса, пророчество о гибели Берлиоза, безумная погоня Бездомного – все эти эпизоды первой главы служат своеобразными знаками, указывающими на то, что реальность перестала быть однозначной и подчиняться привычным законам. Мир романа населен тайнами, загадками и мистическими совпадениями, которые заставляют усомниться в незыблемости материалистической картины мира.
Первая глава «Мастера и Маргариты» – это завораживающая увертюра к многоголосой симфонии, в которой переплетаются реализм и фантасмагория, сатира и философия, любовь и предательство. Она захватывает внимание читателя с первых строк, погружая его в мир необъяснимого и загадочного, где границы между реальностью и вымыслом размыты, а человеческая судьба тесно связана с действием высших сил.
Люблю перечитывать описание встречи на Патриарших прудах. Каждый раз поражаюсь точности и образности языка Булгакова.
Мистика и реальность переплетаются в романе самым невероятным образом. С нетерпением жду экранизации этой главы!
Классика! Перечитываю роман уже не первый раз, и каждый раз открываю для себя что-то новое.
Философские диалоги Воланда с Берлиозом и Бездомным заставляют задуматься о вечных вопросах.
Интересно описана встреча советских литераторов с потусторонним. Булгаков мастерски передает атмосферу Москвы 30-х годов.
Захватывающее начало! Сразу хочется узнать, что же будет дальше с Берлиозом и кто этот загадочный Воланд.
Завязка сюжета сразу интригует. С первых страниц понятно, что роман будет неординарным.
Пророчество Воланда о смерти Берлиоза сразу настраивает на мистический лад. С ужасом и интересом жду продолжения!
Невероятно атмосферное произведение! Булгаков — гений!