- Ревизор⁚ Явление первое ⎯ краткий пересказ
- Вступление
- Городничий и чиновники
- Неожиданное известие
- Тревога и суета
- Конец первого явления
- Коротко о главных персонажах
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский‚ городничий
- Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин‚ судья
- Артемий Филиппович Земляника‚ попечитель богоугодных заведений
- Иван Кузьмич Шпекин‚ почтмейстер
- Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский‚ городские помещики
- Краткий вывод
Ревизор⁚ Явление первое ⎯ краткий пересказ
В первом явлении комедии «Ревизор» городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский собирает чиновников города N. Он взволнован и напуган письмом от друга‚ сообщающим о скором приезде инкогнито ревизора из Петербурга.
Вступление
Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»‚ написанная в 1836 году‚ ⸺ это острое сатирическое произведение‚ разоблачающее пороки российской действительности XIX века. С первых строк пьесы автор мастерски погружает нас в атмосферу провинциального городка N‚ где разворачивается действие.
Вступление к «Ревизору» выполняет несколько важных функций. Во-первых‚ оно знакомит нас с местом действия и основными действующими лицами ⎯ чиновниками уездного города. Гоголь использует прием «говорящих фамилий»‚ сразу давая понять о характере и поведении персонажей. Городничий Сквозник-Дмухановский‚ судья Ляпкин-Тяпкин‚ попечитель богоугодных заведений Земляника ⎯ эти имена говорят сами за себя.
Во-вторых‚ вступление задает тон всему произведению‚ создавая атмосферу напряжения и тревожного ожидания. Уже с первых реплик городничего‚ обращенных к чиновникам‚ становится ясно‚ что в городе царит страх перед грядущей ревизией.
В-третьих‚ вступление является своеобразной экспозицией‚ в которой автор кратко обрисовывает положение дел в городе N. Мы узнаем о злоупотреблениях чиновников‚ их халатности и беззаконии. Гоголь мастерски высмеивает пороки чиновничьего аппарата‚ используя сатиру‚ гротеск и комические ситуации.
Таким образом‚ вступление к комедии «Ревизор» играет ключевую роль в понимании всего произведения. Оно не только знакомит нас с персонажами и местом действия‚ но и задает тон всему произведению‚ создавая атмосферу тревожного ожидания и предчувствия скорых перемен. Гоголь с первых строк показывает нам истинное лицо российской провинции‚ где царят коррупция‚ произвол и беззаконие.
Городничий и чиновники
В первом явлении комедии «Ревизор» Гоголь знакомит нас с колоритной галереей чиновников уездного города N‚ собравшихся на экстренное совещание в доме городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. Сам городничий предстает перед нами как властный‚ но в то же время трусливый и суетливый человек. Новость о возможном приезде ревизора повергает его в состояние паники. Он судорожно пытается навести порядок в городе‚ отдавая чиновникам нелепые и абсурдные распоряжения.
Каждый из присутствующих чиновников представляет собой отдельный тип‚ воплощающий определенный людской порок. Судья Ляпкин-Тяпкин‚ известный своей страстью к борзым щенкам и взяточничеством‚ с безразличием относится к своим обязанностям. Попечитель богоугодных заведений Земляника‚ лицемерный и корыстный‚ заботится лишь о собственном благополучии. Смотритель училищ Хлопов боится любых проверок‚ так как не имеет ни малейшего представления о том‚ что происходит в его учебном заведении.
Гоголь мастерски высмеивает невежество‚ жадность‚ чинопочитание и другие пороки чиновничьего аппарата. Диалоги персонажей наполнены комизмом‚ а их реплики часто звучат абсурдно и нелепо. Например‚ городничий‚ пытаясь дать наставления чиновникам‚ советует судье носить очки «потолще» и не держать в приемной просителей с гусями.
Отношения между городничим и чиновниками строятся на страхе и лицемерии; Все они боятся гнева начальства и готовы на все‚ чтобы скрыть свои прегрешения. В этой атмосфере всеобщей подозрительности и страха любая мелочь воспринимается как признак приближающейся беды.
Таким образом‚ уже в первом явлении Гоголь создает яркую и сатирическую картину российской провинциальной жизни‚ где царят коррупция‚ произвол и беззаконие. Чиновники‚ призванные служить народу‚ на самом деле заботятся лишь о собственном благе‚ а их действия продиктованы страхом и корыстью.
Неожиданное известие
В первом явлении комедии «Ревизор» важнейшую роль играет неожиданное известие‚ которое повергает городничего и его окружение в состояние паники и хаоса. Это известие‚ пришедшее в форме письма от столичного друга‚ сообщает о скором приезде инкогнито ревизора‚ чиновника‚ наделенного особыми полномочиями для проверки деятельности местных властей.
Новость о ревизоре‚ словно удар грома‚ обрушивается на головы чиновников‚ привыкших к безнаказанности и произволу. Их реакция на это известие ярко характеризует каждого из них‚ обнажая их истинные лица. Городничий Сквозник-Дмухановский‚ охваченный ужасом‚ начинает метаться по комнате‚ отдавая бессмысленные приказы. Судья Ляпкин-Тяпкин‚ известный своей нерасторопностью‚ лишь лениво интересуется подробностями.
Особый комизм ситуации придает то‚ что никто из чиновников не знает‚ как выглядит ревизор и когда именно он прибудет в город. Эта неизвестность многократно усиливает страх и подозрительность‚ царящие в обществе. Любой приезжий‚ любой незнакомец теперь кажется им потенциальным ревизором‚ посланным свыше‚ чтобы разоблачить их темные делишки;
Известие о ревизоре становится своеобразным катализатором‚ запускающим цепь комических ситуаций и недоразумений‚ которые и составляют основу сюжета комедии. Гоголь мастерски использует этот прием‚ чтобы показать‚ как страх перед наказанием может парализовать волю человека‚ заставить его совершать нелепые и необдуманные поступки.
Таким образом‚ неожиданное известие о ревизоре играет ключевую роль в развитии действия комедии «Ревизор». Оно не только создает атмосферу напряжения и тревожного ожидания‚ но и обнажает пороки и недостатки чиновничьего аппарата‚ привыкшего к безнаказанности и произволу.
Тревога и суета
Неожиданное известие о приезде ревизора повергает чиновников города N в состояние неописуемой тревоги и суеты. Гоголь мастерски передает атмосферу всеобщей паники‚ царящую в доме городничего‚ с помощью быстрых реплик‚ прерывающих друг друга‚ нелепых распоряжений и комических ситуаций.
Городничий‚ словно потеряв рассудок‚ мечется по комнате‚ отдавая бессмысленные приказы. Он требует немедленно убрать с улиц гуляющих гусей‚ замаскировать недостроенное здание суда‚ а больных в больнице обязать носить чистые колпаки. Каждое его распоряжение продиктовано не заботой о благополучии города‚ а лишь страхом перед разоблачением и наказанием.
Остальные чиновники‚ заразившись паникой городничего‚ также начинают суетиться‚ пытаясь хоть как-то скрыть следы своих злоупотреблений. Судья Ляпкин-Тяпкин судорожно прячет под стол только что полученную взятку – борзых щенков. Попечитель богоугодных заведений Земляника‚ лицемерно рассуждая о пользе христианского смирения‚ лихорадочно придумывает оправдания для своего неблаговидного поведения.
В этой атмосфере всеобщей тревоги и суматохи любое случайное событие воспринимается как зловещее предзнаменование. Появление на сцене помещиков Бобчинского и Добчинского‚ принесших с собой новость о подозрительном молодом человеке‚ остановившемся в местной гостинице‚ еще больше усиливает панику среди чиновников.
Гоголь мастерски использует прием гротеска‚ преувеличивая и доводя до абсурда реакции персонажей на известие о ревизоре. Он показывает‚ как страх перед наказанием лишает людей разума‚ заставляя их совершать нелепые и бессмысленные поступки.
Конец первого явления
Первое явление комедии «Ревизор» завершается на пике нарастающего напряжения и тревоги. Гоголь мастерски оставляет читателя в состоянии неопределенности‚ предвкушая дальнейшее развитие событий и не давая ответов на главные вопросы.
Появление в финале явления помещиков Бобчинского и Добчинского‚ двух сплетников и любителей сенсаций‚ вносит еще большую сумятицу в и без того хаотичную обстановку. Они сообщают о подозрительном молодом человеке‚ остановившемся в местной гостинице. Их описание «инкогнито» – дерзкого‚ наблюдательного‚ живущего на широкую ногу – идеально подходит под образ столичного ревизора в представлении перепуганных чиновников.
Реакция городничего и его окружения на эту новость предсказуема. Охваченные ужасом‚ они не сомневаются в том‚ что таинственный незнакомец и есть тот самый грозный ревизор. Сцена завершается всеобщим смятением и лихорадочными приготовлениями к встрече «высокого гостя».
Конец первого явления играет важную роль в композиции пьесы. Гоголь‚ умело нагнетая напряжение и интригуя читателя‚ задает тон всему дальнейшему повествованию. Первое явление – это своеобразная завязка действия‚ которая запускает цепь комических недоразумений и нелепых ситуаций‚ составляющих основу сюжета.
Важно отметить‚ что Гоголь завершает первое явление‚ не давая однозначного ответа на вопрос о личности таинственного приезжего. Является ли он действительно ревизором или же это лишь плод воображения перепуганных чиновников? Ответ на этот вопрос читатель получит лишь в финале комедии.
Коротко о главных персонажах
В первом явлении комедии «Ревизор» Гоголь знакомит нас с целой галереей ярких и запоминающихся персонажей‚ каждый из которых представляет собой собирательный образ типичного российского чиновника XIX века. Уже по именам и фамилиям‚ которые автор тщательно подбирает‚ используя прием «говорящих имен»‚ можно судить о характере и поведении героев.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский‚ городничий
Главное действующее лицо комедии‚ вокруг которого разворачиваются все события. Городничий ⸺ властный и хитрый чиновник‚ привыкший к безнаказанности и вседозволенности. Он берёт взятки‚ безразличен к нуждам горожан и заботится лишь о собственном благополучии. Известие о приезде ревизора повергает его в ужас и заставляет лихорадочно искать выход из положения.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин‚ судья
Второе лицо в городе после городничего. Ляпкин-Тяпкин ⸺ ленивый‚ необразованный и равнодушный к своим обязанностям человек. Он любит пофилософствовать и считает себя знатоком закона‚ хотя на самом деле берёт взятки и выносит несправедливые решения.
Артемий Филиппович Земляника‚ попечитель богоугодных заведений
Лицемерный и корыстный чиновник‚ прикрывающий свою жадность и беспринципность ложной заботой о ближних. Земляника разворовывает бюджетные средства‚ предназначенные для нужд больниц и приютов‚ и ни во что не ставит человеческое достоинство.
Иван Кузьмич Шпекин‚ почтмейстер
Доверчивый и простодушный человек‚ который‚ однако‚ не прочь почитать чужие письма и посплетничать. Шпекин не видит ничего предосудительного в своем поведении и искренне удивляется‚ когда ему делают замечания.
Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский‚ городские помещики
Неразлучная парочка сплетников и любителей сенсаций. Бобчинский и Добчинский ⸺ пустые и суетливые люди‚ которые не могут прожить и дня без того‚ чтобы не распространить какую-нибудь сплетню. Именно они первыми сообщают о приезде «ревизора»‚ принимая за него случайного путешественника.
Уже в первом явлении «Ревизора» Гоголь мастерски обрисовывает характеры своих героев‚ используя яркие речевые характеристики‚ комические ситуации и гротеск. Каждый персонаж пьесы ⎯ это не просто отдельный человек‚ а целый тип‚ воплощающий в себе типичные пороки российского общества того времени.
Краткий вывод
Первое явление комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» – это блестящая экспозиция‚ мастерски набрасывающая перед читателем картину жизни российского провинциального городка первой половины XIX века. Всего в нескольких страницах автор успевает не только представить основных действующих лиц‚ но и обозначить главные конфликты‚ которые получат свое развитие в последующих действиях.
В центре внимания Гоголя – мир чиновничества‚ погрязший во лжи‚ взяточничестве и безразличии к нуждам народа. Городничий и его подчиненные – это не просто отдельные персонажи‚ а обобщенные образы‚ воплощающие в себе типичные пороки системы. Страх перед наказанием‚ лицемерие‚ чинопочитание‚ жажда наживы – все эти черты делают героев Гоголя одновременно смешными и отвратительными.
Ярким композиционным приемом‚ задающим тон всему произведению‚ становится известие о скором приезде ревизора. Эта новость‚ словно камень‚ брошенный в стоячее болото‚ взбаламучивает привычный уклад жизни городка‚ вынуждая чиновников действовать‚ хотя их действия чаще всего оказываются нелепыми и абсурдными.
Гоголь мастерски использует язык сатиры и гротеска‚ чтобы разоблачить пороки общества. Речь персонажей‚ наполненная канцеляризмами и вульгаризмами‚ отражает их внутреннюю пустоту и нравственную деградацию. Комические ситуации‚ в которые попадают герои‚ лишь подчеркивают абсурдность и несостоятельность системы‚ основанной на лжи и страхе.
За внешним комизмом первого явления скрывается глубокая авторская горечь и боль за судьбу России. Гоголь показывает‚ что пороки общества не являются следствием злой воли отдельных личностей‚ а порождены самой системой‚ которая порождает и воспитывает таких героев‚ как городничий и его чиновники.
Таким образом‚ первое явление комедии «Ревизор» – это яркая и динамичная завязка действия‚ которая не только знакомит читателя с героями и обстановкой‚ но и задает тон всему произведению‚ предвещая его острый сатирический характер и глубокое социально-философское содержание.
Спасибо за интересный разбор! Сразу захотелось перечитать «Ревизора».
Интересный анализ! Гоголь мастерски создает атмосферу страха и ожидания в первом же явлении. Сразу видно, что город N. — это собирательный образ всей России того времени.
Вступление к «Ревизору» — это как прелюдия к буре. Чувствуется, что сейчас начнется что-то невероятное.
Мне всегда было интересно, как Гоголь решился на такую острую критику власти? Ведь это было очень смело для того времени.
Гоголь — мастер сатиры! Как точно он подмечает пороки чиновников, их лицемерие и трусость.
«Ревизор» актуален и по сей день. К сожалению, многие проблемы, поднятые Гоголем, до сих пор не потеряли своей остроты.
Согласен, «говорящие фамилии» — это гениальный ход Гоголя. Сразу понятно, чего ждать от Ляпкина-Тяпкина или Земляники.