- Краткое содержание рассказа Тургенева «Бурмистр»
- Знакомство с Пеночкиным и его имением
- Поездка в Шипиловку и встреча с бурмистром
- Жалоба Антипа и реакция Пеночкина
- Рассказ Анпадиста и разоблачение Софрона
- Осознание автором темной реальности крепостничества
- Коротко о главных персонажах
- Рассказчик
- Аркадий Павлович Пеночкин
- Софрон Яковлевич, бурмистр
- Антип
- Анпадист
- Краткий вывод
Краткое содержание рассказа Тургенева «Бурмистр»
Рассказчик гостит у помещика Пеночкина, известного своим образцовым имением;
Отправившись в другую деревню, они сталкиваются с жалобой крестьянина Антипа на самоуправство бурмистра Софрона.
Позже рассказчик узнает от крестьянина Анпадиста о жестокости и корысти Софрона, который фактически закабалил крестьян.
Рассказчик проникается сочувствием к угнетенным крестьянам и ужасается лицемерному равнодушию помещика.
Знакомство с Пеночкиным и его имением
Рассказчик, страстный любитель охоты, описывает один из дней, проведенных им в имении своего знакомого, Аркадия Павловича Пеночкина. Молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, он известен как человек образованный, хозяйственный и даже прогрессивный. Пеночкин тщательно следит за порядком в своем имении, гордится своими крестьянами, которых, по его словам, стремится вести к «цивилизации» мягкими методами.
Однако рассказчик признается, что не испытывает симпатии к этому «культурному» помещику. Несмотря на внешнюю приятность и обходительность, в Пеночкине чувствуется холодность, расчетливость и высокомерие по отношению к крестьянам. Он относится к ним как к неразумным детям, которых нужно держать в ежовых рукавицах под видом отеческой заботы.
Эта двойственность проявляется в сцене наказания дворового человека, который не вовремя подаёт самовар. Пеночкин с холодной яростью отчитывает провинившегося, демонстрируя свою власть и безразличие к чувствам слуги.
Несмотря на неприятный эпизод, Пеночкин уговаривает рассказчика составить ему компанию в поездке в соседнее имение Шипиловка, которое он недавно приобрел. Помещик восхищается местным бурмистром, Софроном Яковлевичем, называя его «государственным человеком» и умелым управляющим. Рассказчик неохотно соглашается, чувствуя недоброе предчувствие.
Поездка в Шипиловку и встреча с бурмистром
Дорога до Шипиловки пролегает по живописным местам, но рассказчик не разделяет восторженного настроения Пеночкина. Его настораживает угрюмый вид крестьян, встречающихся им навстречу. Прибыв в имение, они застают бурмистра Софрона Яковлевича в состоянии легкого опьянения. Несмотря на это, он с угодливой радостью бросается навстречу барину, рассыпаясь в хвалебных речах и уверяя его в полном благополучии и процветании деревни.
Софрон Яковлевич предстает перед читателем как человек льстивый, изворотливый и хитрый. Он мастерски играет роль ревностного и преданного слуги, скрывая за внешней угодливостью свою истинную натуру. Пеночкин, ослепленный его льстивыми речами, не замечает натянутых улыбок и испуганных взглядов крестьян.
Рассказчик же, наблюдательный и проницательный, чувствует фальшь и напряжение, царящие в этом мнимом благополучии. Его внимание привлекает фигура старика Антипа, который с мольбой пытается пробиться к барину, но тут же оказывается оттесненным расторопным бурмистром.
Контраст между самодовольством Пеночкина, угодливостью Софрона и тревогой в глазах крестьян создает атмосферу нарастающего напряжения и предвещает близость конфликта.
Жалоба Антипа и реакция Пеночкина
На следующий день, во время объезда имения, происходит событие, которое обнажает истинное положение дел в Шипиловке. На дороге Пеночкину и Софрону встречается группа крестьян, среди которых старик Антип. Он решается обратиться к барину с жалобой на произвол бурмистра. Антип рассказывает о том, как Софрон разорил его семью, отобрав у него все имущество и обрекая его близких на нищету и голод.
Однако Пеночкин остается глух к мольбам крестьянина. Он не желает верить в злоупотребления своего «государственного человека», которого он считает опорой порядка и благополучия в своем имении.
С холодным презрением он отвергает обвинения Антипа, называя его лжецом и пьяницей. Пеночкин видит в жалобе крестьянина лишь проявление черной неблагодарности и бунтарского духа. Он угрожает наказать старика за клевету и призывает его к покорности и трудолюбию.
Софрон, пользуясь ситуацией, подливает масла в огонь, оправдываясь и обвиняя крестьян в лени и пьянстве. Он умело манипулирует барином, подтверждая его убеждения и укрепляя его доверие.
Эта сцена ярко демонстрирует глубокую пропасть, разделяющую мир помещиков и мир крестьян. Пеночкин, ограниченный своими классовыми предрассудками и слепой верой в собственную непогрешимость, не способен увидеть страдания и несправедливость, творющиеся в его имении.
Рассказ Анпадиста и разоблачение Софрона
Рассказчик, глубоко потрясенный сценой унижения Антипа, не может смирится с вопиющей несправедливостью. Желая докопаться до истины, он отправляется на охоту с местным крестьянином Анпадистом. Во время разговора выясняется, что Антип – не единственная жертва деспотичного бурмистра. Анпадист рассказывает о том, как Софрон, пользуясь своим положением и покровительством барина, безнаказанно грабит и угнетает крестьян.
Он выдает им деньги под огромные проценты, присваивает общинные земли, заставляет работать на себя в неурочное время, шантажирует и угрожает расправой. Тех, кто пытается противостоять его произволу, он безжалостно наказывает, с легкостью уничтожая их жизни.
Так, например, он отомстил Антипу за то, что тот осмелился обвинить его в воровстве на сельском сходе. Софрон добился отправки сыновей Антипа в солдаты, обрек его семью на разорение и довел старика до отчаяния.
Рассказ Анпадиста производит на рассказчика тяжелое впечатление. Он с горечью осознает, что за внешним благополучием имения Пеночкина скрывается жестокая реальность крепостнического произвола.
Осознание автором темной реальности крепостничества
Рассказ заканчивается без какой-либо развязки, оставляя читателя наедине с тяжелыми раздумьями. Автор не дает оценок происходящему, но его позиция очевидна; Он показывает, что крепостничество – это система, которая калечит и уничтожает как угнетателей, так и угнетенных.
Пеночкин, воплощающий тип «либерального» помещика, оказывается слепым и беспомощным перед лицом жестокой реальности. Его вера в собственную добродетель и прогрессивность разбивается о стену равнодушия и безразличия к судьбам крестьян.
Софрон же предстает как порождение этой порочной системы, которая развращает и ожесточает человека, наделяя его безграничной властью над другими.
Рассказ «Бурмистр» – это обвинительный акт крепостничеству, который показывает его уродливую сущность и разрушительное влияние на все слои российского общества. Тургенев призывает читателя задуматься о необходимости изменений, о том, что молчание и бездействие делают его соучастником зла.
Коротко о главных персонажах
Рассказчик
Безымянный рассказчик является не только наблюдателем событий, но и своеобразным alter ego самого Тургенева. Он — человек образованный, чувствительный, неравнодушный к чужому горю. Он с симпатией относится к крестьянам, видит их тяжелое положение, но сам является частью той системы, которая их угнетает. Его мучает чувство вины и бессилия, он не знает, как изменить существующий порядок вещей.
Аркадий Павлович Пеночкин
Молодой, образованный помещик, представитель так называемого «просвещенного» дворянства. Он следит за хозяйством, читает книги, гордится своей репутацией гуманного и справедливого барина. Однако за внешним лоском скрывается человек холодный, расчетливый и равнодушный к страданиям своих крестьян. Он искренне верит, что действует им во благо, насаждая «цивилизацию» и порядок жесткими методами. Пеночкин – яркий пример того, как ложное представление о собственной добродетели и превосходстве может ослеплять человека, делая его жестоким и несправедливым.
Софрон Яковлевич, бурмистр
Главный антагонист рассказа, воплощение крепостнического произвола. Это человек хитрый, изворотливый, лицемерный, готовый на все ради собственной выгоды. Он умело притворяется ревностным слугой барина, скрывая за маской угодливости свою жестокость и корысть. Софрон безжалостно эксплуатирует крестьян, грабит их, запугивает, ломает им жизни. Он – продукт той системы, которая порождает безнаказанность и вседозволенность, превращая человека в тирана.
Антип
Старый крестьянин, ставший жертвой произвола бурмистра. Он лишился всего, что у него было, его семья разорена, сыновья отданы в солдаты. Антип решается на отчаянный шаг – пожаловаться барину, но его мольбы о помощи остаются неуслышанными. Он – символ бесправия и безысходности крестьянского бытия, жертва жестокой и несправедливой системы.
Анпадист
Еще один крестьянин, который рассказывает рассказчику об истинной природе Софрона и о том, как тот угнетает крестьян. В отличие от сломленного Антипа, Анпадист сохранил чувство собственного достоинства и не боится говорить правду. Он – голос народа, который обличает несправедливость и требует возмездия.
Краткий вывод
Рассказ Ивана Тургенева «Бурмистр», написанный в 1847 году, является ярким образцом критического реализма, направленным против крепостничества. Произведение, входящее в цикл «Записки охотника», обнажает уродливую сущность крепостнического строя, показывая его разрушительное влияние как на угнетателей, так и на угнетенных.
Тургенев мастерски рисует контрастные образы представителей разных социальных слоев⁚ «просвещенного» помещика Пеночкина, жестокого и корыстного бурмистра Софрона, страдающих от произвола крестьян Антипа и Анпадиста.
Пеночкин, несмотря на свою внешнюю респектабельность и декларируемую гуманность, оказывается слепым и глухим к страданиям своих крепостных. Он искренне верит в собственную добродетель, не замечая того, что его «либерализм» является лишь показной маской, скрывающей равнодушие и превосходство над «низшим» сословием.
Софрон же предстает как порождение самой системы крепостничества, которая развращает и ожесточает человека, наделяя его безграничной властью. Он хитёр, лицемерен, безжалостен в своей жажде наживы, не останавливаясь ни перед чем ради достижения своих целей.
Крестьяне же изображены Тургеневым как жертвы произвола, лишенные прав и голоса. Антип, разоренный и сломленный горем, символизирует бессилие и безысходность крестьянского бытия. Анпадист, несмотря на страх перед мести бурмистра, находит в себе силы рассказать правду, его образ воплощает надежду на пробуждение народного самосознания.
Рассказ не дает готовых ответов, но заставляет задуматься о сложности и противоречивости человеческой натуры, о том, как социальные условия могут искажать нравственные принципы и толкать на преступления против собственной совести. «Бурмистр» — это призыв к состраданию, к борьбе с несправедливостью, к изменению устоев, которые порождают страдание и унижение человеческого достоинства.
Любопытно, как дальше развернется эта поездка в Шипиловку. Кажется, встреча с бурмистром Софроном будет ключевой.
Очень интересно описано первое впечатление от Пеночкина! Сразу чувствуется этот разлом между показным «просвещением» и истинным отношением к крестьянам.
Описание наказания слуги за незначительный проступок очень показательно. Сразу понимаешь, что Пеночкин из себя представляет.
Интересно, какую роль в рассказе сыграет рассказчик? Останется ли он просто наблюдателем или вмешается в ситуацию?
Тургенев мастерски создает образы помещиков. Этот Пеночкин, хоть и старается казаться добрым барином, но чувствуется, что крепостничество для него — норма.