Жалоба Антипа и реакция Пеночкина

Жалоба Антипа и реакция Пеночкина Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа Тургенева «Бурмистр»

Рассказчик гостит у помещика Пеночкина, известного своим образцовым имением;

Отправившись в другую деревню, они сталкиваются с жалобой крестьянина Антипа на самоуправство бурмистра Софрона.​

Позже рассказчик узнает от крестьянина Анпадиста о жестокости и корысти Софрона, который фактически закабалил крестьян.​

Рассказчик проникается сочувствием к угнетенным крестьянам и ужасается лицемерному равнодушию помещика.​

Знакомство с Пеночкиным и его имением

Рассказчик, страстный любитель охоты, описывает один из дней, проведенных им в имении своего знакомого, Аркадия Павловича Пеночкина.​ Молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, производит неоднозначное впечатление.​ С одной стороны, он известен как человек образованный, хозяйственный и даже прогрессивный.​ Пеночкин тщательно следит за порядком в своем имении, гордится своими крестьянами, которых, по его словам, стремится вести к «цивилизации» мягкими методами.​

Однако рассказчик признается, что не испытывает симпатии к этому «культурному» помещику.​ Несмотря на внешнюю приятность и обходительность, в Пеночкине чувствуется холодность, расчетливость и высокомерие по отношению к крестьянам. Он относится к ним как к неразумным детям, которых нужно держать в ежовых рукавицах под видом отеческой заботы.​

Эта двойственность проявляется в сцене наказания дворового человека, который не вовремя подаёт самовар.​ Пеночкин с холодной яростью отчитывает провинившегося, демонстрируя свою власть и безразличие к чувствам слуги.​

Несмотря на неприятный эпизод, Пеночкин уговаривает рассказчика составить ему компанию в поездке в соседнее имение Шипиловка, которое он недавно приобрел.​ Помещик восхищается местным бурмистром, Софроном Яковлевичем, называя его «государственным человеком» и умелым управляющим.​ Рассказчик неохотно соглашается, чувствуя недоброе предчувствие.​

Поездка в Шипиловку и встреча с бурмистром

Дорога до Шипиловки пролегает по живописным местам, но рассказчик не разделяет восторженного настроения Пеночкина.​ Его настораживает угрюмый вид крестьян, встречающихся им навстречу.​ Прибыв в имение, они застают бурмистра Софрона Яковлевича в состоянии легкого опьянения. Несмотря на это, он с угодливой радостью бросается навстречу барину, рассыпаясь в хвалебных речах и уверяя его в полном благополучии и процветании деревни.​

Софрон Яковлевич предстает перед читателем как человек льстивый, изворотливый и хитрый. Он мастерски играет роль ревностного и преданного слуги, скрывая за внешней угодливостью свою истинную натуру.​ Пеночкин, ослепленный его льстивыми речами, не замечает натянутых улыбок и испуганных взглядов крестьян.

Рассказчик же, наблюдательный и проницательный, чувствует фальшь и напряжение, царящие в этом мнимом благополучии.​ Его внимание привлекает фигура старика Антипа, который с мольбой пытается пробиться к барину, но тут же оказывается оттесненным расторопным бурмистром.​

Контраст между самодовольством Пеночкина, угодливостью Софрона и тревогой в глазах крестьян создает атмосферу нарастающего напряжения и предвещает близость конфликта.​

Жалоба Антипа и реакция Пеночкина

На следующий день, во время объезда имения, происходит событие, которое обнажает истинное положение дел в Шипиловке.​ На дороге Пеночкину и Софрону встречается группа крестьян, среди которых старик Антип.​ Он решается обратиться к барину с жалобой на произвол бурмистра.​ Антип рассказывает о том, как Софрон разорил его семью, отобрав у него все имущество и обрекая его близких на нищету и голод.​

Однако Пеночкин остается глух к мольбам крестьянина.​ Он не желает верить в злоупотребления своего «государственного человека», которого он считает опорой порядка и благополучия в своем имении.​

С холодным презрением он отвергает обвинения Антипа, называя его лжецом и пьяницей.​ Пеночкин видит в жалобе крестьянина лишь проявление черной неблагодарности и бунтарского духа. Он угрожает наказать старика за клевету и призывает его к покорности и трудолюбию.​

Софрон, пользуясь ситуацией, подливает масла в огонь, оправдываясь и обвиняя крестьян в лени и пьянстве.​ Он умело манипулирует барином, подтверждая его убеждения и укрепляя его доверие.​

Эта сцена ярко демонстрирует глубокую пропасть, разделяющую мир помещиков и мир крестьян.​ Пеночкин, ограниченный своими классовыми предрассудками и слепой верой в собственную непогрешимость, не способен увидеть страдания и несправедливость, творющиеся в его имении.​

Рассказ Анпадиста и разоблачение Софрона

Рассказчик, глубоко потрясенный сценой унижения Антипа, не может смирится с вопиющей несправедливостью.​ Желая докопаться до истины, он отправляется на охоту с местным крестьянином Анпадистом. Во время разговора выясняется, что Антип – не единственная жертва деспотичного бурмистра. Анпадист рассказывает о том, как Софрон, пользуясь своим положением и покровительством барина, безнаказанно грабит и угнетает крестьян.

Он выдает им деньги под огромные проценты, присваивает общинные земли, заставляет работать на себя в неурочное время, шантажирует и угрожает расправой. Тех, кто пытается противостоять его произволу, он безжалостно наказывает, с легкостью уничтожая их жизни.

Так, например, он отомстил Антипу за то, что тот осмелился обвинить его в воровстве на сельском сходе.​ Софрон добился отправки сыновей Антипа в солдаты, обрек его семью на разорение и довел старика до отчаяния.​

Рассказ Анпадиста производит на рассказчика тяжелое впечатление. Он с горечью осознает, что за внешним благополучием имения Пеночкина скрывается жестокая реальность крепостнического произвола.​

Осознание автором темной реальности крепостничества

Рассказ заканчивается без какой-либо развязки, оставляя читателя наедине с тяжелыми раздумьями.​ Автор не дает оценок происходящему, но его позиция очевидна; Он показывает, что крепостничество – это система, которая калечит и уничтожает как угнетателей, так и угнетенных.​

Пеночкин, воплощающий тип «либерального» помещика, оказывается слепым и беспомощным перед лицом жестокой реальности.​ Его вера в собственную добродетель и прогрессивность разбивается о стену равнодушия и безразличия к судьбам крестьян.​

Софрон же предстает как порождение этой порочной системы, которая развращает и ожесточает человека, наделяя его безграничной властью над другими.​

Рассказ «Бурмистр» – это обвинительный акт крепостничеству, который показывает его уродливую сущность и разрушительное влияние на все слои российского общества.​ Тургенев призывает читателя задуматься о необходимости изменений, о том, что молчание и бездействие делают его соучастником зла.​

Коротко о главных персонажах

Рассказчик

Безымянный рассказчик является не только наблюдателем событий, но и своеобразным alter ego самого Тургенева. Он — человек образованный, чувствительный, неравнодушный к чужому горю.​ Он с симпатией относится к крестьянам, видит их тяжелое положение, но сам является частью той системы, которая их угнетает.​ Его мучает чувство вины и бессилия, он не знает, как изменить существующий порядок вещей.​

Аркадий Павлович Пеночкин

Молодой, образованный помещик, представитель так называемого «просвещенного» дворянства.​ Он следит за хозяйством, читает книги, гордится своей репутацией гуманного и справедливого барина.​ Однако за внешним лоском скрывается человек холодный, расчетливый и равнодушный к страданиям своих крестьян.​ Он искренне верит, что действует им во благо, насаждая «цивилизацию» и порядок жесткими методами. Пеночкин – яркий пример того, как ложное представление о собственной добродетели и превосходстве может ослеплять человека, делая его жестоким и несправедливым.

Софрон Яковлевич, бурмистр

Главный антагонист рассказа, воплощение крепостнического произвола.​ Это человек хитрый, изворотливый, лицемерный, готовый на все ради собственной выгоды.​ Он умело притворяется ревностным слугой барина, скрывая за маской угодливости свою жестокость и корысть.​ Софрон безжалостно эксплуатирует крестьян, грабит их, запугивает, ломает им жизни. Он – продукт той системы, которая порождает безнаказанность и вседозволенность, превращая человека в тирана.​

Антип

Старый крестьянин, ставший жертвой произвола бурмистра. Он лишился всего, что у него было, его семья разорена, сыновья отданы в солдаты.​ Антип решается на отчаянный шаг – пожаловаться барину, но его мольбы о помощи остаются неуслышанными.​ Он – символ бесправия и безысходности крестьянского бытия, жертва жестокой и несправедливой системы.​

Анпадист

Еще один крестьянин, который рассказывает рассказчику об истинной природе Софрона и о том, как тот угнетает крестьян.​ В отличие от сломленного Антипа, Анпадист сохранил чувство собственного достоинства и не боится говорить правду.​ Он – голос народа, который обличает несправедливость и требует возмездия.​

Краткий вывод

Рассказ Ивана Тургенева «Бурмистр», написанный в 1847 году, является ярким образцом критического реализма, направленным против крепостничества.​ Произведение, входящее в цикл «Записки охотника», обнажает уродливую сущность крепостнического строя, показывая его разрушительное влияние как на угнетателей, так и на угнетенных.​

Тургенев мастерски рисует контрастные образы представителей разных социальных слоев⁚ «просвещенного» помещика Пеночкина, жестокого и корыстного бурмистра Софрона, страдающих от произвола крестьян Антипа и Анпадиста.​

Пеночкин, несмотря на свою внешнюю респектабельность и декларируемую гуманность, оказывается слепым и глухим к страданиям своих крепостных.​ Он искренне верит в собственную добродетель, не замечая того, что его «либерализм» является лишь показной маской, скрывающей равнодушие и превосходство над «низшим» сословием.​

Софрон же предстает как порождение самой системы крепостничества, которая развращает и ожесточает человека, наделяя его безграничной властью.​ Он хитёр, лицемерен, безжалостен в своей жажде наживы, не останавливаясь ни перед чем ради достижения своих целей.​

Крестьяне же изображены Тургеневым как жертвы произвола, лишенные прав и голоса.​ Антип, разоренный и сломленный горем, символизирует бессилие и безысходность крестьянского бытия.​ Анпадист, несмотря на страх перед мести бурмистра, находит в себе силы рассказать правду, его образ воплощает надежду на пробуждение народного самосознания.​

Рассказ не дает готовых ответов, но заставляет задуматься о сложности и противоречивости человеческой натуры, о том, как социальные условия могут искажать нравственные принципы и толкать на преступления против собственной совести.​ «Бурмистр» — это призыв к состраданию, к борьбе с несправедливостью, к изменению устоев, которые порождают страдание и унижение человеческого достоинства.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий

    Любопытно, как дальше развернется эта поездка в Шипиловку. Кажется, встреча с бурмистром Софроном будет ключевой.

  2. Ольга

    Очень интересно описано первое впечатление от Пеночкина! Сразу чувствуется этот разлом между показным «просвещением» и истинным отношением к крестьянам.

  3. Алексей

    Описание наказания слуги за незначительный проступок очень показательно. Сразу понимаешь, что Пеночкин из себя представляет.

  4. Наталья

    Интересно, какую роль в рассказе сыграет рассказчик? Останется ли он просто наблюдателем или вмешается в ситуацию?

  5. Ирина

    Тургенев мастерски создает образы помещиков. Этот Пеночкин, хоть и старается казаться добрым барином, но чувствуется, что крепостничество для него — норма.