Жестокость и произвол: правда о жизни крестьян в рассказе «Бурмистр»

Жестокость и произвол: правда о жизни крестьян в рассказе "Бурмистр" Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа «Бурмистр»

Рассказчик гостит у помещика Пеночкина и становится свидетелем жестокости бурмистра Софрона по отношению к крестьянам.​ Пеночкин, слепо доверяя Софрону, не замечает его злодеяний.​ Крестьянин Антип жалуется Пеночкину на произвол бурмистра, но тот не принимает мер.​ Лишь разговор с Анпадистом открывает глаза рассказчику на истинное положение дел в Шипиловке.​

Знакомство с Пеночкиным и его усадьбой

Рассказчик знакомит нас с Аркадием Павловичем Пеночкиным, молодым помещиком и отставным офицером, проживающим неподалеку.​ Пеночкин слыл человеком образованным, рачительным хозяином и завидным женихом.​ Его усадьба поражала благоустройством⁚ дом, построенный по проекту французского архитектора, вышколенная прислуга, одетые по-английской моде, изысканные обеды – все говорило о вкусе и достатке хозяина. Сам Аркадий Павлович, хоть и не отличался высоким ростом, держался всегда щеголевато, одевался с иголочки и славился приятным обхождением.

Однако за внешним лоском и показным радушием рассказчик подмечает в Пеночкине холодность и безразличие к окружающим.​ Несмотря на то, что помещик уверял всех в своем гуманном отношении к крепостным, называя себя «строгим, но справедливым», рассказчик не мог отделатся от чувства настороженности в его присутствии.​

Однажды за завтраком, заметив оплошность слуги, Пеночкин с показной любезностью отправляет его за подогретым вином, а затем отдает приказ наказать провинившегося. Этот эпизод ярко демонстрирует истинное лицо помещика – за маской светскости и изысканности скрывается черствость и безразличие к чужой боли.

Несмотря на противоречивые чувства, которые вызывал у рассказчика Пеночкин, он принимает приглашение погостить в его имении.​ Предстояла поездка в Шипиловку – деревню, принадлежавшую Аркадию Павловичу, где, по заверениям хозяина, царили порядок и благоденствие благодаря стараниям рачительного бурмистра.​

Поездка в Шипиловку и встреча с бурмистром

На следующий день после завтрака Пеночкин и рассказчик отправились в Шипиловку.​ Аркадий Павлович, гордый своим управленцем, не умолкал всю дорогу, расхваливая хозяйственные способности бурмистра Софрона.​ По его словам, с тех пор как Софрон стал управлять деревней, крестьяне жили зажиточно, исправно платили оброк, а сам бурмистр был образцом государственного человека.​

На въезде в деревню путников встретил статный парень, представившийся сыном Софрона.​ Сам же бурмистр, как оказалось, отлучился по делам, но должен был вскоре вернуться.​ Проезжая по деревне, Пеночкин и рассказчик видели крестьян, которые при виде барина мгновенно смолкали и расступались, потупив взгляды.​ По селу будто незримой тенью скользнул страх.​ Эта гнетущая атмосфера не укрылась от внимания рассказчика, вызвав в его душе смутное беспокойство.​

Добравшись до дома бурмистра, гости расположились в ожидании хозяина.​ Сын Софрона, пытаясь сгладить неловкость, завел разговор о деревенских новостях.​ Он рассказал о найденном на земле Пеночкина мертвом человеке, которого, чтобы избежать лишних разбирательств, Софрон распорядился тайно перенести на соседние земли.​ Эта история, рассказанная с нескрываемой гордостью, лишь усилила неприятное впечатление от предприимчивого управленца.​

Наконец, вернулся сам Софрон – мужчина средних лет с пронырливым взглядом и заискивающей улыбкой.​ Он рассыпался в любезностях перед барином, уверяя его в своей преданности и рапортуя о деревенских делах.​ Пеночкин, довольный услышанным, не заметил фальши в словах своего управляющего, в то время как у рассказчика крепло подозрение, что за показной заботой о благе крестьян скрывается нечто зловещее.

Жалоба Антипа и реакция Пеночкина

Утром следующего дня Пеночкин, желая продемонстрировать гостю образцовый порядок в своей вотчине, отправился с ним на осмотр деревни в сопровождении Софрона.​ На первый взгляд, слова бурмистра о благополучии крестьян подтверждались⁚ дома были добротными, скот – упитанным, а поля – ухоженными. Однако за этой показной картинкой рассказчик вновь замечал скованные движения крестьян, их потухшие взгляды и боязнь произнести лишнее слово в присутствии бурмистра.​

Во время обхода из одного из сараев вышли несколько мужчин. На их лицах застыло выражение отчаяния и покорности. Софрон, заметив их, поспешил объяснить, что это крестьяне из семьи Тоболеевых, которые пришли просить барина о снисхождении.​ Старший из мужчин, по имени Антип, дрожащим голосом поведал о злодеяниях бурмистра.

Он рассказал о непосильных поборах, которыми Софрон обложил их семью, о том, что двух его сыновей забрали в рекруты раньше срока, а теперь бурмистр требует отдать ему в услужение и третьего сына, за которого пять лет назад самовольно внес недоимку.​ Антип умолял барина защитить их от произвола Софрона, но Пеночкин, скованный своим высокомерием и нежеланием вникать в проблемы крестьян, остался равнодушен к мольбам старика.

Он отделался ничего не значащей фразой о том, что разберется во всем позже, и поспешил удалиться прочь.​ Рассказчик, пораженный жестокостью и безразличием Пеночкина, попытался заступиться за крестьян, но его слова потонули в потоке льстивых заверений Софрона, который поспешил заверить барина, что старик Антип – просто плут и смутьян, пытающийся уйти от ответственности.​

Разговор с Анпадистом и разоблачение бурмистра

Покинув имение Пеночкина, рассказчик не мог забыть о встрече с несчастным Антипом и его сыновьями.​ История старика не давала ему покоя, заставляя усомниться в искренности слов помещика о благополучии крестьян.​ Несколько дней спустя, охотясь в соседней деревне, рассказчик разговорился с крестьянином по имени Анпадист.​ Речь зашла о Шипиловке и ее жителях, и рассказчик, воспользовавшись случаем, решил расспросить Анпадиста о Софроне и его управлении.​

К его удивлению, слова крестьянина открыли ему глаза на истинное положение дел в деревне.​ Оказалось, что Софрон, пользуясь доверием беспечного барина, давно уже прибрал к рукам всю власть в Шипиловке.​ Он безжалостно эксплуатировал крестьян, облагая их непомерными поборами, присваивал их имущество и распоряжался их судьбами по своему усмотрению.​

Анпадист рассказал, как Софрон скупал за бесценок землю у разорившихся крестьян, как давал им деньги в долг под огромные проценты, превращая их в своих рабов.​ «Умен, больно умен, и богат же, бестия!​ Зверь, не человек», ⸺ с горечью говорил Анпадист о Софроне.​ Он также поведал о том, что Антип, осмелившийся перечить бурмистру, нажил себе злейшего врага, и теперь Софрон не успокоится, пока не разорит его семью дотла.​

Размышления о власти и бессилии крестьян

Разговор с Анпадистом произвел на рассказчика гнетущее впечатление.​ История Софрона и обманутого им Пеночкина заставила его задуматься о природе власти, о том, как легко человек, наделенный даже небольшой толикой ее, может превратиться в тирана, если в его сердце нет сострадания и справедливости.​

Образ Софрона стал для рассказчика олицетворением жестокости и беспринципности, свойственных многим управляющим того времени, которые, пользуясь своим положением и безразличием баринов, безнаказанно угнетали крепостных крестьян. Пеночкин же, ослепленный собственным благополучием и иллюзиями о своем благородстве, предстал в глазах рассказчика не столько жестоким, сколько равнодушным и безвольным человеком, не способным видеть дальше собственного носа.​

История Антипа и его семьи ярко иллюстрировала трагедию крестьянского быта, где люди были лишены не только прав, но и самой возможности защитить себя от произвола власть имущих.​ Рассказчик с горечью отмечает, что таких Антипов по всей России тысячи, и их судьбы зависят от прихоти и милости господ, которые зачастую равнодушны к их страданиям.​

Рассказ «Бурмистр» ⎻ это не просто история о злоупотреблении властью и крепостном праве, это размышление о нравственном долге человека, о том, что истинное благородство не в происхождении и богатстве, а в сострадании и справедливости.​

Коротко о главных персонажах

Рассказчик

В рассказе «Бурмистр» повествование ведется от первого лица, что позволяет читателю видеть происходящее глазами стороннего наблюдателя.​ Рассказчик, человек образованный, наблюдательный, способный критически мыслить и сопереживать чужому горю.​ Он с иронией описывает нравы поместного дворянства, не разделяя их безразличия к судьбам крепостных.

Встреча с Антипом и разоблачение злодеяний Софрона становятся для него настоящим потрясением, заставляя задуматься о несправедливости существующего порядка.​ Рассказчик не принимает активного участия в развитии сюжета, однако его размышления и наблюдения играют важную роль в раскрытии основной идеи произведения, обличении крепостничества и произвола власти;

Аркадий Павлович Пеночкин

Молодой помещик, отставной офицер, типичный представитель своего класса.​ Он педантичен, следит за модой, гордится своим богатством и безупречной репутацией в обществе.​ Пеночкин любит красоваться своей образованностью и европейскими манерами, но за этим лоском скрывается пустота и бездушие.​

Он остается глух к страданиям крестьян, предпочитая верить лживым заверениям своего бурмистра Софрона. Пеночкин ⎻ яркий пример того, как безразличие и нежелание брать на себя ответственность превращают человека в безвольную марионетку в руках хитрых и беспринципных прислужников.​

Софрон

Бурмистр в имении Пеночкина, хитрый и беспринципный управленец.​ Он умело создает видимость порядка и благополучия в деревне, в то время как на самом деле безжалостно эксплуатирует крестьян, наживаясь на их труде и бедности.​

Софрон ⎻ мастер интриг и лицемерия, он умело подчиняет своей воле не только крестьян, но и самого барино, пользуясь его доверием и беспечностью.​ Этот персонаж является воплощением произвола и жестокости, порожденных крепостным правом.

Антип

Пожилой крестьянин, ставший жертвой произвола бурмистра.​ Он теряет в рекрутах двух сыновей, а Софрон грозит отнять у него и третьего.​ Антип решается искать защиты у барино, но его надежды на справедливость оказываются напрасными.​

История Антипа ⸺ это трагедия простого человека, лишенного прав и возможности противостоять несправедливости.​ Его образ символизирует бессилие крестьян перед произволом власть имущих.​

Краткий вывод

Рассказ И.​ С.​ Тургенева «Бурмистр», являясь частью знаменитого цикла «Записки охотника», представляет собой яркое и пронзительное обличение крепостного права в России.​ Автор, мастерски используя приемы реалистического изображения действительности, рисует перед читателем картину бесправия и угнетения крестьян, ставших заложниками жестокой системы.​

Центральной темой произведения является противоречие между внешним благополучием и внутренним разложением крепостнического уклада.​ Картина идиллической деревенской жизни, которую так хочет видеть помещик Пеночкин, разрушается историей несчастного Антипа и разоблачением злодеяний бурмистра Софрона.​

Тургенев показывает, что крепостничество развращает не только тех, кто наделен властью, но и тех, кто вынужден ей подчиняться.​ Образ Пеночкина, слепого и равнодушного барино, контрастирует с образом хитрого и беспринципного управленца Софрона, который использует свое положение для личного обогащения.​

Однако главными жертвами этой системы становятся простые крестьяне, лишенные прав и возможности защитить себя от произвола.​ Трагедия Антипа, потерявшего сыновей и обреченного на разорение, символизирует страдания всего крестьянского мира.​

Рассказ «Бурмистр» ⎻ это не только обличение крепостничества, но и призыв к нравственному пробуждению общества, к осознанию необходимости перемен. Тургенев призывает читателя задуматься о том, какой ценой достигается благополучие одних за счет страданий других, и какую роль в этой системе играет безразличие и бездействие.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга Иванова

    Захватывающее описание быта и нравов русской деревни XIX века. С первых строк проникаешься недоверием к показной доброте Пеночкина. Кажется, его истинная натура скоро себя проявит.

  2. Дмитрий Петров

    Классический сюжет о столкновении реальности с иллюзиями. Автор мастерски создает образ помещика, за внешним лоском которого скрывается бездушие. Интересно, как дальше будет развиваться сюжет?

  3. Ирина Соловьева

    Очень интересное начало! Сразу чувствуется атмосфера русской усадьбы и неоднозначность главного героя. С нетерпением жду продолжения, чтобы узнать, что же скрывается за показным благополучием Шипиловки.

  4. Анна Новикова

    Автор умело использует прием контраста, противопоставляя роскошь усадьбы Пеночкина и тяжелую жизнь крестьян. Предчувствую, что поездка в Шипиловку станет для рассказчика настоящим испытанием.

  5. Алексей Кузнецов

    Любопытно наблюдать за развитием отношений рассказчика с Пеночкиным. Чувствуется, что автор готовит читателя к какому-то важному открытию, которое перевернет представление о жизни в Шипиловке.

  6. Екатерина Смирнова

    Язык произведения очень образный, сразу погружаешься в атмосферу того времени. Описание усадьбы Пеночкина поражает своей детализацией. С нетерпением жду встречи с другими героями.

  7. Сергей Попов

    Тема крепостного права всегда актуальна. Интересно будет узнать, как автор раскроет ее в своем произведении. Уже сейчас ясно, что история будет полна драматизма.