- Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик»
- Глава 1⁚ Знакомство с Петей и цирком
- Глава 2⁚ Трудное детство Пети
- Глава 3⁚ Жизнь в цирке и подготовка к выступлению
- Глава 4⁚ Семья графа Листомирова и их дети
- Глава 5⁚ Трагический финал и размышления автора
- Коротко о главных персонажах
- Петя, гуттаперчевый мальчик
- Беккер
- Эдвардс
- Дети графа Листомирова⁚ Верочка, Зина и Паф
- Краткий вывод
Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик»
Повесть о трагической судьбе мальчика-сироты Пети, попавшего в цирк. Жестокий акробат Беккер вынуждает его выполнять опасные трюки. Несмотря на дружбу с клоуном Эдвардсом, Петя одинок и несчастен. Во время выступления он срывается и погибает.
Глава 1⁚ Знакомство с Петей и цирком
Действие первой главы разворачивается в Петербурге во время шумной и веселой Масленицы. На улицах города царит праздничная атмосфера, повсюду слышны радостные крики и смех, люди спешат на гуляния. Среди развлечений, привлекающих публику, выделяется цирк, раскинувший свой шатер на одной из площадей.
Дмитрий Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления. За кулисами царит суета⁚ артисты спешат переодеться, рабочие убирают реквизит, слышатся обрывки разговоров на разных языках.
Среди пестрой толпы циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса. Он уже не молод, лицо его покрыто густым гримом, скрывающим следы усталости и грусти. Эдвардс ー настоящий любимец публики, своими шутками и репризами он способен рассмешить любого. Однако за маской веселья скрывается добрая и отзывчивая душа.
В этот день Эдвардс особенно печален, он сильно переживает за гуттаперчевого мальчика, маленького артиста, выступающего с опасными акробатическими номерами. Мальчик выглядит болезненным и утомленным, но суровый акробат Беккер, его наставник, не обращает на это никакого внимания.
Эдвардс решает заступиться за ребенка. Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего мальчика прогуляться, дать ему немного отдохнуть. Однако Беккер грубо отвергает его просьбу. Он равнодушен к страданиям мальчика, его интересует лишь собственная выгода.
Первая глава знакомит читателя с атмосферой цирковой жизни, яркой и праздничной снаружи, но скрывающей за собой нищету, боль и страдания маленького артиста.
Глава 2⁚ Трудное детство Пети
Во второй главе читатель узнает историю жизни гуттаперчевого мальчика, которого на самом деле зовут Петей. Он рано потерял отца, служившего швейцаром и погибшего в одном из военных походов. Мать Пети, чухонка Анна, осталась одна с маленьким сыном на руках.
Анна была женщиной доброй, но непрактичной и легкомысленной. Она часто меняла место работы, бралась за любое дело, пытаясь прокормить себя и сына. Однако жизнь в Петербурге была дорогой, денег постоянно не хватало, и они с Петей жили очень бедно.
Когда Пете исполнилось пять лет, его мать тяжело заболела и умерла. Оставшись сиротой, мальчик попал под опеку знакомой прачки Варвары, которая приютила его из сострадания. Однако у Варвары была своя семья, и ей было трудно содержать еще одного человека.
Видя тяжелое положение Пети, Варвара решила отдать его в цирк, где у нее были знакомые. Она наивно полагала, что там о нем позаботятся и обучат ремеслу. Так Петя оказался в мире цирковых артистов, полном опасностей и лишений.
Глава 2 рисует мрачную картину жизни бедных слоев петербургского общества٫ где дети оставались беспризорными٫ вынужденные бороться за выживание в жестоких условиях.
Глава 3⁚ Жизнь в цирке и подготовка к выступлению
Третья глава описывает жизнь Пети в цирке, куда его определила Варвара. Мальчика отдали на попечение акробату Беккерy — человеку грубому, жестокому и равнодушному. Беккер сразу заметил необыкновенную гибкость Пети и решил сделать из него «гуттаперчевого мальчика» — артиста, поражающего публику своей необыкновенной пластикой.
С первых же дней Петя попал в атмосферу постоянных тренировок, боли и унижений. Беккер не жалел мальчика, заставляя его часами выполнять изнурительные упражнения. Петя часто падал, плакал от боли и обиды, но Беккер оставался непреклонен. Ему было все равно, какой ценой достигается результат, главное , чтобы мальчик выступал на арене и приносил ему деньги.
Единственным утешением для Пети становится дружба с клоуном Эдвардсом. Добрый и отзывчивый, Эдвардс жалеет мальчика, старается защитить его от грубости Беккера. Он учит Петю цирковому мастерству, дает ему советы, как правильно выполнять трюки, чтобы избежать травм.
Несмотря на тяжелые условия, Петя привыкает к цирку. Он находит удовольствие в самом процессе выступления, в внимании публики, в аплодисментах. Но за внешним блеском циркового представления скрывается трагедия маленького артиста, обреченного на страдания и рано или поздно — на гибель.
Глава 4⁚ Семья графа Листомирова и их дети
В противовес мрачному миру цирка, в четвертой главе автор знакомит нас с семьей графа Листомирова, представителей высшего света Петербурга; Их жизнь протекает в роскоши и достатке, дети окружены заботой и вниманием, их дни наполнены удовольствиями и развлечениями.
У графа Листомирова трое детей⁚ старшая дочь Верочка, восьми лет, средняя дочь Зина, шести лет, и младший сын Павел, пяти лет, которого все ласково зовут Паф. Дети растут в атмосфере любви и ласки, их воспитывает гувернантка, мисс Бликс, добрая и заботливая англичанка.
Автор подробно описывает детские комнаты, наполненные игрушками, книгами, красивой мебелью. Здесь все говорит о благополучии и беззаботности. Дети не знают материальных затруднений, им не приходится думать о еде, одежде, они могут позволить себе любые капризы.
Однажды тетя Соня, сестра графини Листомировой, обещает детям устроить им праздник — отвезти их в цирк. Дети в восторге, они с нетерпением ждут этого дня, рассматривая афиши и мечтая о невероятных представлениях.
Глава 4 играет важную роль в повести, создавая резкий контраст между миром богатства и бедности, между счастливым детством и трагической судьбой маленького артиста.
Глава 5⁚ Трагический финал и размышления автора
В последней главе повести пересекаются судьбы героев из разных миров⁚ детей графа Листомирова, пришедших на цирковое представление, и маленького гуттаперчевого мальчика, вынужденного ради заработка рисковать своей жизнью.
Дети с восторгом наблюдают за выступлением артистов⁚ смеются над шутками клоунов, замирают от восхищения, глядя на акробатов и наездников. Но вот наступает черед гуттаперчевого мальчика. Он появляется на арене в блестящем костюме, его движения легки и грациозны, он словно парит под куполом цирка.
Дети в зале, и особенно впечатлительная Верочка, с напряжением следят за каждым его движением. Но внезапно случается непоправимое⁚ мальчик срывается с трапеции и падает вниз. В зале раздаются крики ужаса, оркестр смолкает. Служители цирка бросаются к упавшему ребенку, но ему уже ничем нельзя помочь.
Трагическая гибель гуттаперчевого мальчика производит тяжелое впечатление на детей графа, особенно на Верочку. Она долго не может забыть увиденное, ей кажется, что она виновата в смерти мальчика. Эта история заставляет ее задуматься о несправедливости жизни, о том, что рядом с богатством и благополучием существует нищета и страдание.
Автор не дает прямых оценок происходящему, но своим произведением он заставляет читателя задуматься о важных социальных проблемах⁚ о бесправии детей, о жестокости взрослых, о том, что человеческая жизнь может быть такой хрупкой и уязвимой.
Коротко о главных персонажах
Петя, гуттаперчевый мальчик
Главный герой повести, маленький сирота, вынужденный работать в цирке. Он обладает необыкновенной гибкостью, благодаря которой получил свой сценический псевдоним. Петя — мальчик добрый, чувствительный, он тяжело переживает смерть матери, грубость и равнодушие Беккера. Единственной отрадой для него становится дружба с клоуном Эдвардсом, который жалеет его и старается защитить. Трагическая гибель Пети заставляет задуматься о несправедливости мира, где детство может быть наполнено страданиями и лишениями.
Беккер
Акробат, наставник Пети. Жестокий и алчный человек, он видит в мальчике лишь источник заработка. Беккер не жалеет Петю, заставляя его выполнять изнурительные тренировки, не обращая внимания на его усталость и боль. Он равнодушен к страданиям ребенка, его интересует лишь собственная выгода. Образ Беккера воплощает в себе жестокость и бесчеловечность взрослого мира по отношению к слабым и беззащитным.
Эдвардс
Клоун, друг Пети. Добрый, отзывчивый и сострадательный человек, он единственный, кто искренне привязан к мальчику и старается ему помочь. Эдвардс видит, как тяжело Пете в цирке, он пытаеться защитить его от грубости Беккера, дает ему советы, как легче переносить тяготы цирковой жизни. Образ Эдвардса символизирует сострадание и милосердие, которые могут существовать даже в жестоком мире.
Дети графа Листомирова⁚ Верочка, Зина и Паф
Представители другого мира — мира богатства, достатка и беззаботного детства. Они живут в роскоши, ни в чем не нуждаются, их дни наполнены играми и развлечениями. Посещение цирка для них , веселое приключение, они еще не знают, что такое настоящая жизнь с ее горестями и несправедливостью. Трагическая гибель гуттаперчевого мальчика становится для них тяжелым потрясением, заставляя задуматься о том, что мир устроен несправедливо и что рядом с ними существуют люди, лишенные радости и счастья.
Краткий вывод
Повесть Дмитрия Васильевича Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» — это не просто история о трагической судьбе маленького артиста, это глубокое социальное размышление о несправедливости мира, о бесправии детей, о жестокости и равнодушии взрослых.
Автор противопоставляет два мира⁚ роскошный и беззаботный мир богатой семьи Листомировых и мрачный мир циркового закулисья, где царят нищета, боль и отчаяние. Маленький Петя, гуттаперчевый мальчик, становится жертвой этого жестокого мира, где человеческая жизнь ценится меньше, чем выгода и развлечение.
Гибель Пети – это не просто несчастный случай, это закономерный итог столкновения беззащитного ребенка с жестокой реальностью. Он оказывается заложником чужих амбиций, его экзотический талант эксплуатируют ради наживы, не задумываясь о последствиях.
Повесть Григоровича — это призыв к состраданию, к милосердию, к ответственности за тех, кто слабее и беззащитнее нас. Она заставляет задуматься о том, какой ценой достигается внешний блеск и успех, и какие трагедии могут скрываться за кулисами праздничной жизни.
Произведение актуально и в наши дни, напоминая о том, что дети нуждаются в нашей защите, в нашем внимании, в нашей любви. Они — самая уязвимая часть общества, и от нас, взрослых, зависит, будет ли их детство счастливым или превратится в кошмар.
Описание цирка и атмосферы закулисья просто потрясающие! Григорович мастерски передает атмосферу того времени.
Какая трогательная и печальная история! Бедный Петя, как же ему не повезло в жизни. Сердце разрывается, когда читаешь про его тяжелую судьбу.
С нетерпением жду продолжения! Хочется узнать, как сложится судьба Пети.
Жестокость Беккера поражает. Как можно быть таким равнодушным к страданиям ребенка?!
Образ клоуна Эдвардса вызывает огромную симпатию. В этом персонаже сочетаются веселье и глубокая душевная боль.