Жизнь и гибель гуттаперчевого мальчика: краткое содержание, главы 1-3

Жизнь и гибель гуттаперчевого мальчика: краткое содержание, главы 1-3 Краткие пересказы

Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик»

Повесть о трагической судьбе мальчика-сироты Пети, попавшего в цирк.​ Жестокий акробат Беккер вынуждает его выполнять опасные трюки.​ Несмотря на дружбу с клоуном Эдвардсом, Петя одинок и несчастен.​ Во время выступления он срывается и погибает.​

Глава 1⁚ Знакомство с Петей и цирком

Действие первой главы разворачивается в Петербурге во время шумной и веселой Масленицы.​ На улицах города царит праздничная атмосфера, повсюду слышны радостные крики и смех, люди спешат на гуляния.​ Среди развлечений, привлекающих публику, выделяется цирк, раскинувший свой шатер на одной из площадей.​

Дмитрий Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления.​ За кулисами царит суета⁚ артисты спешат переодеться, рабочие убирают реквизит, слышатся обрывки разговоров на разных языках.​

Среди пестрой толпы циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса.​ Он уже не молод, лицо его покрыто густым гримом, скрывающим следы усталости и грусти. Эдвардс ー настоящий любимец публики, своими шутками и репризами он способен рассмешить любого.​ Однако за маской веселья скрывается добрая и отзывчивая душа.​

В этот день Эдвардс особенно печален, он сильно переживает за гуттаперчевого мальчика, маленького артиста, выступающего с опасными акробатическими номерами.​ Мальчик выглядит болезненным и утомленным, но суровый акробат Беккер, его наставник, не обращает на это никакого внимания.​

Эдвардс решает заступиться за ребенка.​ Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего мальчика прогуляться, дать ему немного отдохнуть.​ Однако Беккер грубо отвергает его просьбу.​ Он равнодушен к страданиям мальчика, его интересует лишь собственная выгода.

Первая глава знакомит читателя с атмосферой цирковой жизни, яркой и праздничной снаружи, но скрывающей за собой нищету, боль и страдания маленького артиста.​

Глава 2⁚ Трудное детство Пети

Во второй главе читатель узнает историю жизни гуттаперчевого мальчика, которого на самом деле зовут Петей.​ Он рано потерял отца, служившего швейцаром и погибшего в одном из военных походов.​ Мать Пети, чухонка Анна, осталась одна с маленьким сыном на руках.​

Анна была женщиной доброй, но непрактичной и легкомысленной.​ Она часто меняла место работы, бралась за любое дело, пытаясь прокормить себя и сына.​ Однако жизнь в Петербурге была дорогой, денег постоянно не хватало, и они с Петей жили очень бедно.

Когда Пете исполнилось пять лет, его мать тяжело заболела и умерла.​ Оставшись сиротой, мальчик попал под опеку знакомой прачки Варвары, которая приютила его из сострадания.​ Однако у Варвары была своя семья, и ей было трудно содержать еще одного человека.​

Видя тяжелое положение Пети, Варвара решила отдать его в цирк, где у нее были знакомые.​ Она наивно полагала, что там о нем позаботятся и обучат ремеслу.​ Так Петя оказался в мире цирковых артистов, полном опасностей и лишений.

Глава 2 рисует мрачную картину жизни бедных слоев петербургского общества٫ где дети оставались беспризорными٫ вынужденные бороться за выживание в жестоких условиях.​

Глава 3⁚ Жизнь в цирке и подготовка к выступлению

Третья глава описывает жизнь Пети в цирке, куда его определила Варвара.​ Мальчика отдали на попечение акробату Беккерy — человеку грубому, жестокому и равнодушному.​ Беккер сразу заметил необыкновенную гибкость Пети и решил сделать из него «гуттаперчевого мальчика» — артиста, поражающего публику своей необыкновенной пластикой.​

С первых же дней Петя попал в атмосферу постоянных тренировок, боли и унижений. Беккер не жалел мальчика, заставляя его часами выполнять изнурительные упражнения.​ Петя часто падал, плакал от боли и обиды, но Беккер оставался непреклонен.​ Ему было все равно, какой ценой достигается результат, главное , чтобы мальчик выступал на арене и приносил ему деньги.​

Единственным утешением для Пети становится дружба с клоуном Эдвардсом.​ Добрый и отзывчивый, Эдвардс жалеет мальчика, старается защитить его от грубости Беккера.​ Он учит Петю цирковому мастерству, дает ему советы, как правильно выполнять трюки, чтобы избежать травм.​

Несмотря на тяжелые условия, Петя привыкает к цирку. Он находит удовольствие в самом процессе выступления, в внимании публики, в аплодисментах.​ Но за внешним блеском циркового представления скрывается трагедия маленького артиста, обреченного на страдания и рано или поздно — на гибель.​

Глава 4⁚ Семья графа Листомирова и их дети

В противовес мрачному миру цирка, в четвертой главе автор знакомит нас с семьей графа Листомирова, представителей высшего света Петербурга; Их жизнь протекает в роскоши и достатке, дети окружены заботой и вниманием, их дни наполнены удовольствиями и развлечениями.​

У графа Листомирова трое детей⁚ старшая дочь Верочка, восьми лет, средняя дочь Зина, шести лет, и младший сын Павел, пяти лет, которого все ласково зовут Паф.​ Дети растут в атмосфере любви и ласки, их воспитывает гувернантка, мисс Бликс, добрая и заботливая англичанка.​

Автор подробно описывает детские комнаты, наполненные игрушками, книгами, красивой мебелью.​ Здесь все говорит о благополучии и беззаботности.​ Дети не знают материальных затруднений, им не приходится думать о еде, одежде, они могут позволить себе любые капризы.​

Однажды тетя Соня, сестра графини Листомировой, обещает детям устроить им праздник — отвезти их в цирк.​ Дети в восторге, они с нетерпением ждут этого дня, рассматривая афиши и мечтая о невероятных представлениях.​

Глава 4 играет важную роль в повести, создавая резкий контраст между миром богатства и бедности, между счастливым детством и трагической судьбой маленького артиста.​

Глава 5⁚ Трагический финал и размышления автора

В последней главе повести пересекаются судьбы героев из разных миров⁚ детей графа Листомирова, пришедших на цирковое представление, и маленького гуттаперчевого мальчика, вынужденного ради заработка рисковать своей жизнью.​

Дети с восторгом наблюдают за выступлением артистов⁚ смеются над шутками клоунов, замирают от восхищения, глядя на акробатов и наездников.​ Но вот наступает черед гуттаперчевого мальчика.​ Он появляется на арене в блестящем костюме, его движения легки и грациозны, он словно парит под куполом цирка.​

Дети в зале, и особенно впечатлительная Верочка, с напряжением следят за каждым его движением. Но внезапно случается непоправимое⁚ мальчик срывается с трапеции и падает вниз.​ В зале раздаются крики ужаса, оркестр смолкает.​ Служители цирка бросаются к упавшему ребенку, но ему уже ничем нельзя помочь.​

Трагическая гибель гуттаперчевого мальчика производит тяжелое впечатление на детей графа, особенно на Верочку.​ Она долго не может забыть увиденное, ей кажется, что она виновата в смерти мальчика.​ Эта история заставляет ее задуматься о несправедливости жизни, о том, что рядом с богатством и благополучием существует нищета и страдание.​

Автор не дает прямых оценок происходящему, но своим произведением он заставляет читателя задуматься о важных социальных проблемах⁚ о бесправии детей, о жестокости взрослых, о том, что человеческая жизнь может быть такой хрупкой и уязвимой.​

Коротко о главных персонажах

Петя, гуттаперчевый мальчик

Главный герой повести, маленький сирота, вынужденный работать в цирке.​ Он обладает необыкновенной гибкостью, благодаря которой получил свой сценический псевдоним.​ Петя — мальчик добрый, чувствительный, он тяжело переживает смерть матери, грубость и равнодушие Беккера. Единственной отрадой для него становится дружба с клоуном Эдвардсом, который жалеет его и старается защитить.​ Трагическая гибель Пети заставляет задуматься о несправедливости мира, где детство может быть наполнено страданиями и лишениями.​

Беккер

Акробат, наставник Пети. Жестокий и алчный человек, он видит в мальчике лишь источник заработка.​ Беккер не жалеет Петю, заставляя его выполнять изнурительные тренировки, не обращая внимания на его усталость и боль.​ Он равнодушен к страданиям ребенка, его интересует лишь собственная выгода.​ Образ Беккера воплощает в себе жестокость и бесчеловечность взрослого мира по отношению к слабым и беззащитным.​

Эдвардс

Клоун, друг Пети.​ Добрый, отзывчивый и сострадательный человек, он единственный, кто искренне привязан к мальчику и старается ему помочь.​ Эдвардс видит, как тяжело Пете в цирке, он пытаеться защитить его от грубости Беккера, дает ему советы, как легче переносить тяготы цирковой жизни.​ Образ Эдвардса символизирует сострадание и милосердие, которые могут существовать даже в жестоком мире.

Дети графа Листомирова⁚ Верочка, Зина и Паф

Представители другого мира — мира богатства, достатка и беззаботного детства.​ Они живут в роскоши, ни в чем не нуждаются, их дни наполнены играми и развлечениями.​ Посещение цирка для них , веселое приключение, они еще не знают, что такое настоящая жизнь с ее горестями и несправедливостью.​ Трагическая гибель гуттаперчевого мальчика становится для них тяжелым потрясением, заставляя задуматься о том, что мир устроен несправедливо и что рядом с ними существуют люди, лишенные радости и счастья.​

Краткий вывод

Повесть Дмитрия Васильевича Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» — это не просто история о трагической судьбе маленького артиста, это глубокое социальное размышление о несправедливости мира, о бесправии детей, о жестокости и равнодушии взрослых.​

Автор противопоставляет два мира⁚ роскошный и беззаботный мир богатой семьи Листомировых и мрачный мир циркового закулисья, где царят нищета, боль и отчаяние.​ Маленький Петя, гуттаперчевый мальчик, становится жертвой этого жестокого мира, где человеческая жизнь ценится меньше, чем выгода и развлечение.​

Гибель Пети – это не просто несчастный случай, это закономерный итог столкновения беззащитного ребенка с жестокой реальностью.​ Он оказывается заложником чужих амбиций, его экзотический талант эксплуатируют ради наживы, не задумываясь о последствиях.​

Повесть Григоровича — это призыв к состраданию, к милосердию, к ответственности за тех, кто слабее и беззащитнее нас.​ Она заставляет задуматься о том, какой ценой достигается внешний блеск и успех, и какие трагедии могут скрываться за кулисами праздничной жизни.

Произведение актуально и в наши дни, напоминая о том, что дети нуждаются в нашей защите, в нашем внимании, в нашей любви. Они — самая уязвимая часть общества, и от нас, взрослых, зависит, будет ли их детство счастливым или превратится в кошмар.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Михаил

    Описание цирка и атмосферы закулисья просто потрясающие! Григорович мастерски передает атмосферу того времени.

  2. Ольга

    Какая трогательная и печальная история! Бедный Петя, как же ему не повезло в жизни. Сердце разрывается, когда читаешь про его тяжелую судьбу.

  3. Светлана

    С нетерпением жду продолжения! Хочется узнать, как сложится судьба Пети.

  4. Алексей

    Жестокость Беккера поражает. Как можно быть таким равнодушным к страданиям ребенка?!

  5. Ирина

    Образ клоуна Эдвардса вызывает огромную симпатию. В этом персонаже сочетаются веселье и глубокая душевная боль.