Знакомство с героями поэмы Гоголя Мертвые души

Знакомство с героями поэмы Гоголя Мертвые души Краткие пересказы

Глава 1.​ Приезд Чичикова в губернский город NN

В губернский город NN приезжает на бричке коллежский советник Павел Иванович Чичиков.​ Он производит приятное впечатление светского человека. Чичиков посещает всех важных лиц города и производит на них весьма благоприятное впечатление.​

Глава 2.​ Знакомство Чичикова с помещиками

Проведя неделю в разъездах по вечеринкам представительных особ, Чичиков решается навестить Манилова и Собакевича.​ Автор намекает, что существует какая-то особенная причина, побудившая Павла Ивановича выехать за город.​ Селифан с Петрушкой готовят барина в путешествие (даются описания обоих крепостных⁚ Петрушка любит читать, причем ему просто нравится процесс превращения отдельных букв в слова, и носит всюду с собою какой-то свой особенный воздух, <> отзывающийся несколько жилым покоем, Селифан же совершенно другой человек).​ Деревня Маниловка лежит в 30 верстах от города, и выглядит неприютно.​ Господская усадьба стоит на холме, обдуваемая ветрами, нет ни парка, ни рощи.​ Чичиков насчитывает около 200 крестьянских домов.​ Манилов чрезвычайно рад приезду гостя⁚

Дни напролет Манилов витает в облаках, курит трубку и не желает соприкасаться с реальностью⁚ в доме у него словно все не доделано, прекрасные предметы соседствуют с грубыми.​ Манилов знакомит Чичикова со своей женой, такой же сахарной дамой.​ Его обращение с Павлом Ивановичем очень подобострастное⁚ он называет его визит именинами сердца , осыпает комплиментами и уже считает его близким другом. За обедом Чичиков знакомится и с двумя сыновьями Манилова⁚ Фемистоклюсом и Алкидом, хвалит обоих.​ Хозяин и гость следуют в кабинет, и там Чичиков обращается к интересующей его теме⁚ он спрашивает Манилова, как давно тот подавал ревизскую сказку и сколько крестьян с тех пор умерло.​ Помещик отправляет приказчика узнать точную цифру, а Чичиков делится своими планами⁚ он хотел бы купить у него мертвых крестьян. На бумаге они числятся живыми, а на деле их давно нет.​ Манилов в замешательстве от подобной просьбы, но соглашается и отдает мертвые души Чичикову даром. Павел Иванович уезжает в самом радушном настроении, сердечно прощаясь с Маниловыми.​

Глава 3; Чичиков в гостях у Манилова и Коробочки

Чичиков следует в деревню к Собакевичу.​ Выезжают поздно, льет дождь, во тьме деревни не найти, да и Селифан слегка во хмелю, лошади измотаны.​ Заслышав собачий лай, кучер правит на звук и оказывается возле дома незнакомой помещицы, Чичиков просит позволения переночевать женщина пожилых лет <>, из тех, которые плачутся на неурожаи, убытки <>, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов

рассказывает, что ни Манилова, ни Собакевича она не знает, а до города верст 60. Чичиков остается.​ Дом ее завешан старинными портретами, на стене висят часы, то и дело издающие шипение и хрип, все старомодно.​ Зато вокруг дома курятники и хлева, полные живности, огороды обширны, сад ухоженный.​ Помещицу зовут Настасья Петровна Коробочка, а в деревне ее 80 душ, но было больше⁚ 18 померли от неурожая, и кузнец скончался от пьянства.​ Заседатель подъехал, подать, говорит, уплачивать с души.​ Народ мертвый, а плати, как за живого , сетует барыня.​ Чичиков предлагает Коробочке продать ему эти мертвые души, и ее, как и Манилова, смущает предложение⁚ Нешто хочешь ты их откапывать из земли? , но Павел Иванович объясняет, что купит их по документам живыми и выставляет цену⁚ 15 рублей.​ Далее следует длительный торг⁚ напуганная странностью помещица не знает, почем теперь мертвые, и боится продешевить.​ В конце концов, Коробочка решается продать души, они договариваются о купчей, она назначает поверенного и пишет ему письмо.​ После обильного обеда Коробочка отправляет с Чичиковым девку показывать дорогу, и они уезжают.​

Глава 4.​ Встреча с Ноздревым.​ Покупка мертвых душ у Собакевича

Передохнув в трактире, Чичиков надеется отправиться к Собакевичу, но в трактир входят помещик Ноздрев, которого он видел на вечеринке у одного из чиновников, с товарищем.​ Ноздрев узнает Чичикова и рассказывает о проигрыше на ярмарке, о буйных кутежах, припоминает недавние балы и приятелей.​ Его истории полны вымысла, в чем пытается уличить его товарищ, но безуспешно⁚ это только распаляет Ноздрева.​ Чичиков сообщает, что едет к Собакевичу, Ноздрев выставляет его на смех, поскольку Собакевич плут , и зовет к себе.​ Павел Иванович принимает приглашение.​

Утром Ноздрёв пытается убедить гостя остаться ещё на пару дней, а затем принимается предлагать ему купить сначала коня, потом щенка, потом кобылу. Чичиков отказывается, и Ноздрёв предлагает сыграть в шашки на мёртвые души, затем просто так их отдать, но и тут терпит неудачу. Дело едва не доходит до драки, но тут приезжает капитан-исправник.​ Ноздрёв велит своим людям высечь Чичикова, но тот успевает сесть в бричку и уехать.​

Наконец Чичиков добирается до деревни Собакевича.​ Деревня производит впечатление основательности и хозяйственности⁚ крепкие избы, добротный дом барина.​ Сам Собакевич производит впечатление основательности⁚

.​.​.​ похож был он на средней величины медведя, фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги.​..​

Собакевич не удивлён предложением Чичикова купить мертвые души и выставляет цену⁚ по 100 рублей за штуку, мотивируя это тем, что его крестьяне были мастерами на все руки.​ После долгих торгов Чичиков покупает души и уезжает.​

Глава 5. Разоблачение и бегство Чичикова

Чичиков, довольный своими приобретениями, возвращается в город; Он уже предвкушает, как заложит мертвые души в Опекунском совете и получит деньги.​ Он даже придумывает легенду о том, что везет крестьян из своих поместий в Херсонскую губернию.​ Чичиков делится своими планами с Маниловым, который случайно оказывается в городе.​ Тот восхищается предприимчивостью Павла Ивановича и предлагает ему свою помощь.​

Слухи о покупке Чичиковым мертвых душ быстро распространяются по городу и вызывают разные толки.​ Одни предполагают, что Чичиков — фальшивомонетчик, другие — что он ревизор, посланный с секретным заданием, третьи, что он Наполеон, готовящий вторжение в Россию.​

На балу у губернатора Чичиков встречает очаровательную блондинку и производит на нее неизгладимое впечатление.​ Однако идиллия рушится, когда на балу появляеться Ноздрев, разгоряченный вином.​ Он начинает громко рассказывать всем о том, как Чичиков предлагал ему купить мертвые души, и даже пытается его разоблачить.​ Гости шокированы и растеряны.​ Чичиков, пытаясь спасти свою репутацию, опровергает слова Ноздрева, но тот не унимается и продолжает сыпать нелепыми обвинениями.​ В конце концов, Чичиков в ужасе убегает с бала.​

На следующий день Чичиков узнает, что Ноздрев не успокоился и распространяет о нем еще более невероятные слухи.​ Чичиков понимает, что ему грозит опасность разоблачения и ареста.​ Он спешно собирает вещи, садится в бричку и уезжает из города NN.​

Коротко о главных персонажах

Павел Иванович Чичиков — главный герой поэмы, коллежский советник.​ Он не молод, но и не стар, не толст и не худ, не красавец, но и не дурной наружности.​ Чичиков — человек изворотливый, предприимчивый, умеющий располагать к себе людей.​ Он льстит, угождает, подстраивается под собеседника, добиваясь своего.​ Цель жизни Чичикова — богатство, к которому он стремится любыми путями, даже самыми бесчестными.

Манилов — помещик, первый из тех, у кого Чичиков скупает мертвые души.​ Манилов — человек мечтательный, сентиментальный, витающий в облаках.​ Он не приспособлен к реальной жизни, его хозяйство в упадке.​ Манилов добродушен, но глуп и недалек. Он с легкостью отдает Чичикову мертвые души, не понимая смысла сделки и не желая вникать в детали.​

Коробочка — помещица, вторая «продавщица» мертвых душ.​ Коробочка, женщина пожилая, одинокая, скуповатая и недоверчивая.​ Она боится продешевить, торгуясь с Чичиковым за каждую копейку.​ Коробочка, образ ограниченной, косности и невежества.

Ноздрев — помещик, третий, с кем Чичиков пытается заключить сделку.​ Ноздрев, человек «исторический», то есть человек, склонный ко лжи, хвастовству, кутежам и скандалам.​ Он — азартный игрок, картежник и мошенник. Ноздрев — полная противоположность расчетливому Чичикову, он — воплощение безрассудства, легкомыслия и беспринципности.​

Собакевич, четвертый помещик, у которого Чичиков покупает мертвые души.​ Собакевич — человек крепкий, грузный, приземленный. Он , хозяин-кулак, заботящийся о своем благополучии. Собакевич , хитер, проницателен и жесток.​ Он — единственный, кто понял истинную цель Чичикова, и сумел выгодно продать ему мертвые души.​

Плюшкин — пятый и последний помещик, у которого Чичиков приобретает мертвые души.​ Плюшкин — образ крайнего падения, деградации и духовной нищеты.​ Он — больной старик, одержимый болезненной скупостью.​ Плюшкин живет в запущенном доме, окруженный хламом и гниющими припасами.​ Он — символ духовной смерти, потери человеческого облика.​

Селифан — кучер Чичикова.​ Селифан, человек простодушный, ленивый и неповоротливый.​ Он , любитель выпить и поболтать.​ Селифан — типичный представитель крепостного крестьянства, лишенный собственной воли и инициативы.​

Петрушка — лакей Чичикова. Петрушка — человек молчаливый, замкнутый и нелюдимый.​ Он — любитель чтения, но читает без разбора, не понимая прочитанного.​ Петрушка — символ духовной ограниченности и равнодушия к окружающему миру.​

Краткий вывод

«Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя – это не просто сатирическое изображение пороков российского общества первой половины XIX века, но и глубокое философское размышление о природе человека, о добре и зле, о смысле жизни.​

Чичиков, главный герой поэмы, – это собирательный образ предприимчивого дельца, для которого цель оправдывает средства.​ Он готов идти по головам, обманывать, лицемерить ради собственной выгоды.​ Чичиков – это символ бездуховности, пустоты, «мертвой души».​

Помещики, которых посещает Чичиков, – это галерея гротескных персонажей, олицетворяющих собой разные типы человеческих пороков; Манилов – мечтатель-бездельник, Коробочка – скупая старуха, Ноздрев – хвастун и кутила, Собакевич – грубый и жадный мужик, Плюшкин – опустившийся скряга.​ Каждый из них по-своему мертв душой, каждый олицетворяет собой тупиковый путь развития.

Гоголь не дает готовых ответов на вопросы о том, как возродить Россию, как вернуть людям души.​ Но он заставляет задуматься о том, что происходит с человеком, когда он теряет связь с нравственными ценностями, когда им движут только корыстные интересы.​

«Мертвые души» – это произведение пророческое, актуальное и сегодня.​ Ведь и в наше время мы сталкиваемся с теми же проблемами⁚ коррупция, стяжательство, бездуховность. Гоголь заставляет нас задуматься о том, куда мы идем, и что ждет нас впереди, если мы не изменимся.​

Важно отметить, что поэма осталась незавершенной.​ Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», не удовлетворившись результатом. Возможно, он не нашел ответа на вопрос о том, как же возродить «мертвые души».​ Однако первый том поэмы, несмотря на свою незавершенность, производит сильное впечатление и заставляет задуматься о важных вопросах бытия.​

«Мертвые души» – это не только сатира на российскую действительность XIX века, но и вечное напоминание о том, что человек должен оставаться человеком, что нужно бороться за свою душу, за свою совесть.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий

    Гоголь мастерски высмеивает пороки общества своего времени. Даже в начале произведения уже видна сатира на чиновничество и помещичий быт.

  2. Екатерина

    Захватывающий сюжет! С нетерпением жду продолжения, чтобы узнать, чем закончатся махинации Чичикова и как на это отреагируют другие помещики.

  3. Светлана

    Любопытно, что даже второстепенные персонажи, такие как Селифан и Петрушка, прописаны с большой детализацией. Это говорит о мастерстве Гоголя как писателя.

  4. Алексей

    Язык Гоголя неподражаем! Юмор, ирония, меткие сравнения — все это делает чтение «Мертвых душ» настоящим удовольствием.

  5. Ольга

    Интересно наблюдать за похождениями Чичикова и тем, как он использует слабости помещиков в своих целях. Манилов, такой «эфемерный» и оторванный от реальности, — яркий пример.

  6. Игорь

    Классическое произведение! Описания Гоголя настолько яркие, что персонажи будто оживают на глазах. Сразу вспоминаются школьные годы и уроки литературы.