Глава 1. Приезд Чичикова в губернский город NN
В губернский город NN приезжает на бричке коллежский советник Павел Иванович Чичиков. Он производит приятное впечатление светского человека. Чичиков посещает всех важных лиц города и производит на них весьма благоприятное впечатление.
Глава 2. Знакомство Чичикова с помещиками
Проведя неделю в разъездах по вечеринкам представительных особ, Чичиков решается навестить Манилова и Собакевича. Автор намекает, что существует какая-то особенная причина, побудившая Павла Ивановича выехать за город. Селифан с Петрушкой готовят барина в путешествие (даются описания обоих крепостных⁚ Петрушка любит читать, причем ему просто нравится процесс превращения отдельных букв в слова, и носит всюду с собою какой-то свой особенный воздух, <> отзывающийся несколько жилым покоем, Селифан же совершенно другой человек). Деревня Маниловка лежит в 30 верстах от города, и выглядит неприютно. Господская усадьба стоит на холме, обдуваемая ветрами, нет ни парка, ни рощи. Чичиков насчитывает около 200 крестьянских домов. Манилов чрезвычайно рад приезду гостя⁚
Дни напролет Манилов витает в облаках, курит трубку и не желает соприкасаться с реальностью⁚ в доме у него словно все не доделано, прекрасные предметы соседствуют с грубыми. Манилов знакомит Чичикова со своей женой, такой же сахарной дамой. Его обращение с Павлом Ивановичем очень подобострастное⁚ он называет его визит именинами сердца , осыпает комплиментами и уже считает его близким другом. За обедом Чичиков знакомится и с двумя сыновьями Манилова⁚ Фемистоклюсом и Алкидом, хвалит обоих. Хозяин и гость следуют в кабинет, и там Чичиков обращается к интересующей его теме⁚ он спрашивает Манилова, как давно тот подавал ревизскую сказку и сколько крестьян с тех пор умерло. Помещик отправляет приказчика узнать точную цифру, а Чичиков делится своими планами⁚ он хотел бы купить у него мертвых крестьян. На бумаге они числятся живыми, а на деле их давно нет. Манилов в замешательстве от подобной просьбы, но соглашается и отдает мертвые души Чичикову даром. Павел Иванович уезжает в самом радушном настроении, сердечно прощаясь с Маниловыми.
Глава 3; Чичиков в гостях у Манилова и Коробочки
Чичиков следует в деревню к Собакевичу. Выезжают поздно, льет дождь, во тьме деревни не найти, да и Селифан слегка во хмелю, лошади измотаны. Заслышав собачий лай, кучер правит на звук и оказывается возле дома незнакомой помещицы, Чичиков просит позволения переночевать женщина пожилых лет <>, из тех, которые плачутся на неурожаи, убытки <>, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов
рассказывает, что ни Манилова, ни Собакевича она не знает, а до города верст 60. Чичиков остается. Дом ее завешан старинными портретами, на стене висят часы, то и дело издающие шипение и хрип, все старомодно. Зато вокруг дома курятники и хлева, полные живности, огороды обширны, сад ухоженный. Помещицу зовут Настасья Петровна Коробочка, а в деревне ее 80 душ, но было больше⁚ 18 померли от неурожая, и кузнец скончался от пьянства. Заседатель подъехал, подать, говорит, уплачивать с души. Народ мертвый, а плати, как за живого , сетует барыня. Чичиков предлагает Коробочке продать ему эти мертвые души, и ее, как и Манилова, смущает предложение⁚ Нешто хочешь ты их откапывать из земли? , но Павел Иванович объясняет, что купит их по документам живыми и выставляет цену⁚ 15 рублей. Далее следует длительный торг⁚ напуганная странностью помещица не знает, почем теперь мертвые, и боится продешевить. В конце концов, Коробочка решается продать души, они договариваются о купчей, она назначает поверенного и пишет ему письмо. После обильного обеда Коробочка отправляет с Чичиковым девку показывать дорогу, и они уезжают.
Глава 4. Встреча с Ноздревым. Покупка мертвых душ у Собакевича
Передохнув в трактире, Чичиков надеется отправиться к Собакевичу, но в трактир входят помещик Ноздрев, которого он видел на вечеринке у одного из чиновников, с товарищем. Ноздрев узнает Чичикова и рассказывает о проигрыше на ярмарке, о буйных кутежах, припоминает недавние балы и приятелей. Его истории полны вымысла, в чем пытается уличить его товарищ, но безуспешно⁚ это только распаляет Ноздрева. Чичиков сообщает, что едет к Собакевичу, Ноздрев выставляет его на смех, поскольку Собакевич плут , и зовет к себе. Павел Иванович принимает приглашение.
Утром Ноздрёв пытается убедить гостя остаться ещё на пару дней, а затем принимается предлагать ему купить сначала коня, потом щенка, потом кобылу. Чичиков отказывается, и Ноздрёв предлагает сыграть в шашки на мёртвые души, затем просто так их отдать, но и тут терпит неудачу. Дело едва не доходит до драки, но тут приезжает капитан-исправник. Ноздрёв велит своим людям высечь Чичикова, но тот успевает сесть в бричку и уехать.
Наконец Чичиков добирается до деревни Собакевича. Деревня производит впечатление основательности и хозяйственности⁚ крепкие избы, добротный дом барина. Сам Собакевич производит впечатление основательности⁚
... похож был он на средней величины медведя, фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги...
Собакевич не удивлён предложением Чичикова купить мертвые души и выставляет цену⁚ по 100 рублей за штуку, мотивируя это тем, что его крестьяне были мастерами на все руки. После долгих торгов Чичиков покупает души и уезжает.
Глава 5. Разоблачение и бегство Чичикова
Чичиков, довольный своими приобретениями, возвращается в город; Он уже предвкушает, как заложит мертвые души в Опекунском совете и получит деньги. Он даже придумывает легенду о том, что везет крестьян из своих поместий в Херсонскую губернию. Чичиков делится своими планами с Маниловым, который случайно оказывается в городе. Тот восхищается предприимчивостью Павла Ивановича и предлагает ему свою помощь.
Слухи о покупке Чичиковым мертвых душ быстро распространяются по городу и вызывают разные толки. Одни предполагают, что Чичиков — фальшивомонетчик, другие — что он ревизор, посланный с секретным заданием, третьи, что он Наполеон, готовящий вторжение в Россию.
На балу у губернатора Чичиков встречает очаровательную блондинку и производит на нее неизгладимое впечатление. Однако идиллия рушится, когда на балу появляеться Ноздрев, разгоряченный вином. Он начинает громко рассказывать всем о том, как Чичиков предлагал ему купить мертвые души, и даже пытается его разоблачить. Гости шокированы и растеряны. Чичиков, пытаясь спасти свою репутацию, опровергает слова Ноздрева, но тот не унимается и продолжает сыпать нелепыми обвинениями. В конце концов, Чичиков в ужасе убегает с бала.
На следующий день Чичиков узнает, что Ноздрев не успокоился и распространяет о нем еще более невероятные слухи. Чичиков понимает, что ему грозит опасность разоблачения и ареста. Он спешно собирает вещи, садится в бричку и уезжает из города NN.
Коротко о главных персонажах
Павел Иванович Чичиков — главный герой поэмы, коллежский советник. Он не молод, но и не стар, не толст и не худ, не красавец, но и не дурной наружности. Чичиков — человек изворотливый, предприимчивый, умеющий располагать к себе людей. Он льстит, угождает, подстраивается под собеседника, добиваясь своего. Цель жизни Чичикова — богатство, к которому он стремится любыми путями, даже самыми бесчестными.
Манилов — помещик, первый из тех, у кого Чичиков скупает мертвые души. Манилов — человек мечтательный, сентиментальный, витающий в облаках. Он не приспособлен к реальной жизни, его хозяйство в упадке. Манилов добродушен, но глуп и недалек. Он с легкостью отдает Чичикову мертвые души, не понимая смысла сделки и не желая вникать в детали.
Коробочка — помещица, вторая «продавщица» мертвых душ. Коробочка, женщина пожилая, одинокая, скуповатая и недоверчивая. Она боится продешевить, торгуясь с Чичиковым за каждую копейку. Коробочка, образ ограниченной, косности и невежества.
Ноздрев — помещик, третий, с кем Чичиков пытается заключить сделку. Ноздрев, человек «исторический», то есть человек, склонный ко лжи, хвастовству, кутежам и скандалам. Он — азартный игрок, картежник и мошенник. Ноздрев — полная противоположность расчетливому Чичикову, он — воплощение безрассудства, легкомыслия и беспринципности.
Собакевич, четвертый помещик, у которого Чичиков покупает мертвые души. Собакевич — человек крепкий, грузный, приземленный. Он , хозяин-кулак, заботящийся о своем благополучии. Собакевич , хитер, проницателен и жесток. Он — единственный, кто понял истинную цель Чичикова, и сумел выгодно продать ему мертвые души.
Плюшкин — пятый и последний помещик, у которого Чичиков приобретает мертвые души. Плюшкин — образ крайнего падения, деградации и духовной нищеты. Он — больной старик, одержимый болезненной скупостью. Плюшкин живет в запущенном доме, окруженный хламом и гниющими припасами. Он — символ духовной смерти, потери человеческого облика.
Селифан — кучер Чичикова. Селифан, человек простодушный, ленивый и неповоротливый. Он , любитель выпить и поболтать. Селифан — типичный представитель крепостного крестьянства, лишенный собственной воли и инициативы.
Петрушка — лакей Чичикова. Петрушка — человек молчаливый, замкнутый и нелюдимый. Он — любитель чтения, но читает без разбора, не понимая прочитанного. Петрушка — символ духовной ограниченности и равнодушия к окружающему миру.
Краткий вывод
«Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя – это не просто сатирическое изображение пороков российского общества первой половины XIX века, но и глубокое философское размышление о природе человека, о добре и зле, о смысле жизни.
Чичиков, главный герой поэмы, – это собирательный образ предприимчивого дельца, для которого цель оправдывает средства. Он готов идти по головам, обманывать, лицемерить ради собственной выгоды. Чичиков – это символ бездуховности, пустоты, «мертвой души».
Помещики, которых посещает Чичиков, – это галерея гротескных персонажей, олицетворяющих собой разные типы человеческих пороков; Манилов – мечтатель-бездельник, Коробочка – скупая старуха, Ноздрев – хвастун и кутила, Собакевич – грубый и жадный мужик, Плюшкин – опустившийся скряга. Каждый из них по-своему мертв душой, каждый олицетворяет собой тупиковый путь развития.
Гоголь не дает готовых ответов на вопросы о том, как возродить Россию, как вернуть людям души. Но он заставляет задуматься о том, что происходит с человеком, когда он теряет связь с нравственными ценностями, когда им движут только корыстные интересы.
«Мертвые души» – это произведение пророческое, актуальное и сегодня. Ведь и в наше время мы сталкиваемся с теми же проблемами⁚ коррупция, стяжательство, бездуховность. Гоголь заставляет нас задуматься о том, куда мы идем, и что ждет нас впереди, если мы не изменимся.
Важно отметить, что поэма осталась незавершенной. Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», не удовлетворившись результатом. Возможно, он не нашел ответа на вопрос о том, как же возродить «мертвые души». Однако первый том поэмы, несмотря на свою незавершенность, производит сильное впечатление и заставляет задуматься о важных вопросах бытия.
«Мертвые души» – это не только сатира на российскую действительность XIX века, но и вечное напоминание о том, что человек должен оставаться человеком, что нужно бороться за свою душу, за свою совесть.
Гоголь мастерски высмеивает пороки общества своего времени. Даже в начале произведения уже видна сатира на чиновничество и помещичий быт.
Захватывающий сюжет! С нетерпением жду продолжения, чтобы узнать, чем закончатся махинации Чичикова и как на это отреагируют другие помещики.
Любопытно, что даже второстепенные персонажи, такие как Селифан и Петрушка, прописаны с большой детализацией. Это говорит о мастерстве Гоголя как писателя.
Язык Гоголя неподражаем! Юмор, ирония, меткие сравнения — все это делает чтение «Мертвых душ» настоящим удовольствием.
Интересно наблюдать за похождениями Чичикова и тем, как он использует слабости помещиков в своих целях. Манилов, такой «эфемерный» и оторванный от реальности, — яркий пример.
Классическое произведение! Описания Гоголя настолько яркие, что персонажи будто оживают на глазах. Сразу вспоминаются школьные годы и уроки литературы.