Афера Чичикова: Путешествие в мир «Мертвых душ»

Афера Чичикова: Путешествие в мир "Мертвых душ" Краткие пересказы

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»

Павел Иванович Чичиков, бывший чиновник, приезжает в губернский город N с необычной целью⁚ скупкой «мёртвых душ» ⎯ умерших крестьян, которые числятся живыми по документам.​ Он планирует использовать эти души в качестве залога для получения кредита.​

Прибытие Чичикова и знакомство с местным обществом

В тихий и ничем не примечательный губернский город NN въезжает бричка, запряженная тройкой лошадей.​ В ней сидит Павел Иванович Чичиков, мужчина средних лет, приятной наружности и весьма обходительных манер.​ Он – коллежский советник в отставке, и цель его приезда окутана тайной. Поселившись в гостинице, Чичиков не теряет времени даром.​ С присущей ему ловкостью он начинает плести интриги, чтобы очаровать местное общество и войти в доверие к влиятельным лицам.

С визитами он посещает всех значимых персон города⁚ губернатора, вице-губернатора, председателя палаты, полицмейстера, почтмейстера и многих других.​ Чичиков умело льстит, делает комплименты, поддерживает светские беседы и ловко уклоняется от прямых вопросов о себе.​ Он производит впечатление человека приятного, воспитанного и состоятельного, чем быстро завоевывает симпатии чиновников и дворян.​

На вечере у губернатора Чичиков знакомится с помещиками Маниловым и Собакевичем.​ Манилов поражает его своей слащавой любезностью и мечтательностью, а Собакевич – грубостью и прямолинейностью.​ Несмотря на столь разные характеры, Чичиков находит подход к каждому из них, умело играя на их слабостях и тщеславии.​

Вскоре он получает приглашения в гости и отправляется в свои первые вояжи по поместьям, надеясь провернуть там свои тайные дела.​ Так начинается череда встреч Чичикова с колоритными представителями русского помещичьего сословия, каждый из которых станет для него не только источником «мертвых душ», но и отражением пороков и absurда российской действительности.

Покупка «мертвых душ» у помещиков

Искусно замаскировав свои истинные намерения под личиной добродушного и предприимчивого человека, Чичиков приступает к осуществлению своего хитроумного плана. Он отправляется в путешествие по поместьям, чтобы приобрести у ничего не подозревающих помещиков «мертвые души» ⎯ крестьян, которые уже умерли, но всё ещё числятся в ревизских списках как живые.

Первым делом Чичиков посещает sentimentalного мечтателя Манилова.​ Тот, польщенный вниманием столичного гостя и озадаченный странной просьбой, с легкостью соглашается отдать «мертвые души» даром, лишь бы угодить новому приятелю.​

Далее путь Чичикова лежит к скупой и подозрительной Коробочке.​ После долгих уговоров и препирательств о цене, он уговаривает помещицу продать ему души умерших крестьян, заверив её в выгодности сделки и собственной порядочности.

Следующим «поставщиком» «мертвых душ» становится бесшабашный кутила и авантюрист Ноздрев.​ Однако, сделка с ним срывается из-за вздорного характера Ноздрева, который в пылу азарта и хвастовства чуть не раскрывает истинную сущность Чичикова.​

Неудача с Ноздревым не останавливает хитрого дельца.​ Он направляется к расчёдливому и скупому Собакевичу, который, видя в «мертвых душах» источник выгоды, назначает за них непомерную цену.​ После продолжительного торга, Чичикову удается сбить цену и заключить сделку.​

Последним на пути Чичикова встречается жалкий и опустившийся Плюшкин.​ Одержимый манией накопительства, он с радостью избавляется от «мертвых душ», видя в этом избавление от лишних забот и расходов.​

Так, шаг за шагом, Чичикову удается собрать внушительное количество «мертвых душ», ловко используя слабости и пороки помещиков. Он возвращается в город N с чувством выполненного долга, не подозревая, что его афера уже близка к разоблачению.​

Разоблачение аферы и бегство Чичикова

Торжествующий Чичиков, заполучив внушительное количество «мертвых душ», готовится к завершающему этапу своей аферы. Он планирует заложить души умерших крестьян в Опекунский совет, получив за них крупную сумму денег.​ Однако, судьба распоряжается иначе, и тщательно выстроенный план Чичикова рушится под натиском нелепых случайностей и людской молвы.​

Слухи о странных покупках Чичикова расползаются по городу со скоростью лесного пожара.​ Недоверие и подозрения сменяются открытыми пересудами и домыслами. На балу у губернатора Ноздрев, сам того не желая, подливает масла в огонь, рассказывая всем о «мертвых душах».

Неожиданно в город приезжает Коробочка, встревоженная низкой ценой, по которой она продала Чичикову «мертвые души».​ Её расспросы и сомнения окончательно подрывают веру в честность Чичикова.​ Город охватывает паника, чиновники боятся разоблачения и наказания за соучастие в афере.​

Сам Чичиков, ещё не зная о разразившемся скандале, чувствует себя неважно и проводит несколько дней в гостинице.​ За это время слухи принимают угрожающий характер, а подозрения падают на него самого.​ Чичиков становится объектом всеобщего презрения и насмешек.​

Ноздрев, явившись к Чичикову в гостиницу, рассказывает ему о том, что весь город считает его мошенником и фальшивомонетчиком.​ Ошеломленный Чичиков понимает, что игра окончена, и ему нужно спасаться бегством.​

Собрав пожитки, Чичиков спешно покидает город N, оставляя позади себя хаос и переполох.​ Так бесславно заканчивается афера хитроумного дельца, столкнувшегося с непредсказуемостью человеческой натуры и разрушительной силой сплетен.​

Образ России и русского общества в поэме

«Мертвые души» ౼ это не просто история о мошеннике и его афере. Это глубокое и пронзительное размышление о России, о ее народе, о пороках и заблуждениях, царящих в обществе.​ Гоголь создает масштабную картину русской жизни, полной контрастов и противоречий, где гротеск и сатира переплетаются с тонким лиризмом и щемящей тоской.​

Автор проводит читателя по бескрайним просторам России, показывая убогие деревни, запущенные поместья, однообразные пейзажи.​ Он знакомит нас с персонажами, олицетворяющими различные слои общества⁚ от нищих крестьян до праздных помещиков, от взяточников-чиновников до авантюристов-предпринимателей.

В галерее гоголевских образов мы видим пустоту, бездуховность, нравственное разложение.​ Помещики, погрязшие в праздности и невежестве, безразличны к судьбам своих крепостных.​ Чиновники, охваченные коррупцией, думают лишь о собственном обогащении.​ Сам Чичиков, с его энергией и предприимчивостью, оказывается пустым и бездушным дельцом, готовым наживаться на всем, даже на смерти.​

Однако, за сатирическим обличением Гоголь прячет глубокую боль за Россию, за ее упущенные возможности, за загубленные души.​ Он верит в то, что в глубине души русского человека скрыты огромные силы, способные преобразить страну.

«Мертвые души» ౼ это не приговор, а крик души, призыв к пробуждению, к поиску истинных ценностей, к духовному возрождению.​ Гоголь заставляет нас задуматься о том, кто мы, куда идем и что оставим после себя.​ И в этом его непреходящая актуальность.​

История создания и судьба второго тома

История создания и судьба второго тома поэмы «Мертвые души» окутана тайной и трагизмом, отражая внутренние метания и творческие поиски самого Гоголя.​ Замыслив свою поэму как грандиозное произведение в трёх томах, Гоголь видел во втором томе путь к искуплению и преображению России, к воскрешению «мертвых душ».​

Работа над вторым томом стала для Гоголя настоящим подвигом и тяжким бременем.​ Он стремился создать образы положительных героев, которые смогли бы стать нравственным ориентиром для русского общества.​ Однако, найти эти образы в окружающей действительности оказалось непросто.​ Гоголь мучительно искал их в своих героях, переписывал главы, уничтожал написанное, вновь и вновь возвращаясь к работе.

Судьба второго тома сложилась трагически.​ Незадолго до смерти Гоголь, находясь в состоянии глубокого духовного кризиса, сжёг рукопись второго тома.​ Причины этого поступка до сих пор вызывают споры и догадки. Одни исследователи считают, что Гоголь сжёг рукопись в приступе отчаяния, не удовлетворившись результатом своего труда.​ Другие предполагают, что он уничтожил текст по религиозным соображениям, посчитав его недостойным.

Уцелели лишь несколько глав второго тома, которые дают представление о замысле Гоголя и о героях, которых он хотел противопоставить персонажам первого тома.​ К сожалению, полный текст второго тома «Мертвых душ» безвозвратно утерян, оставив после себя пустоту и неразгаданную тайну.​

Коротко о главных персонажах

В поэме «Мертвые души» Николая Гоголя перед нами предстает галерея ярких, запоминающихся, хоть и отталкивающих своей бездуховностью, персонажей.​ Каждый из них олицетворяет собой определенный порок, свойственный российскому обществу того времени.​

Павел Иванович Чичиков

Главный герой поэмы, бывший коллежский советник, предприимчивый и хитрый делец.​ Обладая приятной внешностью, обходительностью и умением подстраиваться под любого собеседника, Чичиков легко входит в доверие и умело манипулирует людьми ради достижения своих корыстных целей.​

Его афера с покупкой «мертвых душ» ౼ лишь вершина айсберга, за которой скрывается бездна бездуховности, пустоты и цинизма. Чичиков — собирательный образ предприимчивого хищника, готового наживаться на всем, даже на смерти.​

Манилов

Sentimentalный и мечтательный помещик, живущий в мире иллюзий и фантазий. Он расточителен, непрактичен и совершенно не приспособлен к реальной жизни.​ Его имение находится в упадке, крестьяне разленились, а сам он проводит дни в бесплодных мечтаниях и пустых разговорах.

Манилов, олицетворение бездеятельности, инфантильности и оторванности от реальности.​ Он даже не пытается понять суть аферы Чичикова, с радостью отдавая ему «мертвые души» даром.

Коробочка

Пожилая вдова-помещица, ограниченная, недоверчивая и скупая.​ Она заботится только о своем хозяйстве и накоплении богатства, не видя ничего за пределами своего мирка.​ Коробочка боится всего нового и с трудом расстается со своими «мертвыми душами», опасаясь продешевить.

Она — образ невежества, косности и мещанской ограниченности.​ В лице Коробочки Гоголь высмеивает приземленность и отсутствие широты взглядов.

Ноздрев

Азартный игрок, кутила и балагур, склонный к хвастовству и выдумкам.​ Он безответственен, непоследователен и непредсказуем в своих поступках.​ Ноздрев — яркий пример пустого прожигателя жизни, неспособного к созидательной деятельности.​

Он постоянно ввятывается в сомнительные предприятия, проматывает состояние, ссорится с людьми.​ Ноздрев — гротескный образ бездумного мотовства, лживости и безответственности.​

Собакевич

Грубый, прямолинейный и расчетливый помещик, жесткий хозяин и циничный делец.​ Он видит в людях лишь источник наживы и относится к ним как к скоту. Собакевич — антипод сентиментальному Манилову, он твердо стоит на земле и знает цену всему.​

Однако, его приземленность граничит с животным началом.​ Он лишен каких-либо духовных потребností, а его жизнь сводится к накоплению богатства.​ Собакевич — образ грубой силы, жадности и бездуховности.

Плюшкин

Самый мрачный и трагичный образ поэмы.​ Некогда предприимчивый и хозяйственный помещик, Плюшкин превратился в жадного и опустившегося старика, одержимого манией накопительства.​ Он живет в страшной бедности и запустении, собирая вокруг себя ненужный хлам.​

Плюшкин , символ духовной гибели, краха личности, поглощенной страстью к накоплению.​ Его образ вызывает не смех, а горечь и сострадание.​

Краткий вывод

«Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя – это не просто авантюрный роман о похождениях хитрого дельца, но и глубокое, многогранное произведение, отражающее всю неприглядность российской действительности первой половины XIX века.​ Под сатирической оболочкой скрывается пронзительная боль за судьбу России, за ее народ, погрязший в пороках и заблуждениях.​

Образ Чичикова, главного героя поэмы, — это собирательный образ предприимчивого хищника, для которого нет ничего святого, кроме наживы.​ Он легко находит общий язык с любым человеком, умело манипулирует слабостями и пороками окружающих, чтобы добиться своих корыстных целей.​

Галерея помещиков, с которыми встречается Чичиков, поражает своей бездуховностью и уродством.​ Манилов, погрязший в бесплодных мечтаниях; Коробочка, ограниченная и скупая; Ноздрев, безответственный и лживый; Собакевич, грубый и расчетливый; Плюшкин, опустившийся и одержимый манией накопительства , все они являются яркими представителями «мертвых душ», людей без идеалов, без нравственных ориентиров, живущих пустыми, бессмысленными жизнями.​

Гоголь не просто высмеивает пороки своего времени, он пытается достучаться до сердец читателей, пробудить в них совесть, заставить задуматься о своей жизни, о своем месте в обществе.​ Он верит, что Россия способна на перерождение, что в ней еще живы нравственные устои, способные возродить душу народа.​

«Мертвые души» , это не приговор, а призыв к пробуждению, к борьбе за духовное возрождение России.​ Это произведение, которое не теряет своей актуальности и в наши дни, заставляя нас задуматься о том, какими мы видим себя и свою страну в зеркале гоголевского творчества.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина Смирнова

    Интересное изложение сюжета поэмы! Кратко и по делу, сразу видно, о чем пойдет речь. Хочется скорее перечитать «Мертвые души» и освежить в памяти все эти колоритные образы.

  2. Андрей Кузнецов

    Кратко, но емко. Сразу вспоминаются школьные уроки литературы. Интересно было бы прочитать продолжение и узнать, чем закончились похождения Чичикова.

  3. Дмитрий Петров

    Хороший пересказ, но не хватает описания других помещиков, например, Плюшкина или Ноздрева. Без них картина получается неполной.

  4. Ольга Иванова

    Отлично передана атмосфера поэмы! Чувствуется сатира Гоголя, его умение высмеивать пороки общества.

  5. Светлана Михайлова

    Заинтриговало! Особенно интересно, как Чичикову удавалось убеждать помещиков продавать ему «мертвые души». Нужно будет обязательно прочитать.