Поэма «Двенадцать» Александра Блока – одно из самых сложных и противоречивых произведений русской литературы XX века. Написанная в разгар революционных событий 1918 года‚ она отразила весь трагизм и хаос того времени.
Глава 1⁚ Холодный Петроград
Первая глава поэмы «Двенадцать» Александра Блока погружает читателя в атмосферу холодного‚ заснеженного Петрограда‚ охваченного вихрем революционных событий. Ветер‚ словно разъяренный зверь‚ носится по улицам‚ сбивая с ног прохожих и символизируя хаос и неустроенность нового мира.
Блок использует яркие‚ контрастные образы‚ чтобы передать ощущение тревоги и неопределенности‚ царящие в городе. Ветер‚ «вихри снежные крутя»‚ становится метафорой революционного вихря‚ сметающего все на своем пути. Старушка‚ бредущая по заснеженной улице‚ олицетворяет собой старый мир‚ который рушится на глазах.
В этой главе появляются и другие персонажи‚ каждый из которых символизирует определенный слой общества⁚ «товарищ поп»‚ «писатель – вития»‚ «барыня в каракуле». Все они – жертвы революционной бури‚ потерявшиеся в новом‚ непонятном мире.
Особенно выразительна сцена с транспарантом⁚ «Ветер веселый... Эй‚ не зевай! / Поскользнулся – эх‚ упал! / Подними-ка свой‚ товарищ‚ ствол!». Этот отрывок передает атмосферу всеобщей подозрительности и страха‚ где каждый шаг может оказаться роковым.
Глава завершается картиной ночного Петрограда⁚ «Ветер стучит‚ снежок валит... / Под ногами лед трещит... / Стынет выстрела гуденье... / На всю улицу – тишина...». Эта зловещая тишина‚ нарушаемая лишь воем ветра и треском льда‚ предвещает грядущие потрясения.
В первой главе Блок мастерски использует художественные средства – метафоры‚ эпитеты‚ звукопись – чтобы передать атмосферу тревоги‚ хаоса и ожидания перемен‚ охвативших Петроград в первые месяцы после революции. Холодный‚ безжалостный ветер становится символом разрушительных сил истории‚ сметающих все на своем пути.
Глава 2⁚ Двенадцать красноармейцев
Вторая глава поэмы «Двенадцать» резко контрастирует с первой. На смену картине заснеженного‚ скованного холодом Петрограда приходит образ двенадцати красноармейцев‚ шагающих по ночному городу. Они – воплощение революционной стихии‚ новой силы‚ захватившей власть в свои руки.
Блок рисует образ красноармейцев с помощью коротких‚ отрывистых фраз‚ напоминающих солдатскую речь⁚ «В зубах – цигарка‚ примят картуз‚ / На спину б надо – бубновый туз!». Эта деталь – бубновый туз‚ символ риска и авантюризма‚ – сразу же указывает на их бунтарский‚ нигилистический настрой.
Двенадцать красноармейцев – это собирательный образ революционной массы‚ охваченной жаждой перемен. Они полны решимости разрушить старый мир до основания‚ не задумываясь о последствиях⁚ «Эх‚ эх‚ без креста! / Нам – всё равно! / Мир – на земле – мы разобьём!».
В их речах звучит и безжалостность‚ и презрение к старому миру‚ и какая-то детская наивность⁚ «Запирайте етажи‚ / Нынче будут грабежи! / Отмыкайте погреба‚ – / Гуляет нынче голытьба!».
Блок не идеализирует своих героев. В их образах – и жестокость‚ и разгул‚ и анархия. Но в то же время он показывает их силу‚ решительность‚ готовность идти до конца. Они – дети своего времени‚ порождение революционной эпохи.
Глава завершается зловещим образом⁚ «Словно петляет этажом / Низенький‚ плешивый пес. / С голодухи‚ что ли‚ злой‚ / Хвост поджал – и с ней – долой...». Этот «низенький‚ плешивый пес» – символ старого мира‚ обреченного на гибель. Он бежит вслед за двенадцатью красноармейцами‚ предчувствуя свою скорую гибель.
Главы 3-11⁚ События и символизм
Главы с третьей по одиннадцатую поэмы «Двенадцать» представляют собой калейдоскоп событий‚ образов‚ символов‚ отражающих хаос и противоречия революционной эпохи. Блок ведет читателя по улицам ночного Петрограда‚ где переплетаются судьбы самых разных людей‚ сталкиваются старое и новое‚ добро и зло.
В этих главах разворачивается несколько сюжетных линий. Одна из них – история любви и ревности между красноармейцем Петрухой и Катькой. Катька‚ легкомысленная и ветреная‚ становится жертвой революционной стихии. Ее гибель от руки Петрухи – символ трагической судьбы человека в эпоху перемен.
Другая линия – столкновение двенадцати красноармейцев с представителями старого мира⁚ буржуем‚ старушкой‚ писателем-витием. Эти встречи всегда заканчиваются трагически⁚ буржуй прячется в страхе‚ старушка плачет над разрушенным городом‚ писатель бежит‚ преследуемый революционной толпой.
Блок насыщает эти главы яркими символами‚ которые помогают глубже раскрыть смысл происходящего. Вьюга‚ метель‚ ветер – символы хаоса и разрушения‚ охвативших Россию. «Черный вечер‚ белый снег» – контраст старого и нового мира‚ обреченного на гибель. «Низенький‚ плешивый пес»‚ бегущий за двенадцатью красноармейцами‚ – символ старого мира‚ обреченного на гибель.
В этих главах Блок использует разнообразные художественные средства⁚ от просторечной лексики и частушек до библейских мотивов и образов. Этот прием помогает создать многогранную картину революционной эпохи‚ показать ее сложность и противоречивость.
Главы с третьей по одиннадцатую – это центральная часть поэмы‚ где наиболее ярко проявляется авторское отношение к революции. Блок не идеализирует ее‚ не скрывает ее жестокости и разрушительности. Но в то же время он видит в ней неизбежный этап исторического процесса‚ очистительную бурю‚ которая сметет все старое и отжившее.
Глава 12⁚ Финал и его толкование
Двенадцатая глава поэмы «Двенадцать» – самая загадочная и многозначная. Блок завершает своё произведение апокалиптической картиной⁚ двенадцать красноармейцев‚ шагающие сквозь снежную бурю‚ сливаются с метелью‚ становятся неотличимы от неё. Впереди них – неясная фигура‚ окутанная снегом‚ которую одни критики трактуют как Христа‚ другие – как антихриста‚ третьи – как символ будущего‚ ещё не проявленного в полной мере.
Финал поэмы открыт для различных интерпретаций. Одни исследователи видят в нём торжество революции‚ которая несёт России очищение и обновление‚ пусть и ценой крови и насилия. Другие трактуют финал трагически‚ как предвестие новых бед и испытаний‚ которые ждут страну на пути к неизвестному будущему.
Образ Христа‚ возникающий в финале‚ – один из самых спорных в поэме. Одни критики считают‚ что Блок проводит параллель между революцией и евангельскими событиями‚ видя в красноармейцах новых апостолов‚ идущих за Христом. Другие же полагают‚ что образ Христа введён в поэму иронически‚ чтобы подчеркнуть богоборческий характер революции.
Важно отметить‚ что сам Блок не давал однозначной трактовки финала своей поэмы. Он считал‚ что каждый читатель должен сам найти свой смысл в этом сложном и многоплановом произведении.
Двенадцатая глава «Двенадцати» – это не только финал поэмы‚ но и своеобразный итог размышлений Блока о судьбах России в переломную эпоху. Поэт не даёт ответов на все поставленные вопросы‚ но заставляет задуматься о цене революции‚ о её смысле и последствиях‚ о месте человека в вихре исторических событий.
Коротко о главных персонажах
В поэме «Двенадцать» Александра Блока нет ярко выраженных главных героев с прописанными характерами и биографиями. Вместо этого перед читателем предстают собирательные образы‚ олицетворяющие различные социальные группы и идеи того времени. Рассмотрим некоторых из них⁚
Двенадцать красноармейцев
Это центральный образ поэмы‚ вокруг которого разворачивается действие. Двенадцать красноармейцев — символ революционной стихии‚ новой силы‚ сметающей устои старого мира. Они безлики и безымянны‚ объединены общей идеей и целью. В их образах сочетаются противоречивые черты⁚ с одной стороны‚ это — решительность‚ готовность к самопожертвованию‚ вера в светлое будущее; с другой, жестокость‚ анархия‚ презрение к моральным нормам.
Петруха
Один из двенадцати красноармейцев‚ единственный‚ кто назван по имени. Петруха — сложная и противоречивая натура. Он — участник революции‚ но в то же время — убийца‚ застреливший свою возлюбленную Катьку. В его образе сталкиваются любовь и ненависть‚ жажда справедливости и способность на жестокость. Трагедия Петрухи, это трагедия человека‚ захваченного вихрем революции‚ потерявшего моральные ориентиры.
Катька
Возлюбленная Петрухи‚ девушка лёгкого поведения. Катька — жертва обстоятельств‚ символ старого мира‚ разрушенного революцией. Её образ ассоциируется с утратой нравственных ценностей‚ с хаосом и безверием‚ царящим в обществе.
«Буржуй»‚ «старушка»‚ «писатель – вития»‚ «товарищ поп»
Эти персонажи появляются в поэме эпизодически‚ но играют важную роль в раскрытии общей картины. Они — представители старого мира‚ который рушится на глазах. Блок изображает их с долей иронии и сочувствия‚ показывая их растерянность и страх перед лицом неизбежных перемен.
Незнакомец в «белом венчике из роз»
Фигура‚ появляющаяся в финале поэмы‚ — одна из самых загадочных и многозначных. Одни исследователи видят в ней образ Христа‚ другие — антихриста‚ третьи — символ будущего. Незнакомец — это своего рода знак вопроса‚ который Блок ставит перед читателем‚ предлагая самому осмыслить смысл революции и её последствия.
Важно отметить‚ что все персонажи поэмы «Двенадцать», это не столько живые люди‚ сколько символы‚ аллегории‚ с помощью которых Блок выражает своё сложное и противоречивое отношение к революции.
Краткий вывод
Поэма «Двенадцать» Александра Блока – сложное и многогранное произведение‚ ставшее одним из самых ярких литературных памятников революционной эпохи. Поэт не ставит перед собой задачу документально точно отобразить исторические события‚ вместо этого он создает символическую картину мира‚ охваченного хаосом и преображением.
На протяжении двенадцати глав‚ каждая из которых – словно отдельный мазок на полотне‚ Блок передает атмосферу тревоги‚ неопределенности‚ надежды и трагизма‚ царившую в России в первые месяцы после революции. Холодный‚ заснеженный Петроград становится ареной столкновения старого и нового мира‚ символом разрушения и грядущих перемен.
Двенадцать красноармейцев‚ шагающие сквозь метель‚ — центральный образ поэмы‚ воплощение революционной стихии. Блок не идеализирует их‚ показывая как их решительность и веру в лучшее‚ так и жестокость‚ анархию‚ способность на преступление. Трагедия Петрухи‚ убившего свою возлюбленную‚ — символ трагических последствий революции‚ которая ломает судьбы и разрушает моральные устои.
Блок использует богатый арсенал художественных средств⁚ от просторечной лексики‚ частушек‚ солдатских песен до библейских мотивов и символов. Яркие‚ контрастные образы‚ звукопись‚ ритмика стиха , все работает на создание целостного впечатления от эпохи‚ передача её напряженной‚ противоречивой атмосферы.
Финал поэмы — один из самых загадочных и многозначных в русской литературе. Незнакомец в «белом венчике из роз»‚ шагающий впереди двенадцати красноармейцев‚ остается неразгаданной тайной. Это — символ неопределенности будущего‚ вопрос‚ на который каждое поколение должно найти свой ответ.
«Двенадцать» — поэма-предостережение‚ поэма-пророчество‚ которая и сегодня‚ спустя столетие‚ не оставляет равнодушным. Она заставляет задуматься о цене перемен‚ о том‚ какими путями идет история и какое место в ней отведено человеку.
Интересно, как Блок будет дальше развивать тему революции и ее влияния на судьбы людей. Пока читается на одном дыхании.
Холодный ветер как символ разрушения — очень точная метафора. Блок показывает, что революция — это не только праздник, но и трагедия, сметающая все на своем пути.
Метафоры с ветром и снегом очень точные, передают ощущение хаоса и неустроенности. Блок мастерски владеет словом, создавая яркие и запоминающиеся образы.
Интересно, что Блок показывает не только революционный энтузиазм, но и страх, и неопределенность. Персонажи, словно потерявшиеся во тьме, и эта зловещая тишина в конце главы…
Сильное начало! Блок сразу погружает в атмосферу революционного Петрограда, чувствуется холод, ветер, тревога. Интересно, как дальше раскроются образы героев.
Блок гениально использует звукопись, создавая ощущение стужи и тревожного ожидания. «Стынет выстрела гуденье… На всю улицу – тишина…» — мурашки по коже.
Сцена с транспарантом очень сильная! Чувствуется напряжение, подозрительность, страх. Каждое слово пропитано тревогой.