Анализ поэмы Двенадцать Александра Блока

Анализ поэмы Двенадцать Александра Блока Краткие пересказы

Поэма «Двенадцать» Александра Блока – одно из самых сложных и противоречивых произведений русской литературы XX века.​ Написанная в разгар революционных событий 1918 года‚ она отразила весь трагизм и хаос того времени.​

Глава 1⁚ Холодный Петроград

Первая глава поэмы «Двенадцать» Александра Блока погружает читателя в атмосферу холодного‚ заснеженного Петрограда‚ охваченного вихрем революционных событий.​ Ветер‚ словно разъяренный зверь‚ носится по улицам‚ сбивая с ног прохожих и символизируя хаос и неустроенность нового мира.​

Блок использует яркие‚ контрастные образы‚ чтобы передать ощущение тревоги и неопределенности‚ царящие в городе.​ Ветер‚ «вихри снежные крутя»‚ становится метафорой революционного вихря‚ сметающего все на своем пути.​ Старушка‚ бредущая по заснеженной улице‚ олицетворяет собой старый мир‚ который рушится на глазах.​

В этой главе появляются и другие персонажи‚ каждый из которых символизирует определенный слой общества⁚ «товарищ поп»‚ «писатель – вития»‚ «барыня в каракуле».​ Все они – жертвы революционной бури‚ потерявшиеся в новом‚ непонятном мире.​

Особенно выразительна сцена с транспарантом⁚ «Ветер веселый.​.​.​ Эй‚ не зевай!​ / Поскользнулся – эх‚ упал!​ / Подними-ка свой‚ товарищ‚ ствол!​».​ Этот отрывок передает атмосферу всеобщей подозрительности и страха‚ где каждый шаг может оказаться роковым.​

Глава завершается картиной ночного Петрограда⁚ «Ветер стучит‚ снежок валит.​..​ / Под ногами лед трещит..​.​ / Стынет выстрела гуденье..​.​ / На всю улицу – тишина.​.​.​».​ Эта зловещая тишина‚ нарушаемая лишь воем ветра и треском льда‚ предвещает грядущие потрясения.​

В первой главе Блок мастерски использует художественные средства – метафоры‚ эпитеты‚ звукопись – чтобы передать атмосферу тревоги‚ хаоса и ожидания перемен‚ охвативших Петроград в первые месяцы после революции.​ Холодный‚ безжалостный ветер становится символом разрушительных сил истории‚ сметающих все на своем пути.

Глава 2⁚ Двенадцать красноармейцев

Вторая глава поэмы «Двенадцать» резко контрастирует с первой.​ На смену картине заснеженного‚ скованного холодом Петрограда приходит образ двенадцати красноармейцев‚ шагающих по ночному городу.​ Они – воплощение революционной стихии‚ новой силы‚ захватившей власть в свои руки.​

Блок рисует образ красноармейцев с помощью коротких‚ отрывистых фраз‚ напоминающих солдатскую речь⁚ «В зубах – цигарка‚ примят картуз‚ / На спину б надо – бубновый туз!​».​ Эта деталь – бубновый туз‚ символ риска и авантюризма‚ – сразу же указывает на их бунтарский‚ нигилистический настрой.​

Двенадцать красноармейцев – это собирательный образ революционной массы‚ охваченной жаждой перемен.​ Они полны решимости разрушить старый мир до основания‚ не задумываясь о последствиях⁚ «Эх‚ эх‚ без креста!​ / Нам – всё равно!​ / Мир – на земле – мы разобьём!​».​

В их речах звучит и безжалостность‚ и презрение к старому миру‚ и какая-то детская наивность⁚ «Запирайте етажи‚ / Нынче будут грабежи! / Отмыкайте погреба‚ – / Гуляет нынче голытьба!​».​

Блок не идеализирует своих героев. В их образах – и жестокость‚ и разгул‚ и анархия.​ Но в то же время он показывает их силу‚ решительность‚ готовность идти до конца.​ Они – дети своего времени‚ порождение революционной эпохи.​

Глава завершается зловещим образом⁚ «Словно петляет этажом / Низенький‚ плешивый пес.​ / С голодухи‚ что ли‚ злой‚ / Хвост поджал – и с ней – долой.​.​.​».​ Этот «низенький‚ плешивый пес» – символ старого мира‚ обреченного на гибель.​ Он бежит вслед за двенадцатью красноармейцами‚ предчувствуя свою скорую гибель.​

Главы 3-11⁚ События и символизм

Главы с третьей по одиннадцатую поэмы «Двенадцать» представляют собой калейдоскоп событий‚ образов‚ символов‚ отражающих хаос и противоречия революционной эпохи.​ Блок ведет читателя по улицам ночного Петрограда‚ где переплетаются судьбы самых разных людей‚ сталкиваются старое и новое‚ добро и зло.​

В этих главах разворачивается несколько сюжетных линий. Одна из них – история любви и ревности между красноармейцем Петрухой и Катькой.​ Катька‚ легкомысленная и ветреная‚ становится жертвой революционной стихии.​ Ее гибель от руки Петрухи – символ трагической судьбы человека в эпоху перемен.​

Другая линия – столкновение двенадцати красноармейцев с представителями старого мира⁚ буржуем‚ старушкой‚ писателем-витием.​ Эти встречи всегда заканчиваются трагически⁚ буржуй прячется в страхе‚ старушка плачет над разрушенным городом‚ писатель бежит‚ преследуемый революционной толпой.​

Блок насыщает эти главы яркими символами‚ которые помогают глубже раскрыть смысл происходящего.​ Вьюга‚ метель‚ ветер – символы хаоса и разрушения‚ охвативших Россию. «Черный вечер‚ белый снег» – контраст старого и нового мира‚ обреченного на гибель.​ «Низенький‚ плешивый пес»‚ бегущий за двенадцатью красноармейцами‚ – символ старого мира‚ обреченного на гибель.

В этих главах Блок использует разнообразные художественные средства⁚ от просторечной лексики и частушек до библейских мотивов и образов.​ Этот прием помогает создать многогранную картину революционной эпохи‚ показать ее сложность и противоречивость.​

Главы с третьей по одиннадцатую – это центральная часть поэмы‚ где наиболее ярко проявляется авторское отношение к революции.​ Блок не идеализирует ее‚ не скрывает ее жестокости и разрушительности.​ Но в то же время он видит в ней неизбежный этап исторического процесса‚ очистительную бурю‚ которая сметет все старое и отжившее.​

Глава 12⁚ Финал и его толкование

Двенадцатая глава поэмы «Двенадцать» – самая загадочная и многозначная.​ Блок завершает своё произведение апокалиптической картиной⁚ двенадцать красноармейцев‚ шагающие сквозь снежную бурю‚ сливаются с метелью‚ становятся неотличимы от неё.​ Впереди них – неясная фигура‚ окутанная снегом‚ которую одни критики трактуют как Христа‚ другие – как антихриста‚ третьи – как символ будущего‚ ещё не проявленного в полной мере.

Финал поэмы открыт для различных интерпретаций.​ Одни исследователи видят в нём торжество революции‚ которая несёт России очищение и обновление‚ пусть и ценой крови и насилия.​ Другие трактуют финал трагически‚ как предвестие новых бед и испытаний‚ которые ждут страну на пути к неизвестному будущему.​

Образ Христа‚ возникающий в финале‚ – один из самых спорных в поэме.​ Одни критики считают‚ что Блок проводит параллель между революцией и евангельскими событиями‚ видя в красноармейцах новых апостолов‚ идущих за Христом.​ Другие же полагают‚ что образ Христа введён в поэму иронически‚ чтобы подчеркнуть богоборческий характер революции.​

Важно отметить‚ что сам Блок не давал однозначной трактовки финала своей поэмы.​ Он считал‚ что каждый читатель должен сам найти свой смысл в этом сложном и многоплановом произведении.​

Двенадцатая глава «Двенадцати» – это не только финал поэмы‚ но и своеобразный итог размышлений Блока о судьбах России в переломную эпоху. Поэт не даёт ответов на все поставленные вопросы‚ но заставляет задуматься о цене революции‚ о её смысле и последствиях‚ о месте человека в вихре исторических событий.​

Коротко о главных персонажах

В поэме «Двенадцать» Александра Блока нет ярко выраженных главных героев с прописанными характерами и биографиями. Вместо этого перед читателем предстают собирательные образы‚ олицетворяющие различные социальные группы и идеи того времени. Рассмотрим некоторых из них⁚

Двенадцать красноармейцев

Это центральный образ поэмы‚ вокруг которого разворачивается действие.​ Двенадцать красноармейцев — символ революционной стихии‚ новой силы‚ сметающей устои старого мира. Они безлики и безымянны‚ объединены общей идеей и целью.​ В их образах сочетаются противоречивые черты⁚ с одной стороны‚ это — решительность‚ готовность к самопожертвованию‚ вера в светлое будущее; с другой, жестокость‚ анархия‚ презрение к моральным нормам.​

Петруха

Один из двенадцати красноармейцев‚ единственный‚ кто назван по имени.​ Петруха — сложная и противоречивая натура.​ Он — участник революции‚ но в то же время — убийца‚ застреливший свою возлюбленную Катьку.​ В его образе сталкиваются любовь и ненависть‚ жажда справедливости и способность на жестокость.​ Трагедия Петрухи, это трагедия человека‚ захваченного вихрем революции‚ потерявшего моральные ориентиры.​

Катька

Возлюбленная Петрухи‚ девушка лёгкого поведения.​ Катька — жертва обстоятельств‚ символ старого мира‚ разрушенного революцией.​ Её образ ассоциируется с утратой нравственных ценностей‚ с хаосом и безверием‚ царящим в обществе.​

«Буржуй»‚ «старушка»‚ «писатель – вития»‚ «товарищ поп»

Эти персонажи появляются в поэме эпизодически‚ но играют важную роль в раскрытии общей картины.​ Они — представители старого мира‚ который рушится на глазах.​ Блок изображает их с долей иронии и сочувствия‚ показывая их растерянность и страх перед лицом неизбежных перемен.​

Незнакомец в «белом венчике из роз»

Фигура‚ появляющаяся в финале поэмы‚ — одна из самых загадочных и многозначных.​ Одни исследователи видят в ней образ Христа‚ другие — антихриста‚ третьи — символ будущего.​ Незнакомец — это своего рода знак вопроса‚ который Блок ставит перед читателем‚ предлагая самому осмыслить смысл революции и её последствия.​

Важно отметить‚ что все персонажи поэмы «Двенадцать», это не столько живые люди‚ сколько символы‚ аллегории‚ с помощью которых Блок выражает своё сложное и противоречивое отношение к революции.​

Краткий вывод

Поэма «Двенадцать» Александра Блока – сложное и многогранное произведение‚ ставшее одним из самых ярких литературных памятников революционной эпохи.​ Поэт не ставит перед собой задачу документально точно отобразить исторические события‚ вместо этого он создает символическую картину мира‚ охваченного хаосом и преображением.​

На протяжении двенадцати глав‚ каждая из которых – словно отдельный мазок на полотне‚ Блок передает атмосферу тревоги‚ неопределенности‚ надежды и трагизма‚ царившую в России в первые месяцы после революции.​ Холодный‚ заснеженный Петроград становится ареной столкновения старого и нового мира‚ символом разрушения и грядущих перемен.​

Двенадцать красноармейцев‚ шагающие сквозь метель‚ — центральный образ поэмы‚ воплощение революционной стихии.​ Блок не идеализирует их‚ показывая как их решительность и веру в лучшее‚ так и жестокость‚ анархию‚ способность на преступление.​ Трагедия Петрухи‚ убившего свою возлюбленную‚ — символ трагических последствий революции‚ которая ломает судьбы и разрушает моральные устои.​

Блок использует богатый арсенал художественных средств⁚ от просторечной лексики‚ частушек‚ солдатских песен до библейских мотивов и символов.​ Яркие‚ контрастные образы‚ звукопись‚ ритмика стиха , все работает на создание целостного впечатления от эпохи‚ передача её напряженной‚ противоречивой атмосферы.​

Финал поэмы — один из самых загадочных и многозначных в русской литературе.​ Незнакомец в «белом венчике из роз»‚ шагающий впереди двенадцати красноармейцев‚ остается неразгаданной тайной. Это — символ неопределенности будущего‚ вопрос‚ на который каждое поколение должно найти свой ответ.​

«Двенадцать» — поэма-предостережение‚ поэма-пророчество‚ которая и сегодня‚ спустя столетие‚ не оставляет равнодушным.​ Она заставляет задуматься о цене перемен‚ о том‚ какими путями идет история и какое место в ней отведено человеку.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ирина

    Интересно, как Блок будет дальше развивать тему революции и ее влияния на судьбы людей. Пока читается на одном дыхании.

  2. Дмитрий

    Холодный ветер как символ разрушения — очень точная метафора. Блок показывает, что революция — это не только праздник, но и трагедия, сметающая все на своем пути.

  3. Ольга

    Метафоры с ветром и снегом очень точные, передают ощущение хаоса и неустроенности. Блок мастерски владеет словом, создавая яркие и запоминающиеся образы.

  4. Михаил

    Интересно, что Блок показывает не только революционный энтузиазм, но и страх, и неопределенность. Персонажи, словно потерявшиеся во тьме, и эта зловещая тишина в конце главы…

  5. Андрей

    Сильное начало! Блок сразу погружает в атмосферу революционного Петрограда, чувствуется холод, ветер, тревога. Интересно, как дальше раскроются образы героев.

  6. Сергей

    Блок гениально использует звукопись, создавая ощущение стужи и тревожного ожидания. «Стынет выстрела гуденье… На всю улицу – тишина…» — мурашки по коже.

  7. Екатерина

    Сцена с транспарантом очень сильная! Чувствуется напряжение, подозрительность, страх. Каждое слово пропитано тревогой.