Анализ повести А. С. Пушкина «Метель»

Анализ повести А. С. Пушкина "Метель" Краткие пересказы

Цикл «Повести Белкина» приписывается Александру Сергеевичу Пушкину, но публикуется от лица вымышленного персонажа ⎯ помещика Ивана Петровича Белкина. Этот прием позволяет автору экспериментировать со стилем, языком и жанром, создавая «простое» повествование от лица простого человека.​

Глава 2.​ «Метель»

В центре сюжета «Метели» ― история любви Марьи Гавриловны, юной барышни из провинциальной дворянской семьи, и бедного прапорщика Владимира Николаевича.​ Их любовь романтична и наивна, подпитана чтением французских романов.

Родители Марьи Гавриловны против брака дочери с небогатым военным.​ Влюбленные решаются на тайное венчание.​ Владимир должен приехать в назначенный час в деревенскую церковь, где его уже будет ждать Марья Гавриловна.

Однако в ночь побега разыгрывается снежная буря.​ Метель заметает дороги, и Владимир, сбившись с пути, попадает в чужую деревню. Он опаздывает на венчание, чем повергает Марью Гавриловну в отчаяние.​

В это же время в церкви оказывается проезжавший мимо молодой офицер, застигнутый метелью.​ Марья Гавриловна, находясь в полубессознательном состоянии, принимает его за своего жениха и венчается с ним.

Наутро Владимир, добравшись наконец до церкви, узнает о случившемся. Он в отчаянии покидает деревню и вскоре погибает в Бородинском сражении.

Проходит несколько лет.​ Марья Гавриловна, получившая богатое наследство, отвергает всех женихов, храня верность памяти погибшего, как она думает, Владимира.

Однажды в деревню приезжает раненый полковник Бурмин.​ Он рассказывает Марье Гавриловне историю о том, как несколько лет назад во время метели по ошибке обвенчался с незнакомой девушкой.​

В описании полковника Марья Гавриловна узнает своего таинственного супруга.​ Судьба, разлучившая их много лет назад, снова сводит вместе, даруя им второй шанс на счастье.​

Глава 3.​ «Выстрел»

Главный герой повести ― загадочный и немногословный офицер Сильвио.​ Он славится своим мастерством стрельбы из пистолета, но никогда не целится в человека.​ Эта странность объясняется тем, что много лет назад Сильвио пережил дуэль, которая оставила глубокий след в его душе.​

Во время службы в полку Сильвио поссорился с молодым офицером, богатым и удачливым повесой.​ Дело дошло до дуэли. Право первого выстрела выпало сопернику Сильвио. Он легкомысленно выстрелил в него, но промахнулся.​ Сильвио, вместо того чтобы воспользоваться своим правом на ответный выстрел, отложил его на будущее.​

Годы спустя Сильвио узнает, что его обидчик собирается жениться. Это известие пробуждает в нем жажду мести.​ Сильвио отправляется на поиски своего старого врага, чтобы напомнить ему о невыполненном долге.

Найдя своего обидчика, Сильвио заставляет его вновь встать с ним на дуэль.​ Однако на этот раз роли меняются.​ Сильвио, видя страх и раскаяние в глазах своего соперника, отказывается от выстрела.​ Он прощает своего врага, понимая, что месть не принесет ему удовлетворения.​

Сильвио уходит, оставляя своего бывшего обидчика жить с грузом вины и раскаяния;

Глава 4.​ «Гробовщик»

Главный герой повести ― мастер гробовых дел Адриан Прохоров.​ Он переезжает в новый дом, расположенный рядом с кладбищем.​ Это событие вызывает у него мрачные мысли и предчувствия.

Однажды вечером Адриан, утомлённый работой и расстроенный неудачным днём, решает пригласить к себе на новоселье своих соседей ― ремесленников, живущих неподалёку.​

Однако приглашение Адриана звучит двусмысленно, и его новые знакомые, приняв его за зловещий намёк, решают, что он зовёт их на поминки.

Тем временем Адриан, заснув дома, видит странный сон.​ Ему является призрак унтер-офицера, умершего накануне, и приглашает Адриана в гости «на кутёж».​

Проснувшись в ужасе, Адриан обнаруживает, что в его доме собрались все те, кого он приглашал накануне.​ Однако вместо праздничного стола он видит гробы, которые делал в последнее время для своих нежданных гостей.​

В ужасе Адриан понимает, что стал жертвой собственной мнительности и мрачных мыслей.​ Он прогоняет непрошеных гостей и с облегчением осознает, что всё происшедшее было лишь кошмарным сном;

Глава 5.​ «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка»

В этой главе собраны две повести⁚ «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».​

Трагическая история Самсона Вырина, станционного смотрителя, чью единственную дочь Дуню увёз с собой молодой гусар Минский.​ Безутешный отец отправляется на поиски Дуни в Петербург, но, найдя её живущей в роскоши, не находит понимания у дочери.​

Драма маленького человека, столкнувшегося с равнодушием и непониманием, оставляет горькое послевкусие.​ Судьба станционного смотрителя, потерявшего смысл жизни после исчезновения дочери, демонстрирует трагизм человеческих отношений.​

История любви Лизы Муромской, дочери богатого помещика, и Алексея Берестова, сына соседа, с которым у Муромского давняя вражда.​ Лиза, переодевшись крестьянкой, знакомится с Алексеем, и между ними вспыхивает чувство.​

Комичность ситуации заключается в том, что молодые люди, лишённые возможности открыто выражать свои чувства из-за вражды отцов, находят друг друга благодаря случайной маскировке.​ В конце концов, недоразумение раскрывается, и вражда отцов оборачивается свадьбой влюблённых.​

Коротко о главных персонажах

«Метель»

  • Марья Гавриловна ― молодая девушка из провинциальной дворянской семьи, романтичная и мечтательная натура, воспитанная на французских романах.​
  • Владимир Николаевич ― бедный прапорщик, влюбленный в Марью Гавриловну.​
  • Бурмин ― молодой полковник, по воле случая ставший мужем Марьи Гавриловны.​

«Выстрел»

  • Сильвио ⎯ загадочный и немногословный офицер, мастер стрельбы из пистолета.​ Он одержим жаждой мести за нанесенную ему обиду.
  • Граф B. ⎯ молодой офицер, богатый и удачливый повеса, соперник Сильвио на дуэли.​

«Гробовщик»

  • Адриан Прохоров ― мастер гробовых дел, мрачный и мнительный человек.​

«Станционный смотритель»

  • Самсон Вырин ⎯ станционный смотритель, любящий отец, потерявший свою единственную дочь.​
  • Дуня (Авдотья Самсоновна) ⎯ дочь станционного смотрителя, уехавшая в Петербург с гусаром Минским.​
  • Минский ― молодой гусар, увезший Дуню из дома.​

«Барышня-крестьянка»

  • Лиза Муромская ⎯ молодая девушка, дочь богатого помещика, шаловливая и озорная.
  • Алексей Берестов ― молодой человек, сын соседа Муромского, влюбленный в Лизу.​

Краткий вывод

Цикл «Повести Белкина» ⎯ это калейдоскоп человеческих судеб и характеров, объединенных темой случайности и рока.​ Пушкин, представляя истории от лица вымышленного рассказчика Ивана Петровича Белкина, использует прием литературной мистификации, чтобы создать эффект «простодушного» повествования.

В «Метели» мы видим, как случайная встреча, ставшая возможной благодаря капризам природы, переворачивает судьбы героев.​ История Марьи Гавриловны и Бурмина показывает, что даже самые неожиданные повороты судьбы могут привести к счастью.​

В «Выстреле» центральной темой становится тема чести и мести.​ Сильвио, одержимый жаждой отмщения, в последний момент отказывается от выстрела, понимая, что месть не принесет ему удовлетворения.​

«Гробовщик» ⎯ повесть с элементами мистики и сатиры, высмеивающая человеческие страхи и предрассудки.​ Адриан Прохоров, став жертвой собственной мнительности, оказывается в плену выдуманных им же ужасов;

«Станционный смотритель» ― это трагическая история маленького человека, раздавленного равнодушием и жизненными обстоятельствами.​ Судьба Самсона Вырина, потерявшего единственную дочь, заставляет задуматься о хрупкости человеческого счастья.

Завершает цикл «Барышня-крестьянка» ― история любви, преодолевающая социальные барьеры и предрассудки.​ Лиза Муромская и Алексей Берестов, несмотря на вражду своих семей, находят путь друг к другу, доказывая, что настоящая любовь способна преодолеть любые преграды.

Таким образом, «Повести Белкина» ― это многогранное произведение, в котором каждый читатель найдет что-то свое⁚ трогательные любовные истории, драматические перипетии судеб, размышления о чести, долге и смысле жизни.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей

    Интересно, что «Метель» можно трактовать как историю о случайности и предопределенности. С одной стороны, судьба героев зависит от стечения обстоятельств, а с другой — кажется, что все было предрешено заранее.

  2. Дмитрий

    Интересно, как Пушкин играет с читателем, заставляя его поверить в трагический финал, а потом преподносит такой неожиданный поворот сюжета. «Метель» — это история о том, что даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях есть место для чуда.

  3. Мария

    Люблю перечитывать «Повести Белкина» — каждый раз открываю для себя что-то новое. Вроде бы простые истории, но сколько в них глубины и мудрости!

  4. Иван

    «Повести Белкина» — это удивительный пример того, как Пушкин умел перевоплощаться в разных персонажей и создавать неповторимые литературные стили.

  5. Алексей

    Жду с нетерпением, когда смогу прочитать продолжение и узнать о загадочном Сильвио из «Выстрела». Уверен, Пушкин и здесь приготовил для читателей немало сюрпризов.

  6. Анна

    Всегда поражалась мастерству Пушкина создавать такие яркие и запоминающиеся образы всего в нескольких предложениях. Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин — каждый герой повести обладает своим неповторимым характером.

  7. Ольга

    Какая трогательная и романтичная история! «Метель» — это настоящая ода любви, судьбе и неожиданным поворотам. Пушкин мастерски передает атмосферу русской зимы и переживания героев.

  8. Екатерина

    Образ метели в повести очень символичен. Она не только создает атмосферу таинственности, но и становится своеобразным катализатором событий, меняющим судьбы героев.