Цикл «Повести Белкина» приписывается Александру Сергеевичу Пушкину, но публикуется от лица вымышленного персонажа ⎯ помещика Ивана Петровича Белкина. Этот прием позволяет автору экспериментировать со стилем, языком и жанром, создавая «простое» повествование от лица простого человека.
Глава 2. «Метель»
В центре сюжета «Метели» ― история любви Марьи Гавриловны, юной барышни из провинциальной дворянской семьи, и бедного прапорщика Владимира Николаевича. Их любовь романтична и наивна, подпитана чтением французских романов.
Родители Марьи Гавриловны против брака дочери с небогатым военным. Влюбленные решаются на тайное венчание. Владимир должен приехать в назначенный час в деревенскую церковь, где его уже будет ждать Марья Гавриловна.
Однако в ночь побега разыгрывается снежная буря. Метель заметает дороги, и Владимир, сбившись с пути, попадает в чужую деревню. Он опаздывает на венчание, чем повергает Марью Гавриловну в отчаяние.
В это же время в церкви оказывается проезжавший мимо молодой офицер, застигнутый метелью. Марья Гавриловна, находясь в полубессознательном состоянии, принимает его за своего жениха и венчается с ним.
Наутро Владимир, добравшись наконец до церкви, узнает о случившемся. Он в отчаянии покидает деревню и вскоре погибает в Бородинском сражении.
Проходит несколько лет. Марья Гавриловна, получившая богатое наследство, отвергает всех женихов, храня верность памяти погибшего, как она думает, Владимира.
Однажды в деревню приезжает раненый полковник Бурмин. Он рассказывает Марье Гавриловне историю о том, как несколько лет назад во время метели по ошибке обвенчался с незнакомой девушкой.
В описании полковника Марья Гавриловна узнает своего таинственного супруга. Судьба, разлучившая их много лет назад, снова сводит вместе, даруя им второй шанс на счастье.
Глава 3. «Выстрел»
Главный герой повести ― загадочный и немногословный офицер Сильвио. Он славится своим мастерством стрельбы из пистолета, но никогда не целится в человека. Эта странность объясняется тем, что много лет назад Сильвио пережил дуэль, которая оставила глубокий след в его душе.
Во время службы в полку Сильвио поссорился с молодым офицером, богатым и удачливым повесой. Дело дошло до дуэли. Право первого выстрела выпало сопернику Сильвио. Он легкомысленно выстрелил в него, но промахнулся. Сильвио, вместо того чтобы воспользоваться своим правом на ответный выстрел, отложил его на будущее.
Годы спустя Сильвио узнает, что его обидчик собирается жениться. Это известие пробуждает в нем жажду мести. Сильвио отправляется на поиски своего старого врага, чтобы напомнить ему о невыполненном долге.
Найдя своего обидчика, Сильвио заставляет его вновь встать с ним на дуэль. Однако на этот раз роли меняются. Сильвио, видя страх и раскаяние в глазах своего соперника, отказывается от выстрела. Он прощает своего врага, понимая, что месть не принесет ему удовлетворения.
Сильвио уходит, оставляя своего бывшего обидчика жить с грузом вины и раскаяния;
Глава 4. «Гробовщик»
Главный герой повести ― мастер гробовых дел Адриан Прохоров. Он переезжает в новый дом, расположенный рядом с кладбищем. Это событие вызывает у него мрачные мысли и предчувствия.
Однажды вечером Адриан, утомлённый работой и расстроенный неудачным днём, решает пригласить к себе на новоселье своих соседей ― ремесленников, живущих неподалёку.
Однако приглашение Адриана звучит двусмысленно, и его новые знакомые, приняв его за зловещий намёк, решают, что он зовёт их на поминки.
Тем временем Адриан, заснув дома, видит странный сон. Ему является призрак унтер-офицера, умершего накануне, и приглашает Адриана в гости «на кутёж».
Проснувшись в ужасе, Адриан обнаруживает, что в его доме собрались все те, кого он приглашал накануне. Однако вместо праздничного стола он видит гробы, которые делал в последнее время для своих нежданных гостей.
В ужасе Адриан понимает, что стал жертвой собственной мнительности и мрачных мыслей. Он прогоняет непрошеных гостей и с облегчением осознает, что всё происшедшее было лишь кошмарным сном;
Глава 5. «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка»
В этой главе собраны две повести⁚ «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».
Трагическая история Самсона Вырина, станционного смотрителя, чью единственную дочь Дуню увёз с собой молодой гусар Минский. Безутешный отец отправляется на поиски Дуни в Петербург, но, найдя её живущей в роскоши, не находит понимания у дочери.
Драма маленького человека, столкнувшегося с равнодушием и непониманием, оставляет горькое послевкусие. Судьба станционного смотрителя, потерявшего смысл жизни после исчезновения дочери, демонстрирует трагизм человеческих отношений.
История любви Лизы Муромской, дочери богатого помещика, и Алексея Берестова, сына соседа, с которым у Муромского давняя вражда. Лиза, переодевшись крестьянкой, знакомится с Алексеем, и между ними вспыхивает чувство.
Комичность ситуации заключается в том, что молодые люди, лишённые возможности открыто выражать свои чувства из-за вражды отцов, находят друг друга благодаря случайной маскировке. В конце концов, недоразумение раскрывается, и вражда отцов оборачивается свадьбой влюблённых.
Коротко о главных персонажах
«Метель»
- Марья Гавриловна ― молодая девушка из провинциальной дворянской семьи, романтичная и мечтательная натура, воспитанная на французских романах.
- Владимир Николаевич ― бедный прапорщик, влюбленный в Марью Гавриловну.
- Бурмин ― молодой полковник, по воле случая ставший мужем Марьи Гавриловны.
«Выстрел»
- Сильвио ⎯ загадочный и немногословный офицер, мастер стрельбы из пистолета. Он одержим жаждой мести за нанесенную ему обиду.
- Граф B. ⎯ молодой офицер, богатый и удачливый повеса, соперник Сильвио на дуэли.
«Гробовщик»
- Адриан Прохоров ― мастер гробовых дел, мрачный и мнительный человек.
«Станционный смотритель»
- Самсон Вырин ⎯ станционный смотритель, любящий отец, потерявший свою единственную дочь.
- Дуня (Авдотья Самсоновна) ⎯ дочь станционного смотрителя, уехавшая в Петербург с гусаром Минским.
- Минский ― молодой гусар, увезший Дуню из дома.
«Барышня-крестьянка»
- Лиза Муромская ⎯ молодая девушка, дочь богатого помещика, шаловливая и озорная.
- Алексей Берестов ― молодой человек, сын соседа Муромского, влюбленный в Лизу.
Краткий вывод
Цикл «Повести Белкина» ⎯ это калейдоскоп человеческих судеб и характеров, объединенных темой случайности и рока. Пушкин, представляя истории от лица вымышленного рассказчика Ивана Петровича Белкина, использует прием литературной мистификации, чтобы создать эффект «простодушного» повествования.
В «Метели» мы видим, как случайная встреча, ставшая возможной благодаря капризам природы, переворачивает судьбы героев. История Марьи Гавриловны и Бурмина показывает, что даже самые неожиданные повороты судьбы могут привести к счастью.
В «Выстреле» центральной темой становится тема чести и мести. Сильвио, одержимый жаждой отмщения, в последний момент отказывается от выстрела, понимая, что месть не принесет ему удовлетворения.
«Гробовщик» ⎯ повесть с элементами мистики и сатиры, высмеивающая человеческие страхи и предрассудки. Адриан Прохоров, став жертвой собственной мнительности, оказывается в плену выдуманных им же ужасов;
«Станционный смотритель» ― это трагическая история маленького человека, раздавленного равнодушием и жизненными обстоятельствами. Судьба Самсона Вырина, потерявшего единственную дочь, заставляет задуматься о хрупкости человеческого счастья.
Завершает цикл «Барышня-крестьянка» ― история любви, преодолевающая социальные барьеры и предрассудки. Лиза Муромская и Алексей Берестов, несмотря на вражду своих семей, находят путь друг к другу, доказывая, что настоящая любовь способна преодолеть любые преграды.
Таким образом, «Повести Белкина» ― это многогранное произведение, в котором каждый читатель найдет что-то свое⁚ трогательные любовные истории, драматические перипетии судеб, размышления о чести, долге и смысле жизни.
Интересно, что «Метель» можно трактовать как историю о случайности и предопределенности. С одной стороны, судьба героев зависит от стечения обстоятельств, а с другой — кажется, что все было предрешено заранее.
Интересно, как Пушкин играет с читателем, заставляя его поверить в трагический финал, а потом преподносит такой неожиданный поворот сюжета. «Метель» — это история о том, что даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях есть место для чуда.
Люблю перечитывать «Повести Белкина» — каждый раз открываю для себя что-то новое. Вроде бы простые истории, но сколько в них глубины и мудрости!
«Повести Белкина» — это удивительный пример того, как Пушкин умел перевоплощаться в разных персонажей и создавать неповторимые литературные стили.
Жду с нетерпением, когда смогу прочитать продолжение и узнать о загадочном Сильвио из «Выстрела». Уверен, Пушкин и здесь приготовил для читателей немало сюрпризов.
Всегда поражалась мастерству Пушкина создавать такие яркие и запоминающиеся образы всего в нескольких предложениях. Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин — каждый герой повести обладает своим неповторимым характером.
Какая трогательная и романтичная история! «Метель» — это настоящая ода любви, судьбе и неожиданным поворотам. Пушкин мастерски передает атмосферу русской зимы и переживания героев.
Образ метели в повести очень символичен. Она не только создает атмосферу таинственности, но и становится своеобразным катализатором событий, меняющим судьбы героев.