Анализ произведения Моцарт и Сальери

Анализ произведения Моцарт и Сальери Краткие пересказы

Краткое содержание трагедии «Моцарт и Сальери»

Трагедия в двух сценах повествует о двух композиторах – гениальном Моцарте и завистнике Сальери.​ Сальери, посвятивший жизнь музыке как ремеслу, мучается от дарованного Моцарту дара. Он решается на убийство, чтобы остановить Моцарта и «спасти» искусство; Отравив Моцарта во время ужина, Сальери не находит успокоения, его терзает совесть.​

Сцена 1⁚ Зависть Сальери

Первая сцена трагедии разворачивается в доме Сальери.​ Композитор один, погруженный в тягостные думы.​ Он начинает свой монолог с рассказа о своем пути в музыке – пути упорного труда, стремления к совершенству.​ С ранних лет Сальери был очарован музыкой, отвергал праздные развлечения, посвящая всё время постижению тайн гармонии.​ Он достиг признания, славы, но вместо удовлетворения его снедает разрушающая зависть.​

Появление Моцарта в его жизни становиться для Сальери настоящим испытанием.​ Гений Моцарта, его легкость, с которой тот создает божественные мелодии, кажутся Сальери несправедливыми.​

Внезапный визит Моцарта еще больше усиливает душевное смятение Сальери.​ Моцарт в приподнятом настроении, он рассказывает о забавном случае со слепым скрипачом, исполнявшим мелодии из его оперы.​ Сальери не разделяет веселья друга, его раздражает простота Моцарта, его непонимание собственной гениальности.​

Перед уходом Моцарт играет Сальери отрывок из нового произведения, и тот, потрясенный красотой музыки, называет Моцарта «богом».​ Однако это признание звучит горько – в нем сквозит и восхищение, и отчаяние.​ Сальери решается пригласить Моцарта на обед в трактир, уже вынашивая в душе страшный план.​ Оставшись один, Сальери убеждает себя, что должен остановить Моцарта, что его смерть – необходимая жертва во имя искусства.​ Он принимает роковое решение – отравить Моцарта.​

Сцена 2⁚ Встреча в трактире и убийство

Вторая сцена переносит нас в трактир, где Сальери ожидает Моцарта.​ Моцарт, придя в трактир, делится с Сальери своими тревогами – его преследует образ таинственного незнакомца в черном, заказавшего ему написать реквием.​ Эта работа, полная скорби и предчувствия смерти, тяготит Моцарта.

В разговоре Моцарт, рассуждая о природе гениальности, произносит фразу, ставшую афоризмом⁚ «гений и злодейство – две вещи несовместные».​ Эти слова звучат для Сальери как страшный приговор, еще больше убеждая его в необходимости содеянного.​

Выбрав момент, Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта.​ Ничего не подозревающий Моцарт пьет за здоровье Сальери и их дружбу, за музыку.​ Затем он садится за фортепиано и играет свой ​​реквием.​ Сальери, слушая музыку, наполненную трагическим предчувствием, не может сдержать слез.​

Внезапно Моцарту становится плохо, он уходит, оставив Сальери наедине с совершенным преступлением.​ Сальери мучается, но не раскаивается.​ Он пытается оправдать себя, убеждая, что пожертвовал Моцартом ради высшей справедливости, ради искусства. Однако последняя фраза Сальери – вопрос, обращенный к самому себе⁚ «А гений?.​.​» – оставляет читателя в сомнении⁚ обрел ли Сальери покой после смерти Моцарта или же обрек себя на вечные муки совести?​

Анализ произведения «Моцарт и Сальери»

Образы Моцарта и Сальери

В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин создает два контрастных образа, олицетворяющих разные пути в искусстве и разные отношения к жизни.​

Моцарт – воплощение гениальности, легкости, непосредственности.​ Он творит играючи, словно не прилагая усилий, его музыка льется сама собой, как пение птиц.​ Моцарт живёт в мире гармонии, он не замечает низменных сторон бытия, он чужд зависти и интриг.​

Сальери же представляет собой трагическую фигуру.​ Он трудолюбив, целеустремлен, он посвятил жизнь искусству, но его музыка — результат холодного расчета, а не вдохновения. Сальери не способен понять природу гения Моцарта, он видит в нем лишь везучего соперника, которому всё достается слишком легко.​ Зависть разъедает его изнутри, толкая на ужасный поступок.​

Противопоставление Моцарта и Сальери , это противопоставление двух миров⁚ мира гармонии и мира хаоса, мира света и мира тьмы.​ Моцарт — это символ истинного искусства, рождающегося из глубины души, Сальери же — символ ложного пути, ведущего к духовному краху.​

Тема гения и злодейства

Центральной темой трагедии «Моцарт и Сальери» является сложное, противоречивое взаимоотношение гения и злодейства.​ Вопрос, заданный Пушкиным в этом произведении, волновал людей во все времена⁚ могут ли уживаться в одном человеке высокий дар и низменные страсти, способность творить прекрасное и готовность совершить злодеяние?​

Сальери, олицетворяющий в трагедии «ремесленника» от искусства, убежден, что гений ставит человека выше морали, что талант дает право распоряжаться чужими судьбами.​ Он не может смириться с тем, что Моцарт, легкомысленный и беспечный, наделен даром, который ему самому не дался даже ценой многих лет упорного труда.​ Зависть толкает Сальери на преступление, он решает взять на себя роль судьи и казнить Моцарта во имя «спасения» искусства.​

Однако финал трагедии не дает однозначного ответа на вопрос о том, правы ли слова Моцарта⁚ «гений и злодейство — две вещи несовместные».​ Сальери, убив Моцарта, не обретает душевного покоя, его мучает совесть.​ Он сам начинает сомневаться в своем праве называться гением, ведь его душа оказалась способна на столь страшное злодеяние.​ Финальный вопрос Сальери — «А гений?​.​.» — остается открытым, заставляя читателя задуматься над трагической противоречивостью человеческой природы.​

Коротко о главных персонажах

Моцарт

Гениальный композитор, олицетворяющий легкость, непосредственность и божественный дар.​ Моцарт творит интуитивно, его музыка рождается из глубины души, она наполнена радостью, светом и гармонией.​ Он живет в мире высоких идей, не замечая низменных сторон бытия.​ Моцарт чужд зависти, он искренне восхищается талантами других и не понимает, как кто-то может быть способен на злодеяние, особенно ради искусства.​ Он свято верит в то, что «гений и злодейство — две вещи несовместные», и эта вера делает его уязвимым перед темной стороной человеческой природы, которую олицетворяет Сальери.

Сальери

Талантливый композитор, противопоставленный Моцарту.​ Сальери — это образ человека, одержимого искусством, но не наделенного истинным гением.​ Он достиг совершенства в мастерстве благодаря упорному труду, дисциплине и железной воле, но его музыка , это результат холодного расчета, а не божественного дара.​ Сальери мучительно завидует Моцарту, его легкости, с которой тот создает свои шедевры.​ Эта зависть разъедает его изнутри, толкая на преступление.​ Сальери пытается оправдать свое злодеяние во имя высшей справедливости, во имя искусства, но в конце концов он остается наедине со своей совестью, терзаемый сомнениями и угрызениями.​

Краткий вывод

Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери» – это глубокое философское размышление о природе гениальности, о цене творчества, о границах дозволенного в искусстве и в жизни. В центре повествования – конфликт двух творческих личностей, двух разных взглядов на мир и на предназначение художника.

Моцарт, олицетворяющий собой божественный дар, творит легко и непринужденно, его музыка – это отражение гармонии мироздания.​ Сальери же, талантливый ремесленник, достигает вершин мастерства ценой невероятных усилий, но так и не познает тайну истинного гения. Эта несправедливость, невозможность достичь желаемого равенства, рождает в душе Сальери разрушительную зависть, толкающую его на преступление.​

Убив Моцарта, Сальери не обретает покоя.​ Его мучает совесть, он начинает сомневаться в своем праве называться художником.​ Трагедия не дает однозначного ответа на вопрос о том, совместимы ли гений и злодейство.​ Пушкин заставляет читателя задуматься над этой вечной проблемой, над трагической противоречивостью человеческой природы, способной на великие творения и на ужасные преступления.​

«Моцарт и Сальери» – это не только история о двух композиторах, это размышление о цене таланта, о тяжести творческого пути, о том, что даже самые возвышенные идеи не могут служить оправданием злу.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ирина

    Сильное впечатление производит сцена отравления. Как Сальери мог решиться на такое, зная, каким талантом обладает Моцарт?

  2. Михаил

    Потрясающее описание трагедии! Чувствуется глубина переживаний Сальери, его раздираемая завистью душа.

  3. Дмитрий

    Интересно было бы узнать подробнее о мотивах Сальери, почему он решил, что имеет право вершить судьбу гения?

  4. Ольга

    Очень кратко и емко передана суть конфликта между Моцартом и Сальери. Спасибо, освежила в памяти произведение!

  5. Алексей

    Кратко, но очень точно передана атмосфера трагедии. Сразу вспоминается гениальная музыка Пушкина.

  6. Екатерина

    Трагичная история о том, как губительна может быть зависть. Гениальность Моцарта противопоставлена мукам Сальери.