Больничный абсурд в рассказе М. Зощенко «История болезни»

Больничный абсурд в рассказе М. Зощенко "История болезни" Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа «История болезни» М.​ Зощенко

Рассказчик, предпочитающий домашнее лечение, попадает в больницу с высокой температурой.​ Реалии больничной жизни ужасают⁚ халатность персонала, абсурдные ситуации, антисанитария.​ Вместо выздоровления герой сталкивается с новыми болезнями и отчаянием. В конце концов, он сбегает домой, отказавшись от больничного лечения.

Предпочтение домашнего лечения

Рассказчик, от лица которого ведется повествование, – человек с твердым убеждением⁚ лечиться лучше всего дома.​ Он уверен, что никакие больничные стены не заменят уютного домашнего очага, где все пропитано покоем и заботой.​ Более того, у него есть и негативный опыт общения с системой здравоохранения.​ Однажды рассказчик уже лежал в больнице с брюшным тифом, и воспоминания об этом периоде вызывают у него лишь неприятные эмоции.​

Он с иронией рассуждает о том, что в больнице, конечно, «светлее и культурнее», но разве может сравниться стерильная белизна больничных палат с теплом родных стен?​ В домашних условиях, как считает герой, выздоровлению способствует сама атмосфера⁚ заботливое участие близких, привычная обстановка, отсутствие больничной суеты и обезличенности.​

Однако, как это часто бывает, жизнь вносит свои коррективы.​ И вот, рассказчик оказывается перед выбором⁚ поддаться доводам близких, настаивающих на госпитализации, или же, превозмогая недомогание, остаться дома.​

Больничные реалии и бюрократия

Уговоры родственников, опасающихся за его здоровье, оказываются сильнее собственных страхов, и герой рассказа «История болезни» Михаила Зощенко все же переступает порог больницы. Однако, с первых же шагов его охватывает ощущение некой неправильности, абсурдности происходящего.​

Вместо сочувствия и заботы, на которые он, быть может, где-то в глубине души надеялся, героя встречает бездушная машина бюрократии.​ Уже сама процедура оформления в больницу оборачивается чередой нелепых ситуаций.​ Его взгляд, мучимого жаром и слабостью, падает на плакат с циничной надписью⁚ «Выдача трупов от 3-х до 4-х».​ Эта фраза, брошенная словно бы невзначай, режет по живому, вызывая у героя смесь изумления и ужаса.

Он пытается воззвать к здравому смыслу персонала, указывая на то, что подобные объявления недопустимы в месте, где люди борются за жизнь. Однако его слова тонут в равнодушном молчании.​ В глазах медицинских работников он видит лишь усталость и безразличие, словно бы перед ними не живой человек, а очередной «клиент» больничного конвейера.​

Так, с первых же минут пребывания в больнице, герой понимает, что попал в мир, где царят свои, особые законы.​ Законы, в которых нет места индивидуальности, сочувствию, а человеческая жизнь воспринимается как нечто преходящее и малозначительное.​

Халатность и абсурд в лечении

Попадая в больничные стены, рассказчик «Истории болезни» Зощенко оказывается в мире, где царят не забота и профессионализм, а халатность, граничащая с абсурдом.​ Каждая процедура, призванная облегчить страдания больных, оборачиваеться новым испытанием, фарсом, вызывающим горькую усмешку.​

Медсестра, словно не замечая изнеможения героя, отправляет его на «омывательный пункт», название которого режет слух своей казенной грубостью.​ И без того подавленный увиденным, рассказчик с ужасом обнаруживает в ванной… больную старушку. Попытки достучаться до здравого смысла медперсонала оборачиваются лишь новыми упреками и насмешками.​

Его облачают в больничную одежду не по размеру, словно подчеркивая, что личность пациента здесь не имеет никакого значения.​ На каждом предмете одежды – клеймо, символ обезличивания и унижения человеческого достоинства.​

В палате, куда определяют героя, царит хаос и неразбериха.​ Вместо тишины и покоя – шум, ссоры, стоны.​ В тесноте и духоте соседствуют больные с самыми разными недугами, и создается впечатление, что герой попал не в лечебницу, а в какой-то ужасный балаган.​

Новые болезни и отчаяние

Вместо долгожданного выздоровления герой рассказа Зощенко «История болезни» сталкивается с новыми, еще более абсурдными испытаниями.​ Больничные стены, призванные нести исцеление, оборачиваются источником новых болезней и страданий.​

Его организм, ослабленный первоначальным недугом, оказывается беззащитным перед напастью больничных инфекций.​ И вот уже к температуре и слабости добавляется детский недуг – коклюш, подхваченный, по всей видимости, из-за несоблюдения элементарных санитарных норм.​

Но физические страдания – лишь полбеды.​ Настоящим испытанием для героя становится атмосфера равнодушия и бесчеловечности, царящая в больнице. Его попытки обратиться за помощью, привлечь внимание к вопиющим нарушениям наталкиваются на стену непонимания и даже агрессии.​

В этих условиях его психика оказывается на грани срыва.​ К физическим болезням добавляется нервное расстройство, проявляющееся в виде странной сыпи.​ Это – своеобразный крик его организма, сигнал SOS, посланный в ответ на невыносимые условия существования.

Возвращение домой и отказ от больничного лечения

Пребывание в больнице, которое должно было вернуть здоровье, оборачивается для героя рассказа Зощенко «История болезни» чередой мучений и новых недугов.​ Он с ужасом осознает, что система, призванная лечить, калечит его физически и морально.​

И тогда он принимает единственное возможное, на его взгляд, решение⁚ бежать.​ Бежать из этого мира халатности, равнодушия и абсурда, обратно в свой дом, где, пусть и не так «светло и культурно», но зато царят покой и забота близких.​

Возвращение домой становится для него не только освобождением от больничных мук, но и своеобразным перерождением.​ Он словно бы прозревает, начинает по-новому ценить простые радости жизни⁚ тепло родного очага, заботу жены, возможность просто находиться в спокойной и комфортной обстановке;

Этот опыт навсегда остается в его памяти как на
поминание о том, что подчас самое лучшее лекарство – это не таблетки и процедуры, а любовь, забота и душевный покой.​ И что иногда, чтобы выздороветь, нужно просто вернуться домой.​

Коротко о главных персонажах

В рассказе Михаила Зощенко «История болезни», как и во многих других произведениях автора, на первый план выходят не столько индивидуальные, сколько собирательные образы.​ Они отражают типичные черты советских людей того времени, их пороки и слабости, а также абсурдность окружающей действительности.​

Рассказчик

Главный герой, от лица которого ведется повествование, — человек наблюдательный, ироничный, наделенный обостренным чувством справедливости.​ Он не лишен здравого смысла и скептически относится к больничной системе, предпочитая лечиться дома, в привычной и комфортной обстановке.​

Однако, столкнувшись с равнодушием и непрофессионализмом медицинского персонала, он превращается в своего рода «правдолюбца поневоле», пытающегося бороться с абсурдом окружающей действительности.​

Его метания, страхи и комичные ситуации, в которые он попадает, вызывают у читателя не только смех, но и сочувствие.​ Ведь он — типичный «маленький человек», оказавшийся жертвой системы, не способной обеспечить даже элементарную заботу и внимание.​

Медперсонал

Врачи, медсестры, фельдшеры в рассказе представлены как безликая масса, лишенная индивидуальности и сочувствия.​ Они слепо следуют установленным правилам, не задумываясь о том, какой вред они наносят больным своим равнодушием и непрофессионализмом.​

Их реплики и действия граничат с абсурдом, создавая впечатление, что перед нами не медицинское учреждение, а какой-то театр абсурда.​ Они с легкостью отправляют больного в ванну со старушкой, выдают одежду не по размеру и с клеймом, словно подчеркивая его беспомощность и ничтожность в этой системе.​

Образ медперсонала в рассказе, это не столько критика отдельных людей, сколько гротескное отражение пороков всей системы здравоохранения того времени, где царили бюрократия, равнодушие и некомпетентность.​

Краткий вывод

Рассказ Михаила Зощенко «История болезни» — это не просто юмористическая зарисовка о больничных буднях, а гротескное отображение пороков советской системы здравоохранения 1930-х годов.​ Под пером мастера сатиры обыденные, казалось бы, ситуации превращаются в абсурдные и комичные сцены, обличающие равнодушие, бюрократизм и непрофессионализм, царившие в медицинских учреждениях того времени.​

Главный герой, от лица которого ведется повествование, — не просто пациент, а наблюдательный и ироничный рассказчик, который позволяет читателю увидеть больничную жизнь изнутри, со всеми ее нелепостями и противоречиями.​ Он не идеализирует ни себя, ни окружающих, а честно и с юмором рассказывает о том, с чем ему приходится сталкиваться в больничных стенах.​

Однако за внешней комичностью сюжета скрывается глубокая горечь и тревога автора за судьбу «маленького человека», оказавшегося один на один с бездушной машиной бюрократии.​ В этом мире, где царят формализм и равнодушие, нет места индивидуальности, сочувствию, а человеческая жизнь воспринимается как нечто незначительное и преходящее.​

Именно поэтому рассказ Зощенко не теряет своей актуальности и в наши дни.​ Он заставляет задуматься о том, насколько важно сохранять человечность и неравнодушие в любых жизненных ситуациях, а также о том, что система здравоохранения должна служить людям, а не наоборот.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга

    Классический Зощенко! С горькой иронией и узнаваемыми персонажами. Описание больничных будней, конечно, утрировано, но от этого не менее смешно.

  2. Екатерина

    Интересно было бы почитать продолжение. Удалось ли герою в итоге вылечиться дома? И как сложилась его судьба дальше?

  3. Алексей

    Юмор у Зощенко своеобразный, но мне нравится. Заставляет задуматься о серьёзных вещах, но без лишнего драматизма.

  4. Ирина Сергеевна

    Читала этот рассказ ещё в юности, но он и сейчас актуален. Зощенко мастерски высмеивает человеческие слабости и пороки системы.

  5. Михаил

    Несмотря на сатирический тон, рассказ оставляет грустное послевкусие. Всё-таки болезнь — это не повод для шуток.

  6. Дмитрий

    Печально, что и спустя почти сто лет проблемы в нашей медицине всё те же. Бюрократия, халатность… Хорошо, что хоть сбежать из больницы можно было.