Краткое содержание рассказа «История болезни» М. Зощенко
Рассказчик, предпочитающий домашнее лечение, попадает в больницу с высокой температурой. Реалии больничной жизни ужасают⁚ халатность персонала, абсурдные ситуации, антисанитария. Вместо выздоровления герой сталкивается с новыми болезнями и отчаянием. В конце концов, он сбегает домой, отказавшись от больничного лечения.
Предпочтение домашнего лечения
Рассказчик, от лица которого ведется повествование, – человек с твердым убеждением⁚ лечиться лучше всего дома. Он уверен, что никакие больничные стены не заменят уютного домашнего очага, где все пропитано покоем и заботой. Более того, у него есть и негативный опыт общения с системой здравоохранения. Однажды рассказчик уже лежал в больнице с брюшным тифом, и воспоминания об этом периоде вызывают у него лишь неприятные эмоции.
Он с иронией рассуждает о том, что в больнице, конечно, «светлее и культурнее», но разве может сравниться стерильная белизна больничных палат с теплом родных стен? В домашних условиях, как считает герой, выздоровлению способствует сама атмосфера⁚ заботливое участие близких, привычная обстановка, отсутствие больничной суеты и обезличенности.
Однако, как это часто бывает, жизнь вносит свои коррективы. И вот, рассказчик оказывается перед выбором⁚ поддаться доводам близких, настаивающих на госпитализации, или же, превозмогая недомогание, остаться дома.
Больничные реалии и бюрократия
Уговоры родственников, опасающихся за его здоровье, оказываются сильнее собственных страхов, и герой рассказа «История болезни» Михаила Зощенко все же переступает порог больницы. Однако, с первых же шагов его охватывает ощущение некой неправильности, абсурдности происходящего.
Вместо сочувствия и заботы, на которые он, быть может, где-то в глубине души надеялся, героя встречает бездушная машина бюрократии. Уже сама процедура оформления в больницу оборачивается чередой нелепых ситуаций. Его взгляд, мучимого жаром и слабостью, падает на плакат с циничной надписью⁚ «Выдача трупов от 3-х до 4-х». Эта фраза, брошенная словно бы невзначай, режет по живому, вызывая у героя смесь изумления и ужаса.
Он пытается воззвать к здравому смыслу персонала, указывая на то, что подобные объявления недопустимы в месте, где люди борются за жизнь. Однако его слова тонут в равнодушном молчании. В глазах медицинских работников он видит лишь усталость и безразличие, словно бы перед ними не живой человек, а очередной «клиент» больничного конвейера.
Так, с первых же минут пребывания в больнице, герой понимает, что попал в мир, где царят свои, особые законы. Законы, в которых нет места индивидуальности, сочувствию, а человеческая жизнь воспринимается как нечто преходящее и малозначительное.
Халатность и абсурд в лечении
Попадая в больничные стены, рассказчик «Истории болезни» Зощенко оказывается в мире, где царят не забота и профессионализм, а халатность, граничащая с абсурдом. Каждая процедура, призванная облегчить страдания больных, оборачиваеться новым испытанием, фарсом, вызывающим горькую усмешку.
Медсестра, словно не замечая изнеможения героя, отправляет его на «омывательный пункт», название которого режет слух своей казенной грубостью. И без того подавленный увиденным, рассказчик с ужасом обнаруживает в ванной… больную старушку. Попытки достучаться до здравого смысла медперсонала оборачиваются лишь новыми упреками и насмешками.
Его облачают в больничную одежду не по размеру, словно подчеркивая, что личность пациента здесь не имеет никакого значения. На каждом предмете одежды – клеймо, символ обезличивания и унижения человеческого достоинства.
В палате, куда определяют героя, царит хаос и неразбериха. Вместо тишины и покоя – шум, ссоры, стоны. В тесноте и духоте соседствуют больные с самыми разными недугами, и создается впечатление, что герой попал не в лечебницу, а в какой-то ужасный балаган.
Новые болезни и отчаяние
Вместо долгожданного выздоровления герой рассказа Зощенко «История болезни» сталкивается с новыми, еще более абсурдными испытаниями. Больничные стены, призванные нести исцеление, оборачиваются источником новых болезней и страданий.
Его организм, ослабленный первоначальным недугом, оказывается беззащитным перед напастью больничных инфекций. И вот уже к температуре и слабости добавляется детский недуг – коклюш, подхваченный, по всей видимости, из-за несоблюдения элементарных санитарных норм.
Но физические страдания – лишь полбеды. Настоящим испытанием для героя становится атмосфера равнодушия и бесчеловечности, царящая в больнице. Его попытки обратиться за помощью, привлечь внимание к вопиющим нарушениям наталкиваются на стену непонимания и даже агрессии.
В этих условиях его психика оказывается на грани срыва. К физическим болезням добавляется нервное расстройство, проявляющееся в виде странной сыпи. Это – своеобразный крик его организма, сигнал SOS, посланный в ответ на невыносимые условия существования.
Возвращение домой и отказ от больничного лечения
Пребывание в больнице, которое должно было вернуть здоровье, оборачивается для героя рассказа Зощенко «История болезни» чередой мучений и новых недугов. Он с ужасом осознает, что система, призванная лечить, калечит его физически и морально.
И тогда он принимает единственное возможное, на его взгляд, решение⁚ бежать. Бежать из этого мира халатности, равнодушия и абсурда, обратно в свой дом, где, пусть и не так «светло и культурно», но зато царят покой и забота близких.
Возвращение домой становится для него не только освобождением от больничных мук, но и своеобразным перерождением. Он словно бы прозревает, начинает по-новому ценить простые радости жизни⁚ тепло родного очага, заботу жены, возможность просто находиться в спокойной и комфортной обстановке;
Этот опыт навсегда остается в его памяти как на
поминание о том, что подчас самое лучшее лекарство – это не таблетки и процедуры, а любовь, забота и душевный покой. И что иногда, чтобы выздороветь, нужно просто вернуться домой.
Коротко о главных персонажах
В рассказе Михаила Зощенко «История болезни», как и во многих других произведениях автора, на первый план выходят не столько индивидуальные, сколько собирательные образы. Они отражают типичные черты советских людей того времени, их пороки и слабости, а также абсурдность окружающей действительности.
Рассказчик
Главный герой, от лица которого ведется повествование, — человек наблюдательный, ироничный, наделенный обостренным чувством справедливости. Он не лишен здравого смысла и скептически относится к больничной системе, предпочитая лечиться дома, в привычной и комфортной обстановке.
Однако, столкнувшись с равнодушием и непрофессионализмом медицинского персонала, он превращается в своего рода «правдолюбца поневоле», пытающегося бороться с абсурдом окружающей действительности.
Его метания, страхи и комичные ситуации, в которые он попадает, вызывают у читателя не только смех, но и сочувствие. Ведь он — типичный «маленький человек», оказавшийся жертвой системы, не способной обеспечить даже элементарную заботу и внимание.
Медперсонал
Врачи, медсестры, фельдшеры в рассказе представлены как безликая масса, лишенная индивидуальности и сочувствия. Они слепо следуют установленным правилам, не задумываясь о том, какой вред они наносят больным своим равнодушием и непрофессионализмом.
Их реплики и действия граничат с абсурдом, создавая впечатление, что перед нами не медицинское учреждение, а какой-то театр абсурда. Они с легкостью отправляют больного в ванну со старушкой, выдают одежду не по размеру и с клеймом, словно подчеркивая его беспомощность и ничтожность в этой системе.
Образ медперсонала в рассказе, это не столько критика отдельных людей, сколько гротескное отражение пороков всей системы здравоохранения того времени, где царили бюрократия, равнодушие и некомпетентность.
Краткий вывод
Рассказ Михаила Зощенко «История болезни» — это не просто юмористическая зарисовка о больничных буднях, а гротескное отображение пороков советской системы здравоохранения 1930-х годов. Под пером мастера сатиры обыденные, казалось бы, ситуации превращаются в абсурдные и комичные сцены, обличающие равнодушие, бюрократизм и непрофессионализм, царившие в медицинских учреждениях того времени.
Главный герой, от лица которого ведется повествование, — не просто пациент, а наблюдательный и ироничный рассказчик, который позволяет читателю увидеть больничную жизнь изнутри, со всеми ее нелепостями и противоречиями. Он не идеализирует ни себя, ни окружающих, а честно и с юмором рассказывает о том, с чем ему приходится сталкиваться в больничных стенах.
Однако за внешней комичностью сюжета скрывается глубокая горечь и тревога автора за судьбу «маленького человека», оказавшегося один на один с бездушной машиной бюрократии. В этом мире, где царят формализм и равнодушие, нет места индивидуальности, сочувствию, а человеческая жизнь воспринимается как нечто незначительное и преходящее.
Именно поэтому рассказ Зощенко не теряет своей актуальности и в наши дни. Он заставляет задуматься о том, насколько важно сохранять человечность и неравнодушие в любых жизненных ситуациях, а также о том, что система здравоохранения должна служить людям, а не наоборот.
Классический Зощенко! С горькой иронией и узнаваемыми персонажами. Описание больничных будней, конечно, утрировано, но от этого не менее смешно.
Интересно было бы почитать продолжение. Удалось ли герою в итоге вылечиться дома? И как сложилась его судьба дальше?
Юмор у Зощенко своеобразный, но мне нравится. Заставляет задуматься о серьёзных вещах, но без лишнего драматизма.
Читала этот рассказ ещё в юности, но он и сейчас актуален. Зощенко мастерски высмеивает человеческие слабости и пороки системы.
Несмотря на сатирический тон, рассказ оставляет грустное послевкусие. Всё-таки болезнь — это не повод для шуток.
Печально, что и спустя почти сто лет проблемы в нашей медицине всё те же. Бюрократия, халатность… Хорошо, что хоть сбежать из больницы можно было.