- Бретёр Тургенев краткий пересказ
- История создания
- Главные герои и их характеристика
- Авдей Петрович Лучков
- Федор Федорович Кистер
- Мария Павловна
- Сюжет повести
- Основные темы и проблемы произведения
- Критика и значение повести
- Коротко о главных персонажах
- Авдей Петрович Лучков
- Федор Федорович Кистер
- Мария Павловна
- Краткий вывод
Бретёр Тургенев краткий пересказ
Повесть И.С. Тургенева «Бретёр» рассказывает историю Авдея Лучкова, человека, заслужившего репутацию хладнокровного дуэлянта. Лучков, озлобленный с детства из-за сиротства и нужды, находит утешение в искусстве фехтования и становится грозой местного общества.
История создания
Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Бретёр» впервые увидела свет в январском выпуске журнала «Отечественные записки» за 1847 год. Это было время, когда в российском литературном мире бушевали страсти, вызванные стремительным ростом натуральной школы. Произведения, подобные «Кто виноват?» Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова и первые рассказы из «Записок охотника» самого Тургенева, вызывали ожесточенные споры и становились предметом жарких дискуссий.
В этой атмосфере идеологических столкновений «Бретёр», к сожалению, не снискал широкого внимания критиков. Одни, подобно Виссариону Белинскому, выражали сдержанное неодобрение, сетуя на недостаток «чисто творческого таланта» и излишнее увлечение автора «фантазией» в ущерб «наблюдению действительных явлений». Другие, напротив, находили в повести живые и узнаваемые типажи, хваля Тургенева за меткое изображение «бретёра» и «немца», олицетворяющих собой распространенные, но редко попадающие в фокус литературы, характеры.
Сам Тургенев, судя по всему, также не относил «Бретёра» к числу своих безусловных удач. При подготовке к переизданию в 1856 году он подверг повесть значительной переработке. Авторские сентенции и рассуждения, которыми пестрел первоначальный текст, были безжалостно вычеркнуты. Характеры героев, в особенности Авдея Лучкова и Кистера, были смягчены и освобождены от налета риторики и нарочитости.
Несмотря на редакторские усилия, «Бретёр» так и не занял видного места среди других произведений Тургенева. Тем не менее, повесть представляет несомненный интерес для исследователей его творчества, поскольку позволяет проследить эволюцию писательского стиля и становление реалистического метода, достигшего своего апогея в более поздних шедеврах.
Интересно отметить, что первоначально действие «Бретёра» происходило в 1819 году. Однако в издании 1856 года Тургенев изменил дату на 1829 год, не дав, впрочем, никаких объяснений этому решению. Возможно, автор стремился подчеркнуть актуальность затронутых в повести проблем, показать, что дух «бретёрства», порожденный социальными противоречиями и ложными идеалами чести, все еще витает в воздухе.
Главные герои и их характеристика
В центре повествования «Бретёр» оказываются яркие и неоднозначные персонажи, в судьбах которых отразились характерные приметы эпохи.
Авдей Петрович Лучков
Главный герой, мрачный и нелюдимый человек, получивший прозвище «Бретёр» за свою репутацию хладнокровного дуэлянта. Осиротев в раннем детстве и испытав на себе всю горечь нужды и унижений, Лучков замкнулся в себе, видя в окружающих лишь источник потенциальной угрозы. Он оттачивает свое мастерство фехтования до совершенства, превращая его в способ самоутверждения и защиты от враждебного мира. В нем угадываются черты «лишнего человека», разочарованного в жизни и не находящего себе места в установленном порядке вещей.
Федор Федорович Кистер
Молодой человек, антипод Лучкова, наделенный мягким и покладистым характером. Он образован, увлекается литературой и музыкой, мечтает о любви и семейном счастье. Однако за внешней привлекательностью Кистера скрывается нерешительность и зависимость от мнений окружающих. Он становится жертвой собственной робости и неспособности постоять за себя и за свою возлюбленную.
Мария Павловна
Юная девушка, предмет воздыханий и Лучкова, и Кистера. Она умна, наблюдательна и не лишена здравого смысла. В отличие от многих своих сверстниц, Мария не стремится к легкому флирту и пустым развлечениям. Она ищет в мужчине надежную опору и духовную близость, но оказывается втянутой в жестокую игру, где ставка — человеческая жизнь.
Второстепенные персонажи, хотя и не играют ключевой роли в развитии сюжета, служат важным фоном, на котором разворачивается драма главных героев. Это и праздные офицеры, и любители сплетен, и добродушные старики, составляющие типичный пейзаж провинциального городка. Тургенев мастерски воссоздает атмосферу душной и праздной жизни, где человеческие отношения подчинены жестким правилам и условностям.
Сюжет повести
Действие повести «Бретёр» разворачивается в российской провинции, в атмосфере праздности и однообразия. Авдей Лучков, человек с мрачным прошлым и репутацией непревзойдённого дуэлянта, становится объектом всеобщего внимания и страха. Его холодность и цинизм ⸺ маска, скрывающая глубокую душевную рану.
В тихий мирок провинциального общества врывается любовь. Два совершенно разных человека ‒ романтичный юноша Федор Кистер и озлобленный бретер Лучков ‒ оказываются втянуты в любовный треугольник. Предмет их страсти ‒ юная Мария Павловна, девушка умная и независимая.
Кистер, очарованный Марией, решается на сватовство. Однако его счастье оказывается под угрозой⁚ Лучков, заметив интерес к девушке, начинает распускать о ней гнусные слухи, пытаясь опорочить её честное имя. Кистер, не в силах противостоять напору Лучкова, испытывает мучительные сомнения.
Кульминацией сюжета становится дуэль между Лучковым и Кистером. Несмотря на явное превосходство в фехтовании, Лучков получает смертельное ранение. Перед смертью он раскрывает Марии истинную причину своего поступка⁚ он сам когда-то был жестоко обманут в любви и с тех пор потерял веру в женщин.
Финал повести пропитан атмосферой трагизма. Кистер, победив в дуэли, не чувствует себя победителем. Он понимает, что стал орудием в руках злого рока, и вся его жизнь отныне будет омрачена тенью произошедшего. Мария Павловна, потрясенная гибелью Лучкова, также не может быть счастлива.
«Бретёр» ‒ это не просто история любви и ревности, это размышление о природе человеческих страстей, о том, как прошлое влияет на настоящее, и о цене, которую приходится платить за ошибки молодости.
Основные темы и проблемы произведения
В повести «Бретёр» Тургенев с присущей ему глубиной и психологизмом исследует вечные темы любви, чести, мести, а также поднимает ряд острых социальных проблем, свойственных России того времени.
Любовь и ревность. Любовный треугольник, в котором оказались главные герои, высвечивает разные грани этих чувств. Если Кистер испытывает к Марии нежное и возвышенное чувство, то Лучкова точит разрушительная страсть, подпитанная ревностью и желанием отомстить за боли прошлого. Тургенев показывает, как любовь может быть источником как счастья, так и страданий, а ревность способна разрушить не только чужие жизни, но и душу самого ревнивца.
Честь и достоинство. В повести сталкиваются два противоположных представления о чести. Для Лучкова — это понятие, неразрывно связанное с готовностью защищать свою репутацию с оружием в руках, даже если это означает нарушение моральных норм. Кистер же придерживается более гуманных взглядов, считая, что истинная честь не требует жертв. Тургенев поднимает вопрос о том, насколько оправданы традиционные представления о чести в современном мире и всегда ли цель оправдывает средства.
Социальное неравенство и несправедливость. Трагическая судьба Лучкова во многом обусловлена его тяжелым детством, проведенным в бедности и лишениях. Тургенев показывает, как социальная несправедливость калечит людей, делая их озлобленными и жестокими. Он призывает читателя задуматься о том, что общество несет ответственность за тех, кто в нем живет.
Влияние прошлого на настоящее. Прошлое не отпускает героев повести, определяя их поступки и выборы. Трагическая любовь в юности сделала Лучкова циником и мизантропом, а Кистер не может избавиться от чувства вины за смерть соперника. Тургенев показывает, что прошлое — это не то, что можно оставить позади, оно всегда с нами и формирует нашу личность.
Критика и значение повести
«Бретёр», несмотря на свою непродолжительность, занимает важное место в творчестве Тургенева, знаменуя собой один из этапов становления его реалистического метода. Повесть вызвала неоднозначную реакцию критики, отразив сложность литературной ситуации 1840-х годов.
Виссарион Белинский, хотя и отметил в повести отдельные удачные места, в целом остался неудовлетворен, упрекнув Тургенева в излишней увлеченности «фантазией» и отсутствии глубокого психологизма. Другие критики, напротив, высоко оценили социальную заостренность произведения, увидев в нем протест против жестоких нравов и несправедливости современного общества.
С течением времени «Бретёр» приобрел значение важного этапа в творческой биографии Тургенева. В нем уже просматриваются черты, характерные для его зрелых произведений⁚ тонкий психологизм, внимание к внутреннему миру героев, умение создавать яркие и запоминающиеся образы.
Несмотря на то, что «Бретёр» не относится к числу самых известных произведений Тургенева, он представляет несомненный интерес для современного читателя. В нем поднимаются вечные темы любви, чести, мести, актуальные и по сей день. Повесть заставляет задуматься о том, как прошлое влияет на настоящее, какова цена ошибок молодости и всегда ли цель оправдывает средства.
«Бретёр» — это не только история о любви и дуэли, это размышление о сложности человеческой природы, о том, как социальные условности и представления о чести могут разрушить жизни людей. Это произведение, которое заставляет задуматься о вечных ценностях и остается актуальным и в наши дни.
Коротко о главных персонажах
В «Бретёре» Тургенев мастерски выписывает характеры своих героев, раскрывая их внутренний мир и мотивы поступков. Каждый из них ⸺ не просто участник любовного треугольника, но и яркая индивидуальность, представляющая собой определенный тип личности, встречающийся в российской действительности того времени.
Авдей Петрович Лучков
«Бретёр», как его называют в свете, ⸺ фигура трагическая и противоречивая. С одной стороны, он вызывает страх и отвращение своей холодностью, цинизмом и готовностью в любой момент вызвать на дуэль. С другой стороны, за этой маской скрывается глубоко несчастный человек, раненный жизнью и разочарованный в людях.
Тяжелое детство, проведенное в бедности и унижениях, наложило неизгладимый отпечаток на характер Лучкова. Он рано познал горечь потерь и предательства, потеряв родителей и столкнувшись с жестокостью окружающего мира. Единственным способом защитить себя он видит в том, чтобы стать сильнее и беспощаднее других.
Мастерское владение оружием становится для него не только средством самоутверждения, но и своеобразным щитом, которым он отгораживается от мира. Лучков презирает слабость, лицемерие и пустоту светского общества, но в то же время сам является его неотъемлемой частью, живя по его жестоким правилам.
Федор Федорович Кистер
Полная противоположность Лучкову ⸺ юный и романтичный Кистер. Он образован, утончен, увлекается музыкой и литературой, мечтает о большой и светлой любви. Кистер добр, отзывчив и всегда готов прийти на помощь ближнему.
Однако за внешней привлекательностью скрывается нерешительность и зависимость от мнения окружающих. Кистер не способен на решительные поступки, его легко сбить с пути и заставить сомневаться в себе. Он становится жертвой собственной доброты и неумения противостоять агрессии и жестокости.
Встреча с Марией пробуждает в нем глубокие чувства, но и подвергает серьезному испытанию. Кистеру приходится делать непростой выбор между любовью и честью, и этот выбор оказывается для него роковым.
Мария Павловна
Юная Мария Павловна ⸺ не типичная для тургеневской галереи женская образ. Она не обладает хрупкой красотой и ангельским характером, но при этом привлекает своей естественностью, умом и независимостью. Мария не стремится угодить свету, она ищет в мужчине не блестящую партию, а надежного друга и единомышленника.
Судьба ставит её перед трудным выбором между двумя совершенно противоположными мужчинами. Её сердце разрывается между притягательностью сильной личности Лучкова и нежностью романтичного Кистера. В итоге она становится жертвой чужих страстей и обстоятельств, не в силах повлиять на ход событий.
Краткий вывод
Повесть И.С. Тургенева «Бретёр», несмотря на свою лаконичность, поражает глубиной психологизма и актуальностью затронутых тем. Это не просто история о любви и ревности, но и размышление о природе чести, о влиянии прошлого на настоящее, о трагедии «лишнего человека» в обезличенном и жестоком обществе.
Тургенев мастерски рисует противоречивые характеры своих героев, показывая их слабости и пороки, но в то же время не лишая их права на сочувствие. Авдей Лучков, озлобленный и циничный бретер, оказывается жертвой собственных демонов и несправедливости судьбы. Федор Кистер, мягкий и романтичный, не находит в себе сил противостоять жестокости окружающего мира. Мария Павловна, умная и независимая, становится заложницей чужих страстей и трагических обстоятельств.
В «Бретёре» Тургенев поднимает важные социальные проблемы⁚ сословное неравенство, дуэль как способ решения конфликтов, жестокость и лицемерие светского общества. Он показывает, как эти факторы влияют на судьбы людей, ломая их жизни и обрекая на страдания.
Особенностью повести является отсутствие однозначных ответов и моральных оценок. Тургенев не делит героев на положительных и отрицательных, он стремится понять мотивы их поступков, раскрыть их внутренний мир. Автор призывает читателя к сопереживанию и состраданию, заставляя задуматься о сложности человеческой природы и о том, что иногда за внешней маской равнодушия скрывается глубокая душевная драма.
«Бретёр» — это не просто история из прошлого, это предостережение для будущего, напоминание о том, что жестокость и насилие порождают только боль и страдания. Это произведение, которое заставляет задуматься о вечных ценностях — любви, чести, сострадании — и о том, как важно сохранить их в нашем мире.
Не смотря на трагический финал, повесть не оставляет чувства безысходности. В ней звучит надежда на то, что люди смогут преодолеть в себе жестокость и равнодушие, научатся понимать и прощать друг друга.
Замечательная повесть, заставляющая задуматься о чести, долге и последствиях наших поступков.
Интересный анализ! Всегда поражался тому, как Тургенев умел создавать таких неоднозначных персонажей, как Лучков.
Любопытно, как Тургенев перерабатывал свои произведения. Интересно было бы сравнить две версии «Бретёра».
Не знал, что «Бретёр» не был тепло принят критикой. По-моему, очень сильная вещь, особенно сцена дуэли.
Спасибо за краткий пересказ, освежила в памяти сюжет. Нужно будет перечитать «Бретёра»!
Тургенев — мастер психологизма! «Бретёр» — яркое тому подтверждение.
Образ Лучкова, озлобленного с детства, очень точно отражает дух того времени.
Никогда не понимал особого интереса к дуэлям. Но у Тургенева и эта тема раскрыта мастерски.