Бригадир

Бригадир Краткие пересказы

Действие первое

Бригадир Игнатий Андреевич с женой Акулиной Тимофеевной и сыном Иваном гостит у советника Артамона Власьича․ Цель визита ⸺ знакомство Ивана с Софьей, дочерью советника, на которой бригадир хочет женить сына․ Иван, вернувшийся из Парижа, щеголяет французскими словечками, чем вызывает недоумение отца․

Действие второе

Появление Добролюбова, влюблённого в Софью, вносит смятение в сердца героев․ Советница, оставшись наедине с Иваном, открыто высмеивает своего мужа, советника, называя его скупым ханжой, который днём ворует, а ночью замаливает грехи․ Иван, в свою очередь, вторит ей, обзывая родителей «животными» и сетуя на их долголетие, мешающее ему получить свободу и наследство․ Молодые люди признаются друг другу в любви, найдя родственные души в лице друг друга․

Софья в разговоре с Добролюбовым признается, что предстоящая свадьба с Иваном для нее равносильна погибели․ Добролюбов же, узнав о взаимной симпатии Ивана и советницы, осуждает их легкомысленную страсть, противопоставляя ей своё искреннее и глубокое чувство к Софье․

Советник, пытаясь разузнать у Софьи причину её печали, сталкивается с её категорическим отказом выходить замуж за Ивана․ Дочь открыто называет потенциального жениха глупцом, напичканным французскими глупостями․ Однако советника не волнуют чувства дочери, он одержим страстью к жене бригадира и готов даже пожертвовать счастьем Софьи ради возможности чаще видеть предмет своей страсти․

Ослеплённый страстью советник решается признаться в своих чувствах бригадирше, используя витиеватый, церковный язык․ Однако простодушная женщина, привыкшая к прямоте и грубости мужа, не понимает намёков․ Иван, наблюдающий за этой сценой, с ехидством «переводит» матери речи незадачливого ухажера․ Оскорблённая бригадирша намерена пожаловаться мужу, но Иван и советница, боясь разоблачения, убеждают её, что это была всего лишь шутка, принятая во Франции․

Действие третье

Иван и советница, оставшись одни, обсуждают сложившуюся ситуацию․ Оба сходятся во мнении, что постоянство в любви ⸺ пережиток прошлого, а их взаимная страсть вполне оправдана общностью вкусов и взглядов․ Единственным препятствием на пути к счастью Иван видит «русскость» советницы․ Он мечтает увезти возлюбленную во Францию, где, по его мнению, даже его отец, проникнувшись местным духом, мог бы стать более просвещённым человеком․

Замечaя знаки внимания со стороны бригадира к советнице, Иван, вдохвлённый французскими нравами, готов вызвать отца на дуэль․ Появление бригадира за ужином обрывает опасную беседу․

За столом назревает новый конфликт․ Иван, воодушевлённый примером французских аристократов, отказывается жениться на Софье, мотивируя это своим желанием служить французской короне․ Разгневанный бригадир, не стесняясь в выражениях, угрожает сыну физической расправой․ Советница пытается смягчить ситуацию, прося Ивана рассказать о Париже, чем вызывает ещё большее раздражение бригадира․

Рассказ Ивана о всеобщем восхищении, которым он пользовался в Париже, прерывается насмешливыми репликами отца․ Оскорблённый Иван покидает компанию․ Советница же, очарованная рассказами о «просвещённой» Франции, становится объектом ухаживаний бригадира, который, воспользовавшись отсутствием сына, пытается объясниться ей в любви․ Однако и на этот раз неловкие ухаживания прерываются появлением советника и Добролюбова․

Действие четвёртое

Добролюбов возвращается с радостной вестью⁚ он выиграл судебный процесс и теперь владеет двумя тысячами душ․ Советница, впечатлённая его успехом, видит в нём идеального жениха для Софьи, считая единственным его недостатком отсутствие парижского лоска․ Советник же, ослеплённый корыстью, готов выдать дочь замуж за Добролюбова, несмотря на прежние отказы․

Разговор прерывает появление заплаканной бригадирши, оскорблённой грубым поведением мужа․ Она жалуется на его побои и оскорбления, демонстрируя всем свою безропотную покорность․

Обстановка накаляется во время карточной игры, перерастающей в бурную ссору․ Бригадир, не стесняясь в выражениях, обвиняет жену во всех грехах, упрекая её в долголетии и неспособности воспитать достойного сына․ Советник пытается защитить бригадиршу, восхваляя её скромность, трудолюбие и верность․

Слова советника о верности жены вызывают у бригадира приступ ревности․ Он начинает подозревать супругу в измене, утверждая, что жена добродетельного мужа не способна на предательство․ Советник поддерживает его мысль, уверяя, что их жёны слишком благоразумны, чтобы рисковать своим положением ради сомнительного удовольствия․

Действие пятое

Бригадирша, пытаясь уладить конфликт, уговаривает сына жениться на Софье, убеждая его, что выбор невесты ⸺ не мужское дело․ Иван, отвечая матери на французском языке, демонстрирует пренебрежение к её словам и русским обычаям․ Советница, опасаясь разоблачения, советует Ивану быть осторожнее в проявлении своих чувств, замечая подозрительность советника․

В пылу любовного признания Иван и советница не замечают появления бригадира и советника․ Их тайная связь раскрыта․ Советник, чувствуя себя оскорбленным, требует от бригадира сатисфакции, угрожая денежными претензиями․ Разгневанный бригадир снова грозит сыну расправой․

Воспользовавшись всеобщим переполохом, Софья решительно отказывается выходить замуж за Ивана․ Советник, осознавая бесперспективность первоначального плана, дает согласие на брак дочери с Добролюбовым․

Иван, желая оправдать себя в глазах отца, публично рассказывает о недавнем признании советника в любви к бригадирше․ Эта новость вызывает ещё больший скандал․ Оскорблённый советник прогоняет бригадира из своего дома, обличая его лицемерие․ В доме советника царит хаос⁚ Иван и советница пытаются проститься, бригадир и советник обмениваются угрозами, а бригадирша безуспешно пытается вразумить мужа․

В финале Добролюбов вновь просит руки Софьи, и на этот раз получает согласие обоих родителей․ Советник, потрясённый произошедшим, раскаивается в своих грехах, признавая, что жизнь без совести не приносит счастья․ Он осуждает невежество, трусость, хвастовство и другие пороки, царящие в обществе․

Коротко о главных персонажах

Бригадир (Игнатий Андреевич) ⏤ грубый, невежественный и самодовольный человек, слепо следующий своим устаревшим представлениям о жизни․ Он гордится своим невежеством, считая грамотность ненужной роскошью․ Бригадир деспотичен по отношению к жене, постоянно унижая ее и попрекая за мнимые проступки․ Он не понимает стремления сына к просвещению и считает его увлечение французской культурой глупой блажью․

Бригадирша (Акулина Тимофеевна) ⏤ тихая, забитая женщина, полностью подчинённая власти мужа․ Она безропотно сносит его оскорбления и побои, оправдывая его поведение вспыльчивым характером․ Бригадирша наивна и простодушна, не замечает откровенных ухаживаний советника, принимая их за проявление дружеского расположения․

Иван (сын бригадира) ⸺ молодой человек, начитавшийся французских романов и возомнивший себя истинным парижанином․ Он презирает все русское, считая своих родителей невежественными провинциалами; Иван эгоистичен, легкомыслен и лицемерен, его чувства к советнице продиктованы скорее желанием подражать модным веяниям, чем искренней привязанностью․

Советник (Артамон Власьевич) ⸺ лицемерный и корыстный человек, скрывающий свою истинную натуру под маской набожности․ Он скуп, расчетлив и не гнушается нечестными методами для достижения своих целей․ Советник страстно влюблен в бригадиршу, однако его чувства скорее похожи на болезненную страсть, чем на искреннюю любовь․

Советница ⏤ молодая, умная и ироничная женщина, тяготящаяся жизнью с нелюбимым мужем․ Она образована, начитана и скептически относится к условностям светского общества․ Советница легко увлекается Иваном, находя в нем родственную душу, однако их роман обречен на провал из-за несерьезности и непостоянства обоих героев․

Софья (дочь советника) ⏤ скромная, благоразумная девушка, вынужденная подчиняться воле родителей․ Она не любит Ивана и мечтает о браке, основанном на взаимном чувстве и уважении․ Её сердце принадлежит Добролюбову ⸺ честному, благородному и преданному человеку, способному на глубокие и искренние чувства․

Добролюбов ⸺ положительный герой комедии, противопоставленный остальным персонажам․ Он умен, образован, честен и благороден․ Добролюбов влюблен в Софью и готов на все, чтобы добиться её руки․ В конце пьесы он вознагражден за свою верность и постоянство⁚ Софья отвечает ему взаимностью, а её родители, осознав свои ошибки, дают согласие на их брак․

Краткий вывод

Комедия «Бригадир» ⸺ яркий пример сатиры на нравы русского дворянства XVIII века․ Фонвизин беспощадно высмеивает невежество, косность, лицемерие, слепое подражание иностранщине, царящие в этой среде․

В центре сюжета ⏤ неудачная попытка сваковства между детьми двух семей, которая превращается в каскад комических ситуаций, обнажающих пороки и слабости каждого из персонажей․ Бригадир, грубый и невежественный солдафон, и его забитая жена, слепо следующая его воле, ⸺ воплощение невежества и отсутствия просвещения․ Их сын Иван, ослепленный ложным блеском французской культуры, выглядит жалким и смешным в своем слепом подражании иностранным модам․

Не менее гротескны и образы советника с женой․ Лицемерный и расчетливый советник, скрывающий свою подлую натуру под маской набожности, и его молодая жена, изнывающая от скуки и однообразия провинциальной жизни, ⏤ яркие представители бездуховности и морального упадка дворянского сословия․

На фоне этих порочных и нелепых персонажей особенно привлекательно выглядит образ Добролюбова ⸺ честного, благородного и просвещенного молодого человека, который в конце концов получает руку возлюбленной Софьи, доказывая, что истинные ценности ⏤ это не деньги и положение в обществе, а честь, достоинство и любовь․

«Бригадир» ⏤ не просто смешная комедия, но и острое социальное обличение, призывающее к просвещению, нравственному очищению и пересмотру устаревших жизненных устоев․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Мария

    «Недоросль» — это не просто комедия, это настоящая энциклопедия русской жизни XVIII века.

  2. Сергей

    Пьеса читается на одном дыхании! Интересно, как бы ее поставили на сцене в наше время?

  3. Дмитрий

    Интересно наблюдать за тем, как меняется язык пьесы от действия к действию. Сначала много старомодных выражений, но потом привыкаешь и начинаешь получать удовольствие от слога Фонвизина.

  4. Екатерина

    Образ Митрофанушки — вечный образ ленивого и избалованного маменькиного сынка. Сколько лет прошло, а такие «митрофанушки» все еще встречаются!

  5. Ирина

    Фонвизин мастерски использует прием «говорящих фамилий». Сразу понятно, кто есть кто в этой истории.

  6. Алексей

    Любовная линия в пьесе не менее интересна, чем сатирическая составляющая. Противопоставление искренних чувств Добролюбова и корыстной страсти советника заставляет задуматься.

  7. Ольга

    Классическая комедия положений! Фонвизин беспощадно высмеивает нравы своего времени, и, что удивительно, это актуально и по сей день.