Детство Миньки и Лели
Рассказчик по имени Митька вспоминал‚ как в детские годы они с сестрой Лелей обожали слушать разговоры взрослых во время застолья и даже комментировать их. Гостей это обычно забавляло‚ а родители‚ видя такую реакцию присутствующих‚ не одергивали детей и не выпроваживали из-за стола.
Неприятный случай за ужином
Но однажды случилась неприятность. Как-то на ужин был приглашен папин начальник‚ который принялся увлеченно рассказывать о том‚ как он героически спас пожарного на пожаре.
Детям эта история не понравилась‚ и‚ не вытерпев медленного повествования‚ Леля принялась перебивать мужчину‚ рассчитывая‚ что уж ее-то происшествие куда интереснее. Родители попытались пресечь попытки девочки вклиниться в монолог важного человека.
Поведение детворы возмутило и самого папиного начальника‚ и он спросил у родителей‚ почему дети у них находятся за одним столом со взрослыми и мешают говорить? Леля не унималась‚ а потому мама на нее цыкнула.
Тут еще Минька вставил реплику‚ чем довел начальника до истерики. Мужчина покраснел от гнева и высказал хозяевам претензию за плохое воспитание детей‚ ведь те не дают даже слово вставить при разговоре.
Папа тоже остался недоволен вызывающим поведением своих отпрысков‚ а потому с этого вечера запретил им присутствовать за ужином вместе со взрослыми. Пришлось Миньке и Леле удалиться в детскую комнату.
Наказание и новое правило
Наказание длилось два месяца‚ после чего детишки принялись упрашивать отца позволить им ужинать с родителями‚ бабушкой и гостями. Папа смилостивился и разрешил‚ но при условии‚ что малыши не вымолвят во время трапезы ни единого слова. Обещание исправно сдерживалось‚ а дети даже были довольны такому обстоятельству‚ поскольку их рты были заняты едой и разговаривать с набитым ртом не представлялось возможным.
Происшествие с маслом
Неприятность приключилась тогда‚ когда Минька попытался разогреть кусок замороженного масла на кончике ножа‚ чтобы оно лучше мазалось на булку. Мальчик не придумал ничего лучше‚ как подержать лезвие с кусочком масла над стаканом горячего чая‚ налитого для папиного начальника‚ потому что свою порцию проказник давно выпил.
Неожиданно кусок масла соскользнул с ножа и упал в чай. Никто‚ кроме Лели‚ на это не обратил внимания и ничего не заметил. Девочка хотела было сказать папиному начальнику‚ чтобы он не пил свой чай‚ превратившийся в куриный бульон‚ но‚ вспомнив о запрете‚ промолчала.
После этого начальник глотнул из своего стакана и закашлялся. Принялись выяснять‚ как масло попало в чай‚ спросили у детей. Леля и поведала‚ как Минька грел масло над стаканом и как оно упало внутрь.
«Золотые слова» отца
Кто-то из гостей заметил‚ что дети могли бы и сказать о случившемся‚ раз они все видели. Папин начальник тоже предъявил ребятам претензию и назвал их гадкими. Но дети оправдались‚ напомнив о родительском запрете что-либо говорить за столом. Тогда папа заявил‚ что его ребятишки не гадкие‚ а глупые⁚ не знают‚ когда нужно промолчать‚ а когда следует говорить.
Мама привела пример с пожаром‚ когда ради безопасности и спасения от гибели необходимо кричать‚ а не молчать. И бабушка вставила слово⁚ она всем налила по второму стакану чая‚ а Леле не успела‚ значит‚ поступила правильно? Папа заверил‚ что дети оказались не виноваты из-за своей глупости‚ а потому наказанию не подлежат. А Леле обязательно нужно налить чаю.
С тех пор рассказчик всегда придерживался правила⁚ всегда поступать согласно обстоятельствам и думать‚ прежде чем что-то сделать. Оттого в своей жизни он не приносил людям огорчений‚ не подводил их‚ и от осознания этого испытывал счастье. Ведь еще один мудрец когда-то изрек‚ перед тем как его казнили⁚ «Никого нельзя назвать счастливым раньше его смерти».
Коротко о главных персонажах
Минька — главный герой рассказа‚ от лица которого ведётся повествование. В начале произведения он предстаёт перед нами как маленький мальчик‚ который вместе со своей сестрой Лелей любит присутствовать на взрослых застольях.
Минька‚ как и его сестра‚ не отличается примерным поведением⁚ он вмешивается в разговоры взрослых‚ чем вызывает их недовольство. Однако впоследствии с героем происходит перевоспитание. После случая с маслом в чае папиного начальника Минька усваивает урок‚ данный ему отцом‚ и начинает понимать‚ что нужно всегда действовать по ситуации‚ а не слепо следовать правилам.
Леля — сестра Миньки‚ которая также является неотъемлемым участником всех детских проказ. Она‚ как и брат‚ любит вставлять свои реплики в разговоры взрослых‚ чем нередко вызывает их гнев.
Леля — очень непосредственная и эмоциональная девочка. Она живо реагирует на все происходящие события‚ о чём свидетельствует эпизод‚ в котором она пытается предупредить папиного начальника о масле в чае‚ но‚ вспомнив о запрете отца разговаривать за столом‚ сдерживается.
Отец — глава семейства‚ который пытается привить своим детям хорошие манеры. Он достаточно строг⁚ наказывает Миньку и Лелю за неподобающее поведение‚ запретив им сидеть за общим столом.
Однако отец не лишён и чувства юмора‚ о чём свидетельствует эпизод‚ в котором он называет своих детей «не гадкими‚ а глупыми». Несмотря на всю строгость‚ отец очень любит своих детей и‚ наказывая их‚ желает им только добра.
Мать, более мягкая по сравнению с отцом. Она пытается сгладить конфликтные ситуации‚ возникающие между детьми и взрослыми. Так‚ например‚ она пытается успокоить папиного начальника‚ возмущённого поведением Миньки и Лели. Мать‚ как и отец‚ старается научить детей хорошим манерам‚ приводя им различные примеры.
Папин начальник — второстепенный персонаж‚ который является собирательным образом советского человека‚ привыкшего к соблюдению субординации и этикета. Он не терпит фамильярности и‚ как все взрослые‚ считает‚ что дети должны вести себя тихо и незаметно.
Папин начальник — достаточно всспыльчивый человек‚ о чём свидетельствует его бурная реакция на замечания Лели. Однако он незлопамятен и отходчив‚ так как впоследствии не держит зла на детей‚ а даже‚ наоборот‚ пытается их чему-то научить.
Краткий вывод
Рассказ Михаила Зощенко «Золотые слова» — это поучительная история о важности гибкости и умения действовать по ситуации. Автор в свойственной ему сатирической манере высмеивает формализм и лицемерие взрослых‚ которые требуют от детей беспрекословного послушания‚ но при этом сами не всегда следуют своим же правилам.
Главная мысль произведения заключается в том‚ что не существует универсальных правил‚ которые подходят для всех случаев жизни. Иногда слепое следование инструкциям может привести к абсурдным и даже опасным последствиям. Важно уметь анализировать ситуацию и принимать решения‚ исходя из здравого смысла.
Рассказ учит нас не бояться высказывать своё мнение и поступать по совести‚ даже если это идёт вразрез с установленными нормами. Важно помнить‚ что молчание в некоторых ситуациях может быть равносильно соучастию в преступлении.
Произведение Зощенко актуально и по сей день‚ так как проблема воспитания детей и взаимоотношений поколений остаётся одной из самых острых в современном обществе. «Золотые слова» — это не просто рассказ для детей‚ но и глубокое философское произведение‚ которое заставляет задуматься о важных жизненных ценностях.
Рассказ оставляет после себя лёгкую грусть и одновременно светлую надежду на то‚ что новое поколение‚ наученное на ошибках своих родителей‚ будет более свободным‚ честным и справедливым.
Интересная история из детства! Дети всегда такие непосредственные, не задумываются о последствиях. Хорошо показывает, как важно учить детей правилам поведения за столом.
Поучительная история о том, как важно с детства учить детей правилам этикета. Ведь незнание этих правил может привести к неприятным ситуациям.
Напомнило мне мое детство! Мы тоже любили слушать разговоры взрослых, иногда вставляли свои комментарии. Правда, до такого конфуза, как у Миньки и Лели, не доходило.
Минька и Леля, конечно, получили хороший урок! Надеюсь, после этого случая они стали более внимательными к чувствам других людей и к правилам поведения за столом.
Забавный рассказ! Дети, конечно, были не правы, перебивая взрослого. Но реакция начальника тоже оставляет желать лучшего. Неужели нельзя было отнестись к шалостям детей с юмором?