Глава I. Утро в доме Иртеньевых
Десятилетний Николенька Иртеньев просыпается от того, что учитель Карл Иванович убивает муху над его кроватью. Мальчик сначала злится, но потом его охватывает раскаяние. Он придумывает, что плачет из-за грустного сна о смерти матери. После умывания Николенька с братом Володей отправляются на занятия.
Глава II. Маман
После уроков Николенька спускается к завтраку. В столовой его уже ждёт маман — воплощение любви и нежности. Её образ озаряет всё повествование светом тепла и доброты. Маман интересуется здоровьем сына, ласково целует его и братьев. Она — центр их маленького мира, лучезарное солнце, вокруг которого вращаются их детские вселенные.
Маман, Наталья Николаевна Иртеньева,, женщина необыкновенной душевной красоты. Её портрет автор рисует с особой теплотой, подчёркивая не внешнюю, а внутреннюю привлекательность. Она невысокого роста, полная, с добрыми, лучистыми глазами и нежной улыбкой, которая озаряет всё её лицо. Маман всегда одета просто, но со вкусом, предпочитая светлые тона, которые подчёркивают её мягкость и женственность.
Главное в облике маман, не черты лица, а то, как она держится, как говорит, как смотрит. В каждом её жесте, в каждом слове сквозит безграничная любовь к детям, забота о них, желание оградить от всех невзгод. Маман — это воплощение домашнего очага, тепла, уюта, безопасности. Рядом с ней дети чувствуют себя любимыми, защищёнными от всех бед.
Она обладает удивительной способностью создавать вокруг себя атмосферу любви и гармонии. Её негромкий голос, ласковые прикосновения, умение выслушать и понять делают её центром притяжения для всей семьи.
Образ маман — один из самых светлых и трогательных в русской литературе. Он напоминает нам о том, как важна в жизни каждого человека материнская любовь, как сильна и всеобъемлюща она может быть. Маман — это идеал материнства, к которому стремится каждый ребёнок и который он пронесёт через всю свою жизнь.
Глава III. Папа
После завтрака с маман, наполненного теплом и заботой, Николенька с братьями отправляются в кабинет к отцу. Атмосфера в этой комнате разительно отличается от той, что царила за столом с матерью. Здесь царит деловитая, даже немного суровая обстановка.
Отец, Петр Александрович Иртеньев, ⎼ человек статный и импозантный. Он производит впечатление уверенного в себе, властного барича, привыкшего к повиновению. В его образе чувствуется пропасть, отделяющая его от мира детства, от той непосредственности и чистоты, что воплощает в себе маман.
Отец сообщает детям неожиданную новость⁚ Николенька и Володя должны ехать с ним в Москву, чтобы учиться там дальше. Эта новость становится для Николеньки и радостью, и грустью одновременно. Он рад возможности увидеть большой город, но в то же время ему невыносима мысль о разлуке с маман и с милым его сердцу домом.
В этой главе автор противопоставляет два мира ⎼ мир детства, символом которого является маман, и мир взрослых, представленный отцом. Первый мир ⎼ это мир любви, нежности, беззаботности, второй ⎼ мир долга, амбиций, стремления к успеху. И Николенька стоит на пороге этого нового, неизведанного мира, который встречает его холодом и отчужденностью.
Глава IV. Классы
Несмотря на перемены, витающие в воздухе, утро в доме Иртеньевых начинается как обычно. Карл Иванович, добрый, но немного чудаковатый учитель, продолжает заниматься с Николенькой и Володей. Он преподает им немецкий язык, историю и другие науки. Но сегодня атмосфера в классе наполнена грустью и тревогой.
Николенька чувствует напряжение, исходящее от Карла Ивановича. Оказывается, родители решили отказаться от его услуг в связи с переездом. Это известие глубоко ранит старого учителя, который привязался к детям и считает их почти родными.
Николеньке тоже невыносимо грустно расставаться с Карлом Ивановичем. Он вспоминает все те дни, что они провели вместе, все уроки, прогулки, разговоры. Карл Иванович, несмотря на свою строгость, всегда был справедлив к нему, и Николенька искренне любил старика.
Эта глава продолжает тему расставания с детством, с тем миром, где все было просто и понятно. Уход Карла Ивановича символизирует окончание детской поры, начало нового, более сложного и непредсказуемого этапа в жизни Николеньки. Мальчику предстоит столкнуться с новыми людьми, новыми обстоятельствами, и ему будет не хватать той поддержки и понимания, которые он всегда находил в лице своего старого учителя.
Глава V. Юродивый
В доме Иртеньевых царит атмосфера волнения перед отъездом. Взрослые заняты сборами, а дети предоставлены сами себе. В этот день в гости к маман приходит юродивый Гриша. Это событие производит на Николеньку неизгладимое впечатление.
Юродивый Гриша ⎼ фигура загадочная и даже страшноватая для детей. Он одет в лохмотья, волосы его спутаны, а взор кажется непристальным и пронзительным. Маман относится к нему с особым уважением и почтением, что ещё больше интригует Николеньку;
Во время обеда Гриша сидит за отдельным столом и ест молча, не обращая внимания на окружающих. Дети с любопытством и некоторым страхом наблюдают за ним. После обеда Гриша уединяется в своей комнате, и дети, подстрекаемые любопытством, решают подсмотреть за ним.
Они видят, как Гриша молится, и слышать его невнятное бормотание. Внезапно дети случайно роняют стул, и Гриша, услышав шум, в ужасе прячется. Этот случай сильно поражает Николеньку. Он начинает думать о том, что скрывается за странным поведением юродивого, какая тайна кроется в его душе.
Образ юродивого Гриши вносит в повествование элемент мистики и таинственности. Он символизирует соприкосновение с миром иным, непознаваемым. Встреча с Гришей заставляет Николеньку задуматься о сложности и противоречивости жизни, о том, что не все в этом мире поддается рациональному объяснению.
Коротко о главных персонажах
В повести «Детство» Л.Н. Толстой с удивительной теплотой и пронзительностью рисует портреты своих героев, каждый из которых является яркой индивидуальностью, оставляющей след в душе читателя.
Николенька Иртеньев
Главный герой, от лица которого ведется повествование. Десятилетний мальчик, чувствительный, впечатлительный, на все реагирующий очень эмоционально. Он стремится понять мир вокруг себя, разобраться в своих чувствах, найти свое место в жизни. Николенька бесконечно любит свою маман, уважает отца, привязан к старому учителю Карлу Ивановичу. Он находится в том возрасте, когда детство ещё не кончилось, но уже начинает ощущаться дыхание взрослой жизни со всеми её сложностями и противоречиями.
Маман
Наталья Николаевна Иртеньева, мать Николеньки ⎼ центральный женский образ повести, воплощение любви, нежности, душевной красоты. Она живет интересами своей семьи, всецело посвящая себя мужу и детям. Маман обладает удивительным даром создавать атмосферу тепла и уюта, она всегда готова выслушать, понять, простить. Её образ ассоциируется у Николеньки с домом, с детством, со всем самым светлым и радостным в жизни.
Папа
Петр Александрович Иртеньев, отец Николеньки ⎼ человек властный, строгий, сдержанный в проявлении чувств. Он принадлежит к типу людей, для которых важны внешний блеск, успех в свете, материальное благополучие. Отец любит своих детей, но не умеет выражать свою любовь так же непосредственно и открыто, как маман. Он представляет собой мир взрослых, который часто кажется Николеньке чужим и непонятным;
Помимо этих персонажей, в повести действуют и другие, не менее яркие и запоминающиеся образы⁚ Карл Иванович, юродивый Гриша, брат Володя, сестра Любочка и многие другие. Каждый из них вносит свой вклад в создание общей картины детства Николеньки, помогая ему понять себя и окружающий мир.
Краткий вывод
Повесть Л.Н. Толстого «Детство» — это не просто описание событий из жизни десятилетнего мальчика. Это глубокое и пронзительное исследование внутреннего мира ребенка, его взросления, становления личности. Автор показывает, как формируется характер человека под влиянием семьи, окружения, первых жизненных уроков.
В центре повествования — образ маман, воплощение любви, нежности, душевного тепла. Она — нравственный ориентир для Николеньки, ее образ озаряет собой все произведение, даже когда речь идет о грустных и тяжелых переживаниях. Противопоставленный ей образ отца воплощает собой мир взрослых с его амбициями, стремлением к успеху, часто чуждым детской непосредственности и чистоте.
Переезд в Москву становится для Николеньки своеобразным рубежом, отделяющим детство от отрочества. Он покидает родной дом, расстается с любимым учителем, вступает в новый, незнакомый мир со своими законами и правилами.
В повести затрагиваются важные нравственные проблемы⁚ добро и зло, любовь и ненависть, искренность и лицемерие. Автор показывает, как важно сохранить в себе детскую чистоту, способность любить, сопереживать, видеть красоту в обыденном.
«Детство» , это книга о том, как важно ценить близких людей, беречь в себе светлые воспоминания о детстве, нести их через всю жизнь, как важно оставаться человеком в любой ситуации. Это произведение, которое не оставляет равнодушным ни одного читателя, независимо от возраста и жизненного опыта. Оно заставляет задуматься о своем детстве, о своих родителях, о том, каким человеком ты стал и каким хочешь быть.
Прекрасное начало! Автор сразу погружает нас в атмосферу дворянской усадьбы.
Интересно наблюдать за тем, как автор описывает быт и нравы того времени.
Какой чудесный язык! Автор так тонко передаёт чувства и переживания мальчика. Сразу вспоминается детство.
Очень трогательно описаны отношения между братьями. Чувствуется настоящая братская любовь.
Образ маман — это что-то невероятное! Настоящий идеал материнской любви и заботы.
С нетерпением жду продолжения! Хочется узнать, как сложится судьба Николеньки.
Замечательный слог! Читается легко и с удовольствием.
Очень интересно наблюдать за развитием характера главного героя.