- Краткое содержание «Дьяволиады» Михаила Булгакова
- Варфоломей Коротков и его работа в Спимате
- Бюрократический абсурд и появление двойников
- Преследование Кальсонера и безумие Короткова
- Смысл произведения и его актуальность
- Образ «маленького человека» в условиях советской системы
- Коротко о главных персонажах
- Варфоломей Коротков
- Кальсонер (ы)
- Другие персонажи
- Значение образов
- Краткий вывод
Краткое содержание «Дьяволиады» Михаила Булгакова
Повесть Михаила Булгакова «Дьяволиада» рассказывает о Варфоломее Короткове, обычном делопроизводителе в «Спимате». Жизнь Короткова переворачивается с ног на голову после того, как он обнаруживает недостачу спичек в своем жаловании. Он оказывается втянут в водоворот бюрократического абсурда, сталкиваясь с таинственными двойниками Кальсонера, своим начальником.
Варфоломей Коротков и его работа в Спимате
Варфоломей Коротков, тихий и неприметный человек, трудился делопроизводителем в Главцентрбазспимате ⎻ учреждении, которое в водовороте сокращений именовалось просто Спимат. Он был, как говорится, винтиком в огромной машине советской бюрократии. Одиннадцать месяцев размеренной службы убедили Короткова в незыблемости его мира, где каждый день был похож на предыдущий.
Работа Короткова, как и сама организация Спимата, была пропитана абсурдом. Вместо того, чтобы заниматься снабжением спичками, учреждение превратилось в лабиринт бессмысленных приказов, циркуляров и докладов. Коротков, как и его коллеги, проводил дни за составлением никому не нужных бумаг, в атмосфере всеобщего страха и подозрительности.
Однажды, получив жалованье, Коротков обнаруживает, что ему не хватает трех коробков спичек. Эта, казалось бы, мелкая неприятность становится началом его кошмарного путешествия вглубь бюрократической машины. Пытаясь добиться справедливости и вернуть пропажу, Коротков сталкивается с глухой стеной непонимания и равнодушия.
Спимат, как микрокосм советского общества того времени, показан Булгаковым местом, где царят произвол, чиновничий беспредел и абсурд. Здесь человеческая личность нивелируется, превращаясь в безликую шестеренку системы.
Бюрократический абсурд и появление двойников
Попытки Короткова разобраться с пропавшими спичками приводят его к столкновению с начальником, таинственным Кальсонером. Этот персонаж становится воплощением бюрократического абсурда и неумолимой силы системы, противостоящей «маленькому человеку».
Встречи Короткова с Кальсонером превращаются в кафкианский кошмар. Каждый раз начальник предстает в новом облике⁚ то с бородой, то гладко выбритый, то с угрожающим выражением лица, то с фальшивой улыбкой. Все эти перевоплощения дезориентируют Короткова, лишая его последних крупиц уверенности и здравомыслия.
Появление двойников – не просто фантасмагорический прием. Это метафора безликости и неуловимости власти, с которой сталкивается Коротков. Он пытается найти логику в действиях начальника, объяснить происходящее рационально, но терпит неудачу. Система предстает перед ним хаотичным, непредсказуемым и враждебным механизмом.
С каждой новой встречей с Кальсонером Коротков все глубже погружается в пучину безумия. Реальность вокруг него становится все более иллюзорной, а он сам , заложником абсурдных обстоятельств, порожденных бюрократической машиной.
Преследование Кальсонера и безумие Короткова
Одержимый идеей найти настоящего Кальсонера и добиться справедливости, Коротков бросается в безумную погоню за своим неуловимым начальником. Он мечется по лабиринтам учреждения, преследует его тень в городе, цепляясь за обрывки слухов и догадок.
Каждый раз, когда Коротков думает, что вот-вот настигнет Кальсонера, тот ускользает, оставляя героя один на один с его нарастающим безумием. Границы реальности становятся все более зыбкими, а сам Коротков превращается в игрушку в руках абсурда.
В погоне за Кальсонером Коротков сталкивается с гротескными персонажами, каждый из которых олицетворяет собой отдельную грань бюрократической машины⁚ безликими чиновниками, истеричными машинистками, равнодушными прохожими. Все они ─ винтики системы, которая перемалывает человеческую индивидуальность.
Постепенно Коротков теряет связь с реальностью. Он уже не может отличить правду от иллюзии, его преследуют видения, он слышит голоса. Безумие становится единственной возможной реакцией на абсурд окружающего мира.
Смысл произведения и его актуальность
«Дьяволиада» ⎻ это не просто сатирическое изображение советской бюрократии 20-х годов. Это философская притча о столкновении маленького человека с бездушной и абсурдной системой. Булгаков мастерски использует гротеск, сатиру и элементы фантасмагории, чтобы показать безысходность положения личности, попавшей в жернова тоталитарного государства.
Пропавшие спички становятся метафорой любой несправедливости, с которой человек может столкнуться в системе, основанной на произволе и беззаконии. Коротков, пытаясь добиться правды, превращается в жертву, разрушаемую собственным бессилием и абсурдностью окружающей действительности.
Актуальность «Дьяволиады» не ограничивается советским периодом. Бюрократический абсурд, подавление личности, страх и безумие ⎻ это темы, которые остаются актуальными и в наше время. Произведение Булгакова служит напоминанием о том, насколько важно сохранять человеческое достоинство и здравый смысл в любых, даже самых сложных жизненных ситуациях.
«Дьяволиада» ─ это не просто литературный памятник прошлому, но и предостережение будущему. Произведение, которое заставляет задуматься о том, какое место занимает человек в современном мире и как сохранить себя в условиях постоянно меняющейся действительности.
Образ «маленького человека» в условиях советской системы
В образе Варфоломея Короткова Булгаков воплотил трагедию «маленького человека», затерянного в хаотичном и бездушном мире советской системы. Коротков – типичный рядовой обыватель, неприметный винтик огромной машины, стремящийся к тихой и размеренной жизни.
Он не бунтарь, не борец за справедливость, а скорее жертва обстоятельств, неспособная противостоять абсурду и произволу. Столкнувшись с несправедливостью, Коротков пытается действовать по правилам, апеллируя к здравому смыслу и логике. Однако система, созданная на страхе и подавлении, не оставляет ему шанса на победу.
Безысходность положения Короткова подчеркивается гротескными образами двойников Кальсонера. «Маленький человек» оказывается один на один с безликой и неумолимой силой, которая ломает его волю и разум.
Булгаков показывает, как советская система превращает индивида в легкоуправляемую массу, лишая его собственного голоса и права на индивидуальность. Коротков, утративший разум в конце повести, – это предостережение о том, к чему может привести бездушное и тоталитарное общество.
Коротко о главных персонажах
Варфоломей Коротков
Главный герой повести, мелкий служащий Спимата (Главсбыткомсбытпромторга). Коротков ⎻ типичный «маленький человек» ⎻ робкий, забитый и безынициативный. Он свято верит в силу бюрократических процедур, видя в них единственный способ восстановить справедливость. Однако столкновение с абсурдом системы приводит его к полному краху и потере расcудка.
Кальсонер (ы)
Начальник Короткова, предстающий в повести в виде нескольких двойников. Каждый из них отличается внешностью и манерами, но всех их объединяет одно ⎻ властность, беспринципность и равнодушие к судьбе подчиненных. Кальсонер ─ воплощение безликой и неумолимой бюрократической машины, которая перемалывает человеческие судьбы.
Другие персонажи
В повести также фигурируют и другие персонажи, которые помогают раскрыть атмосферу абсурда и безумия, царящую в советском учреждении. Это и истеричная секретарша Лидочка, и гротескный лысый чиновник, и странный старичок с вечным списком в руках. Каждый из них ─ яркая иллюстрация того, как система деформирует человеческую психику, превращая людей в бездушных исполнителей.
Значение образов
Образы персонажей «Дьяволиады» не случайны. Булгаков мастерски использует гротеск и сатиру, чтобы показать уродливую природу тоталитарного государства, в котором человек превращается в ничтожную песчинку, а власть становится самоцелью. «Маленький человек» Коротков, безуспешно борющийся с системой, ⎻ это символ трагедии личности, попавшей в жернова репрессивного режима.
Краткий вывод
«Дьяволиада» Михаила Булгакова – небольшая по объему, но емкая по содержанию повесть, которая с помощью сатиры и гротеска раскрывает порочность тоталитарной системы и ее разрушительное воздействие на человека.
История Варфоломея Короткова – это история многих «маленьких людей», которые оказались сломлены и раздавлены бездушной машиной государства. В погоне за иллюзорной справедливостью герой теряет себя, сходит с ума и превращается в тень собственной личности.
Булгаков мастерски изображает абсурд бюрократической системы, где царят произвол, беззаконие и бесчеловечность. Двойники Кальсонера, с их неуловимостью и непостижимостью, становятся символом этой безудержной силы, которая перемалывает все на своем пути.
Несмотря на трагизм сюжета, «Дьяволиада» не лишена и сатирических нот. Булгаков высмеивает глупость, чванство и беспринципность чиновников, создавая яркие и запоминающиеся образы.
Повесть актуальна и в наши дни, напоминая о важности сохранения человеческого достоинства и критического мышления в любых условиях. «Дьяволиада» – это предостережение о том, к чему может привести бездумное поклонение власти и отказ от собственной индивидуальности.
Не согласен с интерпретацией образа Короткова. Он не просто жертва, в нем есть и бунтарское начало.
Интересный анализ «Дьяволиады»! Булгаков гениально высмеивает бюрократию, и эта статья хорошо это передает.
Статья напомнила мне о том, как важно бороться с абсурдом в нашей жизни. Коротков, хоть и маленький человек, но не сдается.
Хорошо написано, но мне не хватило разбора образа Кальсонера. Он ведь ключевой персонаж, воплощение системы.
Статья помогла лучше понять смысл «Дьяволиады». Булгаков — мастер сатиры!
Спасибо за статью! «Дьяволиада» — очень актуальная и сегодня повесть, к сожалению.