Дьяволиада: Погружение в Абсурд Бюрократии

Дьяволиада: Погружение в Абсурд Бюрократии Краткие пересказы

Краткое содержание «Дьяволиады» Михаила Булгакова

Повесть Михаила Булгакова «Дьяволиада» рассказывает о Варфоломее Короткове, обычном делопроизводителе в «Спимате».​ Жизнь Короткова переворачивается с ног на голову после того, как он обнаруживает недостачу спичек в своем жаловании.​ Он оказывается втянут в водоворот бюрократического абсурда, сталкиваясь с таинственными двойниками Кальсонера, своим начальником.

Варфоломей Коротков и его работа в Спимате

Варфоломей Коротков, тихий и неприметный человек, трудился делопроизводителем в Главцентрбазспимате ⎻ учреждении, которое в водовороте сокращений именовалось просто Спимат.​ Он был, как говорится, винтиком в огромной машине советской бюрократии.​ Одиннадцать месяцев размеренной службы убедили Короткова в незыблемости его мира, где каждый день был похож на предыдущий.​

Работа Короткова, как и сама организация Спимата, была пропитана абсурдом.​ Вместо того, чтобы заниматься снабжением спичками, учреждение превратилось в лабиринт бессмысленных приказов, циркуляров и докладов.​ Коротков, как и его коллеги, проводил дни за составлением никому не нужных бумаг, в атмосфере всеобщего страха и подозрительности.​

Однажды, получив жалованье, Коротков обнаруживает, что ему не хватает трех коробков спичек.​ Эта, казалось бы, мелкая неприятность становится началом его кошмарного путешествия вглубь бюрократической машины.​ Пытаясь добиться справедливости и вернуть пропажу, Коротков сталкивается с глухой стеной непонимания и равнодушия.​

Спимат, как микрокосм советского общества того времени, показан Булгаковым местом, где царят произвол, чиновничий беспредел и абсурд. Здесь человеческая личность нивелируется, превращаясь в безликую шестеренку системы.​

Бюрократический абсурд и появление двойников

Попытки Короткова разобраться с пропавшими спичками приводят его к столкновению с начальником, таинственным Кальсонером.​ Этот персонаж становится воплощением бюрократического абсурда и неумолимой силы системы, противостоящей «маленькому человеку».​

Встречи Короткова с Кальсонером превращаются в кафкианский кошмар.​ Каждый раз начальник предстает в новом облике⁚ то с бородой, то гладко выбритый, то с угрожающим выражением лица, то с фальшивой улыбкой.​ Все эти перевоплощения дезориентируют Короткова, лишая его последних крупиц уверенности и здравомыслия.​

Появление двойников – не просто фантасмагорический прием.​ Это метафора безликости и неуловимости власти, с которой сталкивается Коротков.​ Он пытается найти логику в действиях начальника, объяснить происходящее рационально, но терпит неудачу.​ Система предстает перед ним хаотичным, непредсказуемым и враждебным механизмом.​

С каждой новой встречей с Кальсонером Коротков все глубже погружается в пучину безумия.​ Реальность вокруг него становится все более иллюзорной, а он сам , заложником абсурдных обстоятельств, порожденных бюрократической машиной.​

Преследование Кальсонера и безумие Короткова

Одержимый идеей найти настоящего Кальсонера и добиться справедливости, Коротков бросается в безумную погоню за своим неуловимым начальником.​ Он мечется по лабиринтам учреждения, преследует его тень в городе, цепляясь за обрывки слухов и догадок.​

Каждый раз, когда Коротков думает, что вот-вот настигнет Кальсонера, тот ускользает, оставляя героя один на один с его нарастающим безумием. Границы реальности становятся все более зыбкими, а сам Коротков превращается в игрушку в руках абсурда.​

В погоне за Кальсонером Коротков сталкивается с гротескными персонажами, каждый из которых олицетворяет собой отдельную грань бюрократической машины⁚ безликими чиновниками, истеричными машинистками, равнодушными прохожими.​ Все они ─ винтики системы, которая перемалывает человеческую индивидуальность.​

Постепенно Коротков теряет связь с реальностью.​ Он уже не может отличить правду от иллюзии, его преследуют видения, он слышит голоса.​ Безумие становится единственной возможной реакцией на абсурд окружающего мира.​

Смысл произведения и его актуальность

«Дьяволиада» ⎻ это не просто сатирическое изображение советской бюрократии 20-х годов. Это философская притча о столкновении маленького человека с бездушной и абсурдной системой.​ Булгаков мастерски использует гротеск, сатиру и элементы фантасмагории, чтобы показать безысходность положения личности, попавшей в жернова тоталитарного государства.

Пропавшие спички становятся метафорой любой несправедливости, с которой человек может столкнуться в системе, основанной на произволе и беззаконии.​ Коротков, пытаясь добиться правды, превращается в жертву, разрушаемую собственным бессилием и абсурдностью окружающей действительности.

Актуальность «Дьяволиады» не ограничивается советским периодом.​ Бюрократический абсурд, подавление личности, страх и безумие ⎻ это темы, которые остаются актуальными и в наше время.​ Произведение Булгакова служит напоминанием о том, насколько важно сохранять человеческое достоинство и здравый смысл в любых, даже самых сложных жизненных ситуациях.​

«Дьяволиада» ─ это не просто литературный памятник прошлому, но и предостережение будущему.​ Произведение, которое заставляет задуматься о том, какое место занимает человек в современном мире и как сохранить себя в условиях постоянно меняющейся действительности.

Образ «маленького человека» в условиях советской системы

В образе Варфоломея Короткова Булгаков воплотил трагедию «маленького человека», затерянного в хаотичном и бездушном мире советской системы. Коротков – типичный рядовой обыватель, неприметный винтик огромной машины, стремящийся к тихой и размеренной жизни.​

Он не бунтарь, не борец за справедливость, а скорее жертва обстоятельств, неспособная противостоять абсурду и произволу.​ Столкнувшись с несправедливостью, Коротков пытается действовать по правилам, апеллируя к здравому смыслу и логике. Однако система, созданная на страхе и подавлении, не оставляет ему шанса на победу.​

Безысходность положения Короткова подчеркивается гротескными образами двойников Кальсонера.​ «Маленький человек» оказывается один на один с безликой и неумолимой силой, которая ломает его волю и разум.​

Булгаков показывает, как советская система превращает индивида в легкоуправляемую массу, лишая его собственного голоса и права на индивидуальность.​ Коротков, утративший разум в конце повести, – это предостережение о том, к чему может привести бездушное и тоталитарное общество.​

Коротко о главных персонажах

Варфоломей Коротков

Главный герой повести, мелкий служащий Спимата (Главсбыткомсбытпромторга).​ Коротков ⎻ типичный «маленький человек» ⎻ робкий, забитый и безынициативный.​ Он свято верит в силу бюрократических процедур, видя в них единственный способ восстановить справедливость.​ Однако столкновение с абсурдом системы приводит его к полному краху и потере расcудка.​

Кальсонер (ы)

Начальник Короткова, предстающий в повести в виде нескольких двойников.​ Каждый из них отличается внешностью и манерами, но всех их объединяет одно ⎻ властность, беспринципность и равнодушие к судьбе подчиненных.​ Кальсонер ─ воплощение безликой и неумолимой бюрократической машины, которая перемалывает человеческие судьбы.​

Другие персонажи

В повести также фигурируют и другие персонажи, которые помогают раскрыть атмосферу абсурда и безумия, царящую в советском учреждении.​ Это и истеричная секретарша Лидочка, и гротескный лысый чиновник, и странный старичок с вечным списком в руках. Каждый из них ─ яркая иллюстрация того, как система деформирует человеческую психику, превращая людей в бездушных исполнителей.​

Значение образов

Образы персонажей «Дьяволиады» не случайны. Булгаков мастерски использует гротеск и сатиру, чтобы показать уродливую природу тоталитарного государства, в котором человек превращается в ничтожную песчинку, а власть становится самоцелью. «Маленький человек» Коротков, безуспешно борющийся с системой, ⎻ это символ трагедии личности, попавшей в жернова репрессивного режима.​

Краткий вывод

«Дьяволиада» Михаила Булгакова – небольшая по объему, но емкая по содержанию повесть, которая с помощью сатиры и гротеска раскрывает порочность тоталитарной системы и ее разрушительное воздействие на человека.​

История Варфоломея Короткова – это история многих «маленьких людей», которые оказались сломлены и раздавлены бездушной машиной государства.​ В погоне за иллюзорной справедливостью герой теряет себя, сходит с ума и превращается в тень собственной личности.

Булгаков мастерски изображает абсурд бюрократической системы, где царят произвол, беззаконие и бесчеловечность.​ Двойники Кальсонера, с их неуловимостью и непостижимостью, становятся символом этой безудержной силы, которая перемалывает все на своем пути.​

Несмотря на трагизм сюжета, «Дьяволиада» не лишена и сатирических нот.​ Булгаков высмеивает глупость, чванство и беспринципность чиновников, создавая яркие и запоминающиеся образы.​

Повесть актуальна и в наши дни, напоминая о важности сохранения человеческого достоинства и критического мышления в любых условиях. «Дьяволиада» – это предостережение о том, к чему может привести бездумное поклонение власти и отказ от собственной индивидуальности.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Иван

    Не согласен с интерпретацией образа Короткова. Он не просто жертва, в нем есть и бунтарское начало.

  2. Антон

    Интересный анализ «Дьяволиады»! Булгаков гениально высмеивает бюрократию, и эта статья хорошо это передает.

  3. Мария

    Статья напомнила мне о том, как важно бороться с абсурдом в нашей жизни. Коротков, хоть и маленький человек, но не сдается.

  4. Дмитрий

    Хорошо написано, но мне не хватило разбора образа Кальсонера. Он ведь ключевой персонаж, воплощение системы.

  5. Екатерина

    Статья помогла лучше понять смысл «Дьяволиады». Булгаков — мастер сатиры!

  6. Ольга

    Спасибо за статью! «Дьяволиада» — очень актуальная и сегодня повесть, к сожалению.