Домик в Коломне: шутливая поэма Пушкина о переодетом гусаре и незадачливых женщинах

Домик в Коломне: шутливая поэма Пушкина о переодетом гусаре и незадачливых женщинах Краткие пересказы

Вступление

В своей шутливой поэме «Домик в Коломне» Александр Сергеевич Пушкин с присущей ему лёгкостью и иронией рассказывает историю о вдове и её дочери Параше, которые жили в ветхой лачуге․ Однажды, оставшись без кухарки, они нанимают на её место девушку по имени Мавра․

Лирическое отступление автора о стихотворных размерах

Прежде чем погрузиться в незатейливый сюжет о вдове, Параше и загадочной Мавре, Пушкин, как искусный мастер, играючи настраивает свой инструмент – поэтический слог․ Он заводит шутливую беседу с читателем о стихотворных размерах․ Четырехстопный ямб? Слишком привычно, заезжено, как старая пластинка․

Автор с лукавством заявляет⁚


«Четырехстопный ямб мне надоел⁚
Им пишет всякой․ Мальчикам в забаву
Пора б его оставить․․․»


Он словно ищет что-то свежее, новое звучание, и его взор падает на октаву – восьмистишие с определённой схемой рифмовки․ Вызов брошен, эксперимент начат! Но и тут Пушкин не упускает возможности поддразнить любителей «высокой» поэзии․ Он сравнивает поэтический слог с армией, где «все годны в строй», и с улыбкой замечает⁚ «у нас ведь не гарад»․

Даже выбор рифмы превращается в маленькое литературное хулиганство․ Пушкин намеренно использует глагольные рифмы, которые считались в то время приметой низкого стиля․ Он словно бросает вызов устоявшимся канонам, разрушает стереотипы, утверждая право художника на свободу выбора․


«Мне рифмы нужны; все готов сберечь я,
Хоть весь словарь; что слог, то и солдат –
Все годны в строй⁚ у нас ведь не гарад»․

Так, в лёгкой, ироничной форме Пушкин обозначает важнейший принцип своей поэтики⁚ стих не должен быть застывшей формой, он должен жить, дышать, отражая многообразие самой жизни․

История вдовы, Параши и Мавруши

Перенесёмся теперь в скромный домик в Коломне, где разворачивается незатейливая история, рассказанная Пушкиным․ Главные героини ⎻ вдова и её дочь Параша․ Вдова – типичная представительница своего времени, набожная, хозяйственная, немного наивная․ Параша – молодая девушка, наделённая «вкусом образованным», умеющая играть на гитаре и петь романсы․

Их размеренная жизнь нарушается неожиданным событием⁚ умирает старая стряпуха․ Вдова с дочерью отправляются на поиски новой помощницы, и тут на сцену выходит таинственная Мавруша․

Параша приводит её в дом, и с этого момента в повествование вплетается нить интриги․ Мавруша – персонаж загадочный․ Она соглашается на мизерную плату, плохо справляется с хозяйством, выглядит неуклюжей и неразговорчивой;

Пушкин мастерски нагнетает атмосферу тайны, подчеркивая странности новой кухарки․ Вдова начинает подозревать неладное⁚


«Не знаю, что в ней мать моя нашла;
Мне странною казалась Мавруша․․․»

Предчувствие вдовы оправдается самым неожиданным образом, но до развязки этой забавной истории ещё далеко․

Развязка⁚ исчезновение Мавруши и реакция женщин

Развязка наступает внезапно, как грозовой разряд․ В воскресенье вдова с дочерью отправляются к обедне, оставив Маврушу дома․ По дороге вдову одолевают сомнения⁚ а вдруг новая кухарка решит их обокрасть?​

Охваченная тревогой, она возвращается домой и становится свидетельницей необычной картины․ Мавруша, стоя перед зеркальцем Параши, спокойно… бреет себе бороду!​

Секрет раскрыт!​ Неуклюжая кухарка оказывается переодетым мужчиной․ Застигнутый врасплох, он в смятении бросается наутёк, оставив вдову и её дочь в полном изумлении․

Пушкин, с присущим ему юмором, описывает реакцию женщин⁚


«Параша закраснелась или нет,
Сказать вам не умею; но Маврушки
С тех пор как не было, – простыл и след!​»

Исчезновение Мавруши остаётся безнаказанным․ Она как будто растворяется в воздухе, оставив после себя лишь шлейф недоумения и смеха․

Ироничная мораль автора

Завершая свою шутливую историю, Пушкин не упускает возможности поддразнить читателя․ Он словно говорит⁚ «Ну что, ожидали серьезной развязки, глубокомысленных выводов?​» И с хитрой улыбкой выдает «мораль»⁚

«Вот вам мораль⁚ по мненью моему,
Кухарку даром нанимать опасно;
Кто ж родился мужчиною, тому
Рядиться в юбку странно и напрасно․․․»

В этой ироничной морали – вся суть пушкинского гения․ Он не навязывает читателю готовых истин, не читает нудных нотаций․ Пушкин предлагает посмеяться над жизнью, над собой, над литературными стереотипами․

«Домик в Коломне» – это не просто забавная история, это своего рода литературная игра, в которой Пушкин виртуозно жонглирует словами, образами, смыслами․ Он ломает привычные рамки, смеётся над пафосом и сентиментальностью, утверждая право художника на свободу творчества․

И в этой игре нет места скуке и дидактике․ Есть только лёгкость, ирония и неподражаемый пушкинский юмор, которые делают эту небольшую поэму настоящим шедевром русской литературы․

Коротко о главных персонажах

В «Домике в Коломне», несмотря на кажущуюся простоту сюжета, Пушкин создает яркие, запоминающиеся образы, которые, подобно гротескным маскам, отражают характерные черты своего времени․

Вдова

Хозяйка дома, мать Параши․ Типичная представительница мещанского быта – набожная, домовитая, слегка наивная и доверчивая․ В ней нет глубины и сложности, она живет по устоявшимся правилам, не задаваясь лишними вопросами․ Ее главные заботы – дом, дочь, богослужения․ Встреча с Маврушей становится для нее настоящим испытанием, выводящим ее из зоны комфорта и заставляющим усомниться в собственной проницательности․

Параша

Дочь вдовы, молодая девушка «с вкусом образованным»․ Она умеет играть на гитаре, поет романсы, что выделяет ее из общей массы и говорит о некоторой сентиментальности и романтическом складе характера․ В то же время, Параша молчалива, ее мысли и чувства остаются за кадром․ Автор лишь намекает на ее возможную заинтересованность в Мавруше, говоря, что она «закраснелась или нет», когда обман раскрылся․ Эта недосказанность делает образ Параши еще более загадочным и пикантным․

Мавруша

Самый загадочный и противоречивый персонаж поэмы․ Появляясь в доме вдовы под видом смиренной кухарки, Мавруша сразу же вызывает подозрения своей неуклюжестью, неразговорчивостью, неумением справляться с женскими обязанностями․ Ее истинная природа раскрывается в сцене бритья, которая становится кульминацией всей истории․ Мавруша превращается в символ обмана, двойственности, нарушения устоев․ Она словно бросает вызов патриархальному миру, где каждому отведена своя роль․ Исчезновение Мавруши также символично – она уходит, не оставляя следа, словно призрак, нарушивший покой сонного городка․

Образы «Домика в Коломне» созданы Пушкиным с большой долей иронии и гротеска․ Они не столько индивидуальны, сколько типичны, узнаваемы․ Именно эта типичность, доведенная до предела, делает их такими комичными и в то же время заставляющими задуматься о природе человека и общественных устоях․

Краткий вывод

«Домик в Коломне» – это не просто анекдотическая история, рассказанная в стихах․ Это произведение, в котором за внешней лёгкостью и непринуждённостью скрывается глубина пушкинского гения, его умение иронично взглянуть на жизнь и литературные традиции․

С первых строк поэмы Пушкин заявляет о себе как о мастере слова, играючи жонглирующем стихотворными размерами, рифмами, интонациями․ Он словно бросает вызов устоявшимся канонам, разрушает стереотипы, утверждая право художника на свободу выбора․

Сюжет «Домика в Коломне» незамысловат, но и в нём Пушкин находит пищу для размышлений․ История вдовы, Параши и таинственной Мавруши, оказавшейся переодетым мужчиной, превращается в своеобразную притчу о двойственности человеческой природы, о хрупкости общественных устоев, о том, что жизнь полна неожиданностей и не всегда укладывается в привычные рамки․

Пушкин не даёт однозначных ответов, он лишь обозначает проблему, заставляя читателя задуматься, посмеяться над абсурдностью ситуации и, возможно, увидеть в ней отражение собственной жизни․

«Домик в Коломне», это гимн свободе творчества, свободе выбора, свободе от стереотипов и догм․ Это произведение, которое и сегодня, спустя почти два века, не теряет своей актуальности и очарования, напоминая нам о том, что жизнь многогранна и непредсказуема, а искусство должно отражать эту многогранность во всех ее проявлениях․

И пусть нас не смущает ироничная улыбка автора․ За ней скрывается не только тонкий юмор, но и глубокое понимание человеческой природы, которое и делает Пушкина нашим современником․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Михаил Петрович

    Спасибо за разбор! Помогает освежить в памяти произведение и лучше понять его смысл.

  2. Сергей К.

    Пушкин — гений! Всегда актуально, всегда свежо, даже спустя столько лет.

  3. Анна

    Спасибо за интересный разбор! Помогает лучше понять творчество Пушкина.

  4. Алексей Н.

    Интересный анализ! Особенно занимательно было прочитать про эксперименты Пушкина с размером стиха и рифмами. Действительно, он умел мастерски играть со словом.

  5. Ирина С.

    Люблю, как Пушкин умеет сочетать лёгкость и глубину. Вроде бы простая история, а сколько всего за ней стоит!

  6. Дмитрий

    Никогда не задумывался о том, что выбор размера стиха и рифмы может быть таким важным. Пушкин — настоящий мастер!

  7. Екатерина Васильевна

    Очень интересный анализ! Сразу захотелось перечитать «Домик в Коломне».

  8. Ольга

    Пушкин — гений! Всегда интересно читать про него и его произведения, даже если это просто анализ начала поэмы.