Вступление
В своей шутливой поэме «Домик в Коломне» Александр Сергеевич Пушкин с присущей ему лёгкостью и иронией рассказывает историю о вдове и её дочери Параше, которые жили в ветхой лачуге․ Однажды, оставшись без кухарки, они нанимают на её место девушку по имени Мавра․
Лирическое отступление автора о стихотворных размерах
Прежде чем погрузиться в незатейливый сюжет о вдове, Параше и загадочной Мавре, Пушкин, как искусный мастер, играючи настраивает свой инструмент – поэтический слог․ Он заводит шутливую беседу с читателем о стихотворных размерах․ Четырехстопный ямб? Слишком привычно, заезжено, как старая пластинка․
Автор с лукавством заявляет⁚
«Четырехстопный ямб мне надоел⁚
Им пишет всякой․ Мальчикам в забаву
Пора б его оставить․․․»
Он словно ищет что-то свежее, новое звучание, и его взор падает на октаву – восьмистишие с определённой схемой рифмовки․ Вызов брошен, эксперимент начат! Но и тут Пушкин не упускает возможности поддразнить любителей «высокой» поэзии․ Он сравнивает поэтический слог с армией, где «все годны в строй», и с улыбкой замечает⁚ «у нас ведь не гарад»․
Даже выбор рифмы превращается в маленькое литературное хулиганство․ Пушкин намеренно использует глагольные рифмы, которые считались в то время приметой низкого стиля․ Он словно бросает вызов устоявшимся канонам, разрушает стереотипы, утверждая право художника на свободу выбора․
«Мне рифмы нужны; все готов сберечь я,
Хоть весь словарь; что слог, то и солдат –
Все годны в строй⁚ у нас ведь не гарад»․
Так, в лёгкой, ироничной форме Пушкин обозначает важнейший принцип своей поэтики⁚ стих не должен быть застывшей формой, он должен жить, дышать, отражая многообразие самой жизни․
История вдовы, Параши и Мавруши
Перенесёмся теперь в скромный домик в Коломне, где разворачивается незатейливая история, рассказанная Пушкиным․ Главные героини ⎻ вдова и её дочь Параша․ Вдова – типичная представительница своего времени, набожная, хозяйственная, немного наивная․ Параша – молодая девушка, наделённая «вкусом образованным», умеющая играть на гитаре и петь романсы․
Их размеренная жизнь нарушается неожиданным событием⁚ умирает старая стряпуха․ Вдова с дочерью отправляются на поиски новой помощницы, и тут на сцену выходит таинственная Мавруша․
Параша приводит её в дом, и с этого момента в повествование вплетается нить интриги․ Мавруша – персонаж загадочный․ Она соглашается на мизерную плату, плохо справляется с хозяйством, выглядит неуклюжей и неразговорчивой;
Пушкин мастерски нагнетает атмосферу тайны, подчеркивая странности новой кухарки․ Вдова начинает подозревать неладное⁚
«Не знаю, что в ней мать моя нашла;
Мне странною казалась Мавруша․․․»․
Предчувствие вдовы оправдается самым неожиданным образом, но до развязки этой забавной истории ещё далеко․
Развязка⁚ исчезновение Мавруши и реакция женщин
Развязка наступает внезапно, как грозовой разряд․ В воскресенье вдова с дочерью отправляются к обедне, оставив Маврушу дома․ По дороге вдову одолевают сомнения⁚ а вдруг новая кухарка решит их обокрасть?
Охваченная тревогой, она возвращается домой и становится свидетельницей необычной картины․ Мавруша, стоя перед зеркальцем Параши, спокойно… бреет себе бороду!
Секрет раскрыт! Неуклюжая кухарка оказывается переодетым мужчиной․ Застигнутый врасплох, он в смятении бросается наутёк, оставив вдову и её дочь в полном изумлении․
Пушкин, с присущим ему юмором, описывает реакцию женщин⁚
«Параша закраснелась или нет,
Сказать вам не умею; но Маврушки
С тех пор как не было, – простыл и след!»
Исчезновение Мавруши остаётся безнаказанным․ Она как будто растворяется в воздухе, оставив после себя лишь шлейф недоумения и смеха․
Ироничная мораль автора
Завершая свою шутливую историю, Пушкин не упускает возможности поддразнить читателя․ Он словно говорит⁚ «Ну что, ожидали серьезной развязки, глубокомысленных выводов?» И с хитрой улыбкой выдает «мораль»⁚
«Вот вам мораль⁚ по мненью моему,
Кухарку даром нанимать опасно;
Кто ж родился мужчиною, тому
Рядиться в юбку странно и напрасно․․․»
В этой ироничной морали – вся суть пушкинского гения․ Он не навязывает читателю готовых истин, не читает нудных нотаций․ Пушкин предлагает посмеяться над жизнью, над собой, над литературными стереотипами․
«Домик в Коломне» – это не просто забавная история, это своего рода литературная игра, в которой Пушкин виртуозно жонглирует словами, образами, смыслами․ Он ломает привычные рамки, смеётся над пафосом и сентиментальностью, утверждая право художника на свободу творчества․
И в этой игре нет места скуке и дидактике․ Есть только лёгкость, ирония и неподражаемый пушкинский юмор, которые делают эту небольшую поэму настоящим шедевром русской литературы․
Коротко о главных персонажах
В «Домике в Коломне», несмотря на кажущуюся простоту сюжета, Пушкин создает яркие, запоминающиеся образы, которые, подобно гротескным маскам, отражают характерные черты своего времени․
Вдова
Хозяйка дома, мать Параши․ Типичная представительница мещанского быта – набожная, домовитая, слегка наивная и доверчивая․ В ней нет глубины и сложности, она живет по устоявшимся правилам, не задаваясь лишними вопросами․ Ее главные заботы – дом, дочь, богослужения․ Встреча с Маврушей становится для нее настоящим испытанием, выводящим ее из зоны комфорта и заставляющим усомниться в собственной проницательности․
Параша
Дочь вдовы, молодая девушка «с вкусом образованным»․ Она умеет играть на гитаре, поет романсы, что выделяет ее из общей массы и говорит о некоторой сентиментальности и романтическом складе характера․ В то же время, Параша молчалива, ее мысли и чувства остаются за кадром․ Автор лишь намекает на ее возможную заинтересованность в Мавруше, говоря, что она «закраснелась или нет», когда обман раскрылся․ Эта недосказанность делает образ Параши еще более загадочным и пикантным․
Мавруша
Самый загадочный и противоречивый персонаж поэмы․ Появляясь в доме вдовы под видом смиренной кухарки, Мавруша сразу же вызывает подозрения своей неуклюжестью, неразговорчивостью, неумением справляться с женскими обязанностями․ Ее истинная природа раскрывается в сцене бритья, которая становится кульминацией всей истории․ Мавруша превращается в символ обмана, двойственности, нарушения устоев․ Она словно бросает вызов патриархальному миру, где каждому отведена своя роль․ Исчезновение Мавруши также символично – она уходит, не оставляя следа, словно призрак, нарушивший покой сонного городка․
Образы «Домика в Коломне» созданы Пушкиным с большой долей иронии и гротеска․ Они не столько индивидуальны, сколько типичны, узнаваемы․ Именно эта типичность, доведенная до предела, делает их такими комичными и в то же время заставляющими задуматься о природе человека и общественных устоях․
Краткий вывод
«Домик в Коломне» – это не просто анекдотическая история, рассказанная в стихах․ Это произведение, в котором за внешней лёгкостью и непринуждённостью скрывается глубина пушкинского гения, его умение иронично взглянуть на жизнь и литературные традиции․
С первых строк поэмы Пушкин заявляет о себе как о мастере слова, играючи жонглирующем стихотворными размерами, рифмами, интонациями․ Он словно бросает вызов устоявшимся канонам, разрушает стереотипы, утверждая право художника на свободу выбора․
Сюжет «Домика в Коломне» незамысловат, но и в нём Пушкин находит пищу для размышлений․ История вдовы, Параши и таинственной Мавруши, оказавшейся переодетым мужчиной, превращается в своеобразную притчу о двойственности человеческой природы, о хрупкости общественных устоев, о том, что жизнь полна неожиданностей и не всегда укладывается в привычные рамки․
Пушкин не даёт однозначных ответов, он лишь обозначает проблему, заставляя читателя задуматься, посмеяться над абсурдностью ситуации и, возможно, увидеть в ней отражение собственной жизни․
«Домик в Коломне», это гимн свободе творчества, свободе выбора, свободе от стереотипов и догм․ Это произведение, которое и сегодня, спустя почти два века, не теряет своей актуальности и очарования, напоминая нам о том, что жизнь многогранна и непредсказуема, а искусство должно отражать эту многогранность во всех ее проявлениях․
И пусть нас не смущает ироничная улыбка автора․ За ней скрывается не только тонкий юмор, но и глубокое понимание человеческой природы, которое и делает Пушкина нашим современником․
Спасибо за разбор! Помогает освежить в памяти произведение и лучше понять его смысл.
Пушкин — гений! Всегда актуально, всегда свежо, даже спустя столько лет.
Спасибо за интересный разбор! Помогает лучше понять творчество Пушкина.
Интересный анализ! Особенно занимательно было прочитать про эксперименты Пушкина с размером стиха и рифмами. Действительно, он умел мастерски играть со словом.
Люблю, как Пушкин умеет сочетать лёгкость и глубину. Вроде бы простая история, а сколько всего за ней стоит!
Никогда не задумывался о том, что выбор размера стиха и рифмы может быть таким важным. Пушкин — настоящий мастер!
Очень интересный анализ! Сразу захотелось перечитать «Домик в Коломне».
Пушкин — гений! Всегда интересно читать про него и его произведения, даже если это просто анализ начала поэмы.