Герой нашего времени⁚ краткий пересказ всех глав
Глава 1. Бэла
Странствующий на Кавказе русский офицер знакомится с проезжим штабс-капитаном, бывшим комендантом южнорусской крепости. Старый офицер представляется Максимом Максимычем. Пережидая непогоду, герои знакомятся ближе, и Максим Максимыч делится историями из служебной практики. Так, рассказчик узнает о молодом офицере Григории Александровиче Печорине, сосланном на Кавказ. По признанию штабс-капитана, он был «из тех людей, с которыми должны случаться разные необыкновенные вещи».
Печорин и Максим Максимыч легко становятся друзьями. Когда местный горский князь приглашает их на свадьбу дочери, Печорин знакомится с Бэлой, младшей княжной. Григория Александровича поражает ее несходство со столичными светскими барышнями, и он решает во что бы то ни стало сделать Бэлу своей. На помощь приходит случай⁚ Печорин подслушивает разговор Азамата, брата Бэлы, и горца Казбича, знакомого старого князя. Юный Азамат умоляет продать ему знаменитого коня Карагеза, равных которому нет во всей в Кабарде. Мальчик предлагает Казбичу взамен выкрасть Бэлу, которая очень нравилась горцу⁚
Казбич отказывается, и этим пользуется Печорин⁚ он обещает увести заветного коня для Азамата, если он выкрадет и отдаст сестру ему.
«Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия», ⎯ Максим Максимыч возражает против этого замысла, но Печорин принимает решение без колебаний. Азамат привозит Бэлу в крепость и забирает коня, пока Григорий отвлекает горца. Мальчик сбегает, опасаясь мести Казбича. Опасный горец скрывается, затаив обиду.
Поначалу Бэла тяготится жизнью в крепости, тоскуя по дому. Печорин дарит ей подарки, признается в чувствах, всячески пытаясь расположить ее к себе, но его уловки подействуют лишь спустя долгое время. Бэла влюбляется в странного русского офицера, и довольно быстро Печорин охладевает к горянке. Он все чаще выезжает охотиться один. Максим Максимыч выговаривает Печорину за равнодушие к Бэле. Печорин рассказывает штабс-капитану о смертельной скуке, которая одолевает его⁚
Глава 2. Максим Максимыч
Случай снова сводит вместе Максима Максимыча и рассказчика в дорожной гостинице. Здесь он сталкивается и с Печориным⁚ офицер направляется в Персию и также останавливается в гостинице.
Штабс-капитан отправляет лакея к бывшему товарищу и предвкушает встречу. Однако ответа на приглашение не следует, и Максим Максимыч, напряженно ожидая появление старого друга, всячески найти оправдания его поведению⁚ он не понимает, почему Печорин уходит от встречи с ним.
Немного спустя Максим Максимыч все-таки встречает Печорина, но тот уже собирается в отъезд и не выказывает особенной радости от мимолетного свидания. Максим Максимыч уговаривает Печорина задержаться, Григорий отказывается. Старик глубоко огорчен⁚ «Не так я думал с вами встретиться», но молодой офицер отзывается⁚ «Всякому своя дорога». На вопрос, как поступить с его дневником (журналом), который штабс-капитан все эти годы берег, он получает равнодушное дозволение делать с записями все, что ему заблагорассудится.
Разочарованный Максим Максимыч передает журнал Печорина офицеру. Именно из этих материалов и из заметок проезжего и получится в итоге роман «Герой нашего времени». Опубликован он будет спустя несколько лет, когда рассказчик узнает, что Печорин погиб на обратном пути из Персии.
Журнал Печорина ─ это беспристрастный, откровенный анализ собственных чувств.
Глава 3. Тамань
Путешествуя по службе, Печорин останавливается в приморском городе Тамань. Не найдя свободных квартир, он поселяется в лачуге на берегу моря. В мрачном доме, окруженном дурной славой, живут глухая старуха и мальчик- сирота.
Ночью Печорин замечает, что слепой убегает к берегу моря, и отправляется следом. На побережье Григорий Александрович видит незнакомую девушку, которая вместе со слепым словно ожидают кого-то. Причаливает лодка, неизвестный спускает с нее груз, который принимают слепой и девушка.
Утром Печорин знакомится с ней ⎯ незнакомка оказывается дочкой глухой старухи ─ и рассказывает, что стал свидетелем их ночных приключений. Девушка не смущается, отшучивается. Печорин отмечает, что она ведет себя странно⁚ говорит загадками, никогда не дает прямых ответов и больше напоминает русалку-ундину, чем обычную женщину. Догадываясь, что и девушка, и слепой, связаны с контрабандой, он грозится донести о них властям, не подозревая, что эти слова могут впоследствии стоить ему жизни.
Вечером девушка зовет Печорина на свидание у моря. Предупредив слугу-казака о возможной опасности и велев ему бежать на берег, если он услышит выстрел, Печорин отправляется к ней. Девушка заманивает его в лодку, они отплывают, несмотря на дурные предчувствия Печорина.
Незнакомка признается ему в любви, целует, выбрасывает пистолет в море и пытается скинуть Печорина с лодки. Чудом он одолевает ее, сбрасывает в воду и возвращается на берег. В доме Печорин обнаруживает, что все его ценные вещи украдены.
Позже Григорий снова видит контрабандистов. Мужчина и девушка уплывают навсегда, равнодушно прощаясь со слепым мальчиком. Печорин уезжает из Тамани с сожалением⁚ он не хотел «нарушать покой честных контрабандистов».
Глава 4. Княжна Мери
Печорин приезжает на воды, в Пятигорск, чтобы восстановиться после ранения. У источников, где собирается свет общества, он встречает раненого юнкера Грушницкого. Внешне они состоят с ним в приятельских отношениях, но по признанию Печорина не любят друг друга. Он чувствует⁚ «мы когда-нибудь столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
Напыщенный юнкер мечтает сделаться героем романа, и мгновенно влюбляется в дочь московской княгини Лиговской, юную Мери, она также выказывает интерес к юнкеру. Княжна убеждена, что Грушницкий разжалован за дуэль, и это придает ему романтического очарования. Печорин чувствует зависть, ведь внимание княжны устремлено не на него, и решает изменить ход событий. Он пускается на провокации, чтобы раздразнить княжну Мери. Немного спустя знакомый Печорина, доктор Вернер, подтверждает успешность предпринятых Григорием усилий⁚
Вернер также упоминает девушку, в описании которой Печорин узнает Веру ⎯ свою бывшую возлюбленную, которая теперь замужем за немолодым богатым дворянином. Они встречаются, говорят о былых чувствах друг к другу, тайный роман вспыхивает вновь.
На прогулке верхом Печорин встречает Мери и Грушницкого, княжна принимает его за черкеса, Григорий дерзко комментирует свое внезапное появление, вызывая негодование княжны. Вера приглашает Печорина в дом Лиговских под предлогом, что нигде больше видеться они не смогут. На бале Печорин пытается извиниться перед княжной Мери за свою дерзость. Он пользуется случаем и вступается за нее перед пьяным драгунским капитаном, заслуживая прощение, а отныне и теплое отношение Мери.
С этого момента они общаются все чаще, и интерес княжны к Грушницкому постепенно сменяется симпатией к Печорину. В журнале Печорин подчеркивает, что любить Мери не будет никогда, и цели его сугубо эгоистические⁚
Глава 5. Фаталист
В ожидании дуэли с Грушницким Печорин проводит вечер в компании офицеров. Речь заходит о предопределении. Поручик Вулич, убежденный фаталист, утверждает, что судьба каждого человека предрешена, и приводит в доказательство собственное наблюдение⁚ по его словам, на лице человека, которому суждено умереть в этот день, появляется особая печать.
Печорин, желая испытать судьбу, предлагает Вуличу сыграть в русскую рулетку⁚ он кладет пистолет, заряженный одним патроном, на стол и предлагает поручику испытать судьбу. Вулич стреляет себе в голову, но пистолет дает осечку. Печорин потрясен, но, желая скрыть страх, шутит. Вернувшись домой, он узнает, что Вулича убили⁚ пьяный казак зарезал его шашкой.
Печорин отправляется на дуэль, размышляя по дороге о том, что «несмотря на слова Вулича, он никогда не был сторонником предопределения». Он не испытывает страха перед смертью, но не испытывает и радости от жизни⁚
Дуэль проходит у обрыва. Печорин предлагает Грушницкому стреляться на узкой площадке, чтобы один из них непременно погиб. Юнкер колеблется, но под давлением секундантов соглашается. Стреляет первым Грушницкий, раня Печорина в ногу. Григорий предлагает сопернику покаяться и сохранить ему жизнь, но тот стреляет еще раз, целясь в голову. Пуля лишь пробивает фуражку Печорина.
Григорий стреляет в ответ, целясь в своего противника. Грушницкий погибает. Печорин остается один на один с последствиями своего поступка, но и эта смерть не приносит ему удовлетворения⁚
Коротко о главных персонажах
Григорий Александрович Печорин, главный герой романа, молодой офицер, от лица которого ведётся повествование в журнале. Печорин ─ натура противоречивая, сложная, во многом трагичная. Он наделён острым умом, наблюдательностью, сильной волей, но при этом он эгоистичен, равнодушен к чувствам других людей, жаден до новых впечатлений. Он способен на глубокие чувства, но при этом он циничен и скептичен. Печорин ⎯ это тип «лишнего человека», который не может найти себе места в жизни и обречён на страдания и одиночество.
Максим Максимыч — штабс-капитан, старый служака, простой и добрый человек, друг Печорина. Максим Максимыч ─ полная противоположность Печорину. Он прост, прямолинеен, лишён рефлексии. Он предан службе, друзьям, своему слову. Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, но не может понять его сложной натуры.
Бэла — юная черкешенка, княжна, полюбившая Печорина. Бэла ⎯ натура страстная, гордая, свободолюбивая. Она привыкла к вольной жизни в горах, к любви, основанной на взаимном уважении и доверии. Встреча с Печориным становится для неё роковой. Она влюбляется в него, но он не может ответить ей взаимностью. Бэла становится жертвой эгоизма Печорина.
Княжна Мери — молодая девушка, столичная барышня, с которой Печорин знакомится на водах. Княжна Мери ─ натура романтическая, мечтательная, наивная. Она ищет в любви идеала, который сама же и придумала. Встреча с Печориным разрушает её иллюзии. Она влюбляется в него, но он не может ответить ей взаимностью. Княжна Мери становится ещё одной жертвой эгоизма Печорина.
Вера, замужняя женщина, бывшая возлюбленная Печорина. Вера ⎯ единственная женщина, которую Печорин по-настоящему любил. Она умна, проницательна, понимает его как никто другой. Но их любовь обречена, так как Вера замужем, а Печорин не способен на настоящие чувства.
Грушницкий, юнкер, приятель Печорина, влюблённый в княжну Мери. Грушницкий ─ антипод Печорина. Он пуст, тщеславен, мелочен. Он пытается казаться героем романа, но на самом деле он трус и эгоист. Грушницкий становится жертвой собственной глупости и коварства Печорина.
Каждый из этих персонажей играет важную роль в раскрытии образа Печорина и в понимании основной идеи романа.
Краткий вывод
«Герой нашего времени» ⎯ это не просто роман о любви, приключениях и дуэлях. Это глубокое психологическое исследование личности, анализ целого поколения, потерянного и разочарованного. Лермонтов создает образ Печорина ⎯ «героя своего времени», человека умного, образованного, способного на глубокие чувства, но при этом эгоистичного, холодного и равнодушного к чужой боли.
В каждой главе романа Печорин предстает перед нами в новом свете, раскрывая разные грани своей противоречивой натуры. Он жаждет жизни, ищет себя в любви, в дружбе, в опасных приключениях, но ничто не приносит ему удовлетворения. Он обречен на одиночество, на непонимание, на вечное скитание.
Роман «Герой нашего времени» ─ это не только история одного человека, но и отражение целой эпохи, эпохи безвременья, когда рушатся старые идеалы, а новые еще не найдены. Это время разочарования в прежних ценностях, время поиска смысла жизни, время «лишних людей», не находящих себе места в обществе.
Лермонтов не дает однозначных ответов на вопросы, которые ставит в романе. Он заставляет читателя задуматься о природе добра и зла, о смысле жизни, о предназначении человека. «Герой нашего времени» ⎯ это произведение, которое остается актуальным и по сей день, заставляя нас размышлять о себе, о своем месте в мире, о своих поступках и их последствиях.
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов создает яркую и запоминающуюся галерею образов, каждый из которых играет важную роль в раскрытии образа Печорина. Максим Максимыч, Бэла, княжна Мери, Вера, Грушницкий ⎯ все они становятся невольными участниками жизненной драмы Печорина, помогая нам глубже понять его сложную и противоречивую натуру.
«Герой нашего времени» ─ это роман, который не оставляет равнодушным. Он заставляет нас сопереживать героям, задумываться о сложных вопросах бытия, искать свой собственный путь в жизни.
Хороший краткий пересказ, но не хватает анализа поступков героев.
Отлично подходит для школьников, чтобы быстро вспомнить содержание перед уроком.
Кратко, но емко! Переданы основные события главы.
Очень кратко и по делу! Как раз то, что нужно, чтобы освежить в памяти сюжет.
Интересно было бы почитать про ваши впечатления от романа.
Неплохо было бы добавить иллюстрации к пересказу.
А где же остальные главы? Хотелось бы увидеть пересказ всего произведения.
Спасибо, напомнили сюжет! Давно читал, многое забылось.
Жду продолжения! Интересно узнать, что будет в других главах.