Горе от ума

Горе от ума Краткие пересказы

Действие 1

Раннее утро в доме Фамусова.​ София тайно встречается с Молчалиным.​ Внезапно приезжает Чацкий и не рад приему.​

Явление 1-7

Раннее утро в доме Фамусова. Служанка Лизанька не спит, караулит у дверей спальни Софьи Павловны, где та проводит время с Молчалиным.​ Лиза вспоминает, как три года назад всё было иначе⁚ Софья любила Чацкого, они были парой.​ Но молодой человек уехал, и вот уже три года о нем ничего не слышно.

Лиза будит Софью, так как боится, что их может застать Фамусов. Молчалин уходит.​ Появляется Фамусов.​ Чтобы отвести подозрения, Лиза говорит, что Софья не спала всю ночь и читала.​ Фамусов уходит.​ Лиза ругает Софью за то, что та встречается с Молчалиным, ведь всем известно, что Фамусов прочит ей в мужья совсем другого человека – богатого и знатного полковника Скалозуба.​ София же признается, что влюблена в Молчалина.

Неожиданно приезжает Чацкий.​ Он в восторге от встречи с Софьей, но девушка встречает его холодно.​ Чацкий пытается понять, что же изменилось за время его отсутствия.

Явление 8-10

Чацкий пытается понять, что же изменилось за время его отсутствия. Он расспрашивает Софью о знакомых, иронично отзываясь о московском обществе, где все по-прежнему⁚ «дома новы, а предрассудки стары».​ Появление Фамусова прерывает разговор.​ София уходит.​

Фамусов рад видеть Чацкого, но тот не отвечает ему взаимностью.​ Чацкий интересуется у Фамусова о Софье, явно желая понять, свободно ли её сердце. Фамусов же, в свою очередь, интересуется планами Чацкого на будущее⁚ не собирается ли тот жениться?​

На это Чацкий отвечает уклончиво.​ Фамусов советует Чацкому послужить, «подражать» старшим, чтобы добиться высокого положения в обществе.​ В пример он ставит своего дядю, который добился всего лестью. Чацкий не согласен с такой позицией.​ Он считает, что нужно служить делу, а не лицам.​

Явление 11-13

Чацкий не согласен с позицией Фамусова.​ Он считает, что нужно служить делу, а не лицам.​ Фамусов пугается смелых речей Чацкого, считая его вольнодумцем, и даже затыкает уши, чтобы не слышать крамольные речи.​ Чацкий прекращает спор.

Фамусов же, оставшись один, размышляет о том, кто же все-таки может стать достойной парой для его дочери – нищий Молчалин или же пылкий Чацкий? Входит полковник Скалозуб – тот самый, кого Фамусов прочит в мужья Софье.​

Фамусов откровенничает со Скалозубом о нравах московского общества, где, по его мнению, слишком много вольнодумства.​ Чацкий же, случайно услышав разговор о неком «женихе-франте», начинает догадываться, что у Софьи, возможно, уже есть возлюбленный.​

Действие 2

Чацкий пытается узнать, кто же стал избранником Софьи, а Фамусов знакомит Скалозуба с дочерью.​

Явление 1-6

Чацкий мучается догадками, пытаясь понять, кто же стал избранником Софьи.​ Входит Фамусов в сопровождении Скалозуба, которого он явно хочет представить Софье.​ Чацкий не в восторге от появления полковника.​ Он едко высмеивает его манеры, умственные способности, слепое следование моде.

Фамусов же, напротив, очень гордится Скалозубом, считая его блестящей партией для своей дочери. Он всячески расхваливает полковника перед Софьей, но та, кажется, равнодушна к его ухаживаниям.

Тем временем слуга докладывает о приезде ещё одного гостя – это старый приятель Чацкого, Сергей Сергеевич Репетилов.

Явление 7-10

Слуга докладывает о приезде ещё одного гостя – это старый приятель Чацкого, Сергей Сергеевич Репетилов.​ Чацкий не рад этой встрече⁚ он считает Репетилова пустым и поверхностным человеком.​ Тем не менее, Репетилов назойливо пытается продемонстрировать Чацкому свою дружбу, рассказывая о своих связях в высшем свете.​

Репетилов постоянно переходит от одной темы к другой, хвастаясь своей осведомлённостью во всех московских новостях.​ Он упоминает и о том, что в городе появился какой-то француз из Бордо, который привёз с собой книги и картины.​

Чацкий слушает Репетилова с иронией, понимая, что тот просто пытается произвести на него впечатление.​ Он знает, что Репетилов — всего лишь пустой болтун, не способный ни на какие серьёзные поступки.​

Явление 11-15

Чацкий узнает, что Репетилов является членом некоего «тайного общества», где собираются «умнейшие люди» Москвы.​ Репетилов предлагает Чацкому присоединиться к ним, уверяя, что у них он найдёт единомышленников.​

Чацкий, однако, не разделяет его энтузиазма.​ Он прекрасно понимает, что все эти «тайные общества» — не более чем модная забава для скучающей публики.​

Появление Фамусова прерывает разговор. Фамусов недоволен тем, что Чацкий ведет себя слишком вольнодумно и может скомпрометировать его дочь.​ Он советует Чацкому быть осторожнее в своих высказываниях.​

Действие 3

В доме Фамусова начинается бал, на котором Чацкий пытается разгадать тайну Софьи.​

Явление 1-12

В доме Фамусова начинается бал.​ Гости – типичные представители московского дворянства – обсуждают новости, сплетничают, хвастаются своими связями и богатством.​ Чацкий наблюдает за происходящим с горечью и иронией.

Он пытается завести разговор с Софьей, но та упорно его избегает.​ Чацкий все больше убеждается в том, что у неё есть возлюбленный, и пытается выяснить, кто это.

Случайно Чацкий подслушивает разговор Софьи с одной из гостей, и из него он понимает, что девушка влюблена в Молчалина.​ Чацкий поражен⁚ он не может поверить, что Софья предпочла ему этого ничтожного человека.​

Явление 13-22

Чацкий потрясен⁚ он не может поверить, что Софья предпочла ему Молчалина. В гневе он произносит обличительную речь, в которой высмеивает невежество, лицемерие и ханжество московского общества.​

Гости, шокированные его словами, начинают шептаться между собой.​ Постепенно среди них распространяется слух о том, что Чацкий сошёл с ума.​

Софья, обиженная на Чацкого за то, что он не оценил её избранника, поддерживает эти слухи.​ Вскоре весь дом Фамусова уже уверен в том, что Чацкий , сумасшедший.​

Действие 4

Гости разъезжаются.​ Чацкий становится свидетелем разговора Молчалина с Лизой.​

Явление 1-8

Гости разъезжаются.​ Чацкий, уставший и разочарованный, решает покинуть дом Фамусова. В сенях он встречает Репетилова, который в своей обычной манере начинает рассказывать ему о том, как он провёл вечер.

Чацкий, однако, не слушает его. Он слишком поглощён своими мыслями.​ Чацкий не может понять, почему Софья отвергла его и предпочла ему Молчалина.

В этот момент Чацкий становится невольным свидетелем разговора Молчалина с Лизой.​ Из этого разговора он с ужасом понимает, что Молчалин — лицемер и подлец, который ухаживает за Софьей только ради собственной выгоды.​

Явление 9-18

Чацкий в ужасе⁚ он понимает, что Молчалин — лицемер, который ухаживает за Софьей только ради собственной выгоды.​ Он также узнает, что Молчалин влюблён в Лизу и использует Софью лишь как средство для достижения своих целей.​

Чацкий решает открыть Софье глаза на её избранника.​ Он рассказывает ей о том, что подслушал разговор Молчалина с Лизой.​ Софья, однако, не верит ему.​ Она обвиняет Чацкого во лжи и клевете.​

На шум приходит Фамусов. Увидев Софью и Чацкого вместе, он приходит в ярость. Он обвиняет Чацкого в том, что тот хочет соблазнить его дочь.​

Коротко о главных персонажах

Александр Андреевич Чацкий — молодой дворянин, умный, образованный, наделенный острым умом и критическим мышлением.​ Он не боится высказывать своё мнение, даже если оно идёт вразрез с общепринятым.​ Чацкий — представитель нового времени, он стремится к переменам, к тому, чтобы Россия стала более просвещённой и свободной страной.​

Софья Павловна Фамусова — молодая девушка, дочь Фамусова.​ Она умна, образована, но в то же время наивна и романтична.​ Софья живёт в мире французских романов, и потому не замечает лжи и лицемерия Молчалина.​

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, молодой человек из бедной семьи.​ Он хитёр, расчётлив и лицемерен.​ Молчалин умеет угождать людям, и потому пользуется успехом в обществе.​ Он ухаживает за Софьей только ради собственной выгоды, мечтая о том, чтобы она помогла ему сделать карьеру.​

Павел Афанасьевич Фамусов — богатый и знатный московский барин, отец Софьи.​ Он консервативен, придерживается старых порядков и не принимает никаких перемен. Фамусов — типичный представитель «фамусовского общества», которое Грибоедов высмеивает в своей комедии.​

Краткий вывод

Комедия А.​С.​ Грибоедова «Горе от ума» — это сатирическое изображения московского дворянского общества начала XIX века. Автор высмеивает невежество, косность, лицемерие и чинопочитание, которые царили в этой среде.​

Главный герой комедии, Александр Андреевич Чацкий, — это представитель нового времени, человек умный, образованный и свободомыслящий.​ Он противопоставлен «фамусовскому обществу», которое не принимает его идей и взглядов.

В финале комедии Чацкий остаётся один, не найдя понимания ни у кого из окружающих. Он уезжает из Москвы, унося с собой горечь разочарования и неудовлетворённости.​

«Горе от ума» — это не только сатира на нравы дворянского общества, но и трагедия одиночества умного и талантливого человека, который не может найти себе места в жизни;

Комедия Грибоедова не теряет своей актуальности и в наши дни.​ Проблемы, поднятые автором, — противоречия между старым и новым, между личностью и обществом, , по-прежнему волнуют людей.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий Смирнов

    Пьеса на все времена! Проблемы, поднятые Грибоедовым, актуальны и сегодня.

  2. Ольга Сидорова

    Язык произведения великолепен! Афоризмы из «Горя от ума» уже давно стали крылатыми фразами.

  3. Петр Петров

    Прекрасное описание московского общества того времени. Чацкий — настоящий борец с предрассудками!

  4. Мария Иванова

    Образ Софьи вызывает много споров. Кто она — жертва общества или хитрая интриганка?

  5. Елена Смирнова

    Любовный треугольник, описанный Грибоедовым, актуален и в наше время. Кто же ближе Софье — пылкий Чацкий или расчетливый Молчалин?

  6. Алексей Петров

    Рекомендую к прочтению всем, кто интересуется русской литературой и историей.

  7. Иван Иванов

    Классика русской литературы! Всегда интересно перечитывать и находить новые грани в героях и их поступках.

  8. Андрей Кузнецов

    Интересно наблюдать за развитием конфликта между Чацким и фамусовским обществом.

  9. Анна Кузнецова

    Финал пьесы трагичен для Чацкого, но дает надежду на перемены в будущем.