Горе от ума⁚ краткий пересказ всего рассказа
Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву после долгого отсутствия и сразу же направляется в дом Фамусовых‚ где когда-то был влюблен в Софью. Он надеется возобновить отношения с девушкой‚ но обнаруживает‚ что она охладела к нему.
Действие первое
Действие первое комедии «Горе от ума» разворачивается ранним утром в доме Фамусовых. Служанка Лиза пытается разбудить свою хозяйку Софью‚ которая провела ночь в компании секретаря своего отца‚ Молчалина. Лиза переживает‚ что их могут застать вместе‚ и пытается поскорее выпроводить Молчалина до того‚ как проснется Фамусов.
Появление Фамусова нарушает планы Лизы. Он застает свою дочь с Молчалиным и устраивает ей допрос. Молчалин пытается выкрутиться‚ утверждая‚ что просто зашел на минутку‚ но Фамусов не верит. Он начинает читать Софье нотации о том‚ как важно беречь свою репутацию и выбирать достойного жениха.
Фамусов видит идеальную партию для Софьи в богатом и знатном полковнике Скалозубе‚ но Софья находит его глупым и ограниченным. В разговоре с Лизой она вспоминает о своей детской дружбе с Александром Чацким‚ который когда-то был влюблен в нее.
Неожиданно для всех в доме Фамусовых появляется сам Чацкий. Он полон радости от встречи с Софьей и надеется возродить их былые чувства. Однако Софья встречает его холодно‚ чем сильно удивляет Чацкого. Он не может понять‚ что произошло с девушкой за время его отсутствия.
Чацкий пытается завязать с Софьей разговор‚ вспоминает их детство‚ полное общих игр и забав. Он восхищается ее красотой и умом‚ но Софья упорно держит дистанцию. Ее холодность и сдержанность ранят Чацкого‚ он не может понять причины такого резкого изменения в ее поведении.
Фамусов же‚ наблюдая за встречей Софьи и Чацкого‚ начинает опасаться‚ как бы Чацкий не вознамерился посвататься к его дочери. Он не видит в Чацком подходящей партии для Софьи‚ считая его слишком вольнодумным и не имеющим достаточного состояния;
Первое действие заканчивается тем‚ что Фамусов остается один в раздумьях‚ пытаясь понять‚ кто же из двух молодых людей ー Молчалин или Чацкий ⸺ занимает сердце его дочери. Он пока не догадывается о истинных чувствах Софьи и о том‚ какие бури страстей вот-вот развернутся в его доме.
Действие второе
Действие второе «Горя от ума» начинается с разговора Чацкого и Фамусова. Чацкий‚ пытаясь прощупать почву‚ интересуется у Фамусова‚ что бы тот сказал‚ если бы он попросил руки Софьи. Фамусов уклончиво отвечает‚ что ценит в мужчинах прежде всего желание служить отечеству и добиваться высоких чинов. Чацкий произносит ставшую крылатой фразу⁚ «Служить бы рад‚ прислуживаться тошно»‚ чем вызывает недовольство Фамусова.
Фамусов‚ чтобы продемонстрировать свою точку зрения‚ рассказывает Чацкому историю своего дяди Максима Петровича‚ который добился высокого положения при дворе благодаря умению угождать и прислуживать. Чацкий же критикует такой подход к жизни‚ противопоставляя ему идеалы чести‚ достоинства и служения обществу‚ а не отдельным лицам.
В это время в доме Фамусовых появляется желанный гость – полковник Скалозуб. Фамусов безмерно рад его видеть и всячески старается подчеркнуть свое расположение. Он представляет Скалозуба Чацкому‚ предупреждая последнего о необходимости сдерживать свои «вольнодумные» речи.
Разговор между Фамусовым‚ Скалозубом и Чацким продолжается. Чацкий критикует устаревшие порядки и нравы московского общества‚ зависимость от чинов и богатства‚ слепое преклонение перед всем иностранным. Скалозуб‚ будучи типичным представителем фамусовского круга‚ не понимает и не разделяет взглядов Чацкого.
Внезапно Софья‚ напуганная ложным известием о несчастном случае с Молчалиным‚ падает в обморок. Чацкий‚ ставший свидетелем ее бурной реакции‚ понимает‚ что Софья влюблена в Молчалина. Это открытие становится для него тяжелым ударом.
Молчалин же‚ появившись целым и невредимым‚ упрекает Софью за излишнюю пылкость чувств‚ боясь огласки и компрометации. Лиза советует Софье быть более скрытной и для отвода глаз кокетничать с Чацким.
Действие второе заканчивается сценой‚ где Молчалин флиртует с Лизой‚ показывая свою истинную лицемерную натуру.
Действие третье
В начале третьего действия Чацкий‚ измученный ревностью и сомнениями‚ пытается выведать у Софьи‚ кто же на самом деле владеет ее сердцем⁚ Молчалин или Скалозуб. Он признается Софье в своих чувствах‚ но девушка уклоняется от прямого ответа. В разговоре она невольно выдает свою симпатию к Молчалину‚ превознося его скромность и покорность.
Вечером в доме Фамусовых начинается бал. Гости съезжаются один за другим. Среди них влиятельные и уважаемые в московском обществе люди⁚ князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми‚ графини Хрюмины‚ тетушка Софьи Хлёстова.
На балу Молчалин‚ стремясь польстить каждому влиятельному гостю‚ вызывает смех своим лицемерием и угодничеством. Чацкий‚ наблюдая за этим спектаклем‚ не может сдержать сарказма.
Раздосадованная колкостями Чацкого‚ Софья в разговоре с одним из гостей бросает фразу о том‚ что Чацкий‚ возможно‚ повредился в уме. Слух о сумасшествии Чацкого с невероятной скоростью разносится среди гостей. Теперь на него смотрят с опаской и нескрываемым любопытством.
Чувствуя себя одиноким и непонятым‚ Чацкий произносит пламенный монолог‚ в котором обличает фальшь‚ невежество и преклонение перед всем иностранным‚ царящие в московском обществе. Он критикует нравы‚ которые заставляют людей скрывать свои истинные мысли и чувства‚ притворяться теми‚ кем они не являются.
Однако пламенная речь Чацкого не находит отклика в сердцах гостей. Поглощенные балом‚ они не обращают внимания на его слова. Чацкий остается в одиночестве‚ окруженный равнодушием и непониманием.
Действие четвертое
Четвертое действие «Горя от ума» начинается с окончания бала в доме Фамусовых. Гости постепенно разъезжаются‚ и дом пустеет. Чацкий‚ уставший от фальши и лицемерия‚ царивших на балу‚ торопит слугу с подачей кареты.
Он размышляет о событиях этого вечера‚ о своем крахе‚ о том‚ как быстро распространился слух о его сумасшествии. Чацкий до сих пор не знает‚ кто именно первым пустил эту сплетню‚ но догадывается‚ что за этим стоит Софья. Его сердце разрывается от боли и разочарования.
В это время случайно выясняется правда об отношениях Софьи и Молчалина. Софья‚ подслушав разговор Молчалина с Лизой‚ узнает о его истинном отношении к ней. Оказывается‚ Молчалин вовсе не испытывает к ней глубоких чувств‚ а лишь использует ее расположение в корыстных целях.
Для Софьи это становится страшным ударом. Она чувствует себя униженной и обманутой. Ее иллюзии рушатся‚ и она наконец осознает ничтожество Молчалина.
Чацкий‚ став свидетелем этой сцены‚ окончательно убеждается в лицемерии и мелочности окружающего его общества. Он понимает‚ что ему нет места в этом мире‚ где правят ложь‚ корысть и невежество.
Разочарованный и опустошенный‚ Чацкий покидает дом Фамусовых. Он уезжает из Москвы‚ не зная‚ куда его приведет судьба. В его душе борются боль‚ обида и надежда на то‚ что где-то он все же сможет найти людей‚ способных понять и оценить его идеалы.
Финал комедии остается открытым‚ оставляя зрителя наедине с размышлениями о судьбе Чацкого и о том‚ способно ли общество измениться к лучшему‚ или же оно обречено вечно оставаться в плену предрассудков и невежества.
Коротко о главных персонажах
В комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова перед нами проходит галерея ярких и запоминающихся персонажей‚ олицетворяющих собой различные стороны московского дворянского общества начала XIX века.
Александр Андреевич Чацкий
Главный герой комедии‚ молодой человек благородного происхождения‚ обладающий острым умом‚ прогрессивными взглядами и критическим складом ума. Вернувшись в Москву после долгого путешествия по Европе‚ он оказывается чужим в привычном для себя обществе. Чацкий полон идей Просвещения‚ он ценит образование‚ свободомыслие‚ честность‚ служение высоким идеалам. Он не боится высказывать свое мнение‚ критиковать устаревшие порядки и лицемерие московской знати.
Его пылкие речи‚ полные сарказма и иронии‚ вызывают неприятие и страх у представителей фамусовской Москвы‚ которые видят в нем угрозу своему привычному укладу жизни. В итоге‚ объявленный сумасшедшим‚ Чацкий вынужден покинуть Москву‚ не найдя понимания и поддержки у тех‚ кого считал близкими людьми.
Софья Павловна Фамусова
Семнадцатилетняя дочь Павла Афанасьевича Фамусова‚ центральный женский персонаж комедии. Софья ー натура сложная и противоречивая. С одной стороны‚ она умна‚ образованна‚ способна на глубокие чувства. С другой ⸺ воспитана на сентиментальных французских романах‚ склонна идеализировать людей‚ не замечая их истинной сущности.
Влюблена в Молчалина‚ находя в нем воплощение своих романтических идеалов. Однако‚ узнав о его лицемерии и корысти‚ испытывает глубокое разочарование. Финал пьесы оставляет открытым вопрос о том‚ какие выводы сделает Софья из этого горького опыта и как сложится ее дальнейшая судьба.
Алексей Степанович Молчалин
Секретарь Фамусова‚ живущий в его доме. Типичный представитель «века покорности и страха». Молчалин ー мастер приспосабливаться к обстоятельствам‚ угождать сильным мира сего. Он лицемерен‚ расчетлив‚ не имеет собственного мнения‚ готов на все ради достижения своих целей.
Его имя стало нарицательным для обозначения человека‚ скрывающего свою низость под маской скромности и услужливости. В финале комедии Молчалин оказывается разоблачен‚ но‚ скорее всего‚ ему удастся избежать серьезного наказания и найти себе новое место под солнцем.
Павел Афанасьевич Фамусов
Отец Софьи‚ высокопоставленный чиновник‚ типичный представитель консервативной части московского дворянства. Для него главное в жизни ー чин‚ богатство‚ связи. Он презирает образование‚ свободомыслие‚ придерживается старых порядков.
Фамусов боится всего нового‚ видит угрозу своему привычному миру в любых проявлениях свободомыслия. Его идеал ⸺ «век минувший»‚ когда люди знали свое место и беспрекословно подчинялись власти.
Помимо главных героев‚ в комедии «Горе от ума» действует множество второстепенных персонажей‚ каждый из которых ярко обрисовывает нравы и обычаи московского общества того времени⁚ Скалозуб‚ Хлёстова‚ князья Тугоуховские‚ Репетилов и другие. Все они ⸺ винтики огромной машины фамусовской Москвы‚ мира‚ где царят лицемерие‚ невежество и преклонение перед чинами.
Краткий вывод
Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова — это не просто любовный треугольник‚ это зеркало‚ отражающее нравы и пороки русского дворянского общества первой половины XIX века. В столкновении Чацкого‚ главного героя комедии‚ с «фамусовской Москвой» ярко проявился конфликт двух эпох‚ двух мировоззрений.
Чацкий‚ полный передовых идей‚ жаждет служить обществу‚ а не лицам‚ ценит просвещение‚ свободомыслие‚ искренность. Он не боиться критиковать устаревшие порядки‚ невежество‚ чинопочитание‚ царящие в дворянской среде. Его пламенные речи‚ полные сарказма и горечи‚ обнажают лицемерие‚ царящее в гостиных‚ где за внешним лоском скрываются пустота и бездуховность.
Противостоит ему «фамусовская Москва», воплощение косности‚ невежества‚ преклонения перед чинами и богатством. Здесь главное — не ум и талант‚ а умение угождать‚ приспосабливаться‚ продвигаться по карьерной лестнице‚ не гнушаясь никакими средствами. Яркими представителями этого мира являются Фамусов‚ Молчалин‚ Скалозуб — люди‚ для которых карьера и материальное благополучие значат гораздо больше‚ чем честь‚ совесть‚ духовные ценности.
В финале комедии Чацкий‚ не найдя понимания и поддержки‚ объявленный сумасшедшим‚ покидает Москву. Его крах — это трагедия человека‚ опередившего свое время‚ не понятого и отвергнутого обществом‚ к которому он принадлежит.
Однако «горе» Чацкого, это не только его личная драма‚ это и «горе» всего общества‚ которое‚ цепляясь за старые устои‚ не способно к развитию и переменам. Грибоедов мастерски показал‚ что невежество‚ лицемерие‚ духовная пустота ведут к застою и деградации.
Несмотря на то‚ что комедия была написана почти два столетия назад‚ она не утратила своей актуальности и в наши дни. Проблемы‚ поднятые Грибоедовым, проблема столкновения старого и нового‚ проблема поиска своего места в обществе‚ проблема выбора между карьерой и духовными ценностями — волнуют и современное общество.
«Горе от ума» — это произведение на все времена‚ которое заставляет задуматься о том‚ каким должен быть настоящий человек‚ какими ценностями он должен руководствоваться в жизни. Комедия стала настоящим событием в русской литературе‚ а многие фразы из нее превратились в крылатые выражения‚ которые мы используем и по сей день.
Очень лаконично и по сути! Как раз то, что нужно, чтобы вспомнить сюжет перед экзаменом.
Хороший краткий пересказ. Помогает освежить в памяти основные события произведения.
Пересказ напомнил мне, насколько актуальна комедия Грибоедова и в наше время.
А где же продолжение? Очень интересно, что будет дальше с Чацким и Софьей!
Интересный пересказ! Вспоминаются школьные годы и уроки литературы. Хочется перечитать комедию заново.