Хамелеон: Анализ рассказа Антона Павловича Чехова

Хамелеон: Анализ рассказа Антона Павловича Чехова Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа «Хамелеон»

Рассказ повествует о полицейском надзирателе Очумелове, который становится свидетелем неприятного инцидента на базарной площади.​ Золотых дел мастер Хрюкин жалуется на то, что его укусила собака. Реакция Очумелова на происшествие меняется в зависимости от того, кто является предполагаемым хозяином собаки.​

Инцидент на базарной площади

В самом сердце шумной базарной площади, где кипела жизнь, разворачивается сцена, с которой и начинается рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон».​ Полицейский надзиратель Очумелов, важная персона в глазах обывателей, неспешно шествует по своим владениям.​ Его сопровождает рыжий городовой Елдырин, несущий конфискованный у торговки крыжовник – символ мимолетной добычи, столь же изменчивой, как и сам Очумелов.​

Внезапно размеренный ход событий нарушают возмущенные крики и пронзительный собачий визг.​ Из-за груды дров, словно порождение хаоса, выбегает белая борзая собачка, хромая на три лапы. За ней, спотыкаясь и ругаясь, гонится полупьяный золотых дел мастер Хрюкин.​ Толпа зевак, жадная до любых происшествий, мгновенно собирается вокруг них. В центре внимания оказывается Хрюкин, демонстрирующий всем свой прокушенный палец, и пойманный им щенок, дрожащий от страха.​

Появление Очумелова на месте происшествия привлекает всеобщее внимание.​ Именно он, блюститель порядка, должен разобраться в ситуации и восстановить справедливость.​ Хрюкин, желая отомстить за свою обиду, жалуется на собаку, обвиняя ее в нападении. Очумелов, полный важности, готов уже наказать виновника, но неожиданное обстоятельство вносит сумятицу в его решимость.​

Перемена мнения Очумелова

С этого момента сцена на базарной площади превращается в настоящий фарс, где главную роль играет не кто иной, как сам Очумелов.​ С поразительной быстротой и ловкостью, достойной настоящего хамелеона, он меняет свое мнение в зависимости от того, кто может оказаться хозяином собаки.​ Сначала, не зная, кому принадлежит животное, Очумелов полон решимости проявить строгость и наказать владельца бродячего пса.​ Он грозится выписать штраф, истребить собаку, не представляющую никакой ценности в его глазах.​

Однако стоит кому-то из толпы обронить предположение, что собака может принадлежать генералу Жигалову, как Очумелов тут же преображается.​ Его гнев сменяется на подобострастие, а решительность уступает место неуверенности.​ Он начинает сомневаться в словах Хрюкина, находя все новые оправдания для собаки.​ Вдруг щенок уже не кажется ему таким уж виноватым, а его укус – всего лишь мелкой шалостью.​

Но базарная молва переменчива, как весенний ветер.​ Толпа сомневается, действительно ли собака принадлежит генералу.​ И Очумелов, словно марионетка в руках чужих домыслов, снова меняет свое мнение.​ Он возвращается к первоначальной версии, уже готовый наказать Хрюкина за ложный донос. Эта сцена повторяется несколько раз⁚ стоит кому-то упомянуть о генерале, как Очумелов превращается в заискивающего льстеца, готового защищать собаку.​ А когда сомнения возвращаются, он вновь становится грозным блюстителем порядка.​

Роль толпы

Толпа, собравшаяся на базарной площади, – это не просто безмолвный свидетель событий.​ Она играет роль своеобразного катализатора, усиливающего «хамелеонство» Очумелова.​ Слухи, домыслы, предположения – все это витает в воздухе, подхватывается зеваками и влияет на неустойчивое мнение полицейского надзирателя.​

Люди, собравшиеся вокруг Очумелова, не стремятся к истине. Их больше интересует сам спектакль, разыгрывающийся на их глазах; Они с жадностью следят за каждым словом, каждым жестом полицейского надзирателя, готовые в любой момент поддержать ту версию событий, которая кажется им в данный момент наиболее выгодной или забавной.​

Стоит кому-то высказать предположение о принадлежности собаки генералу, как толпа тут же подхватывает эту версию, наделяя щенка несуществующими достоинствами.​ Но стоит лишь появится сомнению в этом, как толпа с той же легкостью меняет свое мнение, находя подтверждение своей «проницательности».​

Хамелеонство Очумелова

Главный герой рассказа, Очумелов, стал нарицательным образом, олицетворяющим чиновничье двуличие, приспособленчество и раболепие перед властью.​ Его поведение напоминает хамелеона, меняющего свою окраску в зависимости от окружающей обстановки.​

Сатирическое изображение власти

В рассказе «Хамелеон» Антон Павлович Чехов с присущим ему мастерством сатирика высмеивает пороки власти, ее лицемерие, раболепие перед высшими чинами и пренебрежение к простым людям. Образ Очумелова – это не просто карикатура на отдельного полицейского надзирателя, а обобщенный портрет представителя власти того времени.​

Очумелов зависим от мнения вышестоящих, он боится сделать неверный шаг, который может навредить его карьере.​ Именно поэтому он так чутко реагирует на любые слухи и домыслы, связанные с генералом Жигаловым.​ Генерал, хотя он и не присутствует на базарной площади, становиться невидимым действующим лицом, манипулирующим поведением Очумелова.​

Чехов показывает, что власть, основанная не на законе и справедливости, а на страхе и чинопочитании, порождает двуличие, трусость и беспринципность.​ Очумелов – это не злодей в прямом смысле слова.​ Он скорее жертва системы, которая калечит людей, заставляя их отказываться от своих принципов и моральных устоев.

Коротко о главных персонажах

В центре рассказа «Хамелеон» – несколько ярких персонажей, которые, несмотря на краткость своего появления на страницах произведения, запоминаются читателю своей выразительностью и характерностью. Именно благодаря им Чехову удается создать настолько живую и правдивую картину провинциальной жизни.​

Очумелов

Полицейский надзиратель Очумелов – центральный персонаж рассказа, ставший нарицательным образом чиновничьего двуличия и приспособленчества.​ Его фамилия говорящая – она отсылает к хамелеону, способному менять свою окраску в зависимости от окружающей обстановки.​ Именно так и ведет себя Очумелов на протяжении всего рассказа.​ Он меняет свое мнение о происходящем событии с неимоверной быстротой, в зависимости от того, кто является предполагаемым хозяином собаки.​ Если есть хоть малейшее подозрение, что собака принадлежит генералу, Очумелов тут же превращается в заискивающего льстеца, готового защищать животное от любых обвинений. Но стоит сомнениям улетучиться, как он снова становится грозным блюстителем порядка, готовым наказать виновного по всей строгости закона.

Хрюкин

Золотых дел мастер Хрюкин – персонаж второстепенный, но играющий важную роль в развитии сюжета. Именно его укус собаки становится поводом для проявления «хамелеонства» Очумелова.​ Хрюкин – типичный представитель простого народа, который не может рассчитывать на защиту и справедливость со стороны власти.​ Он понимает, что его слово ничего не значит против слова генерала, поэтому он вынужден смириться с несправедливостью и даже подчиниться приказам Очумелова, который то грозит ему штрафом, то обвиняет в ложном доносе.​

Толпа

Толпа, собравшаяся на базарной площади, – это не просто безмолвный фон, на котором разворачиваются события рассказа.​ Она является своеобразным зеркалом, отражающим пороки общества – любопытство, страх перед властью, готовность приспосабливаться к обстоятельствам.​ Люди, собравшиеся вокруг Очумелова и Хрюкина, не стремятся разобраться в ситуации и установить истину.​ Они больше заинтересованы в том, чтобы посмотреть на «спектакль», разыгрывающийся на их глазах. Они готовы поддержать любую версию событий, которая кажется им в данный момент наиболее выгодной или забавной.​

Краткий вывод

Рассказ «Хамелеон» Антона Павловича Чехова, несмотря на свою краткость и простоту сюжета, является глубоким и актуальным произведением, в котором высмеиваются пороки не только отдельных личностей, но и всего общества в целом.​

Чехов мастерски показывает, как страх перед властью, чинопочитание и желание угодить вышестоящим калечат людей, заставляя их отказываться от своих принципов и моральных устоев. Очумелов, главный герой рассказа, становится ярким примером такого человека-хамелеона, который готов менять свои убеждения в зависимости от обстоятельств.​

«Хамелеонство» Очумелова – это не просто смешная черта характера, а симптом серьезной болезни общества, в котором царит несправедливость и произвол.​ Чехов призывает читателя задуматься над тем, как важно сохранять собственное достоинство, не идти на поводу у обстоятельств и не бояться отстаивать свою правду, даже если это идет вразрез с мнением власть имущих.​

«Хамелеон» – это не просто сатирический рассказ, а настоящая социальная драма, которая заставляет задуматься о важных нравственных проблемах, актуальных и в наше время. Произведение Чехова – это напоминание о том, что важно оставаться человеком в любой ситуации, не поддаваться страху и не предавать свои идеалы.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей

    Этот рассказ — настоящая сатира на общество того времени. Интересно, а сейчас такие «хамелеоны» уже перевелись?

  2. Ирина

    Грустно, что с тех пор мало что изменилось. «Хамелеоны» живут и здравствуют среди нас.

  3. Наталья

    Прочитала на одном дыхании! «Хамелеон» — это не просто рассказ, это зеркало, в котором отражается наша действительность.

  4. Михаил

    Классический Чехов! Коротко, но как точно подмечены типажи и характеры. Очумелов — собирательный образ мелкого чинушника, готового прогнуться под любого, кто выше его по статусу.

  5. Елена

    Всегда поражалась, как Чехову удавалось в таких небольших рассказах показать всю глубину человеческой глупости и лицемерия. «Хамелеон» — яркий пример.

  6. Ольга

    Очень жизненный рассказ! К сожалению, и в наше время встречаются такие Очумеловы, готовые менять свое мнение в угоду сильным мира сего.

  7. Алексей

    Блестящий рассказ! Чехов гениально высмеивает чинопочитание и рабскую психологию.

  8. Дмитрий

    Перечитывал «Хамелеона» несколько раз, и каждый раз поражаюсь мастерству Чехова. Каждая фраза, каждый персонаж — все на своем месте.