Рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон», написанный в 1884 году, является ярким примером сатирического изображения российской действительности конца XIX века. В этом небольшом произведении автор мастерски высмеивает чинопочитание, лицемерие и приспособленчество, свойственные определенной части российского общества того времени.
Краткое содержание рассказа «Хамелеон»
Действие рассказа разворачивается на шумной базарной площади провинциального городка. В самый разгар дня, когда торговля идет бойко, а люди спешат по своим делам, сквозь толпу неторопливо шествует полицейский надзиратель Очумелов. Надзиратель – важная персона в городе, и он всячески подчеркивает свое положение неторопливой походкой и важным видом.
Внезапно размеренное течение жизни на площади нарушают отчаянные крики и собачий визг. Из-за груды дров, сложенных возле лавки, появляется запыхавшийся человек – золотых дел мастер Хрюкин. Он возбужденно размахивает рукой, на пальце которой виднеется кровь, и кричит на бегущую впереди собачонку. Толпа, собравшаяся поглазеть на происходящее, с интересом наблюдает за развитием событий.
Очумелов, привлеченный шумом, направляется к месту происшествия. Увидев окровавленного Хрюкина и услышав его жалобы на то, что его укусила собака, надзиратель решает немедленно разобраться в ситуации и наказать виновного. Вопрос о том, кому принадлежит собака, становится центральным в этом происшествии. От ответа на него зависит, как именно поступит Очумелов.
В ходе дознания выясняется, что собака, возможно, принадлежит генералу Жигалову. И тут начинается самое интересное⁚ уверенность Очумелова тает на глазах, он начинает сомневаться, стоило ли вообще вмешиваться. Он мечется из стороны в сторону, меняя свое мнение в зависимости от того, подтверждаются ли предположения о принадлежности собаки генералу.
То он грозится истребить всех бродячих собак в городе, то, наоборот, оправдывает щенка, называя его маленьким и игривым. Его отношение к Хрюкину также меняется с угрожающего на сочувствующее и обратно. Окружающие с интересом наблюдают за метаниями Очумелова, не упуская возможности поддакнуть или вставить свое слово.
В конце концов, так и не выяснив до конца, чья же это собака, Очумелов, окончательно запутавшись в своих догадках и предположениях, решает удалиться с места происшествия, отложив расследование до лучших времен. Толпа, немного пошумев, постепенно расходится, а Хрюкин остается зализывать рану на пальце, так и не добившись справедливости.
Главные герои
Очумелов – полицейский надзиратель, главный герой рассказа. Его образ является воплощением чинопочитания, лицемерия и приспособленчества. Он меняет свое мнение о происшествии и о виновнике в зависимости от того, кому может принадлежать собака. Очумелов боится власти, стремится угодить вышестоящим и всячески демонстрирует свою преданность.
Хрюкин – золотых дел мастер, пострадавший от укуса собаки. Это человек недалекий, любящий поскандалить и привлечь к себе внимание. Он жалуется на собаку, преувеличивая свои страдания, и надеется получить какую-то выгоду из ситуации. Характер Хрюкина типичен для провинциальной среды того времени.
Елдырин – городовой, помощник Очумелова. Он молчаливо наблюдает за происходящим, изредка вставляя свои реплики. Елдырин – типичный представитель власти, слепо подчиняющийся начальству и не имеющий собственного мнения.
Собака – щенок, укусивший Хрюкина. Она является не столько действующим лицом, сколько катализатором, запускающим цепочку событий, раскрывающих истинную сущность персонажей. Невинное животное становится объектом споров и домыслов, причиной для проявления лицемерия и чинопочитания.
Важно отметить, что Чехов мастерски использует говорящие фамилии, которые ярко характеризуют своих героев. Очумелов – от слова «очуметь», что подчеркивает его нерешительность и метания. Хрюкин – от слова «хрюкать», что указывает на его грубость и невоспитанность.
Анализ произведения
Рассказ «Хамелеон» является ярким образцом чеховской сатиры, направленной против чинопочитания, лицемерия и приспособленчества, процветавших в российском обществе конца XIX века. Автор мастерски использует различные художественные приемы, чтобы высмеять эти пороки и показать их абсурдность.
Одним из ключевых приемов, используемых Чеховым, является гротеск. Ситуация с укусом собаки сама по себе незначительна, но автор раздувает ее до невероятных размеров, превращая в событие чуть ли не государственного масштаба. Меняющееся на глазах мнение Очумелова, его метания и нерешительность выглядят комично и абсурдно, но в то же время пугающе узнаваемо.
Язык рассказа прост и лаконичен, но в то же время выразителен и ярок. Чехов использует разговорную лексику, просторечия, характерные для речи своих героев, что делает образы более живыми и достоверными. Диалоги играют важную роль в произведении, раскрывая характеры персонажей и создавая комический эффект.
Символично название рассказа – «Хамелеон». Очумелов, подобно этому пресмыкающемуся, меняет свой цвет – свое мнение и поведение – в зависимости от обстоятельств, стремясь подстроиться под сильных мира сего.
Рассказ «Хамелеон» актуален и по сей день, ведь проблемы чинопочитания, лицемерия и приспособленчества не исчезли из нашей жизни. Произведение Чехова заставляет задуматься о том, как важно сохранять собственную позицию, не бояться отстаивать правду и не прогибаться под давлением обстоятельств.
Рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон» – это не просто юмористическая зарисовка из жизни провинциального городка. Это глубокое сатирическое произведение, в котором автор с присущим ему мастерством высмеивает пороки человеческой натуры и общественные проблемы, актуальные и по сей день.
История о полицейском надзирателе Очумелове, меняющем свое мнение подобно хамелеону, заставляет задуматься о том, как часто мы сами становимся жертвами чинопочитания, лицемерия и приспособленчества. Как часто мы готовы пожертвовать своими принципами и совестью ради собственной выгоды или из страха перед властью?
Рассказ Чехова – это не просто критика общества конца XIX века. Это призыв к самоанализу, к осознанию важности таких качеств, как честность, принципиальность, смелость отстаивать свои убеждения.
Несмотря на то, что «Хамелеон» был написан более ста лет назад, он не теряет своей актуальности и в наши дни. Меняются декорации, костюмы, но суть человеческой природы остается прежней. И пока в людях живет страх перед сильными мира сего, желание угодить вышестоящим и извлечь выгоду из любой ситуации, произведения Чехова будут находить отклик в сердцах читателей;
«Хамелеон» – это не просто рассказ, это зеркало, в котором каждый может увидеть отражение себя самого и задуматься о том, на чьей он стороне.
Коротко о главных персонажах
Очумелов, полицейский надзиратель, – центральная фигура рассказа, вокруг которой разворачивается вся эта комичная, но в то же время печальная история. Он предстает перед нами как яркий пример чинопочитания и приспособленчества, тиражированных российской действительностью того времени. Каждая его фраза, каждый жест пропитаны желанием угодить «высшим чинам» и страхом перед возможными неприятностями.
Очумелов – мастер перевоплощения, настоящий хамелеон. Он меняет свое мнение о происходящем с легкостью флюгера на ветру, ориентируясь на то, кому может принадлежать собака. Его не интересует правда, справедливость, он заботится лишь о собственном благополучии, о том, чтобы не дай бог не обидеть «важную персону».
Чехов мастерски передает лицемерие и двуличие Очумелова через его речь, полную противоречий и льстивых интонаций. Он то грозится истребить всех бродячих собак в городе, то рассыпается в комплиментах возможному хозяину щенка.
Хрюкин, золотых дел мастер, – фигура не менее колоритная, хотя и не столь значимая в контексте рассказа. Он – типичный представитель провинциальной среды, человек недалекий, но хитрый и изворотливый. Пострадав от укуса собаки, Хрюкин видит в этом происшествии шанс получить хоть какую-то выгоду, привлечь к себе внимание, а может быть, и получить компенсацию за свои страдания, которые он, конечно же, склонен преувеличивать.
Хрюкин, как и Очумелов, – мастер подстраиваться под ситуацию. Он с готовностью поддакивает надзирателю, меняя свои показания в зависимости от того, какую версию событий тот выдвигает. Он не столько заинтересован в наказании виновного, сколько в том, чтобы извлечь для себя максимальную пользу из сложившейся ситуации.
Елдырин, городовой, – второстепенный персонаж, но его роль в рассказе нельзя назвать незначительной. Он – молчаливый свидетель происходящего, и его безмолвное присутствие лишь усиливает комизм и абсурдность ситуации. Елдырин – типичный представитель власти, слепо подчиняющийся начальству и не имеющий собственного мнения. Он не задает лишних вопросов, не высказывает сомнений, а лишь покорно выполняет приказы Очумелова, даже если они кажутся ему нелогичными.
Собака, укусившая Хрюкина, – это не просто животное, ставшее невольным участником конфликта. Это – катализатор, который запускает цепочку событий, раскрывающих истинную сущность персонажей и обнажающих пороки общества. Собака в рассказе – символ беззащитности перед произволом власти, перед лицемерием и приспособленчеством.
Каждый из героев «Хамелеона» – яркий и запоминающийся образ, в котором читатель может узнать черты своих современников. И это делает рассказ Чехова актуальным и по сей день.
Краткий вывод
Рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон» ౼ это не просто анекдотическая история о пустяковом происшествии на базарной площади. Это произведение, которое, несмотря на свою краткость и кажущуюся простоту, затрагивает глубокие нравственные и социальные проблемы, актуальные и по сей день.
С помощью ярких образов, меткого языка и тонкого юмора Чехов создает сатирическую картину российской действительности конца XIX века, высмеивая чинопочитание, лицемерие, приспособленчество, страх перед властью – пороки, которые, увы, не исчезли и в наши дни.
Главный герой рассказа, полицейский надзиратель Очумелов, становится олицетворением этих пороков. Он – хамелеон, меняющий свое мнение и поведение в зависимости от того, с кем ему приходится иметь дело. Его не интересует правда, справедливость, он заботится лишь о собственном благополучии, о том, чтобы не прогневать «сильных мира сего».
Остальные персонажи «Хамелеона» – Хрюкин, Елдырин, даже собака – все они являются частями одного целого, элементами системы, в которой правят чинопочитание и страх.
«Хамелеон» – это не просто критика общества прошлого, это предостережение для будущего. Чехов заставляет нас задуматься о том, как важно сохранять собственное достоинство, не бояться отстаивать свои убеждения, не превращаться в хамелеонов, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки.
Рассказ «Хамелеон», написанный более ста лет назад, не теряет своей актуальности и в наши дни. Он заставляет нас задуматься о том, как часто мы сами становимся подобны Очумелову, как часто мы готовы пожертвовать своими принципами ради собственной выгоды или из страха перед властью.
И пока в мире существуют чинопочитание, лицемерие, приспособленчество, произведения Чехова будут актуальны, а «Хамелеон» будет служить нам напоминанием о том, как важно оставаться людьми в любой ситуации.
Грустно, что даже спустя столько лет, описанная Чеховым ситуация до сих пор встречается в нашей жизни.
Интересно, что этот рассказ актуален не только для России. Проблема чинопочитания и лицемерия, к сожалению, интернациональна.
Очень смешной рассказ! Особенно сцена, где Очумелов меняет свое мнение в зависимости от того, чья собака. Браво, Чехов!
Чехов — мастер короткой формы. В нескольких страницах он сумел передать целую эпоху со всеми ее пороками.
Перечитываю «Хамелеона» каждый раз, когда разочаровываюсь в людях. Это произведение помогает не забывать о том, что важно оставаться человеком в любой ситуации.
Читала этот рассказ еще в школе, но перечитывая его сейчас, поражаюсь, насколько точно Чехов описал характеры. Очумелов — просто собирательный образ всех приспособленцев.
Язык Чехова — это отдельное удовольствие. «Хамелеон» читается на одном дыхании, несмотря на всю его глубину.
Произведения Чехова — это всегда пища для ума. «Хамелеон» заставляет задуматься о таких важных вещах, как совесть, честь, достоинство.
Классика есть классика! Чехов гениально подметил эту черту русского человека — прогибаться под власть имущих. «Хамелеон» актуален и по сей день.