Хозрасчет за праздничным столом: сатира на мелочность в рассказе Зощенко «Хозрасчет»

Хозрасчет за праздничным столом: сатира на мелочность в рассказе Зощенко "Хозрасчет" Краткие пересказы

Зошщенко Хозрасчет краткий пересказ

В рассказе «Хозрасчет» бухгалтер Герюшкин устраивает праздничный обед.​ Он радушно встречает гостей, но за столом его поведение меняется.​ Герюшкин начинает подсчитывать стоимость каждого блюда и озвучивать гостям, во сколько им обошлось угощение.​

Бухгалтер Герюшкин и его «гостеприимство»

Рассказ Михаила Зощенко «Хозрасчет» начинается с описания праздничного обеда, организованного бухгалтером Герюшкиным.​ Автор с первых строк подчеркивает радушие и гостеприимство хозяина.​ Герюшкин с «радостным воплем» встречает немногочисленных гостей, помогает снять верхнюю одежду и практически силой тащит в гостиную.​ Он с энтузиазмом представляет прибывших своей жене, называя их своими лучшими друзьями, хотя, вероятно, это преувеличение, призванное подчеркнуть значимость события.

Даже собственный сын Лешка становится объектом хвастовства перед гостями.​ Герюшкин с гордостью демонстрирует его, словно диковинную вещицу, подчеркивая свою семейственность и благополучие.​ Создается впечатление, что перед нами радушный и хлебосольный хозяин, искренне радующийся возможности разделить праздничный стол с близкими людьми.​

Однако за этой показной обходительностью и наигранной радостью проглядывает нечто странное, неестественное. Автор не раскрывает всех карт сразу, оставляя читателя в неведении относительно истинных мотивов поведения Герюшкина.​ Лишь тонкие, едва уловимые детали намекают на то, что за показным гостеприимством скрывается нечто иное, отличное от искреннего желания порадовать гостей и разделить с ними праздничное настроение.​

«Хозрасчет» за праздничным столом

И вот гости рассаживаются за столом, предвкушая вкусную еду и приятное общение.​ Атмосфера тепла и праздника, созданная Герюшкиным в начале, начинает стремительно улетучиваться, как только на стол подают первое блюдо.​ В этот момент радушный хозяин преображается, превращаясь в дотошного бухгалтера, для которого даже праздничный ужин – не более чем статья расходов.​

Герюшкин, не стесняясь гостей, начинает вслух подсчитывать стоимость каждого ингредиента супа, дотошно перечисляя цены на мясо, картошку, морковь и другие составляющие.​ Гости, ошеломленные таким поведением хозяина, пытаются перевести все в шутку, но Герюшкина не остановить.​ Он с упоением погружается в расчеты, доказывая, что угощение обошлось ему в кругленькую сумму.​

С каждой новой подачей блюд «финансовый отчет» Герюшкина становится все детальнее и изощреннее. Он скрупулезно подсчитывает стоимость каждой ложки сметаны, каждого кусочка хлеба, не забывая при этом учитывать расходы на электроэнергию, потраченную на приготовление пищи.​ Праздничный ужин превращается в фарс, в котором главную роль играет не вкусная еда и приятное общение, а маниакальное стремление Герюшкина доказать гостям, во сколько им обошлось гостеприимство хозяина.​

Реакция гостей и финал истории

Поначалу гости пытаются игнорировать странное поведение Герюшкина, переводя все в шутку. Однако бесконечные подсчеты, озвучиваемые хозяином, начинают раздражать.​ Праздничное настроение улетучивается, аппетит пропадает, на лицах гостей появляется недоумение, сменяющееся откровенным раздражением.​

Некоторые пытаются деликатно умолчать о своих расходах, отказываясь от добавки или оставляя еду на тарелках.​ Однако Герюшкин не унимается, с маниакальной настойчивостью включая в свой «праздничный баланс» каждую съеденную вишенку из компота. Он словно стремится оценить свое гостеприимство в денежном эквиваленте, лишая застолье душевности и тепла.

Финал рассказа остается открытым, но читателю становится ясно, что «хозрясчетный» обед Герюшкина не принес удовольствия ни гостям, ни ему самому.​ В погоне за экономией и желании продемонстрировать свою «рациональность», он разрушил атмосферу праздника, превратив ужин в абсурдное мероприятие.​ Зощенко мастерски высмеивает мещанство и мелочность, скрывающиеся за маской гостеприимства.​

Анализ рассказа «Хозрасчет»

Сатира на жадность и мещанство

Рассказ «Хозрасчет» – яркий пример сатирического мастерства Зощенко. Автор высмеивает не просто жадность, но и мещанство, пропитавшее все слои общества в пост-революционные годы.​ Герюшкин – не просто скупой человек, он жертва мещанской психологии, где каждая копейка возведена в абсолют, а человеческие отношения оцениваются с точки зрения прибыли и убытка;

Праздничный обед, который должен был стать символом дружбы и радости, превращается в своеобразный базар, где гостеприимство измеряется в рублях и копейках.​ Герюшкин, словно опытный торговец, подсчитывает стоимость каждого куска, забывая о том, что истинная ценность человеческого общения не может быть измерена деньгами.​

Зощенко высмеивает не только поведение главного героя, но и систему ценностей, которая порождает таких «герюшкиных».​ В условиях послереволюционной разрухи и нищеты мещанство становится своеобразным защитным механизмом, позволяющим людям выжить в мире, где царит хаос и неуверенность в завтрашнем дне.​

Коротко о главных персонажах

В центре сатирического рассказа «Хозрасчет» Михаил Зощенко выводит несколько персонажей, которые ярко иллюстрируют нравы и пороки своего времени. Главный герой, бухгалтер Герюшкин, становится воплощением мещанства и мелочной скупости, превращая праздничный обед в театр абсурда.

Бухгалтер Герюшкин⁚ портрет мещанской скупости

Герюшкин ⎼ центральная фигура рассказа, вокруг которой развертывается действие. Автор с первых же строк подчеркивает его профессию – бухгалтер, что само по себе становится говорящей деталью.​ Бухгалтерский склад ума и привычка вести строгий учет доходов и расходов становятся определяющими чертами его личности, проникая даже в сферу личных отношений.​

На первый взгляд, Герюшкин производит впечатление радушного и гостеприимного хозяина.​ Он встречает гостей с «радостным воплем», помогает снять верхнюю одежду и расхваливает угощения.​ Однако за этой показной обходительностью скрывается расчетливый ум, который воспринимает гостей как статью расходов, а праздничный обед – как возможность продемонстрировать свою «хозяйственность».​

С каждой подачей блюда истинное лицо Герюшкина проявляется все ярче.​ Он с маниакальной дотошностью подсчитывает стоимость каждого ингредиента, озвучивая гостям свои расчеты и упиваясь собственной «экономностью».​ Праздничное настроение улетучивается, сменяясь неловкостью и раздражением, а сам Герюшкин превращается в карикатуру на скупого хозяина.​

Гости Герюшкина⁚ жертвы «хозрясчета»

Гости, приглашенные на обед к Герюшкину, изначально настроены доброжелательно и рассчитывают на приятное времяпрепровождение.​ Однако их ожидания разбиваются о мещанскую скупость хозяина, которая превращает праздник в фарс.​

Автор не дает подробных характеристик гостей, они выступают скорее как коллективный образ, отражающий реакцию нормальных людей на абсурдное поведение Герюшкина. Поначалу они пытаются не обращать внимания на его странности, переводя все в шутку.​ Но по мере того, как «финансовый отчет» хозяина становится все детальнее, настроение гостей меняется.

Они чувствуют себя неловко и скованно, их аппетит пропадает, а желание продолжать этот «праздник» стремится к нулю. Гости Герюшкина становятся заложниками его мещанской психологии, невольно участвуя в этом абсурдном спектакле скупости.

Краткий вывод

Рассказ Михаила Зощенко «Хозрасчет», несмотря на свой небольшой объем, является ярким примером сатирической прозы, метко высмеивающей пороки человеческой натуры и общественные нравы.​ С помощью простого сюжета, изобилующего комичными ситуациями, автор создает гротескный образ общества, где материальные ценности доминируют над духовными, а человеческие отношения оцениваются с точки зрения прибыли и убытка.​

Кривое зеркало эпохи

«Хозрасчет» можно рассматривать как своеобразное кривое зеркало, отражающее реалии пост-революционной России.​ Страна, пережившая глобальные потрясения, оказалась в глубоком экономическом кризисе. Дефицит продовольствия, нищета и неуверенность в завтрашнем дне стали повседневной реальностью для миллионов людей.​

В этих условиях мещанство, как способ самосохранения, проникает во все слои общества, деформируя сознание и превращая людей в заложников собственной скупости.​ Герюшкин, с его маниакальным желанием все сосчитать и контролировать, становится воплощением этой эпохи, где даже праздничный обед превращается в арену для демонстрации «хозяйственности» и «рациональности».​

Сила сатиры и актуальность проблемы

Зощенко мастерски использует сатиру, чтобы высмеять мещанство и жадность, показывая их абсурдность и уродливость.​ Он не прибегает к нравоучениям и морализаторству, а позволяет читателю самому сделать выводы, наблюдая за комичными, но в то же время грустными ситуациями, в которые попадают герои рассказа.​

Несмотря на то, что «Хозрасчет» был написан почти столетие назад, проблемы, поднятые в нем, не утратили своей актуальности и сегодня.​ Погоня за материальным благополучием, желание произвести впечатление на окружающих своей «успешностью», нередко затмевают истинные человеческие ценности – дружбу, щедрость, душевное тепло.​ И сегодня важно помнить, что истинное богатство человека измеряется не толщиной его кошелька, а широтой души и умением делиться с близкими не только материальными благами, но и своим теплом.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Марина

    Жаль гостей Герюшкина. Вместо того, чтобы наслаждаться вечером, им приходится выслушивать этот бухгалтерский бред.

  2. Дмитрий

    Классический Зощенко! Герюшкин — собирательный образ мелкого человека, зацикленного на деньгах. Грустно, что даже праздник для него превращается в бухгалтерский отчет.

  3. Николай

    Зощенко — мастер сатиры! Рассказ короткий, но очень ёмкий. Заставляет задуматься о том, что действительно важно в жизни.

  4. Светлана

    Очень жизненный рассказ! К сожалению, и в наше время встречаются такие «гостеприимные» хозяева, как Герюшкин.

  5. Ирина Петровна

    Замечательный рассказ! Как точно подмечено — за показным гостеприимством часто скрывается мелочность и расчетливость. Браво, Михаил Михайлович!

  6. Алексей

    Не люблю такие рассказы. Герюшкин вызывает только неприятные чувства. Зачем портить людям праздник своим жлобством?

  7. Ольга

    Интересный рассказ! Мне было очень любопытно наблюдать за тем, как менялось поведение Герюшкина. Сначала такой радушный, а потом… Сразу видно, что Зощенко мастерски показывает человеческую натуру.