Иллюзия Просвещения: Образ Дворника-Грамотея в Рассказе А.П. Чехова «Умный Дворник»

Иллюзия Просвещения: Образ Дворника-Грамотея в Рассказе А.П. Чехова "Умный Дворник" Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа «Умный дворник»

Дворник Филипп‚ умеющий читать‚ поучает прислугу‚ считая себя умнее.​ Однажды он зачитывает им «наставления»‚ но засыпает.​ Приезжает барин и ругает Филиппа за безделье.​ Вечером дворник видит‚ как слуги читают его книгу‚ и советует им бросить это дело.​

Образованный дворник

В рассказе Антона Павловича Чехова «Умный дворник» главный герой‚ дворник Филипп Никандрыч‚ выделяется среди прочей прислуги своей грамотностью. Он умеет читать‚ и это умение становится для него не просто способом проведения досуга‚ но и инструментом возвышения над окружающими. Филипп проводит свободное время за чтением книг‚ «наставлений»‚ как их называет сам Чехов‚ и‚ проникаясь прочитанным‚ начинает считать себя носителем истины и мудрости.​

Каждое утро на кухне разыгрывается своеобразный ритуал⁚ Филипп‚ важно сдвинув брови и держа в руках книгу‚ читает вслух «наставления»‚ собрав вокруг себя лакеев‚ кучера‚ горничных и даже собственных детей-поварят.​ Слушатели с удивлением и некоторой досадой внимают словам дворника‚ осознавая‚ что он читает довольно умные вещи‚ но в то же время‚ испытывая неловкость от его самоуверенности и назидательного тона.

Умение читать сделало Филиппа авторитетом среди неграмотной прислуги‚ но сам он не понимает истинной ценности знаний.​ Книги для него , не источник новых открытий и саморазвития‚ а лишь способ подчеркнуть собственную исключительность и право поучать других.​

Наставления и чтение

Упиваясь своей грамотностью и считая себя просветителем‚ Филипп начинает каждое утро с чтения «наставлений» для другой прислуги.​ Кухня превращается в подобие аудитории‚ где дворник‚ вооружившись книгой‚ вещает истины‚ почерпнутые им из печатных страниц.​ Лакеи‚ кухарка‚ горничные – все вынуждены слушать его рассуждения‚ пропитанные менторским тоном и не всегда уместные.​

Сам Чехов с тонкой иронией описывает эти «просветительские» лекции дворника. Филипп‚ не до конца понимая прочитанное‚ выхватывает из контекста фразы‚ поразившие его своей «ученостью»‚ и с важным видом пересказывает их слушателям.​ Его речь пестрит заумными словами и оборотами‚ смысл которых‚ по всей видимости‚ ускользает и от него самого.​

Однако «наставления» Филиппа – это не просто безобидные чудачества чудаковатого дворника.​ В них сквозит высокомерие и превосходство над теми‚ кто не умеет читать.​ Он искренне убеждён‚ что знание нескольких букв делает его носителем истины‚ в то время как остальные — невежественные и недостойные его просвещения.​

Чтение‚ которое должно было стать для Филиппа окном в мир знаний‚ превращается в инструмент самоутверждения и разделения людей на «умных» и «глупых».​ Он не стремится к настоящему просвещению‚ его вполне устраивает иллюзия собственной учености и власти над окружающими.​

Сон и перемены

Однажды‚ увлекшись чтением очередного «наставления»‚ Филипп не замечает‚ как дремота берет свое.​ Книга выскальзывает из его рук‚ а сам он погружается в сон‚ полный удивительных образов.​ Во сне дворник видит‚ как преображается мир вокруг⁚ знакомые улицы‚ дома‚ ворота – все остается прежним‚ но люди становятся другими.​

Сон Филиппа – это не просто фантастический вымысел‚ а отражение его подсознательных желаний и страхов.​ В мире преображенных людей грамотность и знания ценятся превыше всего.​ Бывшие лакеи и кухарки‚ теперь с уважением цитируют классиков‚ а сам Филипп оказывается в роли ученика‚ с завистью внимающего их умным речам.​

Этот сон , своеобразная насмешка судьбы над мнимым превосходством Филиппа.​ Он внезапно осознает‚ насколько далек от настоящего знания и просвещения‚ и это осознание приносит ему не радость открытия‚ а горечь и досаду.​

Пробуждение оказывается болезненным⁚ Филипп возвращается к обыденной реальности‚ где он все тот же дворник‚ умеющий читать по слогам. Но сон оставляет глубокий след в его душе‚ заставляя задуматься о собственном месте в мире и истинной ценности знаний.​

Насмешка судьбы

Пробуждение от сна для Филиппа оборачивается столкновением с суровой реальностью.​ Заснув во время очередного «наставления»‚ он оказывается застигнутым врасплох вернувшимся барином.​ Недовольный шумом на кухне‚ барин обрушивает на сонного дворника грозный нагоняй‚ обвинив его в безделье и пренебрежении обязанностями.​

Эта сцена – едкая насмешка судьбы над самопровозглашенным «просветителем».​ Еще недавно Филипп с высоты своей «учености» поучал прислугу‚ а теперь сам становится объектом наказания за лень и безответственность.​

Контраст между важным тоном «наставлений» и жалким положением дворника‚ получающего взыскание‚ вызывает у читателя смешанные чувства⁚ с одной стороны‚ жалость к Филиппу‚ ставшему заложником собственных иллюзий‚ с другой — ироничную улыбку‚ ведь автор мастерски высмеивает его напыщенность и чванство.​

Этот эпизод — своеобразный переломный момент в рассказе. Филипп‚ еще не осознавая до конца произошедшего‚ начинает чувствовать шаткость своего положения.​ Мир‚ в котором он считал себя «умнее» других‚ оказывается не готов принимать его «мудрость».​

Осуждение пустых нравоучений

Вечером того же дня‚ пережив публичный нагоняй и насмешки судьбы‚ Филипп возвращается на кухню.​ Каково же его удивление‚ когда он видит слуг‚ заинтересованно листающих его книгу «наставлений»! Казалось бы‚ вот он‚ звездный час «просветителя»‚ наконец-то они поняли ценность знаний!​ Но вместо радости и гордости Филиппа охватывает необъяснимое раздражение.​

В порыве противоречивых чувств он выхватывает книгу из рук слуг‚ бросая пренебрежительно⁚ «Нашли чем забавляться!​».​ Эта фраза — ключ к пониманию внутреннего переворота‚ происходящего в душе дворника. Он сам уже не верит в ту «мудрость»‚ которую так усердно пытался донести до других.​

Финал рассказа , это не просто отказ Филиппа от роли «просветителя»‚ а осуждение самих «наставлений»‚ как символа пустых и лицемерных знаний‚ не приносящих реальной пользы.​ Чехов подводит читателя к мысли о том‚ что грамотность сама по себе не делает человека умнее или лучше.

Настоящее просвещение , это не зазубривание чужих мыслей‚ а постоянный процесс саморазвития‚ критического мышления и стремления к истине.​ Именно этого не хватало Филиппу‚ ограничившему свой мир рамками «наставлений».​

Коротко о главных персонажах

В рассказе Антона Павловича Чехова «Умный дворник» немного действующих лиц‚ что характерно для жанра короткой новеллы.​ Однако каждый из них‚ даже безымянный‚ играет свою роль в раскрытии главной темы — ложного просвещения и настоящей ценности знаний.

Филипп Никандрыч

Дворник‚ главный герой рассказа.​ Он грамотен‚ умеет читать и считает это своим главным достоинством‚ которое возвышает его над окружающими. Филипп — человек самоуверенный‚ любящий поучать и наставлять.​ Он искренне убежден‚ что знает больше других‚ и не стесняется демонстрировать свое «превосходство».​ Однако за его чванством и назидательностью скрывается не глубокий ум‚ а ограниченность и неумение мыслить критически.​ Филипп становится заложником собственных иллюзий‚ принимая книжную мудрость за истинное знание и просвещение.​

Барин

Второстепенный‚ но важный персонаж.​ Он представляет собой фигуру власти‚ перед которой бессильны все «наставления» Филиппа.​ Появление барина в рассказе знаменует собой столкновение дворника с реальностью. Недовольный шумом на кухне‚ барин ругает Филиппа за безделье‚ не обращая внимания на его попытки оправдаться.​ Этот эпизод демонстрирует иллюзорность превосходства Филиппа⁚ да‚ он может поучать неграмотную прислугу‚ но перед настоящей властью он так же беспомощен‚ как и все остальные.

Прислуга

Лакеи‚ кухарка‚ горничные — все они представляют собой «массу»‚ которую Филипп пытается просветить.​ Поначалу они с удивлением и даже с некоторой долей уважения слушают его «наставления»‚ восхищаясь его умению читать.​ Однако постепенно им надоедает его менторский тон и бесконечные поучения.​ В финале рассказа именно они‚ начав читать книгу Филиппа‚ вызывают у него не радость‚ а раздражение.​ Этот парадокс подчеркивает главную мысль автора⁚ истинные знания не нуждаются в навязчивой пропаганде‚ они привлекают сами по себе.​

Краткий вывод

Рассказ Антона Павловича Чехова «Умный дворник» — это тонкая сатира на ложное просвещение и иллюзию знания‚ не подкрепленного глубиной мышления.​

Главный герой‚ дворник Филипп‚ считает себя умнее других лишь потому‚ что умеет читать. Он постоянно поучает прислугу‚ читает ей вслух «наставления»‚ пытаясь выдать себя за просветителя.​ Однако за его чванством и назидательностью скрывается лишь поверхностное восприятие прочитанного и желание самоутвердиться за счет других.

Чехов мастерски высмеивает иллюзию превосходства Филиппа.​ Сон‚ в котором дворник видит себя самым необразованным среди грамотных людей‚ а также нагоняй от барина‚ обличают его мнимую «ученость».​

Финал рассказа символичен⁚ Филипп с досадой прерывает слуг‚ начавших читать его книгу.​ Он сам уже не верит в ценность тех «наставлений»‚ которые еще недавно считал истиной в последней инстанции.​

Рассказ «Умный дворник» — это не просто история об одном самоуверенном дворнике.​ Это напоминание о том‚ что истинное просвещение — это не скопление знаний‚ а умение мыслить‚ анализировать‚ критически оценивать информацию.​ Настоящая мудрость скромна и не требует громких слов‚ она проявляется в делах и поступках‚ а не в пустых нравоучениях.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга

    Мне понравилось, как автор показывает контраст между важностью, которую Филипп придает своему чтению, и его реальной ленью и нерадивостью в работе.

  2. Екатерина

    Интересный рассказ! Высмеивание Чеховым мнимой интеллигентности, которая строится только на умении читать, очень точно подмечено.

  3. Михаил

    Филипп Никандрыч — отличный пример того, как поверхностное знание делает человека смешным и жалким в своей самоуверенности.

  4. Дмитрий

    Грустно, что для дворника книги стали не источником знаний, а инструментом для возвышения над другими.

  5. Ирина

    Очень жизненный рассказ! Сколько раз встречала людей, подобных Филиппу — мнящих себя умнее всех только потому, что умеют читать.