Краткое содержание рассказа «Умный дворник»
Дворник Филипп‚ умеющий читать‚ поучает прислугу‚ считая себя умнее. Однажды он зачитывает им «наставления»‚ но засыпает. Приезжает барин и ругает Филиппа за безделье. Вечером дворник видит‚ как слуги читают его книгу‚ и советует им бросить это дело.
Образованный дворник
В рассказе Антона Павловича Чехова «Умный дворник» главный герой‚ дворник Филипп Никандрыч‚ выделяется среди прочей прислуги своей грамотностью. Он умеет читать‚ и это умение становится для него не просто способом проведения досуга‚ но и инструментом возвышения над окружающими. Филипп проводит свободное время за чтением книг‚ «наставлений»‚ как их называет сам Чехов‚ и‚ проникаясь прочитанным‚ начинает считать себя носителем истины и мудрости.
Каждое утро на кухне разыгрывается своеобразный ритуал⁚ Филипп‚ важно сдвинув брови и держа в руках книгу‚ читает вслух «наставления»‚ собрав вокруг себя лакеев‚ кучера‚ горничных и даже собственных детей-поварят. Слушатели с удивлением и некоторой досадой внимают словам дворника‚ осознавая‚ что он читает довольно умные вещи‚ но в то же время‚ испытывая неловкость от его самоуверенности и назидательного тона.
Умение читать сделало Филиппа авторитетом среди неграмотной прислуги‚ но сам он не понимает истинной ценности знаний. Книги для него , не источник новых открытий и саморазвития‚ а лишь способ подчеркнуть собственную исключительность и право поучать других.
Наставления и чтение
Упиваясь своей грамотностью и считая себя просветителем‚ Филипп начинает каждое утро с чтения «наставлений» для другой прислуги. Кухня превращается в подобие аудитории‚ где дворник‚ вооружившись книгой‚ вещает истины‚ почерпнутые им из печатных страниц. Лакеи‚ кухарка‚ горничные – все вынуждены слушать его рассуждения‚ пропитанные менторским тоном и не всегда уместные.
Сам Чехов с тонкой иронией описывает эти «просветительские» лекции дворника. Филипп‚ не до конца понимая прочитанное‚ выхватывает из контекста фразы‚ поразившие его своей «ученостью»‚ и с важным видом пересказывает их слушателям. Его речь пестрит заумными словами и оборотами‚ смысл которых‚ по всей видимости‚ ускользает и от него самого.
Однако «наставления» Филиппа – это не просто безобидные чудачества чудаковатого дворника. В них сквозит высокомерие и превосходство над теми‚ кто не умеет читать. Он искренне убеждён‚ что знание нескольких букв делает его носителем истины‚ в то время как остальные — невежественные и недостойные его просвещения.
Чтение‚ которое должно было стать для Филиппа окном в мир знаний‚ превращается в инструмент самоутверждения и разделения людей на «умных» и «глупых». Он не стремится к настоящему просвещению‚ его вполне устраивает иллюзия собственной учености и власти над окружающими.
Сон и перемены
Однажды‚ увлекшись чтением очередного «наставления»‚ Филипп не замечает‚ как дремота берет свое. Книга выскальзывает из его рук‚ а сам он погружается в сон‚ полный удивительных образов. Во сне дворник видит‚ как преображается мир вокруг⁚ знакомые улицы‚ дома‚ ворота – все остается прежним‚ но люди становятся другими.
Сон Филиппа – это не просто фантастический вымысел‚ а отражение его подсознательных желаний и страхов. В мире преображенных людей грамотность и знания ценятся превыше всего. Бывшие лакеи и кухарки‚ теперь с уважением цитируют классиков‚ а сам Филипп оказывается в роли ученика‚ с завистью внимающего их умным речам.
Этот сон , своеобразная насмешка судьбы над мнимым превосходством Филиппа. Он внезапно осознает‚ насколько далек от настоящего знания и просвещения‚ и это осознание приносит ему не радость открытия‚ а горечь и досаду.
Пробуждение оказывается болезненным⁚ Филипп возвращается к обыденной реальности‚ где он все тот же дворник‚ умеющий читать по слогам. Но сон оставляет глубокий след в его душе‚ заставляя задуматься о собственном месте в мире и истинной ценности знаний.
Насмешка судьбы
Пробуждение от сна для Филиппа оборачивается столкновением с суровой реальностью. Заснув во время очередного «наставления»‚ он оказывается застигнутым врасплох вернувшимся барином. Недовольный шумом на кухне‚ барин обрушивает на сонного дворника грозный нагоняй‚ обвинив его в безделье и пренебрежении обязанностями.
Эта сцена – едкая насмешка судьбы над самопровозглашенным «просветителем». Еще недавно Филипп с высоты своей «учености» поучал прислугу‚ а теперь сам становится объектом наказания за лень и безответственность.
Контраст между важным тоном «наставлений» и жалким положением дворника‚ получающего взыскание‚ вызывает у читателя смешанные чувства⁚ с одной стороны‚ жалость к Филиппу‚ ставшему заложником собственных иллюзий‚ с другой — ироничную улыбку‚ ведь автор мастерски высмеивает его напыщенность и чванство.
Этот эпизод — своеобразный переломный момент в рассказе. Филипп‚ еще не осознавая до конца произошедшего‚ начинает чувствовать шаткость своего положения. Мир‚ в котором он считал себя «умнее» других‚ оказывается не готов принимать его «мудрость».
Осуждение пустых нравоучений
Вечером того же дня‚ пережив публичный нагоняй и насмешки судьбы‚ Филипп возвращается на кухню. Каково же его удивление‚ когда он видит слуг‚ заинтересованно листающих его книгу «наставлений»! Казалось бы‚ вот он‚ звездный час «просветителя»‚ наконец-то они поняли ценность знаний! Но вместо радости и гордости Филиппа охватывает необъяснимое раздражение.
В порыве противоречивых чувств он выхватывает книгу из рук слуг‚ бросая пренебрежительно⁚ «Нашли чем забавляться!». Эта фраза — ключ к пониманию внутреннего переворота‚ происходящего в душе дворника. Он сам уже не верит в ту «мудрость»‚ которую так усердно пытался донести до других.
Финал рассказа , это не просто отказ Филиппа от роли «просветителя»‚ а осуждение самих «наставлений»‚ как символа пустых и лицемерных знаний‚ не приносящих реальной пользы. Чехов подводит читателя к мысли о том‚ что грамотность сама по себе не делает человека умнее или лучше.
Настоящее просвещение , это не зазубривание чужих мыслей‚ а постоянный процесс саморазвития‚ критического мышления и стремления к истине. Именно этого не хватало Филиппу‚ ограничившему свой мир рамками «наставлений».
Коротко о главных персонажах
В рассказе Антона Павловича Чехова «Умный дворник» немного действующих лиц‚ что характерно для жанра короткой новеллы. Однако каждый из них‚ даже безымянный‚ играет свою роль в раскрытии главной темы — ложного просвещения и настоящей ценности знаний.
Филипп Никандрыч
Дворник‚ главный герой рассказа. Он грамотен‚ умеет читать и считает это своим главным достоинством‚ которое возвышает его над окружающими. Филипп — человек самоуверенный‚ любящий поучать и наставлять. Он искренне убежден‚ что знает больше других‚ и не стесняется демонстрировать свое «превосходство». Однако за его чванством и назидательностью скрывается не глубокий ум‚ а ограниченность и неумение мыслить критически. Филипп становится заложником собственных иллюзий‚ принимая книжную мудрость за истинное знание и просвещение.
Барин
Второстепенный‚ но важный персонаж. Он представляет собой фигуру власти‚ перед которой бессильны все «наставления» Филиппа. Появление барина в рассказе знаменует собой столкновение дворника с реальностью. Недовольный шумом на кухне‚ барин ругает Филиппа за безделье‚ не обращая внимания на его попытки оправдаться. Этот эпизод демонстрирует иллюзорность превосходства Филиппа⁚ да‚ он может поучать неграмотную прислугу‚ но перед настоящей властью он так же беспомощен‚ как и все остальные.
Прислуга
Лакеи‚ кухарка‚ горничные — все они представляют собой «массу»‚ которую Филипп пытается просветить. Поначалу они с удивлением и даже с некоторой долей уважения слушают его «наставления»‚ восхищаясь его умению читать. Однако постепенно им надоедает его менторский тон и бесконечные поучения. В финале рассказа именно они‚ начав читать книгу Филиппа‚ вызывают у него не радость‚ а раздражение. Этот парадокс подчеркивает главную мысль автора⁚ истинные знания не нуждаются в навязчивой пропаганде‚ они привлекают сами по себе.
Краткий вывод
Рассказ Антона Павловича Чехова «Умный дворник» — это тонкая сатира на ложное просвещение и иллюзию знания‚ не подкрепленного глубиной мышления.
Главный герой‚ дворник Филипп‚ считает себя умнее других лишь потому‚ что умеет читать. Он постоянно поучает прислугу‚ читает ей вслух «наставления»‚ пытаясь выдать себя за просветителя. Однако за его чванством и назидательностью скрывается лишь поверхностное восприятие прочитанного и желание самоутвердиться за счет других.
Чехов мастерски высмеивает иллюзию превосходства Филиппа. Сон‚ в котором дворник видит себя самым необразованным среди грамотных людей‚ а также нагоняй от барина‚ обличают его мнимую «ученость».
Финал рассказа символичен⁚ Филипп с досадой прерывает слуг‚ начавших читать его книгу. Он сам уже не верит в ценность тех «наставлений»‚ которые еще недавно считал истиной в последней инстанции.
Рассказ «Умный дворник» — это не просто история об одном самоуверенном дворнике. Это напоминание о том‚ что истинное просвещение — это не скопление знаний‚ а умение мыслить‚ анализировать‚ критически оценивать информацию. Настоящая мудрость скромна и не требует громких слов‚ она проявляется в делах и поступках‚ а не в пустых нравоучениях.
Мне понравилось, как автор показывает контраст между важностью, которую Филипп придает своему чтению, и его реальной ленью и нерадивостью в работе.
Интересный рассказ! Высмеивание Чеховым мнимой интеллигентности, которая строится только на умении читать, очень точно подмечено.
Филипп Никандрыч — отличный пример того, как поверхностное знание делает человека смешным и жалким в своей самоуверенности.
Грустно, что для дворника книги стали не источником знаний, а инструментом для возвышения над другими.
Очень жизненный рассказ! Сколько раз встречала людей, подобных Филиппу — мнящих себя умнее всех только потому, что умеют читать.