В сборнике «Повести Белкина», выпущенном А.С. Пушкиным в 1830 году, особое место занимает роман «Дубровский». История, рассказанная от лица вымышленного рассказчика Ивана Петровича Белкина, повествует о трагической судьбе молодого дворянина Владимира Дубровского, лишенного имения и вынужденного встать на путь благородного разбойника.
История создания романа «Дубровский»
Роман «Дубровский», написанный А.С. Пушкиным в 1833 году, имеет интересную историю создания, тесно переплетенную с реальными событиями и творческими исканиями автора. В основу сюжета легла история, рассказанная Пушкину его другом, П.В. Нащокиным.
Нащокин поведал о судьбе своего дальнего родственника, небогатого белорусского дворянина по фамилии Островский (в некоторых источниках упоминается фамилия Кржижановский). Островский вёл тяжбу за имение с более состоятельным соседом и, проиграв дело, оказался в отчаянном положении. Лишившись своего имущества, он собрал вокруг себя крестьян, не пожелавших подчиняться новому барину, и стал предводителем разбойничьей шайки.
Этот сюжет, основанный на реальных событиях, глубоко заинтересовал Пушкина. В то время писатель активно изучал историю пугачевского восстания, работал над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой». Тема народного бунта, социального неравенства, несправедливости суда была для него чрезвычайно актуальной.
Роман «Дубровский» задумывался Пушкиным как масштабное произведение, отражающее острые социальные противоречия российской действительности. Писатель планировал подробно изобразить не только историю мести главного героя, но и широкую панораму жизни русского дворянства и крепостного крестьянства первой трети XIX века.
Однако работа над романом была прервана, и «Дубровский» остался незавершенным. Причины этого до конца не выяснены. Возможно, Пушкин охладил свой интерес к сюжету, отвлекшись на другие произведения, или же осознал, что полностью реализовать свой замысел в условиях цензурных ограничений будет невозможно.
Краткое содержание романа «Дубровский»
Роман «Дубровский» рассказывает историю о столкновении двух помещиков — Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилла Петровича Троекурова, некогда друживших, но ставших заклятыми врагами из-за вспыльчивой натуры Троекурова и несправедливого суда.
В результате судебной тяжбы Дубровский лишается своего имения Кистенёвка, что подрывает его здоровье и приводит к смерти. Его сын, молодой офицер Владимир Дубровский, возвращается из Петербурга и оказывается перед лицом разрухи и горя.
Жажда мести за отца толкает Владимира на отчаянный шаг⁚ он становится предводителем шайки разбойников, грабящей богатых и несправедливых помещиков. Однако Дубровский-младший, в отличие от своего прототипа, предстает в романе как благородный разбойник, не трогающий бедных и помогающий нуждающимся.
Случай сводит Владимира с дочерью Троекурова, Марьей Кирилловной, в которую он влюбляется. Проникнув в дом Троекурова под видом учителя-француза Дефоржа, Владимир оказывается перед сложным выбором⁚ отомстить за отца или отказаться от мести ради любви.
Марья Кирилловна, воспитанная на французских романах, также испытывает чувства к Дефоржу, не подозревая о его истинном лице. Трагический финал романа прерывает историю любви Владимира и Марьи⁚ Троекуров, несмотря на просьбы дочери, выдает её замуж за старого князя Верейского. Дубровский, пытавшийся освободить возлюбленную, опаздывает.
Роман заканчивается сценой нападения разбойников на карету Марьи Кирилловны, которая, будучи уже замужем, отказывается от предложения Дубровского бежать с ним. Владимир, раненный в перестрелке, распускает шайку и исчезает. Дальнейшая судьба героев остается неизвестной.
«Повести Белкина»⁚ Обзор цикла
Роман «Дубровский», несмотря на незавершенность, является одной из наиболее ярких и запоминающихся «Повестей Белкина» — цикла из пяти прозаических произведений А.С. Пушкина, объединенных образом вымышленного рассказчика , помещика Ивана Петровича Белкина.
Цикл был написан Пушкиным осенью 1830 года в Болдине и издан в 1831 году. Помимо «Дубровского», в него вошли повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».
«Повести Белкина» отличаются от предыдущих произведений Пушкина простотой сюжета, отсутствием романтической приподнятости и обращением к бытовым темам из жизни русской провинции.
В каждой из повестей цикла рассказывается необычная история, в которой принимают участие как дворяне, так и простые люди. Герои «Повестей Белкина» — люди разных сословий, характеров и судеб, объединенные стремлением к любви, счастью, справедливости.
Несмотря на внешнюю простоту, «Повести Белкина» отличаются глубиной психологизма, тонким юмором и мастерством композиции. Пушкин создает живые и запоминающиеся образы, заставляя читателя сопереживать героям, размышлять о жизни и моральных ценностях.
Роман «Дубровский», несмотря на свою незавершенность, является одним из ключевых произведений в творчестве А.С. Пушкина и важной вехой в развитии русской литературы. В этом романе, как и в других «Повестях Белкина», Пушкин обращается к темам, волновавшим русское общество начала XIX века⁚ социальное неравенство, произвол власти, конфликт личности и общества.
Образ Владимира Дубровского, благородного разбойника, мстящего за несправедливость и защищающего слабых, стал одним из самых популярных в русской литературе. В нем отразился романтический идеал борца за правду, который, не найдя справедливости законным путем, берет на себя роль народного мстителя.
Несмотря на трагический финал, роман «Дубровский» не оставляет чувства безысходности. В нем звучит вера в силу человеческого духа, в возможность любви и самопожертвования.
Роман «Дубровский» и сегодня продолжает волновать читателей своей актуальностью, психологизмом и мастерством художественного воплощения. Он напоминает о важности таких ценностей, как честь, достоинство, любовь и справедливость, которые остаются незыблемыми во все времена.
Коротко о главных персонажах
В романе «Дубровский» А.С. Пушкин создает галерею ярких и запоминающихся образов, каждый из которых играет важную роль в развитии сюжета и раскрытии основной идеи произведения.
Владимир Дубровский
Молодой дворянин, офицер гвардии. Главный герой романа, воплощающий в себе черты романтического героя — смелого, благородного, способного на глубокие чувства. Лишившись отца и родового имения из-за несправедливого суда, Владимир становится разбойником, но не теряет своих моральных принципов. Он грабит только богатых и несправедливых, помогает бедным и беззащитным. Любовь к Марье Кирилловне пробуждает в нем лучшие человеческие качества, но становится причиной его трагической гибели.
Кирила Петрович Троекуров
Богатый и властный помещик, типичный представитель своего времени — самодур и крепостник. Обладая крутым нравом и непривычкой слышать отказ, он доводит до гибели своего бывшего друга — Андрея Дубровского, а затем жестоко расправляется с его сыном. Троекуров — воплощение произвола и несправедливости, царящих в крепостнической России.
Марья Кирилловна Троекурова
Дочь Троекурова, молодая девушка, воспитанная на французских романах. Романтическая и мечтательная натура, она жаждет любви и счастья. Встреча с Дубровским, скрывающимся под личиной учителя Дефоржа, пробуждает в ней сильные чувства, но трагическое стечение обстоятельств разрушает ее надежду на счастье. Марья Кирилловна оказывается заложницей собственной безвольности и жестокости окружающего мира.
Андрей Гаврилович Дубровский
Отец Владимира, бедный помещик, гордый и независимый человек. Он становится жертвой произвола Троекурова и несправедливого суда, что подрывает его здоровье и приводит к смерти. Образ Андрея Гавриловича — это образ человека чести, не способного смириться с ложью и подлостью.
Второстепенные персонажи романа — крестьяне, дворовые, чиновники — также ярко и реалистично выписаны Пушкиным. Они создают широкую панораму жизни русской провинции начала XIX века, показывают нравы и обычаи того времени.
Краткий вывод
Роман «Дубровский» А.С. Пушкина — это произведение, которое, несмотря на свою лаконичность и незавершенность, производит сильное впечатление на читателя. История о любви и мести, разворачивающаяся на фоне русской провинциальной жизни XIX века, заставляет задуматься о важных нравственных вопросах.
В романе ярко изображена пропасть между богатством и бедностью, произвол власти и беззащитность простого человека. Конфликт Владимира Дубровского и Кирилла Троекурова отражает столкновение двух миров — мира старых устоев, основанных на праве сильного, и мира новых идей, где на первый план выходят честь, достоинство и справедливость.
Образ Владимира Дубровского, благородного разбойника, стал символом борьбы с несправедливостью. Он, подобно Робин Гуду, грабит богатых и помогает бедным, мстя за поруганную честь своей семьи. Однако, в отличие от своего английского «коллеги», Дубровский не находит счастья в своей борьбе. Его любовь к Марье Кирилловне, представительнице враждебного ему мира, обречена с самого начала.
Трагический финал романа не дает однозначных ответов на вопросы о добре и зле, о справедливости и мести. Пушкин оставляет читателю право самому сделать выбор, побуждая к размышлениям о сложных перипетиях человеческой судьбы, о цене свободы и о силе истинной любви.
«Дубровский» — это не просто увлекательный приключенческий роман, но и глубокое философское произведение, актуальное и в наши дни. Оно напоминает о том, что борьба за справедливость, любовь и человеческое достоинство — это вечные темы, волнующие людей во все времена.
Жаль, что роман остался незаконченным. Интересно было бы узнать, как бы Пушкин развил сюжет дальше, какие еще социальные проблемы он бы затронул.
Образ Дубровского, вынужденного бороться за справедливость вне закона, вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, он благородный защитник обиженных, с другой — преступник.
Любопытно, что на создание «Дубровского» Пушкина вдохновила история, рассказанная другом. Это еще раз подтверждает, что реальная жизнь часто дает пищу для литературных произведений.
Интересно, как Пушкин переплел реальную историю с вымыслом, создав образ благородного разбойника Дубровского. Тема несправедливости суда и социального неравенства актуальна и по сей день.
Тема народного бунта, поднятая Пушкиным в «Дубровском», перекликается с его работой над «Историей Пугачева». Видно, что писателя волновали вопросы социальной справедливости и народного гнева.