Кратчайший пересказ «Кавказский пленник»
Рассказ о двух русских офицерах, Жилине и Костылине, попавших в плен к татарам на Кавказе. Жилин , активный и находчивый, Костылин ‒ пассивный и беспомощный.
Пленение и жизнь в ауле
Действие рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник» начинается на Кавказе, где главный герой, офицер Жилин, получает письмо от матери. Мать зовет его домой, так как чувствует близкую кончину и хочет увидеть сына в последний раз. Жилин решает отправиться в отпуск и едет на почтовой карете.
В пути карета попадает в засаду, устроенную горцами. Костылин, попутчик Жилина, трусит и бросает товарища на произвол судьбы. Жилин пытается спастись, но его лошадь ранена, и он попадает в плен к татарам.
Горцы отвозят Жилина и выкупленного ими у других горцев Костылина в аул. Там пленников селят в сарае, приковав цепями. Жилин сразу проявляет смекалку и наблюдательность, изучает обстановку, обычаи и язык татар, пытаясь найти способ сбежать.
В ауле Жилин знакомится с дочерью хозяина, девочкой Диной; Он мастерит для нее игрушки, чем заслуживает ее симпатию. Дина начинает приносить ему еду и помогает в его планах побега.
Попытки побега
Жилин не теряет надежды вырваться из плена. Он тайком изучает окрестности аула, оценивая пути отхода. Ночью, пользуясь сном татар, Жилин делает подкоп из сарая. Костылин, в отличие от находчивого Жилина, слаб духом и не верит в успех, постоянно жалуется и боится наказания. Однако Жилин уговаривает его бежать.
Первая попытка побега оказывается неудачной. Костылин медлителен и неповоротлив, из-за него беглецы не успевают вовремя добраться до леса. Татары ловят пленников и возвращают в аул. Условия содержания становятся еще более жесткими, теперь Жилина и Костылина держат в яме и заковывают в колодки.
Несмотря на неудачу, Жилин не сдается. Он не оставляет мысли о побеге и начинает планировать новый. Дина помогает ему, принося лепешки и инструмент для расширения пролома в стене сарая.
Жилин понимает, что Костылин для него обуза. Во время второй попытки побега он оставляет Костылина, не в силах больше тащить его на себе.
Дина и дружба
В плену Жилин находит не только врагов, но и друга в лице Дины, дочери хозяина. Девочка, заинтересовавшись пленником, начинает приносить ему еду, а затем между ними завязывается своеобразная дружба.
Жилин с теплотой относится к Дине, видя в ней живого и отзывчивого человека, несмотря на разницу в возрасте и культуре. Он мастерит для нее игрушки, чем заслуживает ее искреннюю привязанность. Дина, в свою очередь, восхищается смелостью и находчивостью Жилина.
Дина становится для Жилина лучиком света в темном царстве плена. Она не только приносит ему еду и необходимые вещи, но и помогает в его планах побега. Именно Дина приносит ему кусок бараньего сала, который помогает Жилину не умереть от голода во время побега.
Дружба Жилина и Дины ‒ один из самых светлых моментов в рассказе, она противопоставлена жестокости и вражде окружающего мира. Эта дружба подчеркивает, что даже в самых тяжелых обстоятельствах человечность и сострадание могут преодолеть вражду и ненависть.
Побег Жилина
Наконец, благодаря помощи Дины, Жилин осуществляет свой план побега. Ночью, во время грозы, он выбирается из сарая через пролом в стене, который расширил с помощью принесенного Диной инструмента.
Выбравшись за пределы аула, Жилин бежит, не оглядываясь, ориентируясь по звездам. Он знает, что татары будут преследовать его, поэтому не дает себе отдыха.
Во время побега Жилин испытывает страшные мучения⁚ у него стерты в кровь ноги, мучает голод. Но он упорно движется вперед, подгоняемый мыслью о свободе.
Пережив много опасных моментов, Жилин все-таки выбирается к русским войскам. Он возвращается в свой полк, где его встречают как героя.
Судьба Костылина
В отличие от Жилина, Костылин оказывается не способен на решительные действия и проявление силы воли. Он постоянно жалуется на трудности, боится наказания и не верит в успех побега.
Во время первой попытки бегства именно Костылин становится причиной провала. Он медлителен, неповоротлив, его охватывает паника.
Когда Жилин совершает второй побег, он решает не брать Костылина с собой, понимая, что тот станет для него обузой. Костылин остается в плену, всецело полагаясь на выкуп от родственников.
Лишь спустя месяц Костылина выкупают из плена. Он возвращается домой изможденным и больным, в то время как Жилин продолжает свою службу на Кавказе.
Судьба Костылина противопоставлена судьбе Жилина. Она показывает, что даже в самых сложных жизненных ситуациях важно не терять присутствия духа, бороться и не сдаваться перед трудностями.
Коротко о главных персонажах
Иван Жилин
Жилин — главный герой рассказа, русский офицер, служащий на Кавказе. Получив письмо от матери, он решает отправиться домой в отпуск. В дороге Жилин попадает в плен к горцам, но не теряет присутствия духа и не сдаётся.
Жилин, воплощение лучших качеств русского солдата⁚ он смел, решителен, находчив, обладает невероятной силой воли и жаждой жизни. В плену он не падает духом, а ищет способы вырваться на свободу. Жилин наблюдателен, быстро изучает язык и обычаи татар, пытается понять их образ жизни.
Он мастер на все руки⁚ чинит часы, лепит из глины кукол, ремонтирует оружие — эти навыки помогают ему завоевать уважение даже у своих врагов. Жилин умеет находить общий язык с людьми, о чем свидетельствует его трогательная дружба с Диной.
Костылин
Костылин — русский офицер, попутчик Жилина. Он также попадает в плен к горцам, однако, в отличие от Жилина, проявляет слабость характера и трусость. Костылин постоянно жалуется на трудности, не пытается бороться за свою свободу и всецело полагается на выкуп от родственников.
Костылин представлен в рассказе как антипод Жилина. Он пассивен, безынициативен, не способен на решительные действия. Его образ показывает, насколько важно в сложных жизненных ситуациях не терять присутствие духа и бороться до конца.
Дина
Дина — юная дочь татарина, в доме которого держат пленных Жилина и Костылина. Несмотря на юный возраст, Дина проявляет смелость, сострадание и доброту. Она помогает Жилину, приносит ему еду, инструменты и предупреждает об опасности.
Образ Дины символизирует чистоту и непосредственность. Она еще не испорчена враждой и жестокостью взрослого мира и способна на искренние чувства, несмотря на национальные и религиозные различия.
Краткий вывод
«Кавказский пленник» — это не просто приключенческий рассказ о плене и побеге. Это история о силе человеческого духа, о стойкости и мужестве перед лицом опасности.
Лев Толстой, противопоставляя двух главных героев, Жилина и Костылина, показывает, что даже в самых тяжелых жизненных испытаниях важно не терять присутствие духа, бороться и не сдаваться. Жилин, благодаря своей находчивости, силе воли и умению находить общий язык с людьми, обретает свободу. Костылин же, олицетворяющий слабость и пассивность, остается в плену как пленник не только горцев, но и собственных страхов.
Рассказ учит нас важности таких качеств, как смелость, решительность, упорство в достижении цели. Он также поднимает тему дружбы и сострадания, которые могут возникнуть даже между представителями враждующих сторон.
«Кавказский пленник» , это произведение, актуальное и в наши дни, напоминающее нам о важности сохранения человечности в любых жизненных обстоятельствах.
Рассказ также затрагивает тему взаимоотношений разных народов, показывая, что даже в условиях войны и вражды возможны проявления гуманизма и взаимопонимания.
Простой и понятный язык произведения, яркие образы героев, динамичный сюжет делают «Кавказского пленника» интересным и полезным для чтения в любом возрасте.
Хороший пересказ, кратко и по сути. Особенно понравилось, как переданы характеры Жилина и Костылина — сразу видно, кто герой, а кто трус.
Неплохо, но хотелось бы увидеть больше акцента на противопоставлении характеров Жилина и Костылина.
Интересно было бы узнать побольше о Дине и ее роли в судьбе Жилина.
Очень удобно для быстрого повторения перед экзаменом. Спасибо!
Пересказ хороший, но слишком уж краткий. Некоторые важные детали упущены.
Кратко и информативно! Вспомнил сюжет, хотя читал «Кавказского пленника» давно.
Пересказ неплохой, но не хватает описания природы Кавказа, которая играет важную роль в повести.
Спасибо, освежила в памяти содержание повести! Теперь захотелось перечитать полностью.