Краткие пересказы повестей Лермонтова

Краткие пересказы повестей Лермонтова Краткие пересказы

Краткие пересказы повестей Лермонтова

В этом разделе вы найдете краткие пересказы известных повестей Михаила Юрьевича Лермонтова, таких как «Герой нашего времени» и «Княгиня Лиговская».​

Известные повести Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов, несмотря на свою короткую жизнь, оставил после себя богатое литературное наследие, включающее не только стихи и поэмы, но и прозаические произведения.​ Среди его повестей наибольшую известность получили⁚

  • «Герой нашего времени» (1839-1840)⁚ Это знаковый роман в русской литературе, который считается первым психологическим романом в России. Произведение состоит из пяти частей, рассказывающих о жизни Григория Александровича Печорина, молодого человека, разочарованного в жизни и ищущего себя.​ Лермонтов мастерски изображает сложный внутренний мир героя, его противоречивость и метания.​ Действие романа происходит на Кавказе, фоне которого ярче проявляется натура Печорина.
  • «Княгиня Лиговская» (1836, не окончена)⁚ Эта неоконченная повесть представляет собой ранний опыт Лермонтова в прозе.​ В ней автор обращается к теме светского общества Петербурга, изображая нравы и обычаи высшего света.​ В центре сюжета ౼ любовный треугольник между Печориным (еще не тем героем, каким мы его знаем по «Герою нашего времени»), молодым князем и прекрасной княгиней Лиговской. Повесть интересна тем, что в ней можно увидеть ранние наброски образа Печорина, который получит свое полное развитие в более позднем романе.

Обе повести, хоть и неравноценны по объему и завершенности, демонстрируют незаурядный талант Лермонтова как прозаика.​ В них он обращается к актуальным для своего времени темам⁚ поиска смысла жизни, любви, чести, судьбы, взаимоотношений личности и общества.​

«Герой нашего времени» ౼ краткий пересказ

«Герой нашего времени» ⸺ это роман, разбитый на пять новелл, каждая из которых раскрывает образ главного героя ౼ Григория Александровича Печорина ⸺ с новой стороны.​

Действие начинается с повести «Бэла», где офицер Максим Максимыч рассказывает о службе с Печориным на Кавказе.​ Там Печорин, скучая, похищает черкешенку Бэлу, которая влюбляется в него, но он быстро охладевает к ней.​ В итоге Бэла погибает от рук мстительного брата.​

Далее следует «Максим Максимыч», где встреча рассказчика с Печориным уже после событий «Бэлы».​ Мы видим, как равнодушен Печорин к старому товарищу, подчеркивая свою отчужденность.​

Центральная часть ⸺ «Тамань», где Печорин, путешествуя, оказывается втянут в контрабандистскую историю и ставит под угрозу жизнь слепой девушки и ее брата, не испытывая при этом никаких угрызений совести.​

В «Княжне Мери», самой объёмной части, Печорин, находясь на водах, интригует с княжной Мери, одновременно возобновляя отношения с бывшей возлюбленной Верой.​ Это приводит к дуэли с Грушницким, которого Печорин убивает, и к окончательному разрыву с Верой.​

Завершается роман новеллой «Фаталист», где Печорин рассуждает о предопределении и случайности, рискуя жизнью в споре с Вуличем.​

Весь роман пронизан темой поиска Печориным смысла жизни, который он так и не находит, оставляя после себя лишь страдания и разочарование.

«Княгиня Лиговская» ౼ краткий пересказ

«Княгиня Лиговская», написанная в 1836 году, осталась незавершенной, но, несмотря на это, позволяет увидеть ранний этап формирования творчества Лермонтова и проследить зарождение образа Печорина.

Действие разворачивается в Петербурге. Главный герой, Григорий Александрович Печорин,, молодой офицер, уже знакомый нам по «Герою нашего времени», но здесь он еще не циничный и разочарованный жизнью человек.​

Случайно Печорин встречает знакомую семью, в которой растёт юная княжна Вера Лиговская. В прошлом между ними была юношеская влюбленность, и Печорин решает возобновить ухаживания.

Однако Вера уже обручена с князем, что не останавливает Печорина.​ Он начинает интриговать, вызывая ревность у князя и сомнения у Веры.​

Параллельно развивается сюжетная линия с другим молодым человеком, влюблённым в Веру,, Юрием.​ Он страдает от неразделенной любви и видит в Печорине соперника.​

Лермонтов мастерски описывает атмосферу светского общества, интриги, сплетни, дуэли.​ Он показывает Печорина еще не «героем своего времени», но уже сложной и противоречивой натурой, чьи поступки причиняют боль окружающим.​

К сожалению, из-за незавершенности повести мы не узнаем, чем закончилась эта история, но уже видим зачатки того Печорина, который предстанет перед нами в «Герое нашего времени».​

Другие повести Лермонтова

Помимо «Героя нашего времени» и «Княгини Лиговской», творческое наследие Лермонтова включает и другие, менее известные, но не менее интересные повести, отражающие его литературные искания и интерес к различным темам и жанрам.​

  • «Вадим» (1832-1834, не окончена)⁚ Эта ранняя, проникнутая романтизмом повесть посвящена историческим событиям времён крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва.​ В центре сюжета — история юного дворянина Вадима, ставшего жертвой жестокости и несправедливости, что толкает его на путь мести.​ Лермонтов с большой силой изображает социальные противоречия эпохи, страдания народа и трагедию одиночки, восставшего против системы.
  • «Штосс» (1839)⁚ Мистическая повесть, действие которой происходит в Петербурге.​ Художник Лугин становится жертвой таинственного двойника — Штосса, который преследует его, суля славу и богатство. Повесть осталась незавершенной, но в ней ярко проявился интерес Лермонтова к темам рока, судьбы, мистического начала в жизни человека.​

Эти произведения, хоть и не законченные, демонстрируют широту творческих интересов Лермонтова, его умение работать в разных жанрах, от исторического романа до мистической повести. В них уже заметны черты зрелого мастерства писателя, который мог бы создать ещё немало шедевров, если бы не его безвременная гибель.​

Коротко о главных персонажах

В своих повестях Лермонтов создал целую галерею ярких и запоминающихся образов, которые стали неотъемлемой частью русской литературы.​ Вот некоторые из них⁚

«Герой нашего времени»

  • Григорий Александрович Печорин⁚ Главный герой романа, молодой офицер, наделённый острым умом, проницательностью, но при этом циничный, эгоистичный, неспособный на глубокие чувства.​ Он ищет смысла жизни, но все его попытки приводят лишь к разочарованию и страданиям для себя и окружающих.​ Образ Печорина стал символом своего времени, отразив кризис и духовные метания поколения, разочарованного в прежних идеалах.​
  • Максим Максимыч⁚ Старый штабс-капитан, служивший с Печориным на Кавказе.​ Добродушный, простой и откровенный человек, он является своеобразным антиподом Печорина.​ Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, но не может понять его сложной и противоречивой натуры.​
  • Бэла⁚ Молодая черкешенка, похищенная Печориным. Она влюбляется в него, но становится жертвой его эгоизма и неспособности на глубокие чувства.​ Образ Бэлы символизирует трагическую судьбу женщины в мире мужских страстей и амбиций.​
  • Княжна Мери⁚ Молодая девушка, в которую влюбляется Печорин на водах.​ Она умна, горда, независима, но в то же время наивна и неопытна.​ Печорин, начав интригу с Мери, разбивает ей сердце, доказывая себе свою власть над людьми и собственную неспособность на любовь.
  • Вера⁚ Замужняя женщина, бывшая возлюбленная Печорина. Она любит его, но понимает, что их отношения обречены на страдания. Вера представляет собой тип женщины, способной на глубокие и самоотверженные чувства, но не находящей счастья в любви.​

«Княгиня Лиговская»

  • Печорин⁚ В этой повести он предстаёт перед нами молодым офицером, ещё не разочаровавшимся в жизни, но уже демонстрирующим черты своего сложного характера — эгоизм, склонность к интригам, неумение ценить искренние чувства.​
  • Княгиня Вера Лиговская⁚ Юная княжна, первая любовь Печорина. Она красива, умна, образованна, но в то же время робкая и нерешительная. Вера разрывается между чувством долга перед своим женихом и внезапно вспыхнувшей страстью к Печорину.
  • Князь⁚ Жених Веры, положительный, но несколько скучный и пресный молодой человек.​ Он искренне любит Веру, но не замечает её истинных чувств и не подозревает о её внутренней борьбе.​

Краткий вывод

Повести Лермонтова, несмотря на их немногочисленность, занимают особое место в русской литературе.​ Они стали предвестниками новой эпохи , эпохи реализма, с её глубоким психологизмом, социальной остротой и интересом к внутреннему миру человека.​

Главные герои лермонтовских повестей , это люди своего времени, отражающие его противоречия и конфликты. Они наделены незаурядными способностями, острым умом, сильными страстями, но при этом часто эгоистичны, разочарованы в жизни, не находят себе места в окружающем мире.​ Это «лишние люди», оказавшиеся не в ладу с собой и обществом.​

В своих повестях Лермонтов мастерски изображает сложные переживания своих героев, их внутреннюю борьбу, метания и поиски.​ Он анализирует причины их душевных драм, влияние среды и обстоятельств на формирование характера.​

Особое место в творчестве Лермонтова занимает тема любви. Однако любовь у него — это не источник счастья и гармонии, а скорее испытание, страсть, приводящая к страданиям и гибели.​ Любовные истории в его повестях заканчиваются трагически, подчёркивая невозможность счастья в мире, где царят эгоизм, равнодушие и жестокость.​

Язык лермонтовских повестей отличается точностью, выразительностью, лаконизмом. Он использует богатую палитру стилистических приёмов, от ироничных замечаний до глубоких философских отступлений, что позволяет ему создать яркие и запоминающиеся образы.​

Повести Лермонтова, несмотря на прошедшее время, не теряют своей актуальности. Они заставляют задуматься о вечных вопросах — о смысле жизни, о любви и смерти, о месте человека в мире, о его предназначении и выборе.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Антон

    Очень полезная статья! Кратко и по делу изложено содержание известных повестей Лермонтова. Помогает освежить в памяти сюжет и основные темы произведений.

  2. Ольга

    Спасибо за статью! Вспомнила содержание произведений, захотелось перечитать их заново.

  3. Екатерина

    Хороший материал для подготовки к урокам литературы. Кратко и информативно изложены основные моменты.

  4. Дмитрий

    Неплохой обзор творчества Лермонтова. Жаль только, что не упомянуты другие его повести, например, «Вадим».

  5. Мария

    Интересно было бы увидеть более подробный анализ образов героев, особенно Печорина. В целом, статья понравилась, спасибо!