Краткий пересказ комедии Ревизор Н.В. Гоголя

Краткий пересказ комедии Ревизор Н.В. Гоголя Краткие пересказы

Краткий пересказ книги «Ревизор» Гоголь

В комедии «Ревизор» Н.В.​ Гоголь высмеивает пороки чиновничества Российской империи.​ Из-за ложного слуха о приезде ревизора, перепуганные чиновники принимают за него мелкого столичного чиновника Хлестакова.​

Тревожное известие и суматоха в городе

Действие комедии начинается в доме городничего, где собрались местные чиновники.​ Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, встревоженный полученным известием, сообщает им о скором приезде ревизора из Петербурга.​ Новость повергает всех в ужас и смятение, ведь их совесть отнюдь не чиста.​

Городничий, охваченный паникой, начинает суетиться и отдавать распоряжения. Он приказывает навести хотя бы видимость порядка в городе⁚ убрать мусор с улиц, «залатать» дыры в общественных зданиях, приструнить разгулявшихся арестантов и больных в больнице.​

Особое внимание городничий уделяет почтмейстеру, Ивану Кузьмичу Шпекину.​ Зная о его страсти к чтению чужих писем, Антон Антонович поручает ему вскрывать корреспонденцию, чтобы выяснить, нет ли в ней информации о настоящем ревизоре.

В разгар всеобщей суматохи появляются двое помещиков, Бобчинский и Добчинский, известные своей страстью к сплетням.​ Запыхавшись, они сообщают о том, что встретили в местной гостинице подозрительного молодого человека, который, по их мнению, и есть ревизор инкогнито.​

Описание, данное Бобчинским и Добчинским, еще больше пугает городничего.​ Он решает немедленно отправиться в гостиницу, чтобы лично познакомиться с таинственным гостем и попытаться задобрить его.​

Появление мнимого ревизора

Тем временем, в скромном номере провинциальной гостиницы молодой повеса Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, предается унынию.​ Он проигрался в карты и остался без гроша в кармане. Слуга Хлестакова, пройдоха Осип, ругает барина за расточительность и безрассудство, но тщетно.​

Внезапное появление городничего с заискивающими речами и подобострастным поведением становится для Хлестакова полной неожиданностью.​ Поначалу он недоумевает, видя трепет и страх перед собой, но, будучи натурой хитрой и авантюрной, быстро понимает, какая удача подвернулась ему.​

Хлестаков решает поддержать ошибку и выдать себя за важную персону, прибывшую с секретным заданием.​ Он с апломбом рассказывает небылицы о своей столичной жизни, приписывая себе несуществующие заслуги и связи.​

Городничий, ослепленный страхом и желанием угодить «ревизору», принимает все за чистую монету.​ Он осыпает Хлестакова почестями, предлагает деньги взаймы, водит по учреждениям, стараясь скрыть беспорядки и злоупотребления;

Хлестаков, пользуясь случаем, с удовольствием принимает знаки внимания, занимает деньги у чиновников, флиртует с дочерью и женой городничего.​ Он словно играет роль, наслаждаясь случившимся представлением.​

Хлестаков в роли важной персоны

Оказавшись в центре всеобщего внимания, Хлестаков с упоением вживается в роль важной персоны.​ Он принимает подношения от перепуганных чиновников, выдает себя за близкого друга министра, рассказывает небылицы о своей роскошной жизни в Петербурге, о своих литературных талантах и знакомствах с влиятельными людьми.​

Все городское общество очаровано мнимым ревизором.​ Чиновники соревнуются в угодничестве, стараясь заручиться его благосклонностью.​ Они приглашают Хлестакова на обеды, в гости, осыпают его комплиментами и подарками, закрывая глаза на его вызывающее поведение.​

Хлестаков, упиваясь своей властью и безнаказанностью, становится все более наглым и развязным.​ Он флиртует с дочерью городничего, Марьей Антоновной, и даже делает ей предложение, не испытывая к ней никаких реальных чувств.​

Сам городничий, ослепленный страхом и желанием угодить «высокопоставленному чиновнику», не замечает очевидного обмана.​ Он видит в Хлестакове ключ к собственному благополучию и готов на все, чтобы заслужить его покровительство.

Разоблачение и приезд настоящего ревизора

Тем временем слуга Хлестакова, Осип, чувствуя неладное, советует барину поскорее уехать из города, пока обман не раскрылся. Хлестаков, получив от городничего вновь «взаймы» значительную сумму денег, решает последовать его совету.​ Он отправляет вперед себя Осипа с чемоданами, а сам пишет письмо своему другу Тряпичкину в Петербург, в котором с юмором описывает все происходящее.​

Однако планам Хлестакова не суждено сбыться.​ По иронии судьбы, его письмо попадает в руки почтмейстера, который, следуя указаниям городничего, вскрывает всю корреспонденцию.​ Прочитав послание Хлестакова, он в шоке от открывшейся правды и спешит сообщить обо всем городничему.​

Городничий, еще недавно преисполненный самодовольства от того, как ловко ему удалось обвести вокруг пальца «ревизора», впадает в крайнее отчаяние. Он понимает, что стал посмешищем для всего города, и его карьера рухнула.

В разгар всеобщего переполоха в город приезжает настоящий ревизор и останавливается в той же гостинице, где недавно останавливался Хлестаков.​ Комедия заканчивается немой сценой, в которой ошеломленные чиновники застывают в гротескных позах, не в силах произнести ни слова.​

Смысл и значение комедии «Ревизор»

Комедия «Ревизор» ⎻ это острое сатирическое произведение, в котором Н.​В.​ Гоголь высмеивает пороки и недостатки российского общества первой половины XIX века.​ Главной мишенью его сатиры становится чиновничество ⎯ коррумпированное, лживое и бездушное.​

Городничий и его свита ⎻ это не просто отдельные персонажи, а обобщенный образ власти, для которой характерны взяточничество, казнокрадство, произвол и равнодушие к народу.​ Они боятся лишь одного ⎯ разоблачения, которое может лишить их власти и привилегий.​

Хлестаков же, случайный человек, авантюрист и пустослов, становится своего рода «зеркалом», в котором отражается вся низость и уродство окружающего его мира. Он с легкостью обманывает чиновников, потому что они сами готовы быть обманутыми, готовы поверить в любую ложь, которая позволит им сохранить свое положение.

«Ревизор» ⎯ это не просто комедия положений, но и глубоко философское произведение, заставляющее задуматься о нравственных устоях общества, о роли власти, о сущности человеческой природы.​ Гоголь показывает, что пороки не свойственны каким-то отдельным людям, они заложены в самой системе, и пока эта система не изменится, ничего не изменится и в жизни людей.​

Коротко о главных персонажах

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий

Городничий ⎯ центральная фигура комедии, вокруг которой разворачиваются все события; Это хитрый, властный и корыстный чиновник, привыкший жить по законам взяточничества и чинопочитания.​ Он боится ревизора как огня, ведь знает, что его могут легко разоблачить и наказать.​ Городничий готов на все, чтобы угодить «высокопоставленному чиновнику» и скрыть свои прегрешения.​

Иван Александрович Хлестаков, мнимый ревизор

Хлестаков ⎯ мелкий чиновник из Петербурга, случайно оказавшийся в провинциальном городке.​ Он молод, легкомыслен, транжирит деньги и любит хвастаться.​ Хлестаков не планировал выдавать себя за ревизора, но, видя страх и угодничество чиновников, решает воспользоваться случаем. Он с удовольствием принимает знаки внимания, занимает деньги, флиртует с женщинами, не задумываясь о последствиях.​

Осип, слуга Хлестакова

Осип ⎻ противоположность своему барину.​ Он прост, хитер и прозорлив.​ Осип прекрасно понимает, чем грозит Хлестакову его авантюра, и не раз пытается предупредить его об опасности.​ Однако Хлестаков не слушает своего слугу, и тогда Осип решает действовать самостоятельно.​ Он первым понимает, что нужно бежать, и делает все, чтобы поскорее увезти барина из города.​

Анна Андреевна, жена городничего

Анна Андреевна ⎻ типичная провинциальная дама, мечтающая о столичной жизни.​ Она льстива, кокетлива и глупа.​ Анна Андреевна, как и ее муж, стремится угодить «ревизору», но делает это с особым усердием, надеясь на благосклонность «столичного гостя».

Марья Антоновна٫ дочь городничего

Марья Антоновна ⎻ молодая и наивная девушка, мечтающая о любви.​ Она становится объектом флирта Хлестакова, который не испытывает к ней никаких реальных чувств. Марья Антоновна, ослепленная вниманием «столичного гостя», не замечает его лживости и поверхностности.​

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья

Ляпкин-Тяпкин ⎯ один из самых ярких представителей городского чиновничества.​ Он берущий взятки, ленивый и некомпетентный.​ Ляпкин-Тяпкин свято убежден, что «судья должен жить для того, чтобы есть», и не видит ничего зазорного в своем поведении.​

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений

Земляника ⎻ лицемер и ханжа.​ Он крадет деньги, выделенные на содержание богоугодных заведений, и при этом рассуждает о милосердии и благотворительности.​ Земляника ⎯ мастер интриг и сплетен, он всегда готов «подсидеть» коллегу и выслужиться перед начальством.​

Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер

Шпекин ⎯ не столь коррумпирован, как другие чиновники, но у него есть свой «грешок» ⎯ он обожает читать чужие письма. Шпекин ⎻ человек до конца не разобравшийся в людях, и именно он становится невольным виновником разоблачения Хлестакова.​

Краткий вывод

Комедия Н.​В. Гоголя «Ревизор» – это бессмертное произведение, которое и сегодня, спустя почти два столетия после своего создания, не теряет своей актуальности.​ В ярких, гротескных образах провинциальных чиновников мы узнаем пороки не только своего времени, но и пороки человечества в целом⁚ коррупцию, лицемерие, страх перед властью, желание выслужиться и угодить «сильным мира сего».​

Сила «Ревизора» заключается в том, что Гоголь не просто высмеивает пороки общества, но и заставляет нас задуматься об их причинах.​ Почему чиновники так легко верят в ложь Хлестакова?​ Почему они готовы на все, чтобы скрыть свои прегрешения? Ответ на эти вопросы мы находим не только в самих персонажах, но и в той системе, которая их порождает.

Гоголь показывает, что корень зла заключается не в отдельных людях, а в самой сущности власти, которая развращает и губит души.​ Чиновники в «Ревизоре» ⎯ это не злодеи по природе, а жертвы обстоятельств, продукты своей эпохи. Они вынуждены жить по законам лжи и обмана, чтобы выжить и сохранить свое положение;

Однако Гоголь не оставляет нас без надежды.​ В финале комедии появляется настоящий ревизор, который, как нам кажется, восстановит справедливость и накажет виновных.​ Но этот финал остается открытым.​ Мы не знаем, что будет дальше, какой урок извлекут из произошедшего герои комедии.​ Именно эта неопределенность придает «Ревизору» особую силу и заставляет нас задуматься о том, а что бы сделали мы на месте героев комедии?​ Какими бы мы были чиновниками?​

Комедия «Ревизор» ⎯ это не просто сатира на пороки общества, но и глубокое философское произведение, заставляющее нас задуматься о нравственных устоях, о роли власти в жизни человека, о том, что такое истина и ложь, добро и зло. Именно поэтому «Ревизор» остается актуальным и в наши дни, ведь те проблемы, которые поднимает Гоголь, не утратили своей остроты и сегодня.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий Кузнецов

    Интересно было бы узнать больше о самом Хлестакове. Какие цели он преследует? Действительно ли он намерен выдавать себя за ревизора, или это просто стечение обстоятельств?

  2. Анна Сидорова

    Пересказ напомнил мне, насколько актуальна комедия Гоголя и в наши дни. Чиновничий произвол, взяточничество, страх перед высшим начальством — эти проблемы, к сожалению, никуда не исчезли.

  3. Сергей Попов

    Захватывающее начало! Сразу хочется узнать, как будут развиваться события дальше. Удастся ли Хлестакову обмануть городничего и других чиновников?

  4. Елена Смирнова

    Хороший пересказ, который освежает в памяти сюжет комедии. Особенно ярко описана паника чиновников, ожидающих приезда ревизора.

  5. Иван Иванов

    Пересказ краткий, но информативный. Сразу вспоминаются школьные уроки литературы. Интересно было бы прочитать продолжение и узнать, чем закончится эта история с мнимым ревизором.

  6. Ольга Петрова

    Классическое произведение, которое не теряет своей актуальности и по сей день! Гоголь гениально высмеивает пороки общества, и, к сожалению, многие из них мы можем наблюдать и в наше время.