Краткий пересказ по главам «Горе от ума» Грибоедова
В комедии «Горе от ума» действие разворачивается в Москве, в доме Фамусова. Молодой Чацкий, вернувшись из путешествия, полон надежд на встречу с Софией. Однако, девушка холодна, а общество встречает его критикой и насмешками.
Действие первое
Раннее утро в доме московского чиновника Фамусова. Служанка Лизанька караулит у дверей спальни своей хозяйки Софии, с тревогой ожидая, когда та расстанется со своим тайным кавалером. Боясь быть застигнутыми врасплох строгим Фамусовым, Лизанька хитростью заводит музыкальные часы, чтобы предупредить влюблённых.
Громкий бой часов будит Фамусова, и он, полный подозрений, является в гостиную. Лизанька, изворачиваясь, уверяет его, что София не спит и всю ночь читала. В это время из спальни выходит сама София в сопровождении не кого-нибудь, а Молчалина — секретаря Фамусова!
Недовольный Фамусов принимается отчитывать дочь за неподобающее поведение, обвиняя во всём французские книги и вольнодумство. Он напоминает Софии о своем вдовстве и тяжком труде по воспитанию единственной дочери. Девушка с трудом успокаивает разгневанного отца и удаляется вместе с Молчалиным.
Оставшись наедине с Лизанькой, Фамусов начинает оказывать ей знаки внимания, но в этот момент в доме появляется нежданный гость — Александр Андреевич Чацкий, давний друг Фамусова и, что важнее, бывший возлюбленный Софии.
Чацкий полон радости от возвращения в Москву и надежд на встречу с Софией, по которой он тосковал все три года разлуки. Однако, холодный прием девушки огорчает его. Не замечая перемен в Софии, Чацкий с жаром расспрашивает ее о московских знакомых, иронично отзываясь об устаревших порядках и нравах столичного общества.
Появление Фамусова прерывает их разговор. Чацкий сдержанно приветствует старого друга, и, сославшись на усталость после долгого путешествия, удаляется в отведенную ему комнату. Фамусов же, оставшись один, размышляет о будущем своей дочери, пытаясь угадать, кто же станет ее избранником⁚ пылкий Чацкий или тихий Молчалин?
Действие второе
Чацкий, не теряя времени, пытается узнать у Софии о переменах, произошедших за время его отсутствия. Девушка уклончива, и молодой человек решает, что причиной тому — замужество её подруги. Он делится с Софией своими взглядами на жизнь, критикуя чинопочитание и бездумное преклонение перед иностранщиной.
В это время в доме появляется полковник Скалозуб ⸺ образец московского «ума» и желанный жених в глазах Фамусова. Чацкий же видит в нём лишь «записного» военного, для которого главное — карьера и продвижение по службе.
Неожиданно в гостиную вбегает взволнованная София⁚ наблюдая в окно, она увидела, как во дворе упал с лошади Молчалин. Девушка падает в обморок, принимая случившееся близко к сердцу. К счастью, падение Молчалина оказалось несерьёзным, и вскоре он сам предстает перед гостями.
Оставшись наедине с Лизой, Молчалин не скрывает своего раздражения поведением Софии, боясь, что слухи о её чувствах могут повредить его карьере. Он признается Лизе, что ухаживает за Софией лишь из расчета, в то время как его истинные симпатии принадлежат самой служанке.
Чацкий, все более убеждаясь в неравнодушии Софии к Молчалину, пытается понять, что она нашла в этом «жалком» человеке. Девушка же, в свою очередь, упрекает Чацкого в излишней резкости и насмешливости, считая, что его острый ум не принесет счастья в семейной жизни.
Появление Молчалина лишь усугубляет ситуацию. В разговоре с Чацким он демонстрирует угодливость и конформизм, восхваляя «умеренность и аккуратность» как главные жизненные принципы.
Чацкий все больше убеждается в своей догадке⁚ София, сама того не понимая, влюблена в недостойного человека.
Действие третье
В доме Фамусова собираются гости на бал. Чацкий, терзаемый ревностью и непониманием, пытается разгадать загадку странного увлечения Софии. Он решает воспользоваться моментом и напрямую спросить у девушки о ее чувствах к Молчалину.
Однако, разговор принимает неожиданный оборот. София, задетая иронией Чацкого в адрес Молчалина, решает проучить бывшего возлюбленного. Используя случайный разговор с господином Н., она намекает на неуравновешенность и «странности» Чацкого.
Слух о «безумии» молодого человека мгновенно разносится по балу. Гости, изначально настороженные его критическими замечаниями и вольнодумством, с удовольствием подхватывают сплетню.
Чацкий, не замечая происходящего, продолжает оставаться в центре внимания. Он увлеченно рассказывает о своих наблюдениях и размышлениях, критикует невежество и конформизм московского общества.
В это время София, наблюдая за реакцией гостей, начинает понимать, что сама стала заложницей собственной игры. Ее невинная, как ей казалось, месть приобрела непредвиденный оборот.
Тем временем, Молчалин, пользуясь всеобщим ажиотажем, пытается уединиться с Лизой. Он не замечает, что за ними наблюдает София. Услышав признание Молчалина в любви к служанке, София испытывает настоящий шок.
Мир рушится у нее на глазах. Она понимает, что жестоко ошибалась в Молчалине, принимая его лицемерную угодливость за искренность.
Действие четвертое
Ночь. Гости разъезжаются с бала. Чацкий, уставший от лжи и лицемерия, остается в доме Фамусова в полном одиночестве. Он размышляет о произошедшем, пытаясь найти ответ на вопрос⁚ неужели он, Чацкий, действительно сошел с ума?
В этот момент появляется София. Она вне себя от гнева и обиды на Молчалина. Не замечая Чацкого, девушка устраивает сцену ревности своему бывшему возлюбленному.
Чацкий, случайно ставший свидетелем разговора, понимает, что София обманывала не только его, но и саму себя. Он с горечью наблюдает за тем, как рушатся его последние надежды на счастье с любимой девушкой.
Появление Фамусова, встревоженного шумом, вносит еще больший хаос. Он видит перед собой «обезумевшего» Чацкого и расстроенную Софию. В гневе Фамусов обвиняет Чацкого во всех грехах, грозит отослать дочь в деревню и запрещает молодому человеку появляться в его доме.
Чацкий, униженный и оскорбленный, окончательно разочаровывается в Софии и в московском обществе. Он понимает, что ему нет места в этом мире лжи, лицемерия и невежества.
Произнеся свой последний гневный монолог, Чацкий навсегда покидает дом Фамусова. Он уезжает из Москвы, увозя с собой тяжелое чувство горечи и разочарования.
Коротко о главных персонажах
В комедии «Горе от ума» Грибоедов создал яркую галерею образов, каждый из которых воплощает определенный тип мышления и поведения, характерный для московского дворянства начала XIX века.
Александр Андреевич Чацкий
Молодой человек, дворянин, рано лишившийся родителей. Умен, образован, остроумен, наблюдателен, обладает критическим складом ума. Провел несколько лет за границей, путешествуя и знакомясь с европейской культурой. Вернувшись в Москву, полон надежд на перемены к лучшему и желанием быть полезным отечеству.
Пылко влюблен в Софью Фамусову, с которой был знаком с детства. Однако, его вольнодумство, критика крепостничества и преклонения перед всем иностранным вызывают неприятие в фамусовском обществе. Чацкий становится чужим среди своих, его объявляют сумасшедшим, а любовь к Софье оборачивается тяжелым разочарованием.
Софья Павловна Фамусова
Молодая девушка, дочь богатого и влиятельного московского чиновника Павла Афанасьевича Фамусова. Хорошо образована, начитана, обладает живым умом и романтическим складом характера.
Воспитанная на французских романах, Софья мечтает о большой и чистой любви. Однако, ее избранником становится не блестящий Чацкий, а тихий и незаметный секретарь Молчалин, в котором она видит образец чувствительности и преданности.
Обман Молчалина и разочарование в Чацком становятся для Софьи тяжелым ударом, заставляя ее пересмотреть свои жизненные ценности.
Алексей Степанович Молчалин
Секретарь Фамусова, молодой человек незнатного происхождения. Тихий, скромный, угодливый, он мастерски умеет угождать вышестоящим и добиваться своего.
Молчалин цинично использует любовь Софии в своих карьерных целях, одновременно ухаживая за служанкой Лизой. Он живет по принципу «умеренность и аккуратность», который помогает ему выживать в фамусовском обществе, где главными ценностями являются деньги, чины и связи.
Павел Афанасьевич Фамусов
Богатый и влиятельный московский чиновник, вдовец, отец Софьи. Типичный представитель «века прошедшего», он свято чтит старые порядки и традиции.
Фамусов стремится выдать дочь замуж за богатого и знатного человека, не обращая внимания на ее чувства. Он не понимает и не принимает вольнодумства Чацкого, видя в нем угрозу своему устоявшемуся миру.
Краткий вывод
Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова – это не просто любовный треугольник, разыгранный на фоне московского дворянского быта. Это острое и злободневное произведение, в котором автор с беспощадной сатирой изобразил нравы и обычаи русского общества начала XIX века.
Главный конфликт комедии – это столкновение двух мировоззрений, двух эпох. Чацкий, с его передовыми идеями, стремлением к просвещению и служению отечеству, противостоит косности, невежеству и чинопочитанию фамусовской Москвы.
В доме Фамусова господствуют ложные ценности⁚ карьера, деньги, связи. Здесь нет места для искренних чувств, для стремления к знаниям, для желания изменить жизнь к лучшему.
Чацкий оказывается чужим в этом мире. Его объявляют сумасшедшим, его любовь к Софье разбивается о стену непонимания. Он вынужден бежать из Москвы, унося с собой горечь разочарования.
Однако, поражение Чацкого не означает его бессилие. Он – глашатай нового времени, его голос, пусть и не услышанный сейчас, обязательно найдет отклик в будущем.
Комедия «Горе от ума» – это не только сатира на современное Грибоедову общество. Это произведение, которое заставляет задуматься о вечных ценностях⁚ о смысле жизни, о чести, о долге, о любви.
Грибоедов создал яркие и запоминающиеся образы, которые стали нарицательными. Фамусов, Молчалин, Скалозуб – эти персонажи воплощают в себе типичные пороки не только дворянского сословия, но и всего человечества.
Комедия «Горе от ума» – это произведение, которое не стареет с годами. Оно актуально и в наши дни, ведь и сегодня мы сталкиваемся с теми же проблемами⁚ с невежеством, с лицемерием, с равнодушием.
Произведение Грибоедова – это настоящий шедевр русской литературы, который заслуживает того, чтобы его читали и перечитывали вновь и вновь.
Очень полезно для тех, кто хочет освежить в памяти сюжет перед прочтением полной версии или походом в театр.
Отличный пересказ! Кратко, но ёмко передана суть первой части комедии. Сразу вспоминаются все основные события и герои.
Интересно было бы увидеть подобные пересказы и для остальных действий комедии.
Спасибо! Помогло быстро вспомнить содержание перед экзаменом.
Хорошо передана атмосфера первых сцен — и волнение Лизы, и подозрительность Фамусова, и наивность Чацкого.
А мне показалось, что слишком много внимания уделено Фамусову, а не любовной линии Софии и Чацкого.