Краткий пересказ по главам «Горе от ума» Грибоедова

Краткий пересказ по главам "Горе от ума" Грибоедова Краткие пересказы

Краткий пересказ по главам «Горе от ума» Грибоедова

В комедии «Горе от ума» действие разворачивается в Москве, в доме Фамусова.​ Молодой Чацкий, вернувшись из путешествия, полон надежд на встречу с Софией. Однако, девушка холодна, а общество встречает его критикой и насмешками.​

Действие первое

Раннее утро в доме московского чиновника Фамусова.​ Служанка Лизанька караулит у дверей спальни своей хозяйки Софии, с тревогой ожидая, когда та расстанется со своим тайным кавалером. Боясь быть застигнутыми врасплох строгим Фамусовым, Лизанька хитростью заводит музыкальные часы, чтобы предупредить влюблённых.​

Громкий бой часов будит Фамусова, и он, полный подозрений, является в гостиную.​ Лизанька, изворачиваясь, уверяет его, что София не спит и всю ночь читала. В это время из спальни выходит сама София в сопровождении не кого-нибудь, а Молчалина — секретаря Фамусова!​

Недовольный Фамусов принимается отчитывать дочь за неподобающее поведение, обвиняя во всём французские книги и вольнодумство.​ Он напоминает Софии о своем вдовстве и тяжком труде по воспитанию единственной дочери.​ Девушка с трудом успокаивает разгневанного отца и удаляется вместе с Молчалиным.​

Оставшись наедине с Лизанькой, Фамусов начинает оказывать ей знаки внимания, но в этот момент в доме появляется нежданный гость — Александр Андреевич Чацкий, давний друг Фамусова и, что важнее, бывший возлюбленный Софии.​

Чацкий полон радости от возвращения в Москву и надежд на встречу с Софией, по которой он тосковал все три года разлуки.​ Однако, холодный прием девушки огорчает его.​ Не замечая перемен в Софии, Чацкий с жаром расспрашивает ее о московских знакомых, иронично отзываясь об устаревших порядках и нравах столичного общества.​

Появление Фамусова прерывает их разговор.​ Чацкий сдержанно приветствует старого друга, и, сославшись на усталость после долгого путешествия, удаляется в отведенную ему комнату.​ Фамусов же, оставшись один, размышляет о будущем своей дочери, пытаясь угадать, кто же станет ее избранником⁚ пылкий Чацкий или тихий Молчалин?​

Действие второе

Чацкий, не теряя времени, пытается узнать у Софии о переменах, произошедших за время его отсутствия.​ Девушка уклончива, и молодой человек решает, что причиной тому — замужество её подруги.​ Он делится с Софией своими взглядами на жизнь, критикуя чинопочитание и бездумное преклонение перед иностранщиной.​

В это время в доме появляется полковник Скалозуб ⸺ образец московского «ума» и желанный жених в глазах Фамусова. Чацкий же видит в нём лишь «записного» военного, для которого главное — карьера и продвижение по службе.​

Неожиданно в гостиную вбегает взволнованная София⁚ наблюдая в окно, она увидела, как во дворе упал с лошади Молчалин.​ Девушка падает в обморок, принимая случившееся близко к сердцу.​ К счастью, падение Молчалина оказалось несерьёзным, и вскоре он сам предстает перед гостями.​

Оставшись наедине с Лизой, Молчалин не скрывает своего раздражения поведением Софии, боясь, что слухи о её чувствах могут повредить его карьере.​ Он признается Лизе, что ухаживает за Софией лишь из расчета, в то время как его истинные симпатии принадлежат самой служанке.​

Чацкий, все более убеждаясь в неравнодушии Софии к Молчалину, пытается понять, что она нашла в этом «жалком» человеке.​ Девушка же, в свою очередь, упрекает Чацкого в излишней резкости и насмешливости, считая, что его острый ум не принесет счастья в семейной жизни.​

Появление Молчалина лишь усугубляет ситуацию.​ В разговоре с Чацким он демонстрирует угодливость и конформизм, восхваляя «умеренность и аккуратность» как главные жизненные принципы.​

Чацкий все больше убеждается в своей догадке⁚ София, сама того не понимая, влюблена в недостойного человека.

Действие третье

В доме Фамусова собираются гости на бал. Чацкий, терзаемый ревностью и непониманием, пытается разгадать загадку странного увлечения Софии. Он решает воспользоваться моментом и напрямую спросить у девушки о ее чувствах к Молчалину.​

Однако, разговор принимает неожиданный оборот.​ София, задетая иронией Чацкого в адрес Молчалина, решает проучить бывшего возлюбленного. Используя случайный разговор с господином Н.​, она намекает на неуравновешенность и «странности» Чацкого.​

Слух о «безумии» молодого человека мгновенно разносится по балу.​ Гости, изначально настороженные его критическими замечаниями и вольнодумством, с удовольствием подхватывают сплетню.​

Чацкий, не замечая происходящего, продолжает оставаться в центре внимания.​ Он увлеченно рассказывает о своих наблюдениях и размышлениях, критикует невежество и конформизм московского общества.​

В это время София, наблюдая за реакцией гостей, начинает понимать, что сама стала заложницей собственной игры.​ Ее невинная, как ей казалось, месть приобрела непредвиденный оборот.​

Тем временем, Молчалин, пользуясь всеобщим ажиотажем, пытается уединиться с Лизой.​ Он не замечает, что за ними наблюдает София.​ Услышав признание Молчалина в любви к служанке, София испытывает настоящий шок.​

Мир рушится у нее на глазах.​ Она понимает, что жестоко ошибалась в Молчалине, принимая его лицемерную угодливость за искренность.​

Действие четвертое

Ночь.​ Гости разъезжаются с бала. Чацкий, уставший от лжи и лицемерия, остается в доме Фамусова в полном одиночестве.​ Он размышляет о произошедшем, пытаясь найти ответ на вопрос⁚ неужели он, Чацкий, действительно сошел с ума?​

В этот момент появляется София.​ Она вне себя от гнева и обиды на Молчалина.​ Не замечая Чацкого, девушка устраивает сцену ревности своему бывшему возлюбленному.​

Чацкий, случайно ставший свидетелем разговора, понимает, что София обманывала не только его, но и саму себя. Он с горечью наблюдает за тем, как рушатся его последние надежды на счастье с любимой девушкой.​

Появление Фамусова, встревоженного шумом, вносит еще больший хаос.​ Он видит перед собой «обезумевшего» Чацкого и расстроенную Софию.​ В гневе Фамусов обвиняет Чацкого во всех грехах, грозит отослать дочь в деревню и запрещает молодому человеку появляться в его доме.​

Чацкий, униженный и оскорбленный, окончательно разочаровывается в Софии и в московском обществе. Он понимает, что ему нет места в этом мире лжи, лицемерия и невежества.

Произнеся свой последний гневный монолог, Чацкий навсегда покидает дом Фамусова.​ Он уезжает из Москвы, увозя с собой тяжелое чувство горечи и разочарования.​

Коротко о главных персонажах

В комедии «Горе от ума» Грибоедов создал яркую галерею образов, каждый из которых воплощает определенный тип мышления и поведения, характерный для московского дворянства начала XIX века.​

Александр Андреевич Чацкий

Молодой человек, дворянин, рано лишившийся родителей.​ Умен, образован, остроумен, наблюдателен, обладает критическим складом ума.​ Провел несколько лет за границей, путешествуя и знакомясь с европейской культурой.​ Вернувшись в Москву, полон надежд на перемены к лучшему и желанием быть полезным отечеству.​

Пылко влюблен в Софью Фамусову, с которой был знаком с детства.​ Однако, его вольнодумство, критика крепостничества и преклонения перед всем иностранным вызывают неприятие в фамусовском обществе.​ Чацкий становится чужим среди своих, его объявляют сумасшедшим, а любовь к Софье оборачивается тяжелым разочарованием.

Софья Павловна Фамусова

Молодая девушка, дочь богатого и влиятельного московского чиновника Павла Афанасьевича Фамусова.​ Хорошо образована, начитана, обладает живым умом и романтическим складом характера.​

Воспитанная на французских романах, Софья мечтает о большой и чистой любви.​ Однако, ее избранником становится не блестящий Чацкий, а тихий и незаметный секретарь Молчалин, в котором она видит образец чувствительности и преданности.​

Обман Молчалина и разочарование в Чацком становятся для Софьи тяжелым ударом, заставляя ее пересмотреть свои жизненные ценности.​

Алексей Степанович Молчалин

Секретарь Фамусова, молодой человек незнатного происхождения. Тихий, скромный, угодливый, он мастерски умеет угождать вышестоящим и добиваться своего.

Молчалин цинично использует любовь Софии в своих карьерных целях, одновременно ухаживая за служанкой Лизой.​ Он живет по принципу «умеренность и аккуратность», который помогает ему выживать в фамусовском обществе, где главными ценностями являются деньги, чины и связи.​

Павел Афанасьевич Фамусов

Богатый и влиятельный московский чиновник, вдовец, отец Софьи.​ Типичный представитель «века прошедшего», он свято чтит старые порядки и традиции.​

Фамусов стремится выдать дочь замуж за богатого и знатного человека, не обращая внимания на ее чувства.​ Он не понимает и не принимает вольнодумства Чацкого, видя в нем угрозу своему устоявшемуся миру.​

Краткий вывод

Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова – это не просто любовный треугольник, разыгранный на фоне московского дворянского быта.​ Это острое и злободневное произведение, в котором автор с беспощадной сатирой изобразил нравы и обычаи русского общества начала XIX века.​

Главный конфликт комедии – это столкновение двух мировоззрений, двух эпох.​ Чацкий, с его передовыми идеями, стремлением к просвещению и служению отечеству, противостоит косности, невежеству и чинопочитанию фамусовской Москвы.​

В доме Фамусова господствуют ложные ценности⁚ карьера, деньги, связи.​ Здесь нет места для искренних чувств, для стремления к знаниям, для желания изменить жизнь к лучшему.​

Чацкий оказывается чужим в этом мире.​ Его объявляют сумасшедшим, его любовь к Софье разбивается о стену непонимания.​ Он вынужден бежать из Москвы, унося с собой горечь разочарования.​

Однако, поражение Чацкого не означает его бессилие.​ Он – глашатай нового времени, его голос, пусть и не услышанный сейчас, обязательно найдет отклик в будущем.​

Комедия «Горе от ума» – это не только сатира на современное Грибоедову общество.​ Это произведение, которое заставляет задуматься о вечных ценностях⁚ о смысле жизни, о чести, о долге, о любви.

Грибоедов создал яркие и запоминающиеся образы, которые стали нарицательными.​ Фамусов, Молчалин, Скалозуб – эти персонажи воплощают в себе типичные пороки не только дворянского сословия, но и всего человечества.​

Комедия «Горе от ума» – это произведение, которое не стареет с годами. Оно актуально и в наши дни, ведь и сегодня мы сталкиваемся с теми же проблемами⁚ с невежеством, с лицемерием, с равнодушием.​

Произведение Грибоедова – это настоящий шедевр русской литературы, который заслуживает того, чтобы его читали и перечитывали вновь и вновь.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий

    Очень полезно для тех, кто хочет освежить в памяти сюжет перед прочтением полной версии или походом в театр.

  2. Ольга

    Отличный пересказ! Кратко, но ёмко передана суть первой части комедии. Сразу вспоминаются все основные события и герои.

  3. Анна

    Интересно было бы увидеть подобные пересказы и для остальных действий комедии.

  4. Сергей

    Спасибо! Помогло быстро вспомнить содержание перед экзаменом.

  5. Иван П.

    Хорошо передана атмосфера первых сцен — и волнение Лизы, и подозрительность Фамусова, и наивность Чацкого.

  6. Екатерина С.

    А мне показалось, что слишком много внимания уделено Фамусову, а не любовной линии Софии и Чацкого.