Краткий пересказ романа А.С. Пушкина «Дубровский» по главам

Краткий пересказ романа А.С. Пушкина "Дубровский" по главам Краткие пересказы

Краткий план пересказа «Дубровского»

  1. Ссора Троекурова и Дубровского
  2. Болезнь и смерть Дубровского-старшего
  3. Превращение Владимира Дубровского в разбойника
  4. Дубровский в доме Троекурова
  5. Любовь и месть

Глава 1․ Ссора Троекурова и Дубровского

В первой главе романа А․С․ Пушкина «Дубровский» читатель знакомится с двумя главными героями ⏤ богатым и властным помещиком Кирилой Петровичем Троекуровым и его некогда близким другом, обедневшим дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским; Троекуров, привыкший к вседозволенности и покорности окружающих, держит в страхе всю округу․ Исключением является лишь Дубровский ⏤ человек независимый и гордый, не желающий прогибаться под чужой нрав․

Однажды во время осмотра псарни Троекурова, являющейся предметом его особой гордости, между друзьями происходит неприятный разговор․ Дубровский, страстный охотник, невольно позавидовав ухоженности собак, замечает, что иным людям не мешало бы поменятся местами с ними․ Слова эти, сказанные без злого умысла, глубоко задевают Троекурова, тем более, что их поддерживает и псарь Парамошка, позволивший себе дерзкое высказывание в адрес Дубровского․

Оскорбленный Дубровский покидает имение Троекурова․ Ссора, начавшаяся с незначительного инцидента, разрастается в серьезный конфликт, грозящий перерасти в открытую вражду․ Троекуров, задетый в самое сердце, не желает прощать другу дерзости․ Дубровский же, будучи человеком чести, не намерен извиняться за слова, сказанные по совести․

Так, в первой главе романа завязывается тугой узел противоречий, который в дальнейшем приведет к трагическим последствиям․ Невинная реплика о псарне становится детонатором, запускающим цепь роковых событий, навсегда меняющих судьбы героев․

Глава 2․ Болезнь и смерть Дубровского-старшего

Вторая глава романа «Дубровский» рисует трагическую картину стремительного угасания Андрея Гавриловича Дубровского, подточенного не столько старостью, сколько глубоким потрясением от несправедливости и предательства․ Ссора с Троекуровым, некогда близким другом, оборачивается для него тяжелейшим ударом․ Обида разъедает его душу, лишая покоя и сна․

К душевным страданиям прибавляются и материальные проблемы․ Троекуров, не ограничившись разрывом отношений, решает отобрать у Дубровского его имение Кистеневку․ Пользуясь своим влиянием и подкупом чиновников, он выигрывает судебное дело, лишая старика последнего пристанища․

Известие о потере Кистеневки окончательно подрывает и без того слабое здоровье Андрея Гавриловича․ Он впадает в детство, перестает узнавать окружающих․ Его верная нянька Егоровна, не в силах помочь любимому барину, пишет письмо Владимиру, сыну Дубровского, с мольбой о скорейшем возвращении․

Приезд Владимира ненадолго возвращает Андрея Гавриловича к жизни․ Однако радость от встречи с сыном омрачается осознанием собственного бессилия и краха всех надежд․ Увидев во дворе Кистеневки чиновников, прибывших для окончательного оформления документов, Дубровский-старший умирает от апоплексического удара․

Смерть отца становится поворотным моментом в судьбе Владимира Дубровского․ Юноша, полный сил и надежд, в одночасье лишается всего⁚ дома, родительской любви, веры в справедливость․ Ненависть к Троекурову и жажда мести овладевают его сердцем, толкая на путь рискованных и отчаянных поступков․

Глава 3․ Превращение Владимира Дубровского в разбойника

Третья глава «Дубровского» описывает переломный момент в жизни Владимира – превращение молодого дворянина, совсем недавно наслаждавшегося столичной жизнью, в отчаянного мстителя, бросившего вызов несправедливости․ Смерть отца, жестокость Троекурова и продажность чиновников обнажают перед ним неприглядную изнанку мира, где царят беззаконие и произвол․

Оставшись единственным хозяином Кистеневки, Владимир осознает всю шаткость своего положения․ Судебные приставы, явившиеся в имение для описи имущества, символизируют собой бездушную машину правосудия, готовую выбросить его на улицу․ В душе молодого Дубровского кипит обида, жажда мести за поруганную честь семьи․

Ночью, накануне выселения из дома, Владимир поджигает Кистеневку․ В огне пожара гибнут чиновники, а сам он скрывается в лесу, став предводителем шайки беглых крестьян․ Так начинается новая глава в жизни Владимира – глава, полная опасностей, лишений и отчаянной борьбы․

Превращение из избалованного гвардейского офицера в разбойника происходит стремительно․ Владимир, не задумываясь, расстается с привычным укладом, принимая на себя роль защитника обездоленных, грозы богатых помещиков․ В нем просыпаются решительность, твердость характера, готовность жертвовать собой ради достижения справедливости․

Образ Дубровского-разбойника становится воплощением народной мести, направленной против произвола власть имущих․ Он – благородный мститель, ставший на путь борьбы с системой, лишившей его всего․

Глава 4․ Дубровский в доме Троекурова

Четвёртая глава «Дубровского» описывает дерзкий и рискованный план Владимира проникнуть в логово своего врага под личиной другого человека․ Воспользовавшись случаем, он выдаёт себя за француза-учителя Дефоржа и нанимается на службу к Троекурову, чтобы быть ближе к объекту своей мести и найти удобный момент для расплаты․

Появление молодого, образованного и обаятельного француза не остаётся незамеченным в доме Троекурова․ Сам хозяин проникается к Дефоржу симпатией, а его дочь, Маша, очарована манерами и умом нового учителя․ Владимир, скрывающийся под маской, оказывается в непростой ситуации⁚ он вынужден играть чужую роль, постоянно опасаясь разоблачения, и одновременно сдерживать жажду мести, которая толкает его к решительным действиям․

Близость к Троекурову позволяет Владимиру лучше узнать своего врага, увидеть его не только как жестокого тирана, но и как любящего отца, способного на глубокие чувства․ Наблюдая за жизнью в доме Троекурова, Владимир проникается сочувствием к Маше, которая становится заложницей деспотичного нрава отца и вынуждена подчиняться его воле․

Пребывание Владимира в образе Дефоржа становится для него настоящим испытанием․ С одной стороны, он видит возможность осуществить свою месть, с другой – рискует выдать себя и, что ещё опаснее, поддаётся чувствам к Маше, которые противоречат его первоначальному плану․

Глава 5․ Любовь и месть

В пятой главе «Дубровского» конфликт между местью и любовью достигает своего апогея․ Владимир, живущий под личиной Дефоржа, всё больше привязывается к Маше․ Он видит в ней не просто дочь своего врага, а чуткую, умную девушку, достойную любви и счастья․ Чувства Маши к Дефоржу нарастают с той же силой, превращаясь в глубокую, искреннюю привязанность․

Осознавая безвыходность своего положения, Владимир решает открыть Маше правду․ Он признаётся ей в том, что он не Дефорж, а Дубровский – сын человека, которого Троекуров лишил имения и довел до смерти․ Маша потрясена этим признанием, но любовь к Владимиру оказывается сильнее страха и предубеждений․

Тем временем Троекуров, не подозревая о том, кто скрывается под маской учителя, решает судьбу дочери по своему усмотрению․ Он выдаёт Машу за богатого князя Верейского, несмотря на отсутствие у неё чувств к жениху․ Маша в отчаянии, она понимает, что обречена на несчастливую жизнь с нелюбимым человеком․

Владимир, узнав о скорой свадьбе, готов на всё, чтобы помешать планам Троекурова и спасти возлюбленную․ Он предлагает Маше бежать, обещая защитить её от гнева отца и обеспечить счастливую жизнь․ Однако Маша, связанная долгом повиновения отцу, не решается на побег․ Она верит, что Владимир найдёт способ им помочь, и даёт ему знак, который должен остановить свадьбу в самый последний момент․

Коротко о главных персонажах

Владимир Дубровский

Владимир Дубровский ─ главный герой романа, молодой дворянин, сын обедневшего помещика Андрея Гавриловича Дубровского․ Воспитанный в лучших традициях своего сословия, Владимир получил блестящее образование в Петербурге и готовился к военной карьере․ Он умен, образован, обладает обостренным чувством справедливости и независимым характером․

Известие о болезни отца и произволе Троекурова заставляет Владимира вернуться в родные края, где он сталкивается с жестокой реальностью․ Смерть отца, потеря имения, крушение надежд ⏤ всё это переворачивает его жизнь․ Из юного и беспечного юноши он превращается в отчаянного мстителя, готового на всё, чтобы восстановить справедливость․

Владимир становится атаманом разбойников, наводя ужас на богатых помещиков․ Однако он не теряет своего благородства и чести․ Он грабит только богатых, защищая бедных и обиженных․

Встреча с Машей Троекуровой, дочерью своего заклятого врага, меняет жизнь Владимира․ Он влюбляется в неё и оказывается перед сложным выбором между чувством и долгом, любовью и мести․

Кирила Петрович Троекуров

Кирила Петрович Троекуров ⏤ богатый и влиятельный помещик, типичный представитель своего времени – властный, своенравный, привыкший к вседозволенности․ Он не признает никаких авторитетов, кроме собственного желания, и уверен, что деньги и положение в обществе дают ему право распоряжаться судьбами людей․

Троекуров ─ человек противоречивый․ С одной стороны, он способен на сильные чувства, он искренне привязан к своей дочери Маше и дорожит дружбой с Дубровским-старшим․ С другой стороны, он жесток, мстителен и не привык считаться с чужими интересами․

Ссора с Дубровским из-за пустяка перерастает в настоящую вражду, и Троекуров, пользуясь своим влиянием, лишает бывшего друга имения, доведя его до смерти․

Несмотря на внешнюю силу и независимость, Троекуров ⏤ несчастный человек․ Он одинок, его окружают лишь заискивающие прихлебатели, а его деспотизм и самодурство ─ лишь способ защититься от внешнего мира и скрыть свою уязвимость․

Марья Кириловна Троекурова

Марья Кириловна Троекурова ⏤ молодая и красивая девушка, дочь Кирилы Петровича Троекурова․ Воспитанная в уединении, на французских романах, Маша выросла мечтательной и романтичной натурой․ Она умна, образована, обладает тонкой душевной организацией и сильным характером․

Маша живет в мире своих иллюзий, пока не встречает Владимира Дубровского, скрывающегося под лицом учителя Дефоржа․ Чувство к Владимиру пробуждает в ней решительность и силу духа․ Она готова бросить вызов своему отцу и общественному мнению ради любви․

Однако судьба готов для Маши тяжелые испытания․ Она оказывается перед выбором между долгом и чувством, и её решение определяет не только её собственную судьбу, но и судьбы других людей․

Краткий вывод

Роман А․С․ Пушкина «Дубровский» – это захватывающая история о любви и мести, чести и предательстве, разворачивающаяся на фоне русской провинциальной жизни XIX века․ Произведение поднимает вечные вопросы о справедливости, смысле жизни, силе человеческих чувств․

Главный герой, Владимир Дубровский, предстает перед нами как сложный и противоречивый персонаж․ С одной стороны, он благородный мститель, восставший против несправедливости и защищающий слабых․ С другой стороны, он разбойник, вынужденный нарушать закон и жить в постоянном страхе․ Его образ воплощает в себе трагедию личности, вынужденной бороться с системой, которая лишает её права на справедливость и счастье․

Противостояние Владимира Дубровского и Кирила Троекурова – это не просто столкновение двух личностей, но и конфликт двух мировоззрений, двух жизненных укладов․ Троекуров, с его властностью, самодурством и пренебрежением к людям, символизирует собой старый порядок, основанный на беззаконии и социальном неравенстве․

Любовная линия романа, связанная с образами Владимира и Маши, вносит в произведение особую трогательность и драматизм․ Их чувство возникает на фоне вражды и ненависти, и именно оно становится для героев настоящим испытанием на прочность․

Несмотря на трагический финал, роман «Дубровский» не оставляет чувства безысходности․ Он наполнен верой в силу человеческого духа, способного на любовь, самопожертвование и борьбу за свои идеалы․ Произведение актуально и в наши дни, поскольку темы, поднятые в нем, не теряют своей значимости и заставляют задуматься о вечных ценностях․

Роман «Дубровский» ⏤ это не только увлекательное чтение, но и глубокое философское произведение, которое затрагивает важные социальные и нравственные проблемы․ Он заставляет нас задуматься о том, что такое справедливость, честь, долг и любовь, и какое место эти понятия занимают в нашей жизни․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Антон

    Хороший пересказ, кратко и по сути. Помогает вспомнить основные моменты романа.

  2. Дмитрий

    Пересказ, конечно, не заменит прочтения самого произведения, но для общего ознакомления с сюжетом вполне подойдет.

  3. Екатерина

    Интересно было бы увидеть продолжение пересказа, особенно про любовь и месть.

  4. София

    Хороший анализ конфликта между Троекуровым и Дубровским. Чувствуется глубина произведения.

  5. Ольга

    Очень удобно, что главы разделены. Так легче ориентироваться в содержании.

  6. Иван

    Кратко и ясно изложены основные события первой главы. Жду продолжения!

  7. Алексей

    Неплохо было бы добавить несколько слов о главных героях, их характерах.