Краткий пересказ произведения «История одного города»
В сатирическом романе «История одного города» Салтыков-Щедрин описывает вымышленный город Глупов и его жителей ー глуповцев, на протяжении веков управляемых чередой нелепых градоначальников.
«История одного города» – сатирический роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, написанный в 1869–1870 годах. Произведение представляет собой гротескную летопись вымышленного города Глупова, охватывающую период с 1731 по 1825 год.
Роман начинается с обращения издателя к читателю, в котором он представляет найденную им рукопись «Глуповского летописца». Издатель подчёркивает подлинность документа и призывает читателя проследить, как в истории Глупова отражаются пороки российской действительности.
Уже в самом начале романа Салтыков-Щедрин использует приём гротеска, создавая абсурдную и комичную картину российской истории. Глупов – собирательный образ русского провинциального города, а его жители, глуповцы, олицетворяют собой покорность, невежество и безразличие к собственной судьбе, характерные, по мнению автора, для русского народа.
С первых страниц «Истории одного города» Салтыков-Щедрин погружает читателя в мир сатиры, аллегорий и гротеска, где за каждым персонажем и событием скрывается острая критика российской действительности, пороков власти и народа.
«О корени происхождения глуповцев»
Глава «О корени происхождения глуповцев» представляет собой сатирическую предысторию города Глупова и его жителей. Салтыков-Щедрин описывает древнее племя головотяпов, отличавшееся крайней несамостоятельностью и глупостью.
Головотяпы, неспособные к самоуправлению, отправляются на поиски князя, готового взять их под свою власть. Они обращаются к разным правителям, но даже самые недалекие отказываются от такого «подарка».
Наконец, хитрый вор-новотор помогает головотяпам найти князя, согласного на их условия. Князь, не желая сам заниматься управлением неразумным народом, отправляет вместо себя того же вора-новотора. Он же и нарекает головотяпов глуповцами, дав название городу и предопределив его дальнейшую судьбу.
Эта глава – яркая сатира на происхождение российской государственности и рабскую психологию народа, готового подчиняться любому, кто возьмет на себя бремя власти. Образ глуповцев, неспособных к самостоятельному существованию, становится метафорой русского общества, не готового к свободе и ответственности.
Глуповские градоначальники и их «деяния»
Основная часть романа «История одного города» посвящена описанию череды глуповских градоначальников, каждый из которых олицетворяет собой определённый тип российского правителя. Салтыков-Щедрин высмеивает их глупость, жестокость, безразличие к народу, используя гротеск, гиперболу и сатирические приемы.
В галерее градоначальников встречаются⁚ Брудастый с механической головой, способной произносить лишь два слова ⏤ «разорю» и «не потерплю»; Двоекуров, стремящийся к просвещению, но нелепыми методами; Фердыщенко, одержимый любовными похождениями; Бородавкин, ведущий бесконечные войны за просвещение; и многие другие.
Каждый градоначальник пытается внедрить в Глупове свои порядки, но их «деяния» неизменно приводят к абсурдным последствиям, хаосу и разрухе. Автор показывает, что причина бед Глупова кроется не только в глупости и жестокости правителей, но и в покорности и безропотности народа.
Сменяющие друг друга градоначальники – это гротескное отражение российской истории, где самодержавие и произвол власти обрекают страну на вечную стагнацию и страдания народа.
Угрюм-Бурчеев и конец истории
Кульминацией романа становится правление Угрюм-Бурчеева, воплощающего собой крайнюю степень деспотизма и абсурда. Угрюм-Бурчеев одержим идеей превратить Глупов в идеально упорядоченный город Непреклонск с прямыми улицами и одинаковыми домами.
Для осуществления своего безумного плана он готов сравнять город с землей, уничтожить все проявления индивидуальности и свободы. Угрюм-Бурчеев – это гротескный образ бездушной машины власти, стремящейся к тотальному контролю над жизнью общества.
Однако планам Угрюм-Бурчеева не суждено сбыться. Природа восстает против его безумия⁚ река, которую он пытается перегородить, выходит из берегов и смывает все его начинания. Финал романа остается открытым, но Салтыков-Щедрин намекает на неизбежность крушения любого деспотизма.
Появление «оно» в финале «Истории одного города» – символ некой неведомой силы, которая сметет все искусственные построения власти и вернет общество к естественному порядку. Однако автор не дает ответа на вопрос, каким будет этот новый порядок и будет ли он лучше предыдущего.
Смысл и значение произведения
«История одного города» ⏤ это не просто сатирическое описание прошлого, это острое и злободневное произведение, которое высмеивает вечные пороки власти и народа. Салтыков-Щедрин показывает, что история России движется по порочному кругу, где тирания и произвол власти порождают рабскую покорность и безразличие народа.
Автор не дает готовых ответов и рецептов спасения, но заставляет задуматься о причинах вечных российских проблем. «История одного города» ー это призыв к пробуждению самосознания, к осознанию ответственности за свою судьбу и судьбу страны.
Роман Салтыкова-Щедрина актуален и сегодня, поскольку проблемы, поднятые в нем, не потеряли своей остроты. Тирания, коррупция, беззаконие, пассивность и невежество – все эти явления, к сожалению, можно наблюдать и в наше время.
«История одного города» ー это не просто увлекательное чтение, это произведение, которое заставляет задуматься о прошлом, настоящем и будущем России. Это зеркало, в котором каждый может увидеть и себя, и свое место в истории.
Коротко о главных персонажах
В «Истории одного города» нет традиционных главных героев, с чьей судьбой связана сюжетная линия. Главным героем романа является сам город Глупов и его жители ー глуповцы, а также череда градоначальников, олицетворяющих собой пороки власти.
Градоначальники⁚
- Брудастый Дементий Варламович⁚ Один из самых ярких градоначальников, олицетворяющий собой бездушие и жестокость власти. Его голова ⏤ механический органчик, способный произносить лишь два слова⁚ «разорю!» и «не потерплю!».
- Двоекуров Семен Константинович⁚ Градоначальник-реформатор, стремящийся к просвещению народа, но делающий это нелепыми и насильственными методами. Вводит в Глупове обязательное употребление горчицы и лаврового листа, пытается учредить академию.
- Фердыщенко Петр Петрович⁚ Градоначальник, одержимый любовными похождениями. Его правление приводит к голоду и разрухе в городе.
- Бородавкин Василиск Семенович⁚ Градоначальник-вояка, ведущий бесконечные войны за «просвещение» глуповцев.
- Микеладзе⁚ Градоначальник-бездельник, не занимающийся никакими государственными делами, а только ублажающий свои прихоти.
- Беневоленский Феофилакт Иринархович⁚ Градоначальник-либерал, одержимый манией законотворчества. Издает тайные законы и разбрасывает их по городу.
- Грустилов Эраст Андреевич⁚ Градоначальник-сентименталист, легко попадающий под влияние других людей. Его правление отличается крайним лицемерием и ханжеством.
- Угрюм-Бурчеев⁚ Последний градоначальник Глупова, воплощающий собой крайнюю степень деспотизма и абсурда. Одержим идеей превратить Глупов в идеально упорядоченный город Непреклонск.
Каждый из градоначальников – это гротескный образ, в котором утрированы черты реальных исторических личностей и типичных представителей российской власти.
Краткий вывод
«История одного города» ー это шедевр сатирической литературы, обличающий пороки российской действительности. Салтыков-Щедрин создает гротескную и абсурдную картину российской истории, в которой глупость, жестокость и безразличие власти переплетаются с покорностью и невежеством народа.
Роман поражает своей актуальностью. Несмотря на то, что произведение было написано в XIX веке, оно не теряет своей остроты и в наши дни. Многие проблемы, поднятые Салтыковым-Щедриным, остаются актуальными и сегодня⁚ коррупция, произвол чиновников, пассивность и безразличие граждан к собственной судьбе.
«История одного города» ⏤ это не просто сатира на прошлое, это предостережение для будущего. Автор заставляет задуматься о том, к чему может привести бездумное подчинение власти и равнодушие к судьбе своей страны.
Роман Салтыкова-Щедрина ー это не просто увлекательное чтение, это произведение, которое заставляет задуматься о сложных вопросах российской истории и менталитета, о том, какое будущее ждет Россию, если она не извлечет уроков из своего прошлого.
Несмотря на то, что роман написан давно, он не теряет своей актуальности. Глуповцы — это собирательный образ всех нас, со всеми нашими недостатками и пороками.
Очень сильный роман! Салтыков-Щедрин не боится говорить правду, какой бы горькой она ни была. «История одного города» — это книга, которая заставляет задуматься.
Читала этот роман еще в школе, но перечитывая его сейчас, понимаю, насколько он актуален. Глупов как будто оживает на страницах книги, и мы видим в нем отражение нашей собственной жизни.
Классика русской литературы! Салтыков-Щедрин гениально высмеивает пороки общества, и, что удивительно, это актуально и по сей день.
Произведение, которое нужно прочитать каждому! Салтыков-Щедрин гениально показал всю абсурдность российской действительности.
Гротеск и сатира в этом произведении просто потрясающие! Читать было очень интересно, хоть и немного грустно от того, насколько точно автор подметил наши национальные особенности.
Перечитывал «Историю одного города» несколько раз, и каждый раз открываю для себя что-то новое. Блестящий язык, яркие образы, глубокий смысл — это произведение, которое нужно знать!
Салтыков-Щедрин — мастер сатиры! «История одного города» — это настоящий шедевр, который заставляет задуматься о нашей истории и о нас самих.