- Господа Головлевы⁚ Краткий пересказ по главам
- Глава 1⁚ Семейный суд
- Глава 2⁚ По-родственному
- Глава 3⁚ Семейные итоги
- Глава 4⁚ Иудушка
- Глава 5⁚ Расплата
- Коротко о главных персонажах
- Арина Петровна Головлева
- Порфирий Владимирович Головлев (Иудушка)
- Степан Владимирович Головлев
- Павел Владимирович Головлев
- Краткий вывод
Господа Головлевы⁚ Краткий пересказ по главам
Глава 1⁚ Семейный суд
Первая глава романа «Господа Головлевы» открывается сценой семейного суда над старшим сыном Арины Петровны Головлевой – Степаном. Степан, человек непрактичный и легкомысленный, промотал доставшееся ему наследство и продал с аукциона дом в Москве, купленный на деньги матери. Оказавшись на мели, он вынужден вернуться в Головлево – родовое имение, которым управляет властная и деспотичная Арина Петровна.
Мать собирает семейный совет, на который, помимо Степана, прибывают и его братья – Павел и Порфирий Владимирович, прозванный в семье Иудушкой. Арина Петровна, внешне сочувствуя сыну, в действительности устраивает ему унизительный допрос, обвиняя его в расточительности и неблагодарности. Она решает наказать Степана, сослав его в дальнюю деревеньку, но хитрый и лицемерный Иудушка, плетя интриги, убеждает мать оставить брата в Головлеве, где тот будет полностью зависим от ее воли.
Степану отводят для жилья холодную контору, где он влачит жалкое существование, лишенный средств и какой-либо цели в жизни. Арина Петровна, формально заботясь о его физическом существовании, на деле совершенно равнодушна к его судьбе. Вскоре Степан, не выдержав тяжести своего положения, пытается бежать из Головлева, но его находят в полубесчувственном состоянии и возвращают в имение. После этого случая он окончательно духовно и физически сломался и вскоре умирает, брошенный и забытый всеми.
Глава 2⁚ По-родственному
Глава «По-родственному» переносит нас на десять лет вперед после событий, описанных в «Семейном суде». Арина Петровна, некогда грозная и властная хозяйка Головлева, стареет и постепенно теряет свое влияние. После смерти мужа она делит имение между оставшимися сыновьями⁚ Порфирию достается большая и богатая часть, Павлу – меньшая и обремененная долгами.
Павел, человек слабохарактерный и склонный к пьянству, принимает в свою усадьбу Дубровино мать и двух племянниц – Анниньку и Любиньку, осиротевших дочерей покойной сестры. Однако он ставит Арине Петровне жесткие условия⁚ не вмешиваться в хозяйственные дела и не переступать порога его половины дома. Фактически, он заточает мать в нескольких комнатах, предоставив ей скудное содержание.
Тем временем Иудушка, хитрый и расчетливый, процветает в Головлеве. Он умело использует свое лицемерие и показную набожность, чтобы манипулировать людьми и добиватся своих целей. Иудушка постоянно плетет интриги, стравливает родственников между собой, и все это – под маской благочестия и заботы о семье.
В Дубровине же Павел, спиваясь и разоряясь, медленно угасает. Арина Петровна, наблюдая за его падением, испытывает муки совести⁚ она понимает, что ее деспотичность и равнодушие к детям привели к трагическим последствиям.
Глава «По-родственному» рисует безрадостную картину морального разложения семьи Головлевых, где каждый из героев оказывается заложником собственных пороков и эгоизма.
Глава 3⁚ Семейные итоги
В главе «Семейные итоги» Салтыков-Щедрин подводит черту под первым этапом распада семьи Головлевых. Павел, окончательно спившийся и сломленный, умирает в Дубровине. Перед смертью он прозревает, осознавая истинную сущность своего брата Иудушки, которого называет «кровопийцей» и обвиняет в лицемерном ханжестве.
Иудушка, не теряя времени, приезжает в Дубровино, чтобы оформить наследство. Он лицемерно скорбит об умершем брате, но на деле его интересует только земля и деньги. Арина Петровна, ставшая свидетельницей его хладнокровия, в ужасе понимает, что ее любимый сын Порфирий, на которого она всегда делала ставку, на самом деле – бездушный и лицемерный монстр.
Не желая оставаться под одной крышей с Иудушкой, Арина Петровна вместе с внучками переезжает в небольшую деревеньку Погорелку. Там, в бедности и забвении, она доживает свои дни, терзаемая муками совести и осознанием собственной вины за трагическую судьбу своей семьи.
Аннинька и Любинька, юные и полные надежд, не желают мириться с участью бедных родственниц. Они уезжают в Москву, а затем в Харьков, где пытаются начать самостоятельную жизнь, став актрисами. Однако их судьба складывается трагически⁚ Аннинька умирает от тифа, а Любинька, не выдержав ударов судьбы, кончает жизнь самоубийством.
Глава «Семейные итоги» – это хроника духовной и физической деградации семьи Головлевых, где каждый из героев, движимый эгоизмом, лицемерием или слабостью, приходит к трагическому концу.
Глава 4⁚ Иудушка
Четвертая глава, носящая имя главного героя – Иудушки, – посвящена подробному описанию его жизни в Головлеве после смерти матери и получения полного контроля над имением. Порфирий Владимирович, хитрый и расчетливый, продолжает обогащаться за счет окружающих, пряча свою истинную сущность под маской благочестия и набожности.
Дни Иудушки наполнены однообразными ритуалами⁚ он посещает церковь, много молится, ведет благочестивые беседы с приживалками, создавая образ праведника. Однако за этой показной набожностью скрывается жестокий и эгоистичный человек, лишенный всяких нравственных принципов. Он безжалостно эксплуатирует крестьян, изводит придирками дворовых, плетет интриги против немногочисленных родственников.
Единственный проблеск человечности в Иудушке просыпается по отношению к его сыновьям – Владимиру и Петру. Однако и эта привязанность основана не на любви, а на собственническом инстинкте и желании передать кому-то накопленное богатство. Но и здесь его ждет разочарование⁚ Владимир, не выдержав гнета отцовской деспотии, кончает жизнь самоубийством, а Петр, растративший казенные деньги, получает от Иудушки жестокий отказ в помощи и умирает в нищете.
Глава «Иудушка» – это беспощадный портрет морального уродства, порожденного праздностью, лицемерием и жаждой наживы. Салтыков-Щедрин создает образ человека, омерзительного в своей душевной пустоте и безнравственности, ставшего символом разложения и упадка помещичьего класса.
Глава 5⁚ Расплата
В финальной главе романа «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин показывает неизбежный крах Иудушки Головлева – логичный итог его безнравственной жизни. Оставшись в одиночестве после смерти сыновей, Иудушка постепенно погружается в пучину безумия и отчаяния.
Его некогда показная набожность превращается в болезненную манию⁚ он часами бормочет молитвы, видит по ночам призраков, его мучают кошмары. Богатство, ради которого он жил, больше не приносит ему радости. Иудушка становиться пленником собственного страха и одиночества.
Единственным человеком, с кем Иудушка поддерживает подобие отношений, становится его племянница Аннинька, вернувшаяся в Головлево после смерти сестры. Однако и эта связь пронизана горечью и безысходностью. Аннинька, сломленная жизненными неудачами, ищет в Иудушке не столько родственную душу, сколько источник материальной поддержки.
В конце концов, Иудушка, измученный угрызениями совести и страхом смерти, решается на отчаянный шаг. Охваченный приступом покаяния, он бежит из дома в снежную бурю, направляясь к могиле матери, чтобы вымолить у нее прощение. Однако его попытка раскаяния оказывается запоздалой⁚ Иудушка замерзает в дороге, так и не обретя душевного покоя.
Смерть Иудушки становится символом гибели всего рода Головлевых – семьи, разрушенной пороками, эгоизмом и отсутствием любви. Имение переходит к дальним родственникам, а память о Головлевых остается как напоминание о том, к каким трагическим последствиям может привести духовная слепота и безнравственность.
Коротко о главных персонажах
Арина Петровна Головлева
Властная и деспотичная помещица, хозяйка Головлева. В начале романа она предстает перед нами как женщина сильная и решительная, привыкшая управлять имением и жизнями своих детей. Однако за внешней суровостью скрывается эгоизм и равнодушие к истинным чувствам и потребностям своих близких.
Постепенно Арина Петровна начинает осознавать трагические последствия своих деспотичных методов воспитания. Старость она встречает в одиночестве и забвении, мучимая угрызениями совести за разрушенные жизни своих детей.
Порфирий Владимирович Головлев (Иудушка)
Центральный персонаж романа, средний сын Арины Петровны. Хитрый, лицемерный и расчетливый, Иудушка умело скрывает свою истинную сущность под маской благочестия и набожности. Он лжив, жаден, безжалостен к окружающим, использует людей в своих корыстных целях.
Иудушка – мастер интриг и сплетен, он умело разыгрывает роль праведника, чтобы вызвать доверие и добиться своего. Он без угрызений совести присваивает себе чужое имущество, манипулирует родственниками, оставляя после себя лишь горе и разрушения.
Степан Владимирович Головлев
Старший брат Иудушки, человек непрактичный и легкомысленный. Он становится первой жертвой деспотичного характера матери и собственной безответственности. Промотав полученное наследство, Степан оказывается в полной зависимости от Арины Петровны, которая не упускает возможности унизить и уколоть его.
Не выдержав тяжести своего положения, Степан пытается бежать из Головлева, но терпит неудачу. Он умирает сломленным и никому не нужным, став первым в ряду погибших Головлевых.
Павел Владимирович Головлев
Младший брат Иудушки, человек слабохарактерный и склонный к пьянству. Он пытается противостоять тирании матери, но не находит в себе сил для решительных действий. Павел ищет забвения в алкоголе, что приводит его к полному разорению и преждевременной смерти.
Перед смертью Павел прозревает, осознавая истинную сущность своего брата Иудушки, но это прозрение приходит слишком поздно.
Краткий вывод
Роман «Господа Головлевы» – это беспощадная сатира на помещичий быт и нравы России второй половины XIX века. Салтыков-Щедрин создает ужасающую картину морального разложения и упадка дворянства, показывают, как праздность, паразитизм и бездуховность приводят к духовной деградации и гибели целых семей.
Головлевы – не просто семья, а скорее символ всего сословия, которое, утратив свои былые идеалы и ценности, превратилось в сборище бездушных и эгоистичных монстров, озабоченных лишь собственным благополучием.
Главная трагедия Головлевых заключается в том, что они не способны на любовь, сострадание, искренние чувства. Их жизнь превращается в бесконечную череду интриг, сплетен, взаимных упреков и обид. В атмосфере лжи и лицемерия гибнут лучшие человеческие качества, а на поверхность всплывают самые низменные инстинкты.
Иудушка Головлев, центральный персонаж романа, является воплощением духовного уродства и нравственного распада. Его жизненный путь – это путь превращения человека в хищного паука, опутывающего своей паутиной всех, кто оказывается рядом.
Финал романа трагичен, но закономерен. Головлевы гибнут один за другим, не оставив после себя ничего, кроме горечи и разрушения. Их судьба – это предостережение потомкам, напоминание о том, к каким страшным последствиям может привести духовная слепота и безнравственность.
«Господа Головлевы» – это не просто социальный роман, а глубокое философское произведение, заставляющее задуматься о смысле жизни, о месте человека в мире, о цене морального выбора.
Любопытно, что Арина Петровна, будучи тираном, все же стареет и теряет свою власть. Кажется, даже в таком бездушном мире есть место справедливости.
Какой тяжелый и мрачный отрывок. Салтыков-Щедрин беспощадно изображает деспотизм и лицемерие в семье Головлевых. Интересно, как сложится судьба остальных братьев?
Судьба Степана вызывает жалость. Он стал жертвой собственной беспечности и жестокости своей семьи.
Описание Головлева как нельзя лучше передает атмосферу увядания и безысходности. Жуткое место!
Интересно наблюдать за контрастом между Степаном и Иудушкой. Один — слабый и простодушный, другой — хитрый и безжалостный.
Жду продолжения! Хочется узнать, чем закончится история Павла и как сложится судьба племянниц.
Образ Иудушки сразу вызывает отвращение. Как можно так хладнокровно манипулировать собственной матерью и братом?
Описание семейного совета в самом начале — это просто шедевр. Сразу становится понятно, какая атмосфера царит в этой семье.
Тяжелое произведение, но очень сильное. Салтыков-Щедрин мастерски показывает темные стороны человеческой души.