Краткий пересказ романа М.Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы по главам

Краткий пересказ романа М.Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы по главам Краткие пересказы

Господа Головлевы⁚ Краткий пересказ по главам

Глава 1⁚ Семейный суд

Первая глава романа «Господа Головлевы» открывается сценой семейного суда над старшим сыном Арины Петровны Головлевой – Степаном.​ Степан, человек непрактичный и легкомысленный, промотал доставшееся ему наследство и продал с аукциона дом в Москве, купленный на деньги матери.​ Оказавшись на мели, он вынужден вернуться в Головлево – родовое имение, которым управляет властная и деспотичная Арина Петровна.

Мать собирает семейный совет, на который, помимо Степана, прибывают и его братья – Павел и Порфирий Владимирович, прозванный в семье Иудушкой. Арина Петровна, внешне сочувствуя сыну, в действительности устраивает ему унизительный допрос, обвиняя его в расточительности и неблагодарности.​ Она решает наказать Степана, сослав его в дальнюю деревеньку, но хитрый и лицемерный Иудушка, плетя интриги, убеждает мать оставить брата в Головлеве, где тот будет полностью зависим от ее воли.​

Степану отводят для жилья холодную контору, где он влачит жалкое существование, лишенный средств и какой-либо цели в жизни. Арина Петровна, формально заботясь о его физическом существовании, на деле совершенно равнодушна к его судьбе.​ Вскоре Степан, не выдержав тяжести своего положения, пытается бежать из Головлева, но его находят в полубесчувственном состоянии и возвращают в имение.​ После этого случая он окончательно духовно и физически сломался и вскоре умирает, брошенный и забытый всеми.​

Глава 2⁚ По-родственному

Глава «По-родственному» переносит нас на десять лет вперед после событий, описанных в «Семейном суде».​ Арина Петровна, некогда грозная и властная хозяйка Головлева, стареет и постепенно теряет свое влияние.​ После смерти мужа она делит имение между оставшимися сыновьями⁚ Порфирию достается большая и богатая часть, Павлу – меньшая и обремененная долгами.​

Павел, человек слабохарактерный и склонный к пьянству, принимает в свою усадьбу Дубровино мать и двух племянниц – Анниньку и Любиньку, осиротевших дочерей покойной сестры.​ Однако он ставит Арине Петровне жесткие условия⁚ не вмешиваться в хозяйственные дела и не переступать порога его половины дома.​ Фактически, он заточает мать в нескольких комнатах, предоставив ей скудное содержание.​

Тем временем Иудушка, хитрый и расчетливый, процветает в Головлеве.​ Он умело использует свое лицемерие и показную набожность, чтобы манипулировать людьми и добиватся своих целей.​ Иудушка постоянно плетет интриги, стравливает родственников между собой, и все это – под маской благочестия и заботы о семье.​

В Дубровине же Павел, спиваясь и разоряясь, медленно угасает.​ Арина Петровна, наблюдая за его падением, испытывает муки совести⁚ она понимает, что ее деспотичность и равнодушие к детям привели к трагическим последствиям.​

Глава «По-родственному» рисует безрадостную картину морального разложения семьи Головлевых, где каждый из героев оказывается заложником собственных пороков и эгоизма.

Глава 3⁚ Семейные итоги

В главе «Семейные итоги» Салтыков-Щедрин подводит черту под первым этапом распада семьи Головлевых.​ Павел, окончательно спившийся и сломленный, умирает в Дубровине.​ Перед смертью он прозревает, осознавая истинную сущность своего брата Иудушки, которого называет «кровопийцей» и обвиняет в лицемерном ханжестве.​

Иудушка, не теряя времени, приезжает в Дубровино, чтобы оформить наследство.​ Он лицемерно скорбит об умершем брате, но на деле его интересует только земля и деньги.​ Арина Петровна, ставшая свидетельницей его хладнокровия, в ужасе понимает, что ее любимый сын Порфирий, на которого она всегда делала ставку, на самом деле – бездушный и лицемерный монстр.​

Не желая оставаться под одной крышей с Иудушкой, Арина Петровна вместе с внучками переезжает в небольшую деревеньку Погорелку.​ Там, в бедности и забвении, она доживает свои дни, терзаемая муками совести и осознанием собственной вины за трагическую судьбу своей семьи.​

Аннинька и Любинька, юные и полные надежд, не желают мириться с участью бедных родственниц.​ Они уезжают в Москву, а затем в Харьков, где пытаются начать самостоятельную жизнь, став актрисами.​ Однако их судьба складывается трагически⁚ Аннинька умирает от тифа, а Любинька, не выдержав ударов судьбы, кончает жизнь самоубийством.​

Глава «Семейные итоги» – это хроника духовной и физической деградации семьи Головлевых, где каждый из героев, движимый эгоизмом, лицемерием или слабостью, приходит к трагическому концу.​

Глава 4⁚ Иудушка

Четвертая глава, носящая имя главного героя – Иудушки, – посвящена подробному описанию его жизни в Головлеве после смерти матери и получения полного контроля над имением. Порфирий Владимирович, хитрый и расчетливый, продолжает обогащаться за счет окружающих, пряча свою истинную сущность под маской благочестия и набожности.

Дни Иудушки наполнены однообразными ритуалами⁚ он посещает церковь, много молится, ведет благочестивые беседы с приживалками, создавая образ праведника.​ Однако за этой показной набожностью скрывается жестокий и эгоистичный человек, лишенный всяких нравственных принципов.​ Он безжалостно эксплуатирует крестьян, изводит придирками дворовых, плетет интриги против немногочисленных родственников.​

Единственный проблеск человечности в Иудушке просыпается по отношению к его сыновьям – Владимиру и Петру.​ Однако и эта привязанность основана не на любви, а на собственническом инстинкте и желании передать кому-то накопленное богатство.​ Но и здесь его ждет разочарование⁚ Владимир, не выдержав гнета отцовской деспотии, кончает жизнь самоубийством, а Петр, растративший казенные деньги, получает от Иудушки жестокий отказ в помощи и умирает в нищете.​

Глава «Иудушка» – это беспощадный портрет морального уродства, порожденного праздностью, лицемерием и жаждой наживы.​ Салтыков-Щедрин создает образ человека, омерзительного в своей душевной пустоте и безнравственности, ставшего символом разложения и упадка помещичьего класса.​

Глава 5⁚ Расплата

В финальной главе романа «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин показывает неизбежный крах Иудушки Головлева – логичный итог его безнравственной жизни.​ Оставшись в одиночестве после смерти сыновей, Иудушка постепенно погружается в пучину безумия и отчаяния.

Его некогда показная набожность превращается в болезненную манию⁚ он часами бормочет молитвы, видит по ночам призраков, его мучают кошмары.​ Богатство, ради которого он жил, больше не приносит ему радости.​ Иудушка становиться пленником собственного страха и одиночества.

Единственным человеком, с кем Иудушка поддерживает подобие отношений, становится его племянница Аннинька, вернувшаяся в Головлево после смерти сестры.​ Однако и эта связь пронизана горечью и безысходностью. Аннинька, сломленная жизненными неудачами, ищет в Иудушке не столько родственную душу, сколько источник материальной поддержки.​

В конце концов, Иудушка, измученный угрызениями совести и страхом смерти, решается на отчаянный шаг. Охваченный приступом покаяния, он бежит из дома в снежную бурю, направляясь к могиле матери, чтобы вымолить у нее прощение.​ Однако его попытка раскаяния оказывается запоздалой⁚ Иудушка замерзает в дороге, так и не обретя душевного покоя.​

Смерть Иудушки становится символом гибели всего рода Головлевых – семьи, разрушенной пороками, эгоизмом и отсутствием любви.​ Имение переходит к дальним родственникам, а память о Головлевых остается как напоминание о том, к каким трагическим последствиям может привести духовная слепота и безнравственность.​

Коротко о главных персонажах

Арина Петровна Головлева

Властная и деспотичная помещица, хозяйка Головлева.​ В начале романа она предстает перед нами как женщина сильная и решительная, привыкшая управлять имением и жизнями своих детей. Однако за внешней суровостью скрывается эгоизм и равнодушие к истинным чувствам и потребностям своих близких.​

Постепенно Арина Петровна начинает осознавать трагические последствия своих деспотичных методов воспитания. Старость она встречает в одиночестве и забвении, мучимая угрызениями совести за разрушенные жизни своих детей.​

Порфирий Владимирович Головлев (Иудушка)

Центральный персонаж романа, средний сын Арины Петровны.​ Хитрый, лицемерный и расчетливый, Иудушка умело скрывает свою истинную сущность под маской благочестия и набожности.​ Он лжив, жаден, безжалостен к окружающим, использует людей в своих корыстных целях.​

Иудушка – мастер интриг и сплетен, он умело разыгрывает роль праведника, чтобы вызвать доверие и добиться своего.​ Он без угрызений совести присваивает себе чужое имущество, манипулирует родственниками, оставляя после себя лишь горе и разрушения.

Степан Владимирович Головлев

Старший брат Иудушки, человек непрактичный и легкомысленный. Он становится первой жертвой деспотичного характера матери и собственной безответственности.​ Промотав полученное наследство, Степан оказывается в полной зависимости от Арины Петровны, которая не упускает возможности унизить и уколоть его.​

Не выдержав тяжести своего положения, Степан пытается бежать из Головлева, но терпит неудачу.​ Он умирает сломленным и никому не нужным, став первым в ряду погибших Головлевых.

Павел Владимирович Головлев

Младший брат Иудушки, человек слабохарактерный и склонный к пьянству.​ Он пытается противостоять тирании матери, но не находит в себе сил для решительных действий.​ Павел ищет забвения в алкоголе, что приводит его к полному разорению и преждевременной смерти.​

Перед смертью Павел прозревает, осознавая истинную сущность своего брата Иудушки, но это прозрение приходит слишком поздно.​

Краткий вывод

Роман «Господа Головлевы» – это беспощадная сатира на помещичий быт и нравы России второй половины XIX века.​ Салтыков-Щедрин создает ужасающую картину морального разложения и упадка дворянства, показывают, как праздность, паразитизм и бездуховность приводят к духовной деградации и гибели целых семей.​

Головлевы – не просто семья, а скорее символ всего сословия, которое, утратив свои былые идеалы и ценности, превратилось в сборище бездушных и эгоистичных монстров, озабоченных лишь собственным благополучием.

Главная трагедия Головлевых заключается в том, что они не способны на любовь, сострадание, искренние чувства.​ Их жизнь превращается в бесконечную череду интриг, сплетен, взаимных упреков и обид.​ В атмосфере лжи и лицемерия гибнут лучшие человеческие качества, а на поверхность всплывают самые низменные инстинкты.​

Иудушка Головлев, центральный персонаж романа, является воплощением духовного уродства и нравственного распада.​ Его жизненный путь – это путь превращения человека в хищного паука, опутывающего своей паутиной всех, кто оказывается рядом.​

Финал романа трагичен, но закономерен.​ Головлевы гибнут один за другим, не оставив после себя ничего, кроме горечи и разрушения.​ Их судьба – это предостережение потомкам, напоминание о том, к каким страшным последствиям может привести духовная слепота и безнравственность.

«Господа Головлевы» – это не просто социальный роман, а глубокое философское произведение, заставляющее задуматься о смысле жизни, о месте человека в мире, о цене морального выбора.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий

    Любопытно, что Арина Петровна, будучи тираном, все же стареет и теряет свою власть. Кажется, даже в таком бездушном мире есть место справедливости.

  2. Елена

    Какой тяжелый и мрачный отрывок. Салтыков-Щедрин беспощадно изображает деспотизм и лицемерие в семье Головлевых. Интересно, как сложится судьба остальных братьев?

  3. Александра

    Судьба Степана вызывает жалость. Он стал жертвой собственной беспечности и жестокости своей семьи.

  4. Ольга

    Описание Головлева как нельзя лучше передает атмосферу увядания и безысходности. Жуткое место!

  5. Николай

    Интересно наблюдать за контрастом между Степаном и Иудушкой. Один — слабый и простодушный, другой — хитрый и безжалостный.

  6. Сергей

    Жду продолжения! Хочется узнать, чем закончится история Павла и как сложится судьба племянниц.

  7. Иван Петрович

    Образ Иудушки сразу вызывает отвращение. Как можно так хладнокровно манипулировать собственной матерью и братом?

  8. Светлана

    Описание семейного совета в самом начале — это просто шедевр. Сразу становится понятно, какая атмосфера царит в этой семье.

  9. Марина

    Тяжелое произведение, но очень сильное. Салтыков-Щедрин мастерски показывает темные стороны человеческой души.