- Краткое содержание «Детство» Толстого по главам (глава 2)
- Глава 1⁚ Утро в доме Иртеньевых
- Глава 2⁚ Образ Maman
- Глава 3⁚ Решение отца о переезде
- Глава 4⁚ Предчувствие перемен
- Глава 5⁚ Знакомство с юродивым Гришей
- Коротко о главных персонажах
- Николай Петрович Иртеньев (Николенька)
- Наталья Николаевна Иртеньева (Maman)
- Петр Александрович Иртеньев (отец)
- Карл Иваныч Мауер
- Краткий вывод
Краткое содержание «Детство» Толстого по главам (глава 2)
Утреннее чаепитие в гостиной. Maman разливает чай. Николенька помнит её доброту, ласку, нежность. Её улыбка делала счастливыми всех.
Глава 1⁚ Утро в доме Иртеньевых
Раннее утро в доме Иртеньевых. Десятилетний Николенька просыпается от назойливой мухи и ворчания своего пожилого учителя – Карла Ивановича. Старик-немец, пытаясь прихлопнуть муху над головой мальчика, попадает прямо ему по лицу. Николенька обижен и сердит, но Карл Иваныч не обращает на детскую досаду внимания и торопит мальчиков скорее умываться и спускаться к маменьке.
Эта сцена – лишь зарисовка, штрих к портрету повседневной жизни в доме Иртеньевых. Она передает атмосферу дворянского быта, где царят свои порядки и устои.
Образ Карла Иваныча, строгого, но справедливого учителя, – один из самых ярких в повести. Он отражает типичную фигуру домашнего наставника в дворянских семьях того времени. Несмотря на некоторую комичность, Карл Иваныч искренне привязан к своим воспитанникам и старается дать им хорошее образование.
В этой главе Толстой мастерски передает детское восприятие мира, где даже незначительный инцидент может вызвать бурю эмоций. Обида Николеньки на Карла Иваныча быстро забывается, ведь впереди его ждет встреча с любимой матушкой.
Глава 2⁚ Образ Maman
Вторая глава повести переносит нас в просторную гостиную, где за накрытым к завтраку столом царит атмосфера тепла и уюта. Маменька, Наталья Николаевна, разливает чай, а её образ становится центральным в этой части повествования.
Толстой не дает детального портрета маменьки. Вместо этого он рисует ее образ через восприятие Николеньки, сквозь призму детских воспоминаний, где ярче всего запечатлелись отдельные детали⁚ «её карие глаза... родинка на шее, немного повыше того места, где начинались маленькие волосы», «тонкая, с налившимися жилками рука». Эти фрагментарные воспоминания, однако, создают необыкновенно живой и трогательный образ.
Маменька для Николеньки – воплощение добра, нежности и любви. Её улыбка, «которая редко бывала у неё в губах, но которая постоянно отражалась в её глазах и освещала всё лицо», делала счастливым не только мальчика, но и всех вокруг.
Эта глава – гимн материнской любви и нежности, которая остаётся с человеком на всю жизнь, как самое светлое и дорогое воспоминание.
Глава 3⁚ Решение отца о переезде
Беззаботная атмосфера детства, царившая в предыдущей главе, сменяется предчувствием перемен. Отец, фигура властная и строгая, объявляет о своем решении, которое перевернет привычный мир Николеньки.
Сцена разыгрывается в кабинете отца, где он обсуждает со своим приказчиком Яковом денежные дела. Толстой подчеркивает контраст между миром взрослых, заполненным хозяйственными заботами, и миром детей, еще не отягощенных подобными проблемами. Николенька и Володя не допускаются к столу, где отец перекладывает бумаги и ведет разговоры, непонятные и скучные для них.
Отец сообщает сыновьям, что они уже достаточно взрослые, чтобы продолжить образование в Москве. Решение переехать к бабушке звучит для Николеньки как громом среди ясного неба. Он еще не понимает всей серьезности перемен, но интуитивно чувствует наступающую разлуку с любимой матушкой и родным домом.
Решение отца – это своего рода рубеж, отделяющий детство от новой, более взрослой жизни. Николенька стоит на пороге неизведанного, и в его душе борются тревога и смутное ожидание чего-то неизбежного.
Глава 4⁚ Предчувствие перемен
Атмосфера в доме Иртеньевых меняется. Решение отца о переезде бросает тень на привычный уклад жизни.
Урок с Карлом Ивановичем, обычно протекавший в спокойной обстановке, на этот раз проходит напряженно. Николенька, расстроенный новостью о предстоящем отъезде, не может сосредоточиться на заданиях. Он получает наказание от учителя и горько плачет, но уже не от детской обиды, а от непонятной тревоги, захватившей его душу.
Сам Карл Иваныч, прослуживший в семье много лет, тоже тяжело переживает новость о переезде. Он воспринимает его как личную трагедию, как неблагодарность со стороны людей, к которым он искренне привязался.
Описание обыденных, казалось бы, событий⁚ приготовления к обеду, возвращение гувернантки с дочкой Катенькой из сада – все это передаёт настроение неопределенности, витающее в воздухе. Появление незнакомца в доме еще больше усиливает ощущение грядущих перемен, которые неизбежно изменят жизнь маленького Николеньки.
Глава 5⁚ Знакомство с юродивым Гришей
В дом Иртеньевых приходит необычный гость – юродивый Гриша. Его появление резко контрастирует с атмосферой дворянского быта, описанной в предыдущих главах.
Толстой подробно описывает внешность Гриши, подчеркивая его отличие от привычного окружения Николеньки⁚ «… ему было около пятидесяти лет, … он был в каком-то рваном сюртуке, … на голове у него была одна только прядь волос, … один глаз был здоров и блестел, а вместо другого торчал маленький, чёрный комочек». Его речь бессвязна, а поведение кажется странным и непонятным.
Для Николеньки и других детей Гриша – объект любопытства, смешанного со страхом. Они не могут понять его мир, его веру, которая выражается в странных, с их точки зрения, поступках.
Образ юродивого имеет глубокий символизм в русской литературе. Гриша – это не просто странник, это носитель иной, народной веры, которую не может понять рациональный ум дворянского мальчика.
Коротко о главных персонажах
Николай Петрович Иртеньев (Николенька)
Главный герой повести, от лица которого ведётся повествование. Десятилетний мальчик, впечатлительный и чувствительный. Он остро переживает все события, происходящие вокруг него, ищет любовь и понимание. В начале повести Николенька – беззаботный ребенок, окруженный любовью матери и заботой близких. Однако решение отца о переезде в Москву становится для него первым шагом на пути взросления, заставляя его столкнуться с новыми, порой сложными, эмоциями и переживаниями.
Наталья Николаевна Иртеньева (Maman)
Мать Николеньки. Её образ – воплощение любви, нежности и доброты. Она создает атмосферу тепла и уюта в доме, окружает детей заботой и лаской. Для Николеньки маменька – идеал женщины, источник безусловной любви и поддержки. Её образ остается с ним на всю жизнь как самое светлое и дорогое воспоминание.
Петр Александрович Иртеньев (отец)
Отец Николеньки. Представитель дворянства, он строг и властен. Отец требователен к себе и окружающим, стремится дать своим детям хорошее образование. Он любит свою семью, но его любовь выражается не в нежностях, а в заботе об их будущем. Образ отца является своего рода противовесом образу матери, он символизирует собой мир взрослых, с его проблемами, тревогами и ответственностью.
Карл Иваныч Мауер
Домашний учитель Николеньки и Володи. Пожилой немец, он предан своей работе и искренне привязан к воспитанникам. Карл Иваныч строг, но справедлив, он стремится привить мальчикам любовь к знаниям и дисциплине. Его образ вызывает у Николеньки противоречивые чувства⁚ от детской обиды до уважения и признательности.
Краткий вывод
Первые главы повести «Детство» Льва Толстого погружают нас в мир детства, увиденный глазами десятилетнего Николеньки Иртеньева. Автор мастерски передает атмосферу дворянского быта XIX века, с его устоями и традициями.
Мы знакомимся с яркими и запоминающимися персонажами⁚ нежной и любящей маменькой, строгим, но заботливым отцом, чудаковатым учителем Карлом Ивановичем. Каждый из них играет важную роль в формировании личности главного героя.
Центральное место в этих главах занимает тема семьи и дома. Для Николеньки дом – это место, где он чувствует себя защищенным и любимым, где царят тепло и понимание.
Однако идиллия детства не может длиться вечно. Решение отца о переезде в Москву становится для Николеньки первым шагом на пути взросления. Он сталкивается с необходимостью расставания с близкими, с непониманием и несправедливостью взрослого мира.
«Детство» – это не просто повествование о детских годах главного героя. Это философское размышление о смысле жизни, о роли семьи и воспитания в становлении личности. Толстой призывает нас беречь светлые воспоминания о детстве, о той поре, когда мир казался нам добрым и прекрасным.
С нетерпением жду продолжения! Интересно, как дальше будут развиваться события.
Очень интересно читать про быт дворянских семей, особенно глазами ребенка. Сразу представляешь себе эту картину: утро, чай, строгий учитель…
Интересно, что Толстой не дает подробного описания внешности маменьки. Ее образ складывается из мелочей, которые запомнились ребенку.
Толстой мастерски передает детские эмоции. Обида Николеньки такая настоящая, детская. Сразу вспоминаешь себя в детстве.
Карл Иванович — типичный образ учителя того времени. Строгий, но справедливый. У меня тоже был похожий учитель, вспоминаю его с теплотой.
Чудесное описание атмосферы тепла и уюта в доме Иртеньевых. Сразу хочется оказаться там, за этим семейным столом.
Люблю, как Толстой описывает детали. «Тонкая, с налившимися жилками рука» — сразу видишь эту картину.
Очень трогательно описаны отношения Николеньки с матерью. Чувствуется, как он ее любит.